Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория естественного права: происхождение и содержание

  • Суть теории естественного права в том, что

  • Достоинствами теории являются

  • К основным недостаткам теории естественного права относятся

  • Нормативистская теория права.

  • Недостатки

  • Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты

  • не обладает правотворческими полномочиями

  • Суды лишены права на правотворчество.

  • Понятие, сущность и социальная роль права

  • билеты по тгп. билеты тгп. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство


    Скачать 267.77 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
    Анкорбилеты по тгп
    Дата08.11.2022
    Размер267.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты тгп.docx
    ТипДокументы
    #777018
    страница9 из 19
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

    Плюсы и минусы патриархальной теории


    Патриархальная теория происхождения государства при своей неоднозначности обладает рядом достоинств. К ним относятся:

    • уважительное отношение народа к власти;

    • распространение идеи родства, единства народа как членов семьи;

    • «отеческая» забота правителя об обществе;

    • создание управленческого строя, исключающее безнравственное отношение к людям.

    Недостатки теории вызваны противоречиями, напрямую связанными с отождествлением правителя с отцом-патриархом:

    • отсутствие родственных связей между монархом и значительным большинством населения;

    • на должность правителя нередко избирается представитель другого государства;

    • власть монарха носит публичный характер;

    • подчинение законам осуществляется по принципам принуждения, а не в соответствии с соблюдением семейных традиций.

    Следует вывод, что патриархальная теория не объясняет иерархию власти и возникновение социальных институтов. Она пренебрегает явными различиями в функциях семьи и государства.

    Из курса истории известно, что семья, как социальный институт, возникла одновременно с государством, поэтому ошибочно считать ее первоосновой.

    Многие философы считают патриархальную теорию несостоятельной из-за явной пропаганды монархической власти и непризнания демократического строя.

    Современные ученые опровергают патриархальную теорию как объяснение становления государств в целом. Но не исключают применения ее идей при изучении формирования государственности некоторых племен, к примеру, североамериканских индейцев.

    Также есть теории

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Теория естественного права: происхождение и содержание

    Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Фундаментальную разработку теория естественного права получила в работах ЛоккаРуссоМонтескьеГольбахаРадищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.

    Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства.

    Естественное право это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. К таким правам отно­сятся: права человека на жизнь, свободу, собственность, общение с себе подобными, продолжение рода, нормальные условия человеческого су­ществования, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства.

    В свою очередь закономерны и вытекающие из этих прав обязанности не причинять ущерба другим людям, обществу, государству, не препятст­вовать другом людям в осуществлении их прав. Естественное право, сле­довательно, представляет собой совокупность идеальных, глубоко нрав­ственных и в высшей степени справедливых представлений о праве.

    С точки зрения естественно-правовой теории в цивилизованном обществе нет оснований для противопоставле­ния естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечелове­ческую систему правового регулирования общественных отношений.

    Суть теории естественного права в том, что:

    - право и закон – не одно и то же;

    - законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людь­ми) и приняты государственными органами;

    - право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

     право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

    - фактически право и мораль едины;

    - не всегда законы соответствуют естественному праву;

    - права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

    Кроме позитивного права, кото­рое создается государством, существуют стоящие над ним есте­ственные неотъемлемые права, принадлежащие человеку от ро­ждения (право на жизнь, свобод­ное развитие, труд и т.п.)

    Достоинствами теории являются:

    - прогрессивность;

    - признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;

    - допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости)

    К основным недостаткам теории естественного права относятся:

    -прямое отождествление права и морали;

    - противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естествен­ного) права, то есть конкретных формально-определенных юридичес­ких норм и абстрактных идей;

    - преувеличение роли неписаного права;

    - различное понимание людьми идей справедливости.

    Также есть теории

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Нормативистская теория права.

    Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности. Нормативистская концепция праваполучила рас­пространение в первой трети XX в. Ее авторами считают­ся X. Кельзен - австрийский политик и правовед; Штаммер - немецкий юрист и социолог; Новгородцев – русский ученый правовед.

    По мнению Кельзена, право представляет собой строй­ную иерархическую пирамиду во главе с «основной нор­мой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа­нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации.

    Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред­ставлять собой «чистую науку». Право — это система дол­жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма­тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ­ства.

    Суть нормативистской теориисоставляют следую­щие положения:

    » право является пирамидой норм;

    » во главе данной пирамиды стоит "суверенная норма", определяющая смысл остальных норм (конституция);

    » каждая норма в данной иерархии черпает юридиче­скую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суве­ренной нормы;

    » сила права зависит от разумности построения всей ие­рархической правовой системы

    » право "живет" только в кодифицированных юридиче­ских нормах, то есть не может быть права вне норм (на­пример естественного);

    » право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть "в чис­том виде".

    К достоинствам теорииможно отнести следующие:

    признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от ин­дивидуальных актов до суверенной нормы высшей юри­дической силы;

    идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

    признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от фило­софии, морали и т. д., следовательно, ликвидация дуа­лизма между "естественным" и "позитивным" правом.

    такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.

    Недостатки теории:

    · главный - повышенное внима­ние к формальной стороне права.

    · игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав лично­сти, соответствия потребностям экономического развития и т.п.),

    · игнорирование есте­ственных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему, угроза праву со стороны государства.

    Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто­ящее время широкое признание получило требование соот­ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. Также есть теории

    Основоположники марксистской теории (классовой теории) Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.). Появление государства, согласно этой теории, связано с развитием экономики. Это определило социально-классовые изменения в обществе, а также обеспечило материальные условия возникновения государства и права. Согласно мнению авторов теории, противоречия между социальными классами общества, противоречий между ними, а также образование частной собственности обуславливает появление государства.

    Ирригационная теория государства и права – ее основоположники связывали возникновение государства с необходимостью постройки систем полива в восточных обществах, которые испытывали ирригационные проблемы. Согласно историческим учениям, все оседлые древние государства обосновались в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Хуанхэ, Нил. Сторонники концепции объясняли это тем, что сама природа диктовала народам необходимость в объединении усилий для того, чтобы обеспечить обработку прибрежных земель.

    Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими.

    Теологическая теория государства и права – это гипотеза, согласно которой государство и право – творение Бога, созданное для того, чтобы регулировать поведение людей. Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке.

    Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами. Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и действует в том или ином государстве в виде законов, других правовых актов.

    В теории происхождения государства и права эта теория получила название договорной, а также ее называют теорией договорного происхождения государства и права.

    Нормативистская теория права. К нормативистам в широком смысле слова в современной юридической литературе относят всех тех правоведов, которые полагают, что наука права должна прежде всего заниматься анализом и классификацией действующих правовых норм, построением юридических понятий и схем, не касаясь вопросов социологии и психологии, а главным образом – политики.

    Также есть теории

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты

    Рома́но-герма́нская правова́я семья́ — термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединённых общностью своих структур, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.

    Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др. Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву. Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни. Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет. Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны. К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства. К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями. Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона. Здесь нет правила прецедента, присущего общему нраву. Поэтому суд здесь не обладает правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права. Но он обладает большой свободой в толковании применяемых нормативных правовых актов, благодаря чему судебная практика оказывает значительное влияние на правоприменительный процесс и развитие действующего права. Большое внимание при этом уделяется единообразию судебной практики. Значительную роль в этом плане играют решения и разъяснения высших судебных органов. В качестве особенностей романо-германской правовой семьи можно назвать следующие моменты.

    • Норма права здесь выступает в качестве достаточно общего правила. Норма нрава очищена от казуистических деталей. Общий характер нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в значительной мере избежать пробелов.

    • Основным источником права являются нормативные акты. Ведущее место среди них занимают законы как акты, принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими актами. Среди законов высшей юридической силой обладают конституции. В качестве источника права здесь выступают и нормативные договоры, а также в ограниченном объеме – правовые обычаи.

    • Структура права, начиная с традиций римского права, характеризуется делением права на частное и публичное, а также на отрасли и отдельные институты. Многие институты права (прежде всего частного), а также юридическая техника, терминология, толкование основаны на традициях права Древнего Рима.

    • Важное значение придается кодификации. Основные законодательные акты выступают в виде кодексов по отдельным отраслям права.

    • Суды лишены права на правотворчество. Их задача – разрешать конкретные юридические дела на основе закона. Суды имеют право толковать законы. На основе толкования и решений судов складывается определенная практика. Издаются сборники, справочники судебной практики.

    Также есть правовые семьи:

    К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями: базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела); главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства; на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде; основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право; отсутствуют кодифицированные правовые отрасли; нет классического разделения на частное и публичное право; широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками; правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер. Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

    К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.   Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

    Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм). Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов. Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе. К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее: неписаный, другими словами, некодифицированный характер права; мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев; обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом; осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим; архаичность многих обычаев месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

    Понятие, сущность и социальная роль права

    Право это система общеобязательных формально определенных норм исходящих от государства охраняемых их и регулирующие общественные отношения. В современной юриспруденции право определяется как совокупность правовых норм, установленных либо санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

    Сущность права это внутренняя качественная основа права которая отражает его истинную природу и назначения в обществе.

    Основа права

    1.Возведенную в закон волю той социальной группы которая обладает реальной государственной властью.

    2. Права и обязанности субъектов права.

    3. Реальные общественные отношения складывающиеся в обществе.

    Признак права .

      1. ПРАВО ЭТО СИСТЕМА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ИСХОДЯЩИХ ОТ ГОСУДАРСТВА ИЛИ САНКЦИОНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВА. В этом принципиальное отличие права от других социальных норм (обычаев, традиций и др.). Согласно данному признаку государство в лице своих государственных органов выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы. В современных государствах, которые основаны на принципе разделения властей, такое правомочие относится к компетенции законодательных органов государства (парламенты). А реализация принятых нормативных предписаний обеспечивается исполнительными органами государства (правительством, министерствами, иными государственными органами исполнительной власти). В процессе своей деятельности исполнительные органы также правомочны принимать нормативно-правовые акты, которые однако по своей юридической силе являются подзаконными, т.е. не могут противоречить Конституции и законам.

      2. Право это упорядоченная система правил поведения которая содержится в правовых нормативных актов или в иных источников. Форма выражения права явлется законодательства или источники права источники права не хаотичные а расположены в строгой иерархии на вершине конституция . Отличие правовых норм скажем от норм морали, обычаев состоит в том, что они существуют в качестве письменных нормативных положений, которые содержатся в юридических документах (например, в нормативно-правовых актах). Правовые нормы располагаются не хаотично, а в четкой системной последовательности. Так, Конституция Российской Федерации содержит в себе два раздела и девять глав, причем каждая глава следует в определенном порядке, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм

      3. Формальная определенность права определяется в определенности предписания нормативных актов, ясно на кого эти нормы распространяются и это определенность формальна означает, что право обликается в определенную форму .

      4. Общеобязательность права означает, что положения права распространяются не только на граждан, но и на организации и органа государства. Согласно данному признаку, все нормативные предписания, которые издаются компетентными государственными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами права. Причем под субъектами права необходимо понимать не только физических и юридических лиц, но и государство, государственные органы, должностные лица, органы местного самоуправления. Общеобязательность права – это необходимое условие жизнедеятельности всего общества и государства, это гарантия их взаимодействия, поэтому данное требование, как правило, закрепляется в Конституциях государств. Согласно ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации – органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно Конституции Королевства Нидерландов – король принимает следующую присягу либо обещание на Конституции: «Я клянусь (обещаю) перед народом Нидерландов всегда соблюдать и защищать Конституцию..

      5. Право охраняется государством. Обеспечение реализации нормативных предписаний является необходимым и неотъемлемым элементом деятельности государственных структур. Для нормального функционирования всего общества, обеспечения правопорядка, законности на территории государства государственные органы наделяются следующими полномочиями: 1. осуществление правотворческой деятельности; 2. осуществление правоприменительной деятельности, т.е. применение мер государственного принуждения к лицам, которые нарушают действующее законодательство. В силу последнего положения, именно от государственных органов (милиции, прокуратуры, судов) зависит неукоснительное исполнение и соблюдение правовых норм. В случае нарушения норм права виновные лица несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной правовой нормы.

    Социальные нормы право сводятся к удовлетворении потребности людей необходимый для развития В современной юридической литературе признается значение права как необходимого инструмента регулирования экономических отношений, отношений по использованию природных ресурсов, по охране окружающей среды, по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, в утверждении народовластия, институтов демократии. В целом социальное назначение права проявляется в закреплении необходимых отношений, искоренении негативных явлений из жизни общества, создании условий для благоприятного развития новых, более прогрессивных отношений.

    Сущность современного права - объективно обусловленная и нормативно закрепленная общая воля всех членов общества как результат согласования индивидуальных и коллективных интересов по коренным, долговременным вопросам жизни общества и государства. Сущность права заключается в регулировании общественных отношений и достижении на нормативной основе стабильной организованности общества.

    В теории права выделяется объективное и субъективное право. Объективное право - это законодательство, правовые обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры. Право объективно в том смысле, что не зависит от воли и сознания отдельных лиц.

    Субъективное право - это конкретные права и свободы личности, которые субъективны в том смысле, что принадлежат конкретным субъектам (гражданам, должностным лицам, юридическим лицам).

    Назначение права состоит в том, чтобы быть государственным регулятором общественных отношений. Право, будучи нормативным выражением гос.

    воли, регулирует общественные отношения. Кроме того, право выступает в качестве общеобязательного критерия правомерного и неправомерного поведения.

    Сущность права. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Противоречие между справедливостью и правом может подорвать авторитет правовых норм и издавшего их государства в глазах общества. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

    Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

    Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей.

    Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. Социальное назначение права выражается в следующем:

    • с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;

    • право обеспечивает возможность плодотворной активной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности;

    • институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы).

    Отсюда ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

    Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития

    Функции права – это направления его воздействия на общественные отношения в ходе осуществления задач и целей, стоящих перед обществом и государством.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19


    написать администратору сайта