Главная страница
Навигация по странице:

  • Ирригационная теория происхождения государства

  • Основные недостатки

  • Теория насилия

  • Оценка теории.

  • Теологическая теория происхождения государства и права

  • Недостатки и минусы

  • Фомы Аквинского

  • Патриархальная теория происхождения государства.

  • Конфуция

  • билеты по тгп. билеты тгп. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство


    Скачать 267.77 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
    Анкорбилеты по тгп
    Дата08.11.2022
    Размер267.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты тгп.docx
    ТипДокументы
    #777018
    страница8 из 19
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
    § постоянное развитие общества привело к тому, что увеличилась мобильность населения, связано это было также с тем, что развивались экономические отношения. Поскольку человек уже не был привязан к своему роду, то он мог реализовать свои права и обязанности в том государстве, которое бы было наиболее благоприятным для поселения;

    § создание аппарата публичной власти, цель которой – контроль над гражданами и принуждение их к соблюдению установленных правил и законов путем создания органов по надзору, которых ранее не было в обществе. Также появляется особый класс – управленческий аппарат, целью которого является управление исключительно государственными делами;

    § с целью поддержания текущей власти необходим сбор средств у населения – налоги, но с течением времени этого становится недостаточно и государство совершает займы, образуется государственный долг. Все это связано с растущим количеством населения и нарастанием противоречий между классами в обществе;

    § советская наука изучала появление классов, развитие противостояния между ними, перерастающего в классовую борьбу. Государственное устройство образуется на основе этой непримиримости;

    § усложнение общества – результат экономического развития. Производительные и распределительные производные общества также претерпевают изменения. По мере того, как совершенствовались орудия труда и росла производительность, возник избыток продуктов, который в свою очередь стал причиной появления имущественного неравенства и классов. Неизбежным последствием этого стала борьба между отдельными группами, которая привела к образованию государства, используемого в качестве аппарата угнетения.

    Основоположники марксистской теории (классовой теории) Основоположниками данной теории считаются Карл Маркс (1818 – 1883 г.), Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.), Льюис Морган (1818 – 1881г.), Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.). Зарождение и становление идей марксистской теории приходится на вторую половину XIX века. Идеологическую базу концепции составляют работы Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и лекция Ленина «О государстве». В свою очередь, основу книги Энгельса составляли труды Моргана, которые были опубликованы в его работе «Древнее общество». Энгельс систематизировал взгляды американского этнографа на древнее общество, утвердил классовый подход к появлению государства и частной собственности, делал попытки доказать, что материальные условия первобытного общества непосредственно влияют на возникновение и развитие государства. Марксистская теория достаточно длительное время базировалась именно на взглядах Энгельса, которые были изложены в его книге. По мнению автора, обществу, чтобы не прийти к коллапсу, необходима сила, которая будет из него же, но стоять выше и удерживать народ в границах порядка. Самый значительный вес имели данные о перерастании родового строя в организацию общества путем становления государственности.

    Свой вклад в развитие теории привнес и российский революционер Владимир Ленин. Взгляды на марксистскую концепцию возникновения государства и

    права он изложил в своей лекции «О государстве», которая была прочитана во времена Гражданской войны в 1919 году. Условия на тот момент сложились таким образом, что Ленин мог сделать упор на насильственную, принудительную роль государства. Революционер был убежден, что через государственные органы можно воздействовать на всех рабов и управлять ими. В своих взглядах Ленин продвигал идею того, что такая форма организации политики в обществе является аппаратом подчинения людей через насилие, машиной для поддержания господства одного класса над другим, а также источником рабовладельческой власти.

    По мнению сторонников данной теории, марксистская концепция являет собой большое достижение научной мысли, она ясна и логична, последовательна и убедительна. Впервые внимание теоретиков было обращено на закономерности, которые существовали между возникновением частной собственности, развитием общества и экономики и возникновения государства и права. Базируясь на научных основах, в ней были раскрыты реальные причины и условия возникновения некоторых государств Европы. Но все же данная теория не учла многих факторов, влияющих на становление государственности, например психологический, этнический, биологический факторы.

    Также есть

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Ирригационная теория происхождения государства

    Ирригационная теория государства и права – ее основоположники связывали возникновение государства с необходимостью постройки систем полива в восточных обществах, которые испытывали ирригационные проблемы. Согласно историческим учениям, все оседлые древние государства обосновались в долинах крупных рек, таких как Тигр, Евфрат, Хуанхэ, Нил. Сторонники концепции объясняли это тем, что сама природа диктовала народам необходимость в объединении усилий для того, чтобы обеспечить обработку прибрежных земель. Для выживания необходимо создание эффективно функционирующей ирригационной системы, что требует усилие не одного человека, а объединение десятков тысяч человек. Впоследствии все эти усилия являли результатом обеспечения всего трудившегося народа урожаем, это, в свою очередь, поддерживало в обществе баланс социальных сил. Вся эта система способна эффективно функционировать только в условиях разделения труда, наличия единого руководящего центра, которому подчиняются все, задействованные в данной системе люди, строгой дисциплины.

    Ирригационная теория — основные идеи

    § 1) ирригация – это массовый организованный труд, который требует чёткой координации;

    § 2) с применением данной теории на практике образуются классы функционеров, бюрократов и жрецов;

    § 3) баланс в обществе сохраняется путем стабильного обеспечения общества урожаем, для получения которого объединялись большие массы людей;

    § 4) организаторы ирригационного строительства, впоследствии расширив свой функционал, стали государственными служащими;

    § 5) главный фактор образования государства – создание действующей ирригационной системы.

    Плюсы и минусы ирригационной теории 

    1. Гипотеза автора теоретически и исторически обоснована, подтверждается реальными фактами, так как первые государства использовали ирригационную систему для выращивания сельскохозяйственных культур и появились в долинах крупных рек.

    2. Разработчик теории верно заметил, что для образования государства необходимы лидеры, обладающие организаторскими, интеллектуальными способностями. Такие  крупномасштабные работы проводили люди с большим опытом, который, они, как правило, приобретали на прежней работе, например, во время обработки земли. Поэтому они могли переориентироваться и направить свои усилия, навыки и умения на строительство сложнейших ирригационных сооружений. 

    Основные недостатки теории:

    1. Возникает вопрос о первопричине образования государства. Не понятно, что возникло раньше: идея ирригационной системы, повлиявшая на возникновение государственности, или сначала появилось государство, вследствие чего организация таких крупномасштабных работ стала вообще возможной. 

    2. Гидравлические сооружения — не цели, а средство достижения благополучия членов социума.

    3. Концепцию автора о происхождении государства и права можно применить в отношении некоторых стран с жарким климатом, но не в мировом масштабе. 

    Также есть

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Теория насилия

    Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Оно обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними. "Племя победителей, - отмечал Каутский, - подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая угнетенным и эксплуатируемым классом, принудительный же аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в государство"3. Судя по всему, Каутский считает государство силой, навязанной обществу извне. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

    • 1) покорение одного народа другим;

    • 2) возникновение каст (классов);

    • 3) постепенное смягчение их неравенства;

    • 4) замена военного господства господством права;

    • 5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

    • 6) соединение людей в однородный народ;

    • 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.

    Оценка теории. В этой теории есть много положительных моментов. Теория внешнего насилия далеко не абсурдна и основана на многих исторических фактах. Правда и то, что завоевание одного народа другим всегда отражалось каким-либо образом на всех сторонах жизни вновь возникающего общества. Непреложным является и следующий факт: государственный аппарат практически всегда комплектовался из завоевателей.

    Однако и в этой теории при всей ее привлекательности нельзя не заметить множество недостатков.

    Во-первых, эта теория далеко не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли. Так, например, государства в Египте и Китае появились помимо военного вмешательства, как говорится, естественным путем.

    Во-вторых, в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания государства. Вспомним, завоевание римлян германцами. Государство у римлян у Теория насилия государства и права – одна из главных концепций происхождения государства и права и являет собой мысль, что основной причиной возникновения государства является не развитие общества в каких-либо из его сторон, а завоевание одних народов другими. Иными словами, сторонники данной теории полагали, что единственной предпосылкой становления государственности является акт насилия, выражающийся в порабощении более слабого племени более сильным. Результат такого акта выражается в выделении привилегированного, правящего класса, который образуется из представителей племени-поработителя и класс рабочий, управляемый, который образуется из угнетенного народа. При подобном типа возникновения государства, инструментом управления являются законы, которые являют собой право.

    Само насилие в рамках данной концепции рассматривается как явление, влияющее на все институты, всеобъемлюще, включая право и государство. Этим процессом, как феноменом, сторонники концепции объясняли возникновение рабства, частной собственности и общественного прогресса, что говорит о том, что насилие было провозглашено главной силой развития общественных отношений и общества в целом. Концепция включает в себя две составляющих: внешнее и внутреннее насилие.

    Также есть теории

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Теологическая теория происхождения государства и права

    Теологическая теория государства и права – это гипотеза, согласно которой государство и право – творение Бога, созданное для того, чтобы регулировать поведение людей. Является одной из самых ранних теорий и получила своё наибольшее распространение во времена эпохи феодализма, приблизительно XIII веке. Многие элементы данной концепции зарождались и использовались в таких древних державах как Египет, Шумер, Китай, Индия, Крит, Вавилон, Иудея, а в Ватикане и вовсе является официальной доктриной в настоящее время. В первых государствах теологическая теория имела подкрепление фактами в виде религиозных форм правления, государственная власть обладала авторитетом ввиду божественного права, по этой же причине все решения, принимаемые державой, носили обязательный характер.

    Теологическая теория государства и права – основные идеи:

    § 1) власть, государственный порядок и его устройство считаются незыблемыми;

    § 2) все представления и действия государства и его власть имущих не обсуждаются и не осуждаются, так как идут от Бога;

    § 3) человек не имеет права вмешиваться в государственную власть;

    § 4) монарху власть дана свыше, поэтому попытки свергнуть государя приравниваются к противостоянию Богу.

    Преимущества и недостатки теории

    Несмотря на субъективность в научном поле, данная теория имеет свои достоинства:

    • она проста и понятна для большинства людей в любой период времени;

    • в момент возникновения государства единая религия помогает избежать религиозных конфликтов;

    • монотеизм поддерживает единоличное правление монарха, благодаря чему власть сосредоточена в одних руках и поэтому непоколебима;

    • в момент появления теории она отражала мнение большинства;

    • является универсальной для любой культуры, благоволит синергии сил Бога и человека.

    Недостатки и минусы теории:

    • антинаучность, невозможность доказать или опровергнуть существование Бога и его наставлений;

    • отсутствие выбора, потому что при всей силе человеческого сознания оно остается несовершенным и должно подчиняться воле Бога;

    • теория не объясняет пределы вмешательства религии в дела государства; по факту священнослужители могут подсказать пути развития, но когда их полномочия бессильны, складывается ситуация вакуума;

    • теория не учитывает исторические закономерности и значимость социально-экономических отношений.

    • Тяжело выделить единого основателя теологической теории в силу того, что она возникла в древние времена и получала свое развитие и подкрепление в течение длительного времени.

    • Одним из первых авторов теории выступил средневековый богослов Августин в своей монографии «О граде Божьем». В данном труде богослов выразил мысль о том, что человеческие государства недолговечны и нестабильны, по сравнению с общностями, которые созданы на основе духовного единения.

    Развитие и оформление теория получила в работах Фомы Аквинского «О правлении властителей», «Сумма теологии» и «Комментарии».

    По мнению богослова, в мире существует три начала:

    • позитивное — отвечает за добродетель, проявляющуюся в людях только под страхом наказания;

    • естественное — отвечает за человека и его разум, стремление продолжать род, оберегать свою жизнь и стремиться к познанию;

    • божественное — дополняет два предыдущих, так как разум человека несовершенен и нуждается в постоянном контроле.

    Также есть теории

    1)  теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве; 2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский; 3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев; 4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов; 5)  теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский; 6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов; 7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер; 8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс; 9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

    Патриархальная теория происхождения государства.

    Патриархальная теория государства и права – гипотеза, в основе которой лежит мысль, что власть имеет корни в разросшейся семье, глава которой, отец-патриарх, имеет власть над своими подданными, домочадцами. Некоторыми своими аспектами теория близка теологической теории, поскольку Бог тоже может представляться по подобию отца, дающего человеку жизнь, а затем и воспитание, но сущность всё же разнится, поскольку патриархальная теория строится на социальных и исторических основах.

    Развитие семьи и государства происходит практически параллельно, поэтому ошибочно полагать, что первое предшествует появлению второго. Основным тезисом данной идеологии является мысль о том, что государство является продолжением семьи, но стоит заметить, что в понятии «семья» заложен несколько иной смысл. В современной трактовке этот термин обозначает супругов и их детей, но традиционно общество зарождалось вокруг группы людей, которых соединяет принадлежность к общим предкам и эти кланы могли содержать в себе сотни человек и на этой основе и строилось общество.

    Патриархальная теория государства и права – основные идеи

    § 1) человек, как социальное существо, создает вокруг себя общество, в котором начинают распределяться роли: власть имущие и подчиненные;

    § 2) во главе стоит отец-монарх, к которому следует относиться с почтением и уважением;

    § 3) власть монарха неоспорима и безупречна.

    В основе патриархальной теории лежит суждение о государстве как о большой семье, во главе которой стоит отец-патриарх. Термин «семья» в понятии этой теории означает не просто супругов и детей, но общество, построенное на основе нескольких кланов с общими предками.

    Примечание 1

    Основателем теории считается китайский философ Конфуций, который еще в VI-V вв. до н.э. сравнил государство с большой семьей, где чтят старших и следуют традициям. А правитель заботится о своих подданных, как отец.

    Концепцию Конфуция развил древнегреческий философ-гуманист Аристотель. Он считал, что люди, стремясь достичь счастливой жизни, подсознательно пытаются объединиться и стать большой семьей.
    Аристотель пытался описать идеальное государство с идеальным обществом. Он сразу отверг возможность «многонаселенного» государства. Особенностью этого общества людей, знающих друг друга, равных, способных участвовать в жизни страны, является отсутствие в нем иностранцев. В результате, создается модель государства, в основе которого лежит семья, преемственность поколений и взаимное уважение между правителем и обществом.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


    написать администратору сайта