Тесты для детей и взрослых Текст предоставлен правообладателем
Скачать 4.14 Mb.
|
Глава 5 Психотерапевтический эффект мандал Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Круг – это первичный символ единства и бесконечности, символ планеты Земля, символ защищенности материн- ского лона. Знак абсолюта и совершенства. При изображении круга очерчивается граница, защищающая физическое и психическое пространство. Движение по кругу означает посто- янное возвращение к самому себе. Мандала помогает стимулировать основные внутренние источники глубинных уровней подсознания, включая механизмы саморегуляции. Это психо- логический преобразователь, помогающий человеку установить связь с самим собой, загля- нуть внутрь себя, накопить новые силы и энергию. Бывают нарисованные мандалы, используемые для сосредоточения и исцеления, ман- далы, сделанные из цветного песка, мандалы обусловленного просветления ума (бодхи- читта), мандалы абсолютного ума просветления и т. д. Понятие мандала было введено в психологию Карлом Густавом Юнгом, который впер- вые отметил важность образа круга в сновидениях и рисунках клиентов. Юнг познакомил современную психологию с идеей мандалы. Его открытие происходит из его собственного внутреннего исследования. Каждое утро в своем дневнике он набрасывал рисунок круга, просто следуя внутреннему импульсу. Юнг сделал наблюдение, что его рисунки меняются, отражая состояние его психики. Однажды он получил раздражающее письмо от своего друга, и границы круга, который он нарисовал на следующий день, были разорваны. Юнг был уверен, что изменения в его настроении отражались в изменениях его рисунков. С помощью своих рисунков Юнг день за днем наблюдал трансформацию психики. В своей книге «Воспоминания, сновидения, раз- мышления» он пишет: «Я видел, что все пути, по которым я ходил, все шаги, которые я совершал, вели к одному – к действительности, к центральной точке. Всякий раз мне стано- вилось очевиднее, что мандала – это центр. Это общий знаменатель всех путей. Это путь к центру, к индивидуализации». По Юнгу мандалы представляют собой целостность ума и охватывают как сознание, так и подсознание. Юнг успешно лечил невротиков и шизофреников мандалами, которые создавали и рисовали его собственные пациенты. Рисунки мандал были попыткой восстановить здоро- вье изнутри, показывая «самый жизненно важный аспект жизни: ее конечную полноту». Для Юнга мандала – архетипная форма, следовательно, появляется во многих культу- рах, мало связанных между собой. В то же время он считал, что понимание архетипа исце- ляет, причем особенно важны мандалы, которые просто приходят на ум, без особых мыслей или целей. В настоящее время многие специалисты в области психотерапии и психологии в работе с детьми, подростками и взрослыми активно применяют метод диагностики психического состояния по рисунку и цветам мандалы. Одно из главных преимуществ работы с манда- лами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребенка, с помощью созерцания красок и раскрытия своих внутренних резервов. Индиви- дуальная мандала является уникальным психотерапевтическим инструментом, позволяю- щим одновременно анализировать и корректировать психическое состояние человека. Когда человек рисует мандалу, он рисует свой внутренний мир в настоящий момент, состояние самого себя настоящего, вне социума, свою духовную сущность. Он отвечает на экзистен- циальные вопросы: «Кто я? Где я? Откуда я? Куда я?» Когда получает ответ на первые два М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 82 вопроса, происходит переоценка ситуации. Это и дает сильнейший психотерапевтический эффект. Основной целью метода мандалы является: – диагностика и коррекция конкретной проблемы; – коррекция эмоционального состояния и нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок); – изучение групповых взаимоотношений. Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях пси- хокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это: – при ощущении внутреннего дисбаланса; – проблемах самооценки; – страхе потерять контроль над собой; – пессимизме и депрессии; – разной степени тревожных состояниях; – различной сложности семейных ситуациях; – коррекции расстройств мелкой моторики и нервного напряжения; – преодолении кризиса в развитии; – стимуляции творческого потенциала. Кроме того, как признает К. Г. Юнг, рисование мандал – очень эффективный способ лечения и многих духовных проблем. В этом случае специалист не нужен: каждый человек раскрывает себя сам только с помощью созерцания, определенного количества времени, спо- койствия и карандашей или красок. Таким образом, работа с мандалами оказывается очень эффективной для всех тех, кто хочет найти гармонию. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 83 Диагностика по рисунку мандалы Диагностика психологического состояния по мандале применима как для взрослых, так и для детей. Так как мандалы превращают силы архетипа подсознательного в формы, которые можно сознательно ухватить, потрогать и понять с помощью сознательного «Я», то интерпретация творческого результата при работе с мандалами возможна также, как в других проективных методиках (выбор цвета, материала, штриховка, символика образов, названий). Д. Келлог, изучая воздействие мандалы на человека, выделила два основных вида ман- дал в диагностике: симметричные и композиционно сложные. Первый вид мандал отражает текущий момент времени и ситуацию, а второй – осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Левая половина мандалы отражает бессознательные процессы. Правая – созна- тельные. При диагностике мандалы в первую очередь следует обращать внимание на распо- ложение ее центра, а затем уже на линии, символы, формы, знаки и цвет. Задание Клиенту необходимо дать лист бумаги формата А4, пастель, цветные карандаши, краски (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого. Попросите нарисовать круг (можно с помощью циркуля или блюдца), а затем что-нибудь в круге. Готовый рисунок мандалы раскрасить. Анализ структурных и содержательных особенностей мандалы 1. Центр мандалы (по Копытину) Интерпретируя центр, желательно исходить из предположения, что он является орга- низующим элементом системы. Если система – это психика, то центр – это «Я» автора, то, что на языке аналитической психологии называется Эго (осознаваемое «Я»). Структурные и цветовые особенности центра, а также его размер будут отражать разные аспекты «Я» – степень его сформированности, силу, способность выполнять те или иные связанные с ним функции (сознательный контроль, целеполагание). Наличие двух центров может быть свя- зано с переживанием «Я» глубоких изменений, связанных с процессом развития или иными причинами. Иногда это можно также рассматривать как признак противоречивого, амби- валентного «я». Следует учитывать и то, что центр в некоторых случаях может отражать так называемое «трансперсональное "Я" – духовный центр личности или то, что на языке аналитической психологии называется Самостью. Активное проявление Самости в центре рисунка можно связать с особого рода состояниями – измененными состояниями сознания, трансперсональными или «мистическими» переживаниями, которые могут наблюдаться в связи с процессом психического и духовного «роста», а также при некоторых психиче- ских расстройствах. Проявления Самости в центре мандалы, как правило, связаны с осо- быми символическими и цветовыми признаками (визуализация и изображение света, белая краска, изображение «всевидящего ока» и др.). Дополнительными признаками, позволяю- щими предполагать проявление Самости в центре мандалы, могут выступать особые пере- живания автора в момент ее создания или имевшие место ранее, которые он пытался пере- дать в рисунке. В некоторых случаях создание рисунков, отражающих проявление Самости и контакт автора с этой частью Психики, сопровождается достижением терапевтических эффектов и переживанием инсайта. Отсутствие центра характерно для глубоких изменен- ных состояний сознания, в том числе патологического характера (развивающихся, например, М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 84 вследствие слабоумия). В некоторых случаях, если отсутствие центра наблюдается лишь на протяжении определенного отрезка времени, это может быть связано с особыми обстоятель- ствами или фазами в жизни человека (так, временное отсутствие центра может отмечаться на определенных этапах беременности и после родов). 2. Внешние границы мандалы. Внешние границы мандалы, как и центр, тесно свя- заны с осознаваемым «Я» и его функциями, в особенности, такой важной функцией, как спо- собность осознавать свои психологические границы и защищать свое личное пространство в процессе взаимодействия с другими. В определенной мере границы мандалы также харак- теризуют степень открытости автора к контактам с внешним миром. Так, слишком плотные границы мандалы могут говорить об избегании контактов и потребности в самозащите. Гра- ницы мандалы также могут быть связаны с психологическим контейнированием – способ- ностью аккумулировать психическую энергию. 3. Связь центра с внешними границами и разными зонами внутреннего простран- ства мандалы. Хорошая связь, как правило, может говорить о высокой психологической интеграции, способности «Я» ставить цели и достигать их, хорошем развитии воли и созна- ния. Однако значение может иметь и способ связи центра с внешними границами и разными зонами мандалы. В одних случаях интеграция изображения достигается за счет изображения идущих от центра лучей, лепестков цветка, напоминающих кристалл форм, а также геомет- рического характера рисунка. Такой способ связи более характерен для взрослых, хорошо функционирующих в социуме. В других случаях связь элементов рисунка и границ с цен- тром достигается за счет изображения спирали. Этот способ является более регрессивным, отражающим ранние формы самосознания (связанные с фазой сепарации); иногда он даже может отражать перинатальный опыт (чаще – продвижение по родовому каналу, третью перинатальную матрицу, согласно С. Грофу). 4. Общий характер рисунка – степень хаотичности или упорядоченности. Упо- рядоченный характер мандал связан с наличием изображений геометрических фигур или хорошо оформленных образов, включая изображения людей, животных, растений. При этом элементы рисунка связаны друг с другом как пространственно, так и по содержа- нию (это можно выяснить благодаря обсуждению рисунка, уточнению ассоциаций). Такие изображения свойственны онтогенетически более зрелым состояниям. Хаотичные изобра- жения характеризуются плохой связью между элементами рисунка. Наблюдение за процес- сом рисования часто позволяет подтвердить хаотичный характер мандалы. Автор рисует импульсивно, контроль над изобразительной деятельностью низкий. Нередко изобразитель- ные элементы пересекают внешние границы мандалы. Такие рисунки говорят о регрессив- ных состояниях, а также характерны для органического поражения мозга со слабоумием. В некоторых случаях определенная степень хаотичности может быть связана со спонтанно- стью либо переживанием сильного аффекта. 5. Симметрия или асимметрия. Симметричные мандалы, то есть такие, в которых правая и левая половины или верхняя и нижняя часть «отзеркаливают» друг друга, могут свидетельствовать о покое, равновесии, пассивности, отсутствии психологических измене- ний. Асимметричные же более свойственны клиентам, переживающим процесс психоло- гических изменений, а также тем, кто испытывает внутренний конфликт. Такие мандалы говорят об активной внутренней динамике, которая может быть связана как с процессом развития, так и с рядом эмоциональных и психических нарушений. Так, мандалы с выра- женной асимметрией могут быть свойственны подросткам, говоря об амбивалентности их М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 85 чувств, внутренней противоречивости и психологических изменениях. Асимметрия также может быть признаком невротического внутриличностного конфликта. Более «здоровый» характер имеют те асимметричные мандалы, в которых виден хорошо оформленный центр – он говорит о сохранении «Я», несмотря на изменения и внутренние противоречия, а также об активной стабилизирующей функции Самости (если, однако, имеются соответствующие дополнительные признаки проявления Самости в рисунке). 6. Движение в мандале. Движение в мандале часто отражает восприятие движения различных элементов образа еще на стадии его визуализации (представления). Иногда вос- приятие движения подтверждается лишь благодаря обсуждению рисунка и того, что клиент представлял перед рисованием или в процессе создания рисунка. Движение может иметь разный характер и направленность. Вращательное движение по часовой стрелке (которое может быть связано с изображением спирали, вихря или свастики) нередко говорит о про- цессе осознавания (переживании инсайта), энергетической мобилизации. Противоположное движение отражает усиление регрессивных тенденций, вытеснение определенного матери- ала из сознания. Движение, направленное от центра к периферии мандалы, свидетельствует об усилении связей с внешним миром, потребности в действии. Движение, направленное от периферии к центру, говорит о потребности в сохранении энергии и уходе от контактов. Восходящее движение может быть одним из признаков трансперсональных, «мистических» переживаний. Нисходящее же движение говорит о фокусировке на телесных ощущениях, которая может иметь как патологический, так и здоровый характер. М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 86 Символика цветов в рисунке мандалы Цвета, которые выбираются для рисования мандал, раскрывают много информации о личности клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого и актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от жизненных этапов и ситуаций. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Это происходит из- за того, что взрослыми, как правило движет разум и они большое значение придают эстети- ческим критериям. Большинство взрослых, которые впервые рисуют мандалу, часто подав- ляют открытое выражение чувств, раздумывая, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченный рисунок мандалы получился красивым. Хотя самым важным является нарисовать мандалу не думая о значении цветов, которые мы выбираем. Необ- ходимо отталкиваться от структуры мандалы, от формы, которую заполняем нашими чув- ствами, нашим состоянием в данный момент. Надо быть искренним перед самим собой, только в этом случае результат будет исходить изнутри, из бессознательного. После завершения рисования мандалы следует обратиться к символике цветов. При интерпретации рисунка мандалы важно помнить, что каждый цвет имеет как поло- жительное, так и отрицательное значение, в зависимости от того контекста, в котором он применяется. Жёлтый цвет – энергия, солнце, интуиция, просветление. Появление в рисунке жел- того цвета указывает на индивидуальность и независимость, отражает поиск внутреннего освобождения. Преобладание или отсутствие желтого цвета указывает на большую силу воли и высокий интеллект автора рисунка. Отрицательное значение: зависть, поверхностность, заносчивость и страх перед эко- номическими трудностями. Синий цвет – цвет покоя, расслабления, доброты и уверенности в себе. Отрицательное значение: бездействие, скука. В рисунке мандалы темно-синий цвет отражает переживания, связанные с угрозой для жизни, а также указывает на неблагоприят- ные психологические условия в детстве. Белый цвет – духовность, чистота, совершенство, невинность, освобождение, любовь к истине. Отрицательное значение: равнодушие, перфекционизм. Чёрный цвет – цвет земли, тьмы, обновления и возрождения. Черный фон в мандале особенно способствует раскрытию духовных ресурсов, к тому же он, в отличие от белой бумаги, побуждает использовать более светлые цвета, которые на черном фоне кажутся све- тящимися и появляющимися как бы из темноты. Отрицательное значение: отчаяние, пустота, тьма, смерть, разрушение, грусть, страх, угроза. Отсутствие света означает утрату веры, а потому обилие черного цвета в рисунке мандалы может являться признаком депрессии. Серый цвет – нейтральный цвет, первоначальный хаос. Отрицательное значение: говорит об отсутствии или подавлении эмоций, равнодушии и инерции. Частое использование серого в рисунках мандал встречается у наркоманов, так как длительный прием героина приводит к эмоциональному выхолащиванию. Иногда серый М. А. Шевченко. «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых» 87 цвет может указывать на чувство вины, а также может свидетельствовать об апатии и уста- лости от жизни. Обилие серого цвета в рисунке мандалы может указывать на утрату способ- ности испытывать от нее радость и получать удовлетворение от еды и половой близости. Он также может быть индикатором «эмоциональной слепоты» и неспособности увидеть пер- спективу жизни. Оранжевый цвет отражает веру в свои силы, волю и амбиции, активизирует общи- тельность, желание творить. Это цвет радости, благожелательности и оптимизма. Отрицательное значение: легкомыслие и жажда престижа. Иногда оранжевый цвет в мандале указывает на сильную эмоциональную зависимость от мужчины, которая может проявляться в чувстве ненависти и чувстве любви. Оранжевый цвет также может указывать на высокие амбиции и противостояние авторитетам и отцу. В мандалах женщин этот цвет может указывать на проблемный характер отношений с мужчинами. В некоторых случаях оранжевый цвет отражает эмоциональную зависимость от отца, а также завышенную само- оценку. Когда в рисунке мандалы оранжевый цвет сочетается с темно-зеленым и черными цветами, это может быть свидетельством сексуальной идентичности. Красный цвет в рисунке мандалы означает энергию преобразования, действия, а также любовь, страсть, силу, радость жизни, очищение. Отрицательное значение: гнев, агрессивность, импульсивность. Если красный цвет отсутствует в рисунке, это может указывать на пассивность, а также недостаток сил для самореализации. Когда красный цвет смешивается с черным (такое сочетание можно назвать грязно-красным цветом), это указывает на наличие проблем, связанных с различными жиз- ненными ситуациями. В отдельных случаях он может отражать опыт прохождения хирур- гических операций. Психологическое значение этого цвета определяется формой фигуры и расположением в мандале. |