Тесты для детей и взрослых Текст предоставлен правообладателем
Скачать 4.14 Mb.
|
Рис. 16. Трехглаз Даша так описывает образ жизни этого животного: Трехглаз живет в Южной Африке. Питается он обычно рыбами, но, когда голодный, может съесть что угодно. Он очень боится своих соперников – акул и китов. Он любит плавать по дну и ненавидит сидеть без дела. Друзей у него нет, так как он слишком добрый (другим это не нравится). В рассказе Даши явно проявляется депрессивное настроение («Друзей у него нет, так как он слишком добрый»), страх («Он очень боится своих соперников») и сильная потреб- ность в эмоциональном тепле («Трехглаз живет в Южной Африке). Кроме этого, можно предположить неблагоприятную окружающую среду («Он любит плавать по дну»). Рассказ ребенка о животном почти всегда отражает то, что на самом деле происходит с ним самим в жизни и, зная о том, как значимо для подростка общение со сверстниками, можно теперь представить, как нелегко живется Даше. Рисунок и рассказ девочки показали, что ей требу- ется психологическая помощь. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 29 Тест «Дом – дерево – человек» Этот метод, предложенный Дж. Буком в 1948 году, является одним из самых популяр- ных, применяемых для индивидуальной оценки личности и выявления степени ее адапти- рованности. Тест «Дом – дерево – человек» предназначен как для взрослых, так и для детей. Изоб- ражение этих трех объектов дает человеку большую свободу выражения себя через рисунок, а также выявляет собственное отношение к жизни и к миру в целом. Дом, дерево и человек – это то, что чаще всего рисуют дети. У взрослых данный тест выявляет множество различ- ных эмоций. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком, отраженное в рисунке, представляет собой действительно происходящее в нашей жизни. Задание Предоставьте испытуемому лист бумаги, простой, мягкий карандаш и коробку с цветными карандашами и попросите нарисовать (а по желанию и раскрасить) дом, дерево и человека. После того как рисунок будет готов, проведите опрос по выполненному заданию и только затем производите интерпретацию рисунка. Немаловажную роль в интерпретации рисунка играет порядок выполнения задания. Например: если первым рисуется дерево, значит, большое значение для человека имеет жиз- ненная энергия. А если первым рисуется дом, то главным в жизни автора рисунка является его личная безопасность, семейные отношения, успех. Правда, иногда это означает и ради- кально противоположные понятия. Тестовые показатели (показатель психомоторного тонуса) Нажим Слабый нажим – пассивность, депрессия. Сильный нажим – импульсивность. Очень сильный нажим – гиперактивность, иногда агрессивность. Размещение на рисунке В центре листа – прямолинейность и незащищенность. Выше центра листа – недостижимость цели, удовлетворение в фантазиях. Ниже центра листа – депрессивное состояние и тревога. Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование на прошлом. Размещение рисунка в правой стороне листа – акцентирование на будущем. Размещение рисунка на краю листа – чувство неуверенности, опасности. Дом Перспектива изображения дома Дом, в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 30 Дом, в перспективе, вид снизу – потребность в домашнем очаге, в некоторых случаях желаемое видится недостижимым. Дом вдали – чувство отверженности. Дом вблизи – открытость, чувство теплоты и гостеприимства. Дом расположен в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых пережива- ний, незащищенность. Дом расположен в правом верхнем углу листа – склонность избегать неприятных чувств, связанных с переоценкой будущего. Дом как бы подвешен в пространстве – склонность отклонять земные аспекты жизни. Общий вид Считается нормой, если в изображении дома имеется хотя бы одна дверь, одно окно, одна стена, крыша и труба. Дом очень маленький (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – домашняя обстановка, а иногда брак не соответствуют требованиям человека. Дом очень большой (по сравнению с деревом и человеком на рисунке) – ностальгия. Дом разрушенный – потеря домашнего окружения, отвержение дома. Дом, нарисованный торцом, – нежелание общения, стремление к замкнутости. Дом прозрачный, похожий на аквариум, – желание демонстрировать себя, ограничива- ясь лишь визуальным контактом. Вместо дома рисуются другие постройки – агрессия, направленная против фактиче- ского хозяина. Вместо дома рисуется его план (обычно вид сверху) – серьезный конфликт. Стены Стена в одномерной перспективе (изображена всего одна боковая сторона) – тенденция к отчуждению и оппозиции. Расположение задней стены дома необычно – сознательные попытки самоконтроля, иногда сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – стремление не потерять контакт с реальностью. Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, иногда потребность владеть ситуацией насколько это возможно. Двери Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других, в некоторых случаях жела- ние удивить своей коммуникабельностью. Двери очень маленькие – нежелание раскрываться и впускать в свое внутреннее про- странство. Двери открытые (если дом жилой) – сильная потребность к теплу извне, иногда демон- страция своей открытости. Двери закрытые, с огромным замком – скрытность, защита, в некоторых случаях враж- дебность и мнительность. Двери боковые – стремление к уединению, отчуждение, неприятие реальности. Двери отсутствуют – замкнутость, трудности в общении. Окна Окна открытые – необходимость получения тепла, прямолинейность. Окна открытые, без занавесок – открытость в своих чувствах. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 31 Окна закрытые, с занавесями – значимость взаимодействия со средой, замкнутость. Множество окон – готовность к контактам. Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Крыша Крыша означает сферу фантазии, соответственно: очень большая крыша – желание найти удовлетворение в фантазиях, плоская крыша свидетельствует о неразвитости вообра- жения. Дымоходная труба Отсутствие трубы – отсутствие или нехватка тепла в психической сфере. Труба спрятана, почти невидима – нежелание иметь дело с эмоциональными воздей- ствиями. Косое расположение трубы по отношению к крыше считается нормой для ребенка; для взрослых означает значительную регрессию. Дополнительные детали и части дома Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – неприступность, отражение кон- фликтной ситуации. Закрытые ставни – защита. Водосточная труба – усиленная защита, иногда мнительность и подозрительность. Дополнения к рисунку дома Различные дополнения указывают на испытываемую необходимость дополнительного упорядочения своего окружающего пространства. Солнце – источник тепла и силы. Деревья, кусты, окружающие дом, – желание оградить себя защитными барьерами. Иногда деревья, кусты символизируют различных людей. Кусты, хаотично расположенные около дома, – тревога. Забор вокруг дома – потребность в эмоциональной защите. Тропинка, ведущая к дому, очень длинная – ограничения в доступности. Тропинка около дома узкая, но широкая на другом конце – поверхностное дружелюбие. Дым из трубы густой – значительное внутреннее напряжение. Дым, нарисованный тонкой линией, – чувство недостатка тепла дома. Цвет После того как рисунок дома нарисован простым карандашом, испытуемый может по своему желанию раскрасить его цветными карандашами. В норме считается, если исполь- зуется не меньше двух и не более пяти цветов. Если испытуемый раскрашивает дом семью- восемью цветами, он в лучшем случае является лабильным, а если использует всего один цвет, – испытывает страх эмоционального возбуждения. Чем дольше и неувереннее клиент подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Ниже приводится перечень цветов, чаще всего применяемых при раскрашивании дома. Красный – большая чувствительность, потребность теплоты из окружения. Оранжевый – чувствительность и враждебность. Желтый – сильная враждебность. Зеленый – желание оградить себя от опасности. Пурпурный – потребность обретения власти. Черный – пугливость, в некоторых случаях застенчивость. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 32 Дерево Расположение изображения Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и про- шлому. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации сво- его жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека. Размеры рисунка Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека. Характерные детали рисунка Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной дея- тельности и достижению цели. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом харак- тере. Сломанное дерево – пережитое потрясение. Если не дорисована вершина у дерева – у человека большие незавершенные планы. Дерево, раздвоенное от ствола, – знак очень сильных родственных связей с сестрами и братьями, которые чаще всего разорваны или потеряны. Такие же деревья рисуют близнецы. Ветка вместо дерева указывает на инфантилизм человека. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо уси- лия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций. Ветви, идущие вверх, свидетельствуют об оптимистическом настрое и энтузиазме, иногда о стремлении к власти. Ветви, нарисованные в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя. Ствол без ветвей – свидетельство трудностей в установлении контактов. Изображение листвы Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также психологическую защищенность человека в этих контактах. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимо- действии человека с окружающим миром и контактности. Скудная и чахлая листва, напротив, говорит о том, что контакт с внешним миром очень слабый. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности. Пустая закрытая листва, похожая на пустой круг, говорит о непроявленной агрессив- ности. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества. Листья, направленные вверх, означают стремление к лидерству и наличие цели. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантич- ность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 33 Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой. Листва, прорисованная кривыми линиями, – открытое принятие окружающего мира и восприимчивость. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, доброжелательность. Листва-сетка – желание уйти от проблем. Ствол дерева Оторванный от земли – недостаток контакта с внешним миром. Расширяющийся книзу – поиск устойчивого и стабильного положения. Сужающийся книзу – изоляция и стремление укрепить свое Я. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите. Ствол, нарисованный из одной линии, – нежелание реально смотреть на вещи. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и о хорошем интеллекте. Ствол, наклоненный влево, – человек пасует перед агрессией. Ствол, наклоненный вправо, – человек ищет поддержки. Ствол как бы вырастает из круга – рисующий чувствует себя защищенным только в своем окружении. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или травме. Корни Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек и свидетельствует о его любознательности. Корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует или спрятано. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто видеть интересующее. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве. Человек Поза, ракурс Идет или бежит – творческая направленность, в некоторых случаях желание скрыться от кого-либо. Занимается какой-нибудь работой – высокая активность. Сидит или лежит – пассивность. Со спины – конфликтность, иногда негативизм. Абсолютный профиль – отрешенность и замкнутость. Голова в профиль, тело анфас – тревожность, иногда потребность в общении. Образ Иногда изображается не некий абстрактный человек и не сам автор рисунка (как бывает часто в случае с детьми, рисующими себя самих), а какой-нибудь персонаж. Можно привести некоторые приблизительные интерпретации таких образов. Военный в некоторых случаях выражает агрессивность. Клоун, шут свидетельствует о заниженной самооценке. Король, принц говорят о высоком уровне притязаний. Баба-яга – знак открытой враждебности к женщинам. Старик, старуха, нищий означают депрессию. Инопланетянин, робот говорят о чувстве одиночества. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 34 Голова Большая голова – высокая значимость интеллекта. Маленькая голова – низкая значимость интеллекта. Голова отсутствует – гиперактивность, импульсивность. Глаза Маленькие глаза – погруженность в себя. Выпученные глаза – грубость, иногда черствость. Закрытые глаза – стремление избегать неприятных визуальных контактов. Пустые глаза – астения, импульсивность, иногда страхи. Зачерненные, заштрихованые глаза – страхи. Подведенные глаза, с ресницами – демонстративность. Отсутствие глаз – свидетельство гиперактивности, высокой импульсивности. Нос Нос выдающийся, с горбинкой – презрение, ирония. Нос особенно большой – недо- вольство своей внешностью. Хорошо прорисованные ноздри выражают агрессию. Рот Рот отсутствует или очень маленький – астения, негативизм. Впалый рот – пассивность. Рот перекошен – негативизм, иногда отрицательное отношение к тестированию. Очень большие губы, жирно обведенные – значимость сексуальной сферы. Рот с хорошо прорисованными зубами – агрессия. Уши Уши очень большие – подозрительность. Уши маленькие – стремление не слышать и не воспринимать критику. Волосы Волосы сильно заштрихованы – тревожность. Тщательно прорисованы как волосы, так и прическа – демонстративность. Фигура Очень полная – в некоторых случаях недовольство своей внешностью. Длинная, худощавая – астения, иногда интровертность. Уродливая – негативизм, импульсивность. Фигура обнажена или просвечивает через одежду – повышенный интерес к сексуаль- ной сфере. Фигура, согнувшаяся от ветра, – потребность в любви и заботе. Фигура с ранами и шрамами – невротическое состояние. Фигура с татуировкой – негативизм. Руки Отсутствие рук – импульсивность, нарушение общения. Руки, расположенные близко к телу, – напряжение, интровертность. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 35 За спиной, скрещены на груди, в карманах, уперты в бока – нежелание общения, в некоторых случаях враждебность. Руки прикрывают генитальную область – тенденция контролировать свои сексуальные импульсы. Руки расставлены в стороны – общительность. Руки длинные и мускулистые – стремление к физической силе, храбрости. Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке. Руки очень короткие – отсутствие стремлений, чувство неадекватности. Кисти рук отсутствуют или очень укорочены – недостаток общения. Очень большие кисти – потребность в общении. Кисти рук зачернены – конфликтность. Большой кулак, острые ногти – агрессивность. Большие пальцы – грубость, агрессия. Длинные пальцы – скрытая агрессия. Ноги Ноги широко расставлены – потребность в опоре. Ноги плотно сдвинуты – интровертность. Ступни ног отсутствуют – пассивность. Ступни ног очень маленькие – неумелость в социальных отношениях. Ступни ног очень большие – потребность в опоре. Дополнительные детали к рисунку человека В руках у человека флажок, игрушка и т. п. – инфантильность (в рисунках детей – норма). В руках у человека оружие, копье, нож, топор, палка – агрессивность. В руках у человека сигарета, бутылка водки, рюмка и т. п. – негативизм, в некоторых случаях асоциальность. Детально вырисованная одежда (карманы, шляпа, туфли, украшения, отделка и т. п.) – демонстративность. Многочисленные пуговицы – ригидность, в некоторых случаях закрытость. Анализ рисунков к тесту «Дом – дерево – человек» Никита, 6 лет Шестилетний Никита был приведен на консультацию бабушкой в связи с нарушениями сна и боязни темноты. Мальчик очень приветливый, мягкий, физически хорошо развит. Никита использовал яркие тона, и поэтому его рисунок (рис. 17) производит благопри- ятное впечатление. Но если посмотреть внимательнее, то можно заметить некоторые осо- бенности не совсем благополучного психологического состояния мальчика, которые отрази- лись в рисунке. Рис. 17 М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 36 Так, дом без трубы показывает, что в доме нет тепла и мальчику его не хватает. Закры- тая дверь и занавешенные окна указывают на скрытный характер Никиты. Согнутое вправо, в сторону дома, дерево означает, что мальчик ищет тепла у родных и нуждается в поддержке. Ствол дерева, расширяющийся книзу, указывает на поиск устойчивого положения в жизни. Дерево с голыми ветками, помещенное в левой части листа, указывает на привязанность мальчика к прошлому и матери (мама у Никиты умерла два года назад). Себя Никита нари- совал очень похожим, правда без ушей, что говорит о нежелании что-либо слышать. Широко расставленные ноги символизируют необходимость в опоре. Конечно, это далеко не все, что рассказал рисунок Никиты, но в общих чертах все-таки многое открылось о нем. Мы узнали о его душевном и психологическом состоянии, о его характере. Понятно, что мальчик, пережив такую тяжелую, душевную травму, сейчас очень сильно нуждается в опоре и поддержке близких ему людей. |