Главная страница
Навигация по странице:

  • «До и после» Донна Кангелози

  • Рисуночная техника «До и после» может использоваться

  • Показания и рекомендации к применению

  • «Шарики чувств» Гленда Шорт

  • «Волшебное искусство» Руби Уолкер

  • «Страшные сны» Л. Дж. Эгр

  • «Пирог» Тира Синклер

  • «Линия посередине листа» Долорес Кониерс

  • «Рисование сообщества» Нэнси Кохран

  • Техника изобразительных преобразований Шерри Сэйкс

  • «Негативные чувства выплескиваем на бумагу»

  • «Избавляемся от гнева» Задание

  • Графическая техника «Кактус»

  • Тесты для детей и взрослых Текст предоставлен правообладателем


    Скачать 4.14 Mb.
    НазваниеТесты для детей и взрослых Текст предоставлен правообладателем
    Дата23.10.2022
    Размер4.14 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаPsikhologicheskie_risunochnye_testy_dlya_detey_i_vzroslykh.pdf
    ТипЗадача
    #749756
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Глава 4
    Техники художественной экспрессии
    Характеристики техник художественной экспрессии
    Представленные техники художественной экспрессии содержат ценный методический материал, разработанный и апробированный зарубежными специалистами.
    Техники художественной экспрессии предназначены для детей и подростков с различ- ного вида ограничениями психического развития в целях преодоления эмоционально-лич- ностных и поведенческих нарушений. Применение разнообразных средств изобразитель- ной деятельности (краски, гуашь, карандаши, маркеры, кисточки, глина, тесто, шпаклевка,
    бумага) для создания художественных образов вносит игровой элемент в процесс совмест- ной работы с клиентом и повышает психотерапевтический потенциал техник.
    Особо ценным является то, что каждая представленная техника содержит обоснование,
    описание и показания по применению. Выбор их специалистами определяется условиями,
    целями арттерапевтической работы, а также особенностями клиента или группы.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    58
    «До и после»
    Донна Кангелози
    Введение и обоснование
    Данная техника предназначена для работы с детьми разведенных родителей. Она является адаптированным вариантом методики «Кинетический рисунок семьи» (Burns R.,
    Kaufman S., 1970) и может использоваться в качестве инструмента психологической диагно- стики и психотерапии.
    Большинство детей любит рисовать и гораздо охотнее выражает в рисунке, чем в сло- вах, свои сложные, связанные с утратой чувства. Кроме того, данная техника позволяет ребенку передать собственные впечатления и переживания в момент наибольшей к этому готовности.
    З. Фрейд (Freud., 1908) и В. Нидерланд (Niderland W., 1979) утверждали, что любая утрата должна быть рано или поздно компенсирована. Они полагали, что творческая дея- тельность позволяет пережившему утрату человеку восстановить психическое равновесие.
    Техника «До и после» дает ребенку возможность глубоко разобраться в том, что с ним про- изошло, выразить горечь утраты и осмыслить реально существующие обстоятельства.
    У многих детей, переживших развод родителей и иные психические травмы, форми- руется «псевдозрелость» или усиливается тенденция к уходу в свой внутренний мир. В этих условиях проективные методики позволяют точнее оценить переживания ребенка и понять характерные для него способы защиты, внутрипсихические конфликты и потенции, что, в свою очередь, дает возможность психотерапевту достаточно обоснованно использовать ту или иную форму психотерапевтической интервенции, в наибольшей степени отвечающую особенностям восприятия, потребностям и как внутренним, так и внешним возможностям ребенка.
    Предлагаемая техника может стать инструментом оценки восприятия ребенком изме- нений внутрисемейных отношений и собственной роли в семье до и после развода роди- телей. Помимо диагностических целей, она может применяться и в качестве вспомогатель- ного инструмента при обсуждении восприятия ребенком произошедших изменений, утраты родителя и его реакции на ситуацию.
    Рисуночная техника «До и после» может использоваться:
    – для концентрации внимания ребенка на сложившейся ситуации;
    – для концентрации внимания ребенка на изменениях внутрисемейных отношений;
    – для проработки чувств, связанных с утратой родителя, и новыми возможностями,
    открывающимися после этого;
    – для совершенствования копинговых
    2
    навыков ребенка.
    Что касается последнего, то психотерапевт может использовать эту технику для того,
    чтобы продемонстрировать различные способы разрешения конфликтов и формы поведе- ния, обладающие наибольшими адаптивными возможностями.
    2
    Копинг (от англ. coping) – то, что делает человек, чтобы справиться {англ. to cope with) со стрессом. Понятие объ- единяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни. – Примеч. ред.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    59
    Описание техники
    Для работы требуются: бумага, карандаши, мелки или маркеры. При работе с неусид- чивыми детьми рекомендуется пользоваться бумагой меньшего формата (стандартный А4),
    что способствует концентрации внимания и снижает их импульсивность. Напротив, если ребенок слишком скован или переживает депрессию, лучше предложить ему большой лист бумаги: это сделает его более спонтанным.
    Попросите ребенка нарисовать две картинки: одна должна изображать его семью до развода (или иного драматического события), другая – после (т. е. в настоящий момент).
    С целью психологической оценки и последующей психотерапевтической работы обратите внимание на то, кто из членов семьи включен в рисунок и кто нет, а также на местоположение персонажей на рисунке.
    Показания и рекомендации к применению
    Техника «До и после» первоначально использовалась мной в работе с детьми разве- денных родителей. С течением времени я стала применять ее и в работе с теми детьми, в чьей жизни недавно произошли определенные изменения, связанные с разлукой, утратой близкого человека, психической травмой и т. д.
    Наряду с тем, что техника позволяет оценить негативные последствия известных событий, она дает возможность рассматривать положительные стороны новой жизненной ситуации: обращаясь ко второму рисунку (отражающему настоящий момент), акцентирует внимание ребенка на возможных перспективах, его взаимоотношениях с окружающими и способах преодоления психической травмы. Я, например, заметила, что после развода роди- телей у ребенка усиливается привязанность к брату или сестре (дети на втором рисунке часто располагают себя ближе к брату или сестре, чем на первом, у их изображений на втором рисунке появляется больше сходства). Эта привязанность порождена потребностью компен- сировать чувства одиночества и изоляции, переживаемые ребенком. Она дает большие воз- можности и для отражения чувств. Видя, что другой испытывает сходные чувства, вызван- ные родительским разводом или утратой, ребенок в определенной мере освобождается от груза собственных переживаний.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    60
    «Шарики чувств»
    Гленда Шорт
    Введение и обоснование
    Данная техника предназначена помочь детям выразить и осознать свои чувства. Она может быть использована в работе с любыми детьми и вызывает у них большой интерес,
    поскольку дает возможность увидеть, сколь разнообразными могут быть чувства. При жела- нии можно ограничить круг обсуждаемых чувств лишь теми, что связаны с определенными людьми или обстоятельствами в жизни ребенка.
    Описание техники
    Ребенка просят нарисовать контуры трех или более воздушных шариков. Внутри пер- вого шарика он с помощью психотерапевта обозначает все известные ему чувства. Под этим рисунком ставится подпись «Разные чувства». Другим рисункам тоже даются соответству- ющие названия, например, если целесообразно обсудить переживания ребенка по поводу развода родителей, этому рисунку дается название «Развод». Третий и четвертый рисунки могут быть обозначены словами «Мама» и «Папа». Можно давать рисункам разные назва- ния, в зависимости от того, какие стороны системы отношений ребенка требуют проясне- ния. Работая над вторым и последующими рисунками, ребенок выбирает разные чувства из того перечня, который был составлен им при создании первого шарика. В ходе работы можно более подробно обсудить с ребенком конкретные чувства. При обозначении чувств,
    связанных с отцом или матерью, в одном случае ребенок может назвать одинаковые чувства,
    в другом – разные. Благодаря использованию этой техники снижается тревожность, и ребе- нок учится выражать и понимать свои чувства.
    Показания и рекомендации к применению
    Техника «Шарики чувств» может быть использована как в индивидуальной, так и груп- повой работе с детьми, а также с семьями и сиблингами (родными братьями и сестрами).
    Ее можно применять в школе для обсуждения ситуации, складывающейся в детском коллек- тиве, и прояснения связанных с ним чувств детей. Практически любая тема или событие могут стать предметом обсуждения при работе с этой техникой. В школе, например, у каж- дого ребенка на видном месте может быть отдельный «шарик», в котором он обозначает свои чувства. Существует множество способов применения техники «Шарики чувств» дома, в школе и в психотерапевтической работе.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    61
    «Волшебное искусство»
    Руби Уолкер
    Введение и обоснование
    Проективные методики используются в диагностических целях с конца XIX века. Ф.
    Гудинаф (Goodenough F., 1926) считала, что по рисунку можно судить об уровне интеллекта.
    Д. Харрис (Наris D., 1963), в частности, изучал то, как развиваются навыки создания изобра- жений человеческой фигуры и каким образом они могут быть связаны с развитием интеллек- туальных способностей. Тест чернильных пятен Роршаха явился одной из первых проектив- ных методик. Он, как известно, позволяет изучать реакции испытуемого на предъявляемые ему загадочные изображения и судить об особенностях его личности, внутрипсихических конфликтах и т. д.
    При использовании техники «Волшебное искусство» ребенок для создания рисунка выбирает бумагу и краску любого цвета, а после поясняет, что изображено и какие чувства с этим связаны. Психологическая оценка основана на анализе цветовых предпочтений, харак- теров изображенных персонажей или объектов, а также эмоциональных реакций ребенка либо на весь рисунок, либо на отдельные его элементы. Завершив рисунок, ребенок кратко его комментирует, после чего ему задаются вопросы, например, почему он изобразил кон- кретный объект именно таким образом. Нужно попытаться понять, как все то, о чем гово- рит ребенок, связано с его состоянием. Обратите внимание на особенности цвета бумаги и самого изображения и степень активности ребенка в процессе рисования. То, как ребенок рисует и как рассказывает о своем рисунке, раскрывает характер детских переживаний.
    Психотерапевтические возможности данной техники связаны со свободой выбора цвета, способов изображения и вербального описания. Неусидчивым детям нравится эта свобода. Успех в создании рисунка может очень много значить для детей с заниженной само- оценкой.
    НА ЗАМЕТКУ:
    Технику «Волшебное искусство» хорошо использовать в самом начале своей работы с детьми, чтобы дать им возможность пережить положительные эмоции, создать ощущение комфорта. Удовольствие,
    читаемое на лице ребенка в процессе творческой работы, является поистине бесценным достижением.
    Описание техники
    Необходимо иметь бумагу разных оттенков (красного, голубого, желтого, зеленого,
    белого, черного, коричневого) и набор темперы в баночках с небольшими отверстиями. Сле- дует использовать краску в бутылочках или тюбиках с узким отверстием. Если отверстие велико, из баночки вытечет слишком много краски. В этом случае возбудимый ребенок наверняка перепачкает себя и окружающие предметы. Я стараюсь давать простые, четкие инструкции, чтобы ребенок не почувствовал, что его критикуют или запрещают использо- вать достаточное количество краски. Я отдаю предпочтение недирективному подходу, поз- воляющему маленькому клиенту почувствовать себя хозяином положения.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    62
    Итак, предложите ребенку выбрать бумагу и хотя бы три краски, которые понравились ему больше всего. Скажите ребенку: «Мы создадим с тобой волшебную картинку. Не беря кисточку и пользуясь лишь баночками с красками, сделай пятно, проведи линию или нари- суй все, что тебе хочется». Неуверенные дети, возможно, предпочтут, чтобы вы помогли им выбрать бумагу и краску, нашли место на листе для создания изображения и т. д. Однако следует мягко поощрять ребенка к самостоятельным действиям, хвалить его. Приступая к работе, позаботьтесь о том, чтобы было чем вовремя стереть случайно брызнувшую краску,
    когда ребенок затем согнет лист, – это надо сделать после того, как на бумаге будет что- то нарисовано. Скажите: «Волшебная картинка, ну-ка покажи нам, что, – называете имя ребенка, – сегодня нарисовал!» – и позвольте ему, взяв концы сложенного листа, развернуть его. Хорошо, если у вас под рукой окажутся блестки – если вдруг ребенок захочет посыпать их на рисунок. Затем попросите ребенка рассказать о том, что он видит на рисунке. Можно спросить его, почему он считает, что рисунок (или отдельная его часть) похож на то, что он назвал (Соher R., 1988).
    Показания и рекомендации к применению
    Техника «Волшебное искусство» является превосходным средством для налаживания контакта с ребенком. У всех без исключения детей она вызывает большой интерес. Получа- ющиеся картинки никогда не похожи друг на друга, что дает детям большой простор для фантазии.
    Мне неоднократно приходилось видеть, как даже самые стеснительные дети с зани- женной самооценкой после использования этой техники уходили домой, переполняемые чувством гордости за результаты своей работы. Техника имеет высокопроективный харак- тер и дает простор для самых разнообразных ассоциаций. Это позволяет, опираясь на ана- лиз самого рисунка и того, что ребенок в нем видит, применять ее в качестве инструмента оценки состояния ребенка. Она также способствует повышению самооценки ребенка и чрез- вычайно полезна неуверенным в своих силах детям. Необходимо поощрять их собственный выбор и давать высокую оценку результатам работы. Вряд ли можно назвать хоть одно из получившихся изображений «плохим».
    Я нередко применяю технику «Волшебное искусство» в малых группах, при обсужде- нии переживаний, связанных с родительским разводом или другими драматическими собы- тиями в жизни детей. Мы, как правило, начинаем с того, что каждый, используя выбранные краски, рисует гусеницу. Затем я рассказываю детям о том, как гусеница превращается в куколку и, наконец, – в бабочку.
    Продолжая мысль, я могу заметить, что нечто подобное происходит иногда в жизни со всеми людьми: любая ситуация (даже развод родителей) может, в конце концов, иметь положительные последствия. У меня также есть опыт применения «Волшебного искусства»
    в работе с детьми, перенесшими насилие: и в этом случае я аналогичным образом показываю детям обнадеживающую перспективу.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    63
    «Страшные сны»
    Л. Дж. Эгр
    Введение и обоснование
    Техника «Страшные сны» была разработана мной после прочтения книги Г. Хенд- рикса и Р. Уиллса, посвященной работе со сновидениями (Hendriks С. amp; Wills К., 1975),
    а также книг Д. Гриндлера и Р. Бендлера по нейролингвистическому программированию
    (НЛП) (Bendler К., 1985; Grindler J., 1982). «Страшные сны» учат ребенка тому, что каждый человек в известной мере сам «создает» свои сновидения, и поэтому мы можем изменять их по своему желанию. Благодаря применению этой техники у ребенка повышается уверен- ность в своих возможностях, и в дальнейшем, в зависимости от интеллектуального уровня,
    он сможет воспользоваться полученными результатами, осваивая, например, технику ней- ролингвистического программирования (НЛП)
    3
    , формируя образные представления, помо- гающие моделировать цели и способы их достижения и т. п.
    Ребенку, жалующемуся на ночные страхи, я сначала объясняю, что любые сновидения и кошмары являются не чем иным, как результатом деятельности мозга, и что мы в опреде- ленной мере можем на них влиять. Я говорю, что у каждого есть свой собственный «пульт дистанционного управления» сновидениями и страхами.
    Описание техники
    Попросите ребенка рассказать о своем сне, а потом представить и нарисовать его бла- гоприятное окончание или предложить изменения, которые хотелось бы в этот сон внести.
    По окончании рисунка пусть ребенок закроет глаза и снова перескажет свой сон. Когда дой- дет в пересказе до страшного эпизода, дайте ему команду сжать руку так, словно в ней нахо- дится пульт дистанционного управления, нажимая на кнопку которого он может изменять ход сна.
    В момент, когда ребенок, не открывая глаз, сообщает, что характер образов действи- тельно изменился, коснитесь его запястья, тем самым как бы фиксируя результат.
    Теперь ребенок может открыть глаза. Я, как правило, со своими подопечными повто- ряю все эти действия по крайней мере трижды. А в конце занятия предлагаю ребенку взять домой свой рисунок и перед сном положить его под подушку. В последующие два-три дня я проверяю, насколько устойчивым оказался результат. Если ночные страхи появляются вновь,
    повторяем это упражнение.
    Показания и рекомендации к применению
    Я использую технику «Страшные сны» в работе с детьми, испытывающими ночные страхи. Мучающие детей кошмары нередко являются результатом просмотра фильмов ужа- сов или прослушивания страшных рассказов, о чем, как правило, свидетельствует харак- тер сновидений и что может подтвердить сам ребенок, пояснив, насколько оригинальными являются сюжеты его снов. Техника пригодится для работы практически с любым ребенком.
    3
    НЛП основывается на идее того, что сознание, тело и язык индивидуума формируют картину его мировосприятия, и последнее, а значит, и поведение можно изменить с помощью различных техник. – Примеч. ред.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    64
    Однако ее не следует применять к детям, имеющим серьезные эмоциональные нарушения.
    Я также не использую ее в работе с жертвами сексуального насилия.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    65
    «Пирог»
    Тира Синклер
    Введение и обоснование
    Техника «Пирог» базируется на ключевых положениях психосинтеза, который, как известно, является целостной мировоззренческой, психологической концепцией и в то же время методом психотерапии, разработанным итальянским психиатром Р. Ассаджиоли
    (Assagioli К., 1965; 1974) – современником З. Фрейда. Ассаджиоли полагал, что классиче- ский психоанализ игнорирует ряд значительных аспектов психической жизни и должен быть изменен с учетом всего спектра возможностей психики. Поэтому наряду с «низшим бессо- знательным» и сознанием Ассаджиоли постулировал наличие «высшего бессознательного»,
    являющегося источником альтруистических, творческих способностей, а также целеполага- ния и стремления человека к обретению смысла своей жизни. Итальянский психиатр заме- тил, что, подобно вытеснению низших, неосознаваемых психических процессов, сексуаль- ных и агрессивных импульсов, осуществляется и вытеснение «высшего бессознательного»,
    стремящегося привести нас к тем жизненным целям, которые нередко выходят за рамки повседневных задач адаптации и выживания.
    Теория и практика психоанализа направлены на содействие формированию психиче- ской целостности человека и развитие его сознания с тем, чтобы наполнить жизнь ощуще- нием радости и смысла. Техника «Пирог» является весьма ценным инструментом оценки различных сторон личности ребенка или подростка и способствует развитию самосознания.
    Она позволяет подростку сформировать навыки интроспекции, а психотерапевту – сделать вывод о степени зрелости этих навыков. «Пирог» может применяться в работе с детьми семи лет и старше. Поскольку в возрасте семи-девяти лет способность к абстрактному мышлению развита еще слабо, при обсуждении задания целесообразно использовать конкретные фор- мулировки. Более абстрактными понятиями можно пользоваться в работе с детьми старше десяти лет.
    Описание техники
    Перед началом работы психотерапевт объясняет подростку, что каждый человек ведет себя по-разному в разных ситуациях – в зависимости от того, с кем он вступает в контакт и как себя чувствует. Например, сильно разнится поведение детей в школе, дома и с близкими друзьями. Люди имеют разные задатки: один склонен к занятиям спортом, другой – к худо- жественному творчеству, третий – к научному познанию. Все это также может означать, что личность каждого человека многогранна.
    В процессе своего краткого вступления психотерапевт рисует нечто, похожее на буб- лик. Этот «бублик» делится на четыре сегмента (исключая центр).
    Затем психотерапевт предлагает ребенку нарисовать в каждом сегменте ту или иную картинку, отражающую стороны его личности. Психотерапевт обращает внимание испыту- емого на необходимость после завершения работы объяснить, что же находится в центре.
    Это придает работе определенную интригу и дополнительно мотивирует ребенка к выпол- нению задания.
    После создания рисунка психотерапевт спрашивает, не забыл ли испытуемый что- нибудь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    66
    Ребенок обязательно скажет, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Психотерапевт должен ответить, что в центре находится «глаз пирога», который он и рисует.
    Поясняется, что у каждого из нас есть «внутренний глаз», позволяющий нам осозна- вать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решать, как поступать в определенной ситуации. Пси- хотерапевт может предложить испытуемому вспомнить об этом глазе, как только он ощутит расстройство по какому-либо поводу, чтобы запомнить свои чувства и на следующем заня- тии обсудить их с психотерапевтом.
    Показания к применению
    Если психотерапевту что-либо известно о проблемах и насущных потребностях ребенка, в процессе использования данной методики он может побудить его к изображе- нию связанных с ними аспектов его личности. Например, если ребенок отличается гиперак- тивностью, его можно попросить изобразить ту часть своей личности, которая наполнена энергией и стремится к постоянному движению. Аналогичным образом ребенка, испытыва- ющего страх выступления перед классом, можно попросить в одном из сегментов изобра- зить свои ощущения, связанные с посещением школы, а в другом – ощущения, связанные с пребыванием дома. Если психотерапевт знает, что ребенок отличается художественными способностями и при этом сторонится сверстников, он может попытаться более подробно обсудить каждый из фрагментов рисунка для того, чтобы уяснить связь между творческими способностями и одиночеством.
    Поскольку в подростковом возрасте проблема формирования личностной идентично- сти является центральной, подростка можно просить нарисовать «пирог», отражающий вос- приятие его окружающими: родителями, друзьями, учителями, представителями противо- положного пола и т. д.
    Другим вариантом задания может быть создание двух рисунков: первого с изображе- нием того, каким подросток хотел бы себя видеть, и второго – воспроизводящего реальное положение вещей. Можно задавать дополнительные вопросы, чтобы определить, насколько подросток воспринимает эти образы отличными друг от друга и способными к трансформа- ции, считает ли он, в частности, что со временем может измениться. Техника «Пирог» при- менима и в работе с такими получившими признание в современной психологии аспектами личности, как «внутренний ребенок», «внутренний родитель» или «судья».
    Пример
    Техника «Пирог» использовалась в работе с группой, состоящей из шести девочек-под- ростков, которые никак не могли наладить отношения друг с другом. Каждой было предло- жено изобразить в четырех сегментах «пирога» и обсудить стороны своей личности:
    1) общественное Я (часть личности, открытую окружающим);
    2) приватное Я (часть личности, не желающую, чтобы ее видели);
    3) «внутреннего ребенка» (часть личности, с которой связаны более сокровенные пере- живания, как положительные, так и отрицательные, и которая все еще ощущает себя ребен- ком);
    4) «внутреннего критика» (часть личности, стремящуюся унизить или осудить чело- века, подвергая критике все, что он делает).
    Участницы группы выполнили задание и совместно обсудили свои работы. Занятие помогло им понять, что у них гораздо больше общего, чем они себе представляли, и что все они в равной степени ранимы, но стремятся скрыть внутреннюю хрупкость под мас-

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    67
    ками силы или равнодушия. Поразительным было то, насколько все они в своих высказы- ваниях выражали мнения «внутреннего критика», и то, сколь сильным оказалось влияние этого аспекта личности на их самооценку и поведение.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    68
    «Линия посередине листа»
    Долорес Кониерс
    Введение и обоснование
    Техника «Линия посередине листа» позволяет достаточно нетравматичным для ребенка способом обратиться к его наиболее болезненным темам. Когда дети видят, что лист разделен вертикальной линией пополам и одна из половин озаглавлена «плохое», а другая
    – «хорошее», многие из них начинают заинтересованно работать. Это позволяет ребенку взглянуть на ситуацию в целом, и многим детям удается более или менее успешно уравно- весить обе стороны таблицы. Такой результат можно признать свидетельством возникнове- ния относительно здоровой системы оценок, по сравнению с той, которая опиралась лишь на негативные стороны ситуации.
    Описание техники
    Для работы нужны бумага и простой карандаш. Неплохо запастись бумагой разного размера и оттенков, линейкой, маркерами, мелками, ножницами, картинками и клеем.
    Один ребенок, используя данную технику, составил приведенный ниже перечень
    «хороших» и «плохих» вещей (табл. 1). Он включил в него ситуации, в которых испытывает счастье или горе, а также примеры плохого и хорошего поведения своего отца.
    Показания и рекомендации к применению
    В дополнение к тому, что предлагаемая техника позволяет установить контакт с ребен- ком, оценить и обсудить его проблемы, ее можно периодически использовать с целью оценки результатов психотерапевтического процесса. Мне, например, пришлось работать с мальчи- ком восьми лет. Он отличался крайней замкнутостью и в школе всегда держался в стороне от остальных детей. Сначала в графе «хорошее» он обозначил одиночество и злость, перечис- лив при этом следующие свои любимые занятия: чтение (в одиночестве), рисование (в оди- ночестве), увлечение танками и чудовищами. В графе «плохое» он перечислил: школьные занятия, дети, игрушки в кабинете игровой терапии, школьная столовая. Через семь меся- цев психотерапевтической работы с ребенком и его матерью (неполная семья) и специаль- ных бесед с учителем, на которых обсуждались подходы к социализации мальчика, перечень
    «плохих» и «хороших» вещей изменился. Кроме того, мальчик стал активнее участвовать в учебном процессе, коллективных мероприятиях и играх и даже сблизился с некоторыми детьми.
    Данная техника помогла мне разобраться в проблемах ребенка, а ему самому, по мере того как он старался уравновесить правую и левую стороны таблицы, – естественным для себя образом обозначить некоторые цели.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    69
    Таблица 1
    Кроме того, благодаря «Линии посередине листа» ребенок сфокусировал свое внима- ние на определенных темах. Это свойство техники может быть особенно полезно в работе с гиперактивными детьми. Один такой мальчик, также отличавшийся замкнутостью, никак не мог справиться ни с одним тестом. Его любимцами были монстры – персонажи комик- сов и мультфильмов. Мальчик часто дрался с родителями. Я попыталась разобраться, пони- мает ли он разницу между проявлениями насилия в мультфильмах и в реальной жизни. В
    ходе упражнения мальчик наклеил наверху правого и левого столбцов таблицы картинки,
    изображающие фантастического зверя и обычное животное. Когда я попросила его записать свойства того и другого, он глубоко сосредоточился. Я была сильно удивлена: до сих пор он так и не смог пройти психическое обследование из-за крайней неусидчивости, хотя его возраст уже приближался к подростковому. Все определения, которые он записал в таблице,
    были выбраны им совершенно самостоятельно (табл. 2).

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    70
    Таблица 2
    Удивительно, что все это написано ребенком, отличающимся крайней необщительно- стью и низким интеллектом. Как видно из таблицы, он достаточно хорошо осознает разницу между фантастическими и реальными животными. И есть основание полагать, что это важ-

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    71
    ная предпосылка достижения мальчиком в ходе дальнейшей психотерапевтической работы определенной степени контроля над своим поведением. Думаю, в случаях отмеченных у ребенка проблем с концентрацией внимания, плохо развитых коммуникативных навыков и иных трудностей техника «Линия посередине листа» может быть весьма полезной.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    72
    «Рисование сообщества»
    Нэнси Кохран
    Введение и обоснование
    Гнев, недоверие и амбивалентное отношение к родителям нередки, если дети под- вержены насилию или попросту заброшены. В настоящее время осознается необходимость проведения индивидуальной психотерапии с такими детьми, изменения условий их жизни.
    Техника «Рисование сообщества» предназначена для работы с теми детьми, которые из-за переживаемых в своей семье страданий передаются в новые семьи или общественные учре- ждения. Она может применяться любым психотерапевтом для помощи ребенку в быстрой адаптации к новым условиям и преодолении чувства неуверенности. Она плодотворна также в случае нежелания ребенка говорить о своих взаимоотношениях с членами семьи. Его чув- ства к родственникам гораздо лучше проявляются в поведении, чем в словах. Использование данной техники рекомендуется и в работе с детьми, которые из-за распада семьи вынуждены находиться попеременно с разными родственниками.
    Применение техники «Рисование сообщества» оказывает положительный эффект, если ребенок испытывает сильные переживания, связанные с какой-либо стрессовой ситуацией в прошлом или настоящем, и не желает рассказывать о ней психотерапевту. Рисуя группу людей, ребенок ощущает себя в безопасных условиях и осознает свою способность кон- тролировать моделируемую ситуацию, что позволяет ему выразить свои страхи, интересы и желания. Психотерапевт должен обращать внимание на цветовые особенности рисунка,
    на то, какие предметы находятся в изображенном интерьере, как расположены фигуры по отношению друг к другу, как изменяется композиция и каковы комментарии ребенка в про- цессе психотерапии. Важно также следить за проявлением эмоциональных реакций и содер- жанием ролевых игр, используемых ребенком в процессе и после рисования. Если ребенок успешно справляется с техникой, она может стать хорошо знакомым ему приемом, позволя- ющим выразить и осознать свои чувства, связанные с новыми условиями жизни.
    Описание техники
    «Рисование сообщества» можно использовать лишь после установления достаточного доверия между ребенком и психотерапевтом, когда ребенок демонстрирует свою потреб- ность в помощи со стороны последнего. Для работы необходимо иметь: листы бумаги сред- него формата, цветные маркеры, набор кукол (членов кукольной «семьи»), а также такие игрушки, как машинки, автобус и некоторые другие. В начале психотерапевт может ска- зать: «У нас нет кукольного дома, давай его нарисуем». Он предлагает ребенку изобразить пространство воображаемого дома в разрезе. Квадраты и прямоугольники разного размера обозначают различные помещения, окна и двери. Затем психотерапевт дает ребенку воз- можность «расставить по дому» мебель и другие элементы интерьера. Ребенку можно пред- ложить изобразить дом, в котором он живет, либо дом бабушки, отца и т. д., нежилое здание
    (магазин, школа и т. д.) или даже несколько домов, где ему предстоит «поселить» или разме- стить группу персонажей. Затем ребенку предлагается выбрать для этого дома (домов) опре- деленное место в кабинете игровой терапии и поиграть с ним, рисуя в нем группу персона- жей или пользуясь имеющимися в его распоряжении игрушками и куклами. Таким образом,

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    73
    куклы могут «жить» в нарисованном ребенком доме (или домах), гулять или кататься вокруг на машинках и т. д.
    Показания и рекомендации к применению
    Данная техника применима в случае, если ребенок попадает в новые для себя условия жизни, что может быть связано с лишением одного или обоих родителей прав на воспита- ние ребенка, их разводом, усыновлением (удочерением) ребенка и т. д. Она особенно пло- дотворна для детей запущенных, испытывающих над собой насилие. Такие дети прибегают к рисованию как средству самовыражения, но при попытках вступить с ними в вербальный контакт и определить их настроение замыкаются или проявляют бурные эмоциональные реакции. Техника может применяться в работе с детьми из семей, находящихся под проку- рорским надзором из-за поступивших в социальные или полицейские органы заявлений об ущемлении прав ребенка. Очевидно, что дети из таких семей крайне неохотно говорят о том,
    что происходит у них дома. То же самое относится и к детям, дававшим показания в суде в ходе бракоразводного процесса.
    Пример
    Недавно я использовала технику «Рисование сообщества» в работе с восьмилетней девочкой, которая из-за алкоголизма родителей оказалась заброшена и, кроме того, неодно- кратно становилась свидетельницей сцен насилия. В период прохождения ее матерью проти- воалкогольного лечения она была помещена в приют. После того как мать закончила лечение,
    дочь вместе с ней переехала на другую квартиру, оставив прежнее, крайне неблагоприятное в социальном отношении место жительства.
    Девочке были свойственны приступы ярости, во время которых она набрасывалась на мать, и крайнее нежелание делиться с психотерапевтом своими чувствами и мыслями, свя- занными с ее жизнью на прежнем месте и в настоящее время.
    Первые занятия показали, что девочка склонна к уединенным играм. Предоставив ей такую возможность, психотерапевт время от времени задавала вопросы, стремясь прояснить ее переживания и содержание игр. Благодаря этому, по завершении фазы регресса на ран- ние стадии развития (когда она представляла себя «лялечкой» и сосала бутылочку), девочка смогла проявить свои чувства гнева и разрушительные тенденции.
    Когда она стала демонстрировать соответствовавший ее возрасту стиль поведения и принялась играть в куклы, я применила технику «Рисование сообщества». В процессе работы девочка начала воспринимать меня как свою подругу: вручила мне одну из кукол,
    которую назвала Сарой. В ходе игрового взаимодействия я предложила девочке нарисовать дом для двух подружек. Она немедленно приступила к рисованию и на протяжении после- дующих пяти занятий с моей помощью нарисовала еще школу, «папин дом», «бабушкин дом», каток и разные магазины. Игрушечные машинки и автобусы использовались ею для того, чтобы доставлять куклу по имени Дженни (с которой девочка играла) и ее подружку
    Сару в школу и магазины (куда они ездили вместе с мамой), а по выходным дням и к папе.
    В ходе этих занятий девочка смогла выразить свои опасения и проблемы, вызванные переходом в новую школу и посещениями отца. Оказываясь в ходе игры в «доме отца», она испытывала потребность в ощущении безопасности и то и дело звала «кукольную маму». В
    то же время она признавалась мне в том, что испытывает раздражение и обиду из-за того,
    что недовольна своими родителями. В течение нескольких занятий куклы-подруги Дженни и Сара жили в своих домах отдельно от родителей, и, как призналась сама девочка, «им совсем не нужны были мамы». Они сами решали, когда им нужно навестить отца, вели свое

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    74
    домашнее хозяйство совершенно самостоятельно и даже ухаживали за своими маленькими сестрами. Когда я предложила девочке посмотреть, как бы куклы жили вместе со своими мамами, она согласилась и попыталась выстроить между куклами Дженни и Сарой, с одной стороны, и их мамами – с другой, определенные отношения. Ей удалось прояснить для себя ряд моментов, связанных с отношениями детей и родителей, и выразить те чувства, которые были основаны на ее детских потребностях. Однажды девочка, поначалу всячески проти- вившаяся присутствию матери на занятиях, даже пригласила маму прийти и поговорить со мной. Очевидно, что на этом этапе работы между ними начали устанавливаться более тес- ные отношения.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    75
    Техника изобразительных преобразований
    Шерри Сэйкс
    Введение и обоснование
    Техника изобразительных преобразований является арттерапевтической методикой.
    Ребенок в течение определенного промежутка времени делает зарисовки в тетради для набросков большого формата, а затем, возвращаясь к ранее выполненным работам, либо что- то добавляет к ним, либо их исправляет.
    Эта техника появилась естественным образом как результат арттерапевтической работы, в ходе которой психотерапевт совместно с ребенком время от времени производят ретроспективную оценку ранее созданных рисунков, чтобы проанализировать весь процесс работы. Например, после нескольких первых занятий ребенок, обратившись к уже выпол- ненным рисункам, может внести в них изменения. Иногда эти изменения что-то уточняют, но чаще всего они отражают положительную динамику состояния ребенка, его новую оценку произошедших событий и иной взгляд на вещи.
    В некоторых обстоятельствах дети ощущают свою беспомощность. Изображая такие ситуации, ребенок может почувствовать, что он в какой-то мере в силах на них воздейство- вать. Психотерапия связана с процессом изменений, поэтому целесообразно давать ребенку возможность периодически обращаться к просмотру своих прежних рисунков с тем, чтобы,
    внеся в определенные исправления, он мог ощутить свою способность влиять на события.
    Подобно другим видам свободной творческой работы, связанным, например, с использо- ванием песочницы, техника изобразительных преобразований дает ребенку шанс ощутить свои силы и осознать возможность более активной жизненной позиции.
    Изменения в рисунках выступают в качестве метафор воображаемых или реальных изменений жизненной ситуации, в которой ребенок находится, а также изменений в формах его поведения и типе реакций. Одним из преимуществ предлагаемой техники является то,
    что ребенок вносит исправления в продукцию своего собственного творчества по проше- ствии более или менее продолжительного периода времени.
    Описание техники
    Техника изобразительных преобразований рассчитана по крайней мере на несколько занятий. Ребенку дается альбом для набросков (размером не менее чем 28 х 35 см), а также карандаши и резинка и предлагается нарисовать все, что он захочет. Лучше, чтобы темы рисунков ребенок выбирал сам, однако в случае необходимости психотерапевт может пред- ложить тему, предполагающую большую свободу творчества, например «Мои мечты», или
    «Мои желания», или «То, что меня больше всего расстраивает».
    Все рисунки выполняются в одном альбоме. По прошествии нескольких занятий ребенку предлагается взглянуть на первые из них, и он захочет сделать те или иные измене- ния или дополнения. Подобная практика должна стать регулярной в процессе психотерапии.
    По моим наблюдениям, ребенок всегда способен что-то изменить, изменения отражают динамику психотерапевтического процесса. Например, к изображению чудовища ребенок может добавить крупное изображение себя самого, пытающегося съесть это чудовище. Дру- гим примером может быть случай, когда ребенок, в рисунках которого проявлялся крайне ограниченный спектр тем и переживаний, вернувшись к ним через некоторое время, смог

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    76
    дополнить их новыми элементами, отражающими развитие его эмоциональной сферы. В
    частности, на одном из лиц он нарисовал слезы, а на другом рисунке к изображенной фигуре пририсовал поднятый в гневе кулак.
    Техника изобразительных преобразований может включать обсуждение внесенных изменений, что позволяет их обозначить, объяснить и проанализировать.
    Показания и рекомендации к применению
    Описанную технику можно использовать в работе с любыми клиентами, но особенно ценной она является в работе с детьми, переживающими ряд психических травм, в резуль- тате которых они почувствовали свою беспомощность. В таких случаях целесообразно очень осторожно и постепенно подходить к возможности внесения изменений в рисунки,
    чтобы дать ребенку ощущение возможности повлиять на ситуацию.
    Одним из моих клиентов был семилетний мальчик. Его двухлетний брат недавно умер от рака. На первом рисунке мальчик изобразил пятерых героев комиксов, каждого – каким- либо одним цветом. Вернувшись к рисунку по прошествии времени, он раскрасил человеч- ков более тщательно, сказав, что они показались ему «плохими зародышами». Через два месяца, вновь обратившись к этому рисунку, мальчик добавил к нему трех героев, заявив,
    что «это – хорошие зародыши». Через несколько занятий он дорисовал еще двух «хороших зародышей» и сказал, что «свяжет» их вместе. Обведя все фигуры черной линией, мальчик обозначил их одной цифрой и, обращаясь к ним, сказал, что прощает их за то, что они ушли с поля боя, потому что знает, как мужественно они сражались.
    Таким образом, техника изобразительных преобразований является относительно про- стой методикой, помогающей ребенку лучше понять свою роль в прошлых событиях и почувствовать возможность положительных изменений в будущем.
    Следующие три теста касаются главным образом эмоциональной сферы ребенка.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    77
    Техника «Рисуем страх»
    Чувство страха испытывают все дети. Это страх темноты, больших и злых собак, ска- зочных чудовищ, болезни и т. д. и т. п. Порой страх оказывает такое сильное влияние на пси- хику ребенка, что последний начинает слышать и видеть только информацию, связанную со своим страхом. Тем самым ребенок усиливает в себе ощущение страха, а это влечет за собой мышечное напряжение, скованность всего тела, ослабление внимания. Поэтому так важно научить ребенка расслабляться, проявляя свой страх в творчестве.
    Задание
    Для техники «Рисуем страх» понадобятся: гуашь или акварель, бумага
    формата А4, кисти, баночка с водой, пиктограмма «Страх».
    Покажите ребенку пиктограмму страха и попросите перед зеркалом
    изобразить на своем лице страх. Затем попросите на бумаге нарисовать
    лицо человека, испытывающего страх. Следите за тем, чтобы к окончанию
    работы весь лист был заполнен.
    Когда рисунок будет закончен, предложите ребенку вспомнить самый страшный слу- чай из жизни и рассказать о нем. А после спросите ребенка, нравится ли ему тот страх, что он нарисовал, и хотел бы он его уничтожить? Предложите смять рисунок или разорвать на мелкие кусочки, а затем подожгите, чтобы ребенок мог видеть, что его страх сгорел. После того как рисунок догорит, предложите ребенку выбросить пепел в унитаз и смыть водой или развеять на улице по воздуху. Главное, чтобы малыш сам выбрал, что делать с пеплом.
    После проделанной процедуры нужно, чтобы ребенок чисто вымыл руки и вытер их чистым полотенцем.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    78
    «Негативные чувства выплескиваем на бумагу»
    Известно, что одна из важных проблем в воспитании ребенка связана с распределением энергии в детском организме. Дети активно исследуют окружающий мир, проявляя при этом самые различные эмоции. Рисунок способен освободить спонтанность у маленьких детей и помочь им обратить внимание на их проблемы. С помощью рисунка можно также успокоить ребенка, убрав его раздражение, агрессию и злость.
    Переводя нереализованную, агрессивную энергию в творчество, ребенок сублимирует свой страх и подобные негативные эмоции.
    ВАЖНО!
    Когда ваш ребенок раздражен или испытывает чувство агрессии,
    предложите ему выплеснуть злость на лист бумаги.
    Использовать для «выплеска» эмоций можно любые инструменты: краски, маркеры или карандаши. Особенно хорошо это делать с помощью восковых карандашей – с одной стороны, дети любят рисовать ими, с другой – восковые карандаши достаточно твердые, их сложно сломать. Я советую именно их.
    Задание
    В момент агрессии или злости попросите ребенка все, что он
    чувствует, перенести на лист бумаги в виде каких-то линий, пятен или
    конкретных образов (предложите сделать это восковыми карандашами
    на листах формата А4). Скажите ребенку, что он может стучать
    карандашом по листу, бить или тыкать его сколько угодно.
    Когда рисунок будет закончен, дайте ребенку выговориться, какой бы эмоциональной его история ни была. После этого включите спокойную музыку и попросите ребенка прислу- шаться к ней и к себе. Попросите его внимательно посмотреть на свой рисунок и «успоко- ить» его с помощью акварельных красок, выбрав тот цвет, который больше всего нравится.
    Проследите, чтобы рисунок полностью был покрыт этим цветом. Так как рисунок выполнен восковыми карандашами, он не будет закрашиваться краской целиком, а будет снова и снова как бы проявляться. Это даст увидеть и осознать малышу, что его «злой» и «агрессивный»
    рисунок, покрытый его любимым цветом, вовсе уже не выглядит таковым. К этому моменту его тело, руки и ноги будут полностью расслаблены, а желание капризничать и злиться окон- чательно исчезнет.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    79
    «Избавляемся от гнева»
    Задание
    Для выполнения понадобятся: тонкие листы писчей бумаги, цветная
    бумага формата А4, клей ПВА, небольшая емкость (например, маленький
    тазик или блюдо), пиктограмма «Гнев».
    Предложите ребенку рассмотреть пиктограмму «Гнев» и попросите
    рассказать, какую эмоцию испытывает этот человек. Затем пусть
    ребенок подойдет к зеркалу и сделает такое же выражение лица.
    Попросите ребенка, закрыв глаза, вспомнить ситуацию, когда он
    испытывал гнев, в мельчайших подробностях. Затем поясните, что
    гнев – это мощная разрушительная сила, с которой следует уметь
    справляться творчески, и что можно от него избавиться, если порвать
    сначала лежащие тонкие листы на мелкие кусочки (пусть ребенок нарвет
    приличную горку бумажек), а затем подкинуть их вверх. Проделайте
    это несколько раз. После того как ребенок наиграется, попросите его
    собрать все бумажки в емкость. Далее предложите из собранных кусочков
    бумаги создать картину-коллаж, выкладывая их в виде какого-нибудь узора,
    приклеивая клеем к цветной бумаге.
    Вы можете участвовать в творческом процессе вместе с ребенком, если он этого захочет или не будет против.
    После того как работа будет завершена, предложите дать название своей картине.
    Когда ваш ребенок будет проявлять свой гнев, можно прибегнуть и к другому творче- скому выражению его, а именно способу, описанному ниже.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    80
    Графическая техника «Кактус»
    Эта техника предназначена для работы с детьми старше трех лет. С ее помощью можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша, отметить наличие агрессивности,
    ее направленность, интенсивность и т. п.
    Задание
    На листе бумаги предложите ребенку простым карандашом
    нарисовать кактус – таким, каким он его себе представляет. Затем, при
    желании, ребенок может раскрасить свой рисунок. После того как рисунок
    будет готов, внимательно проанализируйте его.
    Интерпретация рисунка
    1. Расположенный в центре листа крупный рисунок характеризует ребенка как стре- мящегося к лидерству.
    2. Маленький рисунок, расположенный внизу листа, – показатель неуверенности в себе и зависимости от окружающих.
    3. Наличие выступающих отростков в кактусе говорит об открытости характера ребенка.
    4. Экстравертность показывает наличие на рисунке других кактусов или цветов.
    5. Об интровертности свидетельствует изображенный на рисунке один кактус.
    6. Наличие цветочного горшка на рисунке, то есть изображение комнатного растения,
    говорит о стремлении к домашней защите, чувстве семейной общности.
    7. Дикорастущие, пустынные кактусы на рисунке показывают отсутствие стремления к домашнему уюту.
    8. Если ребенок рисует отрывистыми линиями с сильным нажимом карандаша – он довольно-таки импульсивен по характеру.
    9. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки говорят об агрессивности ребенка.
    10. Использование ярких цветов, преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями говорит о тревожности.
    11. О таком качестве, как женственность, говорит наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.
    После завершения работы ребенку можно задавать вопросы, ответы на которые помо- гут уточнить интерпретацию рисунков: «Этот кактус домашний или дикий?», «Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?» и т. д.
    При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывайте изобразительный опыт юного художника. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности – все это существенно влияет на диагно- стический портрет [7].
    После того как ребенок закончит рисовать, с ним нужно обсудить рисунок. Но интер- претировать рисунок совместно с ребенком не стоит, проанализируйте его самостоятельно.
    Если вас что-то насторожит в детском рисунке, не спешите делать выводы, лучше обратитесь к опытному детскому психологу. Он обязательно подскажет, какая именно помощь нужна ребенку на данном этапе.

    М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых»
    81
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта