Тит Лукреций Кар о природе вещей философия и поэзия перед загадкой природы
Скачать 1.7 Mb.
|
151 Стих 687. Года узел — точка пересечения эклиптики с небесным экватором, т. е. точки весеннего и осеннего равноденствия. 152 Стихи 737-745. …Весна и Венера идет… — Комментаторы давно заметили, что Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru картина появления весны, изображенная здесь Лукрецием, лежит в основе композиции известной картины Боттичелли «Весна». Зефир — весенний ветер, дующий с Запада, Борей — северный. «Эвоэ-Эван» — восклицание в честь Вакха. Волтурн — юго-восточный ветер, Австр — южный. 153 Стих 794. …из заводей выйти соленых… — Анаксимандру приписывалось учение о том, что первые животные возникли из воды. 154 Стих 808. …вырастали утробы… — Эмпедокл считал, что на Земле вырастали сначала отдельные члены живых тел, которые потом срастались в различных комбинациях, пока не были найдены оптимальные варианты (фр. 57-61). 155 Стих 905. …лев головою… — Стих целиком перенесен переводчиком из «Илиады» в переводе Гнедича, поскольку Лукреций точно цитирует его, переводя на латынь, из поэмы Гомера. 156 Стих 941. Арбута ягоды — это растение по-русски называется также «земляничник». 157 Стих 1063. Молосские псы — сторожевые собаки, выведенные в Эпире. 158 Стих 1156. Богов и людей — ходячее словосочетание; эпикуровские боги не занимались делами людей. 159 Стих 1198. …с покрытой главою… — Этот римский обычай становится у Лукреция символом жизни во мраке невежества. 160 Стих 1233. …сокровенная некая сила… — Комментаторы выделяют это выражение, считая, что для эпикурейца оно не вполне ортодоксально. Однако, как мы видели выше (V, Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 1156), в этой части моральных рассуждений поэт прибегает к общепринятым формулировкам, смысл же контекста говорит, что за этим выражением вообще не стоит никакого реального агента. Ср. V, 77. 161 Стихи 1241-1257 были переведены Ломоносовым для его сочинения «Первые основания Металлургии, или рудных дел». Железо, злато, медь, свинцова крепка сила, И тягость серебра тогда себя открыла: Как сильный огнь в горах сжигал великой лес; Или на те места ударил гром с небес; Или против врагов народ, готовясь к бою, Чтоб их огнем прогнать, в лесах дал волю зною; Или чтоб тучность дать чрез пепел древ полям, И чистой луг открыть для пажити скотам; Или причина в том была еще иная, Владела лесом там пожара власть, пылая. С великим шумом огнь коренья древ палил; Тогда в глубокий дол лились ручьи из жил, Железо, и свинец, и серебро топилось, И с медью золото в пристойны рвы катилось. (Сочинения М. В. Ломоносова, т. II, АН, 1893, с. 256). 162 Стих 1294. …из меди серпа… — Серпы из меди применялись в сакральном обиходе (Вергилий, «Энеида», IV, 513). 163 Стих 1302. Луканские волы — так называли слонов, которых римляне впервые увидели в войсках царя Пирра, когда тот вступил на территорию Лукании (юг Италии) в III в. до н. э., однако свежее в памяти римлян были события второй Пунической войны, когда слонов провели на Апеннинский полуостров через Альпы, поэтому Лукреций и приписывает пунам (карфагенянам) первое применение слонов на войне. 164 Стих 1310. …львов… выпускали могучих… — обычай египетских царей. 165 Стих 1356. …искусней гораздо мужчины. — Подобного рода рассказы встречаются у Геродота (II, 35) и у Платона («Государство», 455 А-Е). Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 166 Стих 1362. …природою, все создающей… — ср. V, 234, I, 7. Природа в этих стихах именуется Созидательницей вещей. 167 Стихи 1409-1457. …нисколько не больший плод наслаждений… — Лукреций в целом сочувственно следит за материальным и духовным прогрессом человеческого рода, однако последствиями прогресса он считает развитие преступлений, войны, пресыщенность и развращенность человеческого рода, и в противовес всем этим порокам он готов признать примитивное состояние человечества более предпочтительным, находя в нем близость к природе и идиллическую чистоту нравов. 168 Стихи 1452-1453. — Ср.: Эпикур, «Письмо к Геродоту», 75. КНИГА ШЕСТАЯ 169 Стихи 1-2. …злак… даровали Афины… — По преданию, богиня Деметра (Церера) научила сеять хлеб Триптолема, легендарного героя Аттики. 170 Стих 3. …законы для всех учредили… — Имеется в виду деятельность афинских законодателей: Дракона (VII в. до н. э.) и Солона (VI в. до н. э.). 171 Стих 5. …мужа родивши… — Эпикура, заслуги которого здесь прославляются наряду с историческими благодетелями человечества, а не мифологическими, как это было в начале V книги. Отмечая великие заслуги Афин перед человеческим миром, поэт, возможно, подготавливает ту тему, которая в поэме станет заключительной — шестая книга обрывается сценами погребенья жертв легендарной Афинской чумы. 172 Стихи 68-79. — Ср.: Эпикур, «Письмо к Менекею», 123 слл. Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 173 Стих 86. …на участки разбив небосвод… — Этрусские авгуры (жрецы-гадатели) делили небо на шестнадцать частей и замечали, в каком участке блеснет молния. 174 Стихи 96-101. Прежде всего, небеса лазурные гром сотрясает… — Ученые- комментаторы проделали колоссальную работу по выяснению источников, которыми мог пользоваться Лукреций при изложении естественнонаучных причин величественных и грозных явлений природы, внушающих особенно сильное беспокойство людям и обращающих их умы к религиозным суевериям. Прежде всего поэт опирался на сочинения своего учителя Эпикура, взгляды которого на проблемы метеорологии (науки о небесных явлениях) излагаются в дошедшем до нас «Письме к Пифоклу». Эпикур в основание своей метеорологии кладет утверждение о том, что небесные явления могут представлять для философии интерес ни в коем случае не самостоятельный, а лишь применительно к проблеме достижения безмятежности духа. В свете этого принципа эпикурейская физика ищет не единственно верного объяснения тому или иному явлению, но допускает несколько вероятных. Лукреций следует этому обыкновению и приводит по нескольку возможных гипотез, заимствуя их порой из противоречивых источников, однако при этом поэт обнаруживает и горячий интерес к физической сущности мощных стихийных явлений, и незаурядную эрудицию, приводя концепции и досократических мыслителей, и классических школ Академии и Лицея, и позднейших авторов, близких его времени. Высказывались предположения о сильной зависимости поэта в этой книге от работ Посидония, уже упоминавшегося учителя Цицерона. Во всяком случае, в описаниях великолепных явлений природы проявляется собственный талант Лукреция, здесь он от дробных рассуждений и миниатюрных изображений предшествующих книг переходит к картинам более крупного масштаба и создает уникальные в античной литературе образы природных стихий во всей их разрушительной мощи и устрашающей красоте. 175 Стих 155. …Феба Дельфийского лавры. — Лавр посвящен был Аполлону, как маслина — Афине, дуб — Зевсу, виноградная лоза — Дионису, а колос — Деметре, о чем любила вспоминать поэзия в эпитетах, ставших издавна устойчивыми. 176 Стих 364. Года… перебой — равноденствие. 177 Стих 381. …в Тирренских вещаньях… — в книгах этрусских гадателей. 178 Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Стих 398. Отца — Юпитера. Римское имя бога-громовержца в именительном падеже и в обращениях произносилось с прибавлением стяженной формы слова «патер», то есть «отец». 179 Стих 486. …как я говорил… — I, 992 сл., и II, 142 сл. 180 Стих 585. — Землетрясение в Сидоне было в V в. до н. э., а в Эгии — в 372 г. до н. э. 181 Стихи 639-702. — Извержения сицилийского вулкана Этны в древности случались часто и производили сильные опустошения. 182 Стих 660. …«священный огонь»… — можно перевести и как «проклятый огонь» — болезнь, именуемая также «антоновым огнем» или «гангренозной рожей». 183 Стихи 712-737. — Разливы Нила считались в древности уникальным явлением (см.: Геродот, II, 19-26). 184 Стих 716. …название носят «годичных»… — пассатные ветры (см. V, 472 и VI, 730). 185 Стих 738 слл. Авернское озеро — близ города Кумы в Кампании, считалось преддверием Аида (Вергилий, «Энеида», VI, 337 слл.), в этимологии его названия видели указание на то, что там не водятся птицы. 186 Стих 750. Тритонида — одно из культовых имен богини Афины. 187 Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru Стих 754. …за непотребный донос… — Этот миф рассказывается у Овидия («Метаморфозы», II, 552 слл.). Афина передала трем дочерям Кекропа, легендарного основателя Афин, корзину с младенцем Эрихтонием (полузмеем, получеловеком, рожденным Землей), запретив в нее заглядывать. Девушки нарушили запрет, донесла об этом богине ворона, но ее слишком громкий донос не был угоден Афине (в деле, которое лучше было оставить без огласки), и птица была изгнана из свиты богини. 188 Стих 807. Земляная смола — асфальт. 189 Стих 810. Скаптенсула — город, который, по сообщению Геродота, находился во Фракии, а по другим источникам — в Македонии. 190 Стихи 848 слл. — Описывается так называемый «Источник Солнца» в Ливии (см.: Геродот, IV, 181). 191 Стихи 879-889. — Речь идет об источнике в Додоне (Эпир). 192 Стих 890. …в море Арадском. — Арад — остров у берегов Финикии. 193 Стих 908. …камень, который… «магнитом» зовут… — О «камне» магните, способном притягивать железные кольца и даже вкладывать в них силу делать то же самое с другими кольцами, пишет также Платон со ссылкой на Еврипида («Ион», 533 D). 194 Стих 1045. Самофракийские кольца — были золотыми, но оправленными в железо. Самофракия — остров в Эгейском море. 195 Стих 1108. Гадес — Кадикс, город, основанный в Испании финикийцами. Тит Лукреций Кар «О природе вещей» 100 лучших книг всех времен: www.100bestbooks.ru 196 Стихи 1138-1286. Этого рода болезнь… — какая именно болезнь поразила осажденных жителей Афин во время Пелопоннесской войны в 430 г. до н. э., по описаниям древних авторов современные медики установить не могут. Традиционно ее именуют чумой, возможно, это был сыпной тиф или корь. Источником Лукреция была скорее всего II книга «Истории» Фукидида (47-52). 197 Стих 1139. Кекроповы земли — Аттика, по имени царя Кекропа. 198 Стих 1143. Пандионово племя — афиняне. Пандион — афинский царь, сын Кекропа. 199 Стих 1286. …чем с телами родными расстаться. — Поэма считается незаконченной на том основании, что здесь отсутствует заключение в формальном смысле. Однако последний стих «Илиады» — «Так погребали они необорного Гектора тело» — был на слуху у всей античности. Последний стих шестой книги поэмы Лукреция вполне мог восприниматься как достойное эпического произведения заключение. Т. Васильева |