Главная страница
Навигация по странице:

  • «Представление»

  • Насилие в семье курсовая работа. Теоретическометодологическое обоснование исследования


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеТеоретическометодологическое обоснование исследования
    АнкорНасилие в семье курсовая работа
    Дата05.06.2022
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла07Voronchikhina (1).docx
    ТипАнализ
    #570898
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Глава 1.Теоретическо-методологическое обоснование исследования представлений о психологическом насилии в семье


      1. «Представление» как психологический феномен

    Первичную информацию об окружающей нас действительности мы получаем через ощущения и восприятие. Последовательные образы, возникающие после прекращение действия на раздражитель, и сохраняющиеся в течение некоторого времени, не несут существенной роли для психической жизни человека. Однако, намного больший интерес вызывает тот факт, что данный образ может быть вызван и через длительный временной промежуток, после того как прекращено действие раздражителя. Данное явление носит название «представление».

    Представление это процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенный наглядных образов. Представления есть вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, который сохраняется и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств [8].

    Е.Б. Старовойтенко говорит о том, что формы представлений близки с одной стороны к сенсорно-перцептивным феноменам, а с другой - к феноменам мышления.

    Согласно А.М. Шахнаревичу и Н.М. Юрьевой, представление - это субъективное отражение связи и эмоциональных отношений действительности. При этом данный авторы наделяют представление следующими характеристиками: образность, функциональная компенсаторность, эмоциональная окрашенность.

    Следует отметить, что представления это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. Именно в этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных

    предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов [15].

    В психологической литературе существует три подхода к интерпретации представлений. Согласно первой точке зрения, представленной в рамках эмпирической ассоциативно-сенсуалистической психологии, Дж. Локк отождествляет «представление» и «понятие». Наглядность данного метода демонстрирует Ф. Гальтон в коллективных фотографиях, где при накладывании одного снимка на другой, сделанные на одной и то же пленке, приводило к тому, что индивидуальные признаки стирались и сохранялись лишь общие черты. Придерживаясь этой концепции, многие психологи именно так смотрели на природу понятия и их возникновения.. Общее понятие, с их точки зрения, будто бы отличается от единичного наглядного образа только как коллективная гальтоновская фотография от портрета. Но именно это сравнение очень наглядно обнаруживает и несостоятельность этой теории [23].

    Вторая точка зрения говорит о необходимости различать представление и понятие. Такой точки зрения придерживались представители вюрцбурской школы. Третья точка зрения: внешнее соотнесение понятия и представления. Следует заметить понятие нельзя соотнести с представлением, собственно как и отделить от него. Они не равны, однако между ними существует единство; противоположность данных категорий заключается в том, что представление образно - наглядно, а понятие не наглядно, представление - даже общее –имеет связь непосредственно с наглядной единичностью, отражает явление в его более или менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается ограниченность явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Тем не менее, понятие и представление взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга, явление и сущность, общее и единичное в самой действительности [23].

    Образное содержание представлений, подвергаясь обработке и преобразованиям, и являясь включенным в мыслительную деятельность образует ступенчатую иерархию обобщенных и схематизированных представлений, что позволяет им идти по двум путям развития: с оной стороны, воспроизведение воспринимаемых раздражителей в их индивидуализированной единичности, с другой переход в понятие [23].

    На основе воспринимаемых объектов, имевших место в прошлом, можно выделить несколько типов представлений. «Во-первых, это пред- ставления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения» [15].

    Представления возникают в результате практической деятельности. Они играют важную роль не только в процессах памяти и воображения, а так же во всех психических процессах направленных на обеспечение познавательной деятельности.

    В соответствии с выделением ведущего анализатора, представления подразделяют на следующие виды:

    • зрительные (образ человека, места, пейзажа);

    -·слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

    -·обонятельные (представление какого-то характерного запаха например, огуречного или парфюмерного);

    -·вкусовые (представления о вкусе пище сладком, горьком и пр.)

    -·тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

    -·температурные (представление о холоде и тепле);

    Следует заметить, что в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании клубнику, испытуемый одновременно представляет себе и ее красный цвет и гладкую поверхность, ее структуру, характерный вкус и запах.

    На формирование преставлений особую роль накладывает профессия, т.к. представления формируются в процессе деятельности человека, как следствие у людей с определенными профессиями в той или иной мере наиболее сильно выражены различные виды представлений: у архитектора — зрительный, у дирижёра слуховой, у баскетболиста и танцовщицы двигательный, у парфюмера обонятельный и т. д.

    Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

    Единичные представления — это представления, основанные на вос- приятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.

    Общие представления — представления, которые включают в себяряд сходных предметов. Данный вид представлений формируетсяблагодаря второй сигнальной системы и словесным понятиям.

    Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

    Критерий «происхождение» так же является основой для классификации представлений. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Важно отметить, что большая часть представлений человека – это образы, которые возникли на основе восприятия – то есть первичного чувственного отражения действительности. Именно эти образы являются составляющими картины мира конкретного человека, формируясь и производя корректировку в течении всей жизни индивида.

    Представления, которые сформировались на основе мышления, имеют высокую степень абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Например, многие люди имеют представления таких понятий как

    «бескорыстность» или «честность», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

    Представления, формирующиеся на основе воображения, составляют основу творчества как художественного, так и научного.

    Следует различать представления по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные представления это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

    Произвольные представления это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности

    В своих работах А.Г. Маклаков выделяет следующие характеристики представлений:

    В-первую очередь это наглядность. Представления — это чувственно- наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Однако, перцептивные образы есть отражение объектов материального мира, воспринимаемых в данный момент, в свою очередь представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Как следствие, представления не могут отличится высоко степенью наглядности, они намного бледнее [15].

    Во-вторых, фрагментарность. Представления не могут воссоздать полую картину мира. Они полны пробелов, некоторые составляющие части и признаки представлены наиболее четко, другие — очень смутно, а третьи могут вообще отсутствовать.

    В-третьих, неустойчивость и непостоянство. При воссоздании образа на передний план будут поочередно выступать те или иные детали воспроизводимого образа, что говорит о неспособности сознания долго удерживать данный образ. Лишь люди, с высокоразвитой способностью к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов

    — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), могут иметь достаточно устойчивы и постоянные представления.

    В психической регуляции поведения человека представление осуществляет ряд функций, таких как: сигнальная функция, регуляторная функция и настроечная функция.

    Сигнальная функция заключается в отражении не только образа предмета, но и многообразной информации о нем, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

    И. П. Павлов относил представление к первым сигналам дей- ствительности, лежащих в основе сознательной деятельности человека. Он указал на то, что представления очень часто формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности [15].

    Суть регуляторной функции состоит в отборе необходимой информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшим на наши органы чувств. Данный отбор происходит с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

    Следующая функция представлений настроечная. Ее проявление зависит от характера воздействия окружающей среды, что проявляется в ориентации деятельности человека. Так,проводя изучение физиологических механизмов произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ направлен на настройку двигательного аппарата для выполнения соответствующих движений. Настроечная функция

    представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности [15].

    Представления являются собственно образами памяти лишь в том случае, если образ представление, воспроизводя прежде воспринятое, осознается в своем отношении к нему. В случае если возникшее представление не имеет под собой опоры на прежде воспринятое, или хотя бы использование относительно преображенного образа ранее воспринятого, то в этом случае, можно говорить, что представление является образом воображения. Представление функционирует в системе мышления, что позволяет ему приобретать новые функции и черты.Индивидуальные особенности у разных людей могут влиять на яркость и отчетливость представлений, на устойчивость и полноту, на фрагментарность и схематичность и т.д.Наиболее существенными индивидуальными различиями считаются те различия, которые имеют связь со способностью вызывать те или иные представления и удерживать их.При необходимости в деятельности (например, художественной, музыкальной), эта способность в процессе соответствующей деятельности и вырабатывается. При восприятии различными сенсорными областями, один и тот же человек может вызвать различные по яркости, устойчивости, четкости, представления.Но следует заметить, что представления обычно включают в себя несколько сенсорных областей(слуховые, зрительные и т.д.). Представление - не механическая репродукция восприятия, которая где - то сохраняется как изолированный неизменный элемент для того, чтобы всплыть на поверхность сознания. Оно - изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение

    представления к предмету. Отношение к предмету в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление подвергается.

    Следует обратить внимание на необходимость разграничивать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

    Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами. Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с последовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораздо больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения. [15].

    Однако, первичные образы памяти обладают отличительными чертами от последовательных образов, что,в свою очередь, сближает их с представлениями. Сюда следует отнести следующие черты: 1) направленность внимания на объект восприятия влияет на первичные образы; 2) чтобы получить яркий последовательный образ, надо сравнительно долго (15-20 с) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (одна-две секунды) времени восприятия [15].

    Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие [15].

    Рассматривая структуру представлений с позиции системного подхода(Л.С,Выготский. Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) можно сказать о целостном единстве всех компонентов и их всесторонней связи, которые позволяют функционировать представлениям. Однако для рассмотрения структуры представления необходимо выделить системообразующий фактор,

    определяющий особенность функционирования системы. Таким фактором можно считать пространственные представления, которые являются неотъемлемой частью предметного содержания и могут играть роль стержня,на основе которого строятся остальные характеристики [9].

    Функционирование представлений осуществляется за счет взаимодействия различных компонентов структуры представлений (мнемический, имажитивный и пространственный).

    Л.Я. Дорфман считал, что в представлениях отображаются не только предмет, средства и объективные условия деятельности и общения, а так же внутренне состояние индивида. Поэтому в представлениях можно выделить 3 измерения: сознание(поток сознания); объектное отображение внешнего мира, его объектов и их значений; субъектное внутреннее состояние, чувственная ткань психического.

    Объектное измерение это отображение в представлении внешнего мира: мнемические и пространственные представления отражающие окружающие человека объекты и связывающие представления с предметным миром; имажитивный компонент представления, преобразующий в сознании человека этот мир объектов. Субъектное измерение – это чувственная ткань психического; внутренние условия или личностные особенности позволяющие учесть связь между представлениями и субъектом.

    Л.Я. Дорфман приходит к выводу, что процессы оперирования вторичными образами (представление) направленны на переструктурирование представлений, чтобы в них было отражено превращённом виде) влияние свойств и особенностей индивидуальности, которые могут начитаться в глубинах соматики и распространяться на предметный, семантический (интерпретация, смысл образа) и рефлексивный (самопознающий) слои представлений.

    На основании совпадения категории образ в понятии представления и репрезентации, в своем исследовании мы будем опираться на следующую

    структуру образа, выдвинутую Н. Н. Васягиной, Ю. С. Газизовой, представленную на следующих уровнях: перцептивный уровень, который наполнен совокупностью характеристик, сложившихся в личном опыте взаимодействия в семье; понятийный уровень раскрывается через значения и ценностно-смысловые категории, сложившиеся в ходе обобщенного осмысления различных представлений о благополучной семье; амодальный уровень представлен через призму общекультурных значений и ценностно- символических категорий.

    Таким образом, представление– это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результатом представления является вторичный образ (т.е. извлеченные из памяти

    «первый сигнал»). Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов.

    Трех уровневая структура представлений, включающая в себя перцептивный, понятийный и амодальный уровни позволяет всесторонне взглянуть на психологическую категорию «представление». Особенностями структуры представления можно отнести степень выраженности, тесноту связи компонентов, а так же яркость-четкость представлений, выступающую в качестве критерия сформированности этой структуры.


      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта