Главная страница
Навигация по странице:

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru99

  • КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ 106 Стихи 1-25 в точности повторяют одно из отступлений первой книги (926-950). Если Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей»

  • КНИГА ПЯТАЯ 122

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru126

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru132

  • Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru138

  • Тит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеТит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы
    Дата02.11.2020
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаCarus_O_prirode_veshey.pdf
    ТипЛитература
    #147483
    страница27 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28
    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru безусловно хорош и дороже всех на свете.
    — Но согласись, что были люди и не хуже тебя, но все умерли. Хочешь ли ты для себя исключения?
    Девятое: я знаю, что я умру, я не против смерти, но все равно хочется прожить как можно дольше.
    — Это правда, и я тоже чувствую привязанность к жизни, но ведь смерть — это не один час каких-то мучений, не то, что мы сумеем пережить, но вечность. Сколько бы мы ни продлевали жизнь, вечность нашей смерти не сократится ни на волос, зато в этой смерти, может быть, это тебя утешит — все когда-либо жившие до или после нас будут нашими сверстниками и современниками.
    Другого итога в этой книге нет. Проблему страха смерти Лукреций перевел в проблему привязанности к жизни, чего не было у Эпикура. Перед лицом смерти Лукреций поставил вопрос о смысле жизни, и решение его было мучительно: жизнь — не наша собственность, мы арендаторы жизни, а не ее владельцы, единственный долг человека перед жизнью — без сопротивления духа возвратить арендованное по первому требованию владельца, у владельца перед арендаторами обязанностей никаких нет. Эпикур учил: не думай о смерти.
    Лукреций не может не думать сам и не предлагает этого читателю. Весь пафос его поэмы в том, что человек должен знать, думать и более полно и осознанно чувствовать мир. Если бы поэт призвал на помощь Гражданскую Доблесть, она подсказала бы ему другое, более оптимистическое решение его проблем, нежели то, какое он вложил в уста своей персонифицированной Природы. Но Лукреций бежал от ужасов государственной жизни своего времени и искал для себя другой общины, где мудрость, величие духа и отрадный покой были бы принципом и реальностью жизни. Его внимание привлекают великие имена прошлого: Гомер, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур, Энний, Сципион. Вслед за диалогом о смерти идет вдохновенное вступление к четвертой книге, где поэт причисляет себя к этой общине первооткрывателей, учителей и благодетелей человечества. В диалоге Лукреция нет наставления: живи и работай, старайся сделать все, что можешь, на что отпущены тебе природой силы, склонности и дарования, но поэт Лукреций не раз договаривает то, чего не решается или забывает сказать философ, последователь Эпикура, и настоящий итог его рассуждений о жизни и смерти не в последних стихах третьей книги, а в первых картинах четвертой: бездорожное поле, цветы, ручьи и поэт, припадающий к чистым источникам, собирающий неведомые цветы, чтобы сделать их достоянием каждого человека, чтобы каждый человек мог почувствовать себя таким же свободным, сильным и счастливым.
    96
    Стих 984. Титий — великан, низвергнутый в Тартар за оскорбление, нанесенное им
    Латоне, матери Аполлона и Артемиды.
    97
    Стих 995. Сизиф — наказан за обман тем, что в Аиде должен вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, скатывается обратно.
    98
    Стих 1009. Девыдочери царя Даная, осужденные за убийство своих женихов лить воду в бездонный сосуд.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    99
    Стих 1011. Кербер — трехголовый пес со змеями вместо шерсти, сторожевая собака в
    Аиде. Фурии — богини мщения.
    100
    Стих 1025. Анк — четвертый римский царь Анк Марций, прославившийся миролюбием и благочестием.
    101
    Стих 1029 сл. …кто по волнам… путь проложил… — персидский царь Ксеркс (V в. до н. э), построивший плавучий мост из Азии в Европу через Геллеспонт.
    102
    Стих 1034. …Сципион, эта молния войн и гроза Карфагена… — Римская история знает двух Сципионов: Старшего, героя второй Пунической войны, и Младшего, разгромившего
    Карфаген в третьей Пунической войне. Кого из двух имел в виду Лукреций? Очевидно, этот вопрос занимал уже первых его читателей: у Вергилия в «Энеиде» (VI, 842) есть любопытная реплика этим стихам — «две молнии войн, Сципионы».
    103
    Стих 1039. Демокрит умер в глубокой старости.
    104
    Стих 1042. Эпикур. — Учитель Лукреция по имени назван в поэме только здесь.
    105
    Стих 1063. Рысаки. — Здесь, собственно, речь идет о галльских пони «маннах», малорослых, но очень быстрых лошадках; «рысаки» в переводе следует понимать как экспрессивное определение, а не указатель породы.
    КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
    106
    Стихи 1-25 в точности повторяют одно из отступлений первой книги (926-950). Если

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru между двумя труднейшими для изложения теоретическими разделами первой книги пассаж этот звучал прежде всего как напоминание о новизне предмета, о трудностях изложения, о желании подсластить поэтическими красотами горький напиток ученого повествования, то здесь, после тягостных бесед о смерти в конце третьей книги, он звучит оптимистической нотой, поэт говорит здесь больше о себе и своем мастерстве, о желании славы и творческом вдохновении, обещает читателю в новой книге чтение полезное и приятное, и — надо сказать — обещание это он исполняет с честью: четвертая книга поэмы более других отдает дань литературным модам и вкусам своей эпохи, хотя в теоретическом отношении считается менее всего доработанной.
    107
    Стих 26. …объяснил я… — в третьей книге (94-416).
    108
    Стих 536. …сколько и нервов берет… — Здесь речь идет о физическом напряжении
    («нервами» назывались жилы и сухожилия), «нервов» в нашем смысле у античного человека не было.
    109
    Стих 581. …Нимф, козлоногих Сатиров и Фавнов… — Фавн был римским божеством лесов и полей (его женской ипостасью была Фавна, или Фауна), его отождествляли с греческим Паном. Со временем стали считать, что Фавнов в природе так же много, как греческих Нимф и Сатиров.
    110
    Стихи 638-639. — Легенда о ядовитости человеческой слюны для змей есть и у Плиния
    Старшего (VII, 15 и XXVIII, 35).
    111
    Стих 672. …как я об этом тебе говорил… — Собственно, об этом речи не было, однако о меде упоминания были во второй (398 слл.) и третьей (191 сл.) книгах.
    112
    Стих 683. …римских хранитель твердынь… — Гуси, по преданию, предупредили стражу римского Капитолия о нападении галлов в 390 г. до н. э. (см.: Вергилий, «Энеида»,
    VIII, 655 сл.).
    113

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Стихи 710-713. — Представление о том, что львы боятся петухов, держалось очень долго в античности, средневековье и даже в эпоху Возрождения. Конец легенде положил эксперимент, проведенный самим Кювье (1769-1832): петуха втолкнули в клетку ко льву и тот, разумеется, не затруднился его сожрать. Впрочем, может быть, опыт был поставлен недостаточно корректно — ведь отступать льву было просто некуда.
    114
    Стих 746. …как указал я уже… — IV, 176 слл., и III, 425 сл.
    115
    Стих 795. …во мгновении, нужном для звука… — равносильно русскому выражению
    «во мгновение ока».
    116
    Стихи 834-835. — Здесь Лукреций формулирует тезис об отсутствии целесообразности в природе, однако в развитии этого положения он не вполне последователен, поскольку ранее им было принято представление о целенаправленном, а не спонтанном развитии любого природного существа.
    117
    Стихи 935-936. Вот почему… — пример естественной оговорки поэта: разумеется, не толстая шкура нашла себе применение, подставившись под удары, а необходимость защиты потребовала утолщения наружной оболочки.
    118
    Стих 1071. Венера Доступная. — У Платона это божество именуется Афродитой
    Всенародной, в отличие от Афродиты Небесной, в диалоге «Пир» (180 С слл.). Платон противопоставляет любовь как сильное душевное устремление, без которого немыслимо познание и духовное совершенствование личности, любви как всем и каждому доступному ощущению, для которого «кому ума недоставало». У Лукреция, как позже у Овидия
    («Лекарство от любви», 484), Доступная Венера — это любовь вне гражданских установлений брака и зачастую не связанная со сколько-нибудь устойчивыми душевными переживаниями.
    119
    Стих 1125. Сикионская обувь — от города Сикиона на Пелопоннесском полуострове, славившегося на весь тогдашний мир произведениями своих башмачников.
    120

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Стихи 1160-1169. — При перечислении ласкательных прозвищ Лукреций пользуется греческими словами. Пассаж этот можно считать реминисценцией из Платона
    («Государство», V, 474 С — 475 А), позднее этот мотив стал общим местом моралистики на любовную тему. Об этом упоминает и Овидий в «Искусстве любви» (II, 4).
    121
    Стих 1179. Гордый косяк. — Эпитет этот принадлежит любовной поэзии, в которой обхаживание запертой двери у дома возлюбленной было своеобразным ритуалом; в эллинистической комедии традиционной стала ария героя у дверей подруги — так называемый «параклавентюрон», то есть «песнь у запертых дверей», в которой свою долю почета получали и порог, и косяк, и все прочие детали этого элемента домовой архитектуры.
    КНИГА ПЯТАЯ
    122
    Стих 8. …богом он был… — Почитание Эпикура как бога среди его учеников Цицерон называет наглостью со стороны таких естествоиспытателей, какими они себя считали
    («Тускуланские беседы», I, 21, 48), однако он не совсем прав. В те времена смертные легко становились богами, а вера в богов все больше сводилась к формальной обрядности или грубому суеверию. Эпикур причислялся к богам в этическом смысле, разумеется, а не в физическом; следует также обратить внимание на то, в каком божественном сонме выступает здесь Эпикур: боги восхваляются здесь как благодетели человечества, это опять-таки дань мифологической традиции и риторике, тем более уместная в начале пятой книги, что здесь автор вступает на стезю исторического повествования, а историк, пренебрегающий мифологией, рискует остаться без материала для работы.
    123
    Стих 15. Либер — италийский бог земледельцев, отождествлявшийся с Вакхом
    (Дионисом).
    124
    Стих 17. Иные народы — например, германцы, по словам Цезаря («Записки о галльской войне», VI, 22), или арабы и эфиопы, по сообщениям Диодора, Страбона и других греческих писателей.
    125
    Стих 20. …расходясь по великим народам… — По свидетельству Цицерона, восторженные почитатели Эпикура встречались не только в Греции или Италии, но и во всем варварском мире («О пределах добра и зла», II, 15).

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    126
    Стих 22. Геркулеса деянья — перечисляются девять из двенадцати легендарных подвигов Геракла.
    127
    Стих 28. Гериона… трехгрудого сила… — Герион — великан, обитавший на крайнем западе, где победивший его герой воздвиг так называемые «Геракловы столпы».
    128
    Стих 31. Бистонида — поэтическое название Фракии, Исмар — горная цепь и город во Фракии.
    129
    Стих 77. …силой какой… руководит кормило природы… — Лукреций не раз возвращается к образу «кормила природы», единого начала всех начал, скрытой силы, управляющей всеми природными процессами. Во вступлении к первой книге кормчим природы называется Венера (I, 21), в пятой книге — Фортуна (107) или Солнце (404). Вряд ли все эти оговорки можно отнести на счет поэтического обыкновения. В природе Лукреций обращает внимание на закономерный и целенаправленный ход естественных процессов.
    Эпикур учением об отклонении атомов разрушал представление о сквозной необходимости всех природных движений. Лукреций говорит, что отклонение разрывает узы рока (II, 253), но он же употребляет выражение «узы природы» (в переводе Ф. А. Петровского «законы» —
    I, 586). Лукреций очень близок к представлению о «законах природы», может быть, потому, что в природе он пытается найти истинное государство для человека взамен расколотого враждой и насилием Рима, подобно тому как Катулл искал для себя «уз» священной дружбы и любви (109, 5-6). Образы кормчего и кормила — тоже старинные символы государственной власти. Возможно, метафоры из области государственных установлений вернее всего отвечали представлению о временных распорядках этого временного околоземного мира, в отличие от вечно неопределенных движений вечной материи. Ср.:
    Эмпедокл В 30, 3; 115, 2, а также Парменид В 12, 3.
    130
    Стих 116. …обладая божественным телом… — как полагали стоики и платоники (см.:
    Цицерон, «О государстве», VI, 15).
    131
    Стих 117. …по примеру Гигантов… — Гиганты — мифические великаны, сыновья
    Геи-земли, попытавшиеся захватить небо и свергнуть олимпийских богов, но побежденные богами при содействии Геракла.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    132
    Стих 148. …ибо природа богов настолько тонка… — Субтильные божества эпикурейцев не встретили признания в античном мире. По выражению Посидония, философа стойко-платонического направления, современника Лукреция и учителя Цицерона, Эпикур только на словах оставляет богов, на деле их уничтожает (Цицерон, «О природе богов», I, 44,
    123).
    133
    Стих 155. …потом я тебе докажу… — Комментаторы не находят в поэме эпизода, который можно было бы считать исполнением этого обещания.
    134
    Стихи 156-234. — Здесь еще раз ставится вопрос о целесообразности в природе и о божественном сотворении мира. Лукреций настаивает на том, что первоначала непроизвольно сложились в сочетания, образовавшие наш мир. Цицерон приводит реплику стоика Бальба о том, что вероятность возникновения мира из случайных столкновений атомов такова же, как если бы случайно разбросанные буквы азбуки сложились бы в
    «Анналы» Энния («О природе богов», II, 37, 93).
    135
    Стих 186. …примера творенья? — Перевод сделан по поправке, внесенной в рукописи издателем XV века. Рукописная традиция дает здесь слово «специес», которое в латинском языке стало эквивалентом греческого философского термина «эйдос» — этим словом Платон называет образец всякого творения, и прежде всего вечный и прекрасный прообраз сотворенного божественным мастером мира. Возражение Лукреция направлено против платоников, и употребление платоновской терминологии здесь в высшей степени уместно.
    Рукописное чтение следует признать в данном месте отвергнутым безосновательно.
    136
    Стихи 222-227. — Во второй книге (576-580) Лукреций младенческий крик противопоставляет погребальному стону как жизнеутверждающее начало — мысли о неминуемой гибели. Здесь скорее мысль о том, что неродившийся никогда не узнает печали, становится трагической нотой горестного человеческого бытия оптимистическим контрастом (ср. III, 867- 869).
    137
    Стих 234. …природа готовит искусно. — Здесь в латинском тексте тот же эпитет
    «искусница», который во вступлении поэмы (I, 7) прилагался к земле.

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    138
    Стихи 309-310. — Эти стихи сопоставляют с приведенным у Геродота изречением
    Дельфийского оракула: «Само божество не в силах избежать назначенной ему доли» (I, 91).
    139
    Стих 320. …как считают иные… — Подобные учения приписывались в древности мудрецам досократовской поры — Эпихарму (VI-V вв. до н. э.) и Догену Аполлонийскому
    (V в. до н. э.), а также стоику Хризиппу (III в. до н. э.).
    140
    Стих 326. …до Фиванской войны и падения Трои… — У Горация (Оды, IV, 9, 25-28) есть любопытное возражение Лукрецию:
    Не мало храбрых до Агамемнона
    На свете жило, вечный, однако, мрак
    Гнетет их всех, без слез, в забвеньи:
    Вещего не дал им Рок поэта.
    (Перевод П. С. Гинцбурга)
    141
    Стихи 338 слл. — Представление о пережитых миром катаклизмах — достаточно древнее. Предание о гибели Атлантиды приводит Платон в «Законах» (383 С), в диалогах
    «Тимей» (23 Е слл.) и Критий (110 С - 113 В). Аристотель упоминает о всемирном потопе
    («Политика», II, 8, 1269 а, 5).
    142
    Стих 364. …доказал я уже… — в первой книге (329 слл.).
    143
    Стихи 397-406. — Этот эпизод принято сопоставлять с распространенным в эллинистической литературе жанром «эпиллия» — короткой поэмы в гексаметрах на какой- либо мифологический сюжет. Миф о сыне Солнца — Фаэтоне — подробнее пересказывается в поэме Овидия «Метаморфозы» (конец I и начало II книги). Лукреций пытается объяснить возникновение этого мифа воспоминанием о каком то реально происходившем физическом явлении.
    144

    Тит Лукреций Кар «О природе вещей»
    100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru
    Стих 476. …как бы живые тела… — Здесь у Лукреция это метафора, как, скажем,
    «эфир, питает созвездья» (I, 231), в отличие от концепции платонической, перипатетической и стоической школ, согласно которой эти тела почитались живыми и даже божественными.
    145
    Стих 507. Понт. — В древности считали, что Понт (Черное море) имеет непрерывное течение в Пропонтиду (Мраморное море).
    146
    Стих 521. …по Суммановым областям неба… — Сумман — древнеримский бог ночного неба и ночных молний.
    147
    Стих 576. …светом присвоенным… — Мнение, что луна заимствует свет от солнца, высказывалось уже Фалесом, Пифагором, Эмпедоклом и Анаксагором, тогда как
    Анаксимандр и Ксенофан считали, что она светит собственным светом.
    148
    Стих 644. …долгие годы… по долгим орбитам… — Лукреций, возможно, имеет в виду так называемый «Великий год» — время, в которое все светила возвращаются в то положение, из какого начали свой путь (ср.: Цицерон, «О государстве», VI, 24).
    149
    Стих 656. Матута — древнеиталийская богиня утра.
    150
    Стих 663. …с Иды вершины… — Здесь имеется в виду горный хребет в Малой Азии.
    Явление, которое Лукреций описывает «по слухам», упоминается у древних историков и географов.
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта