Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Творческие методы и художественные системы
Скачать 1.3 Mb.
|
И. В.) не просто познает 1 М. Горький о литературе, с. 441 — 442. 2 Бушмин А. С. Методологические задачи литературоведения. — В кн.: Вопросы методологии литературоведения. М. — Л., 1966, с. 37. 234 мир, а стремится его переделать. Ради этой переделки он и познает его, поэтому на всех его картинах лежит своеобразная печать, которую вы сразу чувствуете» 1. Но автор книги, ссылаясь на вышеприведенную мысль Бушмина, считает это замечание Луначарского ошибочным, якобы механически приписывающим литературе то, что Маркс относил к философии. Что же касается искусства, то оно, по мнению Асадуллаева, вполне справляется со своей задачей, если создает произведения, о которых можно сказать: «Вот это замечательно сделал автор, прямо как в жизни» 2. Нет, Луначарский говорил именно о художественно-преобразовательной функции социалистического реализма, указывал на собственно художественный смысл его коммунистической партийности. Да и в одиннадцатом тезисе Маркса о Фейербахе сформулирована, в сущности, всемирно-историческая задача для всего передового человечества во всех сферах духовной и практической деятельности людей, в том числе и в художественной. Марксистская философия осуществляет эту задачу в области теоретического сознания, литература — в области «непосредственного», конкретно-чувственного сознания, творчески реализуя в сфере отражения конкретно-исторические возможности действительной переделки мира на социалистический и коммунистический лад. Конечно, первоосновой художественного творчества служит сама реальная действительность, ее образное отражение в сознании писателя, его впечатления о событиях, характерах, внешнем облике реального мира. Но все это само по себе не может передать естественное движение жизни, непосредственный жизненный процесс невозможно восстановить в его первоначальном виде, но его можно воспроизвести, сотворить заново на основе творческих принципов, однородных с теми или иными принципами практического освоения жизни. Чтобы художественно воспроизвести социалистическую революцию, надо совершить ее еще и еще раз, в сфере конкретно-чувственного отражения, художественного воображения, а это возможно только благодаря художественно-творческим принципам, однородным с теми принципами, по которым совершалась революция практически. Эти художественно-творческие принципы вырабатываются искусством социалистического реализма в процессе своего собственного 1 «Лит. наследство», т. 74. М., 1985, с. 50. 2 Асадуллаев Г. С. Историзм, теория и типология социалистического реализма. с. 88. 235 художественно-творческого участия в социалистическом и коммунистическом обновлении жизни и поэтому являются ее собственным достоянием. Неправда, что «старый реализм» не показал «реальные пути для коренной перестройки общества» только потому, что их еще не было в реальной действительности. Он не смог этого сделать и тогда, когда социалистическое движение стало практически прокладывать эти пути и когда художники критического реализма увидели их и отразили в своих художественных произведениях. Роман Джека Лондона «Железная пята» имеет в этом отношении принципиальное значение. Субъективно в своих идейно-эмоциональных оценках различных общественных сил Джек Лондон стоит всецело на стороне социалистического движения, но внутренний строй этого произведения, «естественное» течение жизни в нем не заключает в себе объективной необходимости социализма, потому что жизненный процесс воспроизведен, сотворен писателем согласно принципам критического реализма. Напротив, роман Горького прежде всего своим внутренним строем, принципом развития своего конкретно-чувственного содержания утверждает необходимость социалистического преобразования жизни, потому что реальный жизненный материал творчески освоен здесь по принципу социалистической (коммунистической) переделки мира, предусматривающему субъективное осознание и реализацию объективной необходимости социализма. В романе «Мать», как и в «Железной пяте», силы реакции физически превосходят силы социалистического движения, и последние терпят поражение. Это указывает на конкретно-исторический характер реализма в том и другом произведении. Но если в «Железной пяте» поражение социалистов увековечивает, в сущности, классово-антагонистическую структуру общества, то в «Матери» оно определяет лишь границу реальных возможностей социалистического движения в данной конкретно-исторической ситуации, в то время как весь ход действия в романе непосредственно претворяет эти возможности в художественную действительность и тем самым наглядно доказывает, художественно подтверждает необходимость и конкретно-чувственную результативность социалистической переделки мира. Для того времени, когда роман Горького вышел в свет, это явилось убедительным оправданием, художественно-творческим подтверждением необходимости и непреходящей исторической значимости революционных событий 1905 года для будущей борьбы за социализм. Этим 236 прежде всего роман и заслужил столь высокую оценку В. И. Ленина. Самоценность принципов социалистического реализма по отношению к «старому реализму» становится еще более очевидной, когда искусство социалистического реализма осваивает историю прошлого, в том число и далекого прошлого человеческого общества. Оказывается, и в эпоху «старого реализма» были характеры и события, которые позволяют творить художественные произведения по принципам социалистического реализма, когда эти принципы уже сложились в искусстве. Новое искусство и там обнаруживает конкретно-историческую связь отдельной личности не только с ее социальной средой, но и с общественно-историческим развитием в целом и непосредственно воспроизводит эту связь, художественно творит ее как социально опосредованную субъективную деятельность, неповторимым образом осуществляющую объективную необходимость общеисторического прогресса в его созвучии с современным социалистическим преобразованием мира. Далекое прошлое тем самым получает вторую, художественно сотворенную жизнь и начинает непосредственно работать на социализм, становится его художественной составной частью. Именно в этом, например, принципиальное значение романа А. Толстого «Петр I» как произведения социалистического реализма. Важнейшим завоеванием литературы социалистического реализма является художественное освоение диалектики объективного и субъективного в общественно-историческом процессе. Этого не знала и не знает ни одна другая художественная система в мировом искусстве. Субъективное там или целиком поглощается объективным, или само поглощает его, или сосуществует с объективным как совершенно самостоятельная субстанция. Даже не все художники, которые лично участвуют в практической борьбе за социализм, обладают как художники принципом воспроизведения общественной деятельности в виде субъективной реализации объективно-исторической необходимости. Бабель, например, был активным участником гражданской войны в рядах буденновской армии и как художник талантливо отразил некоторые эпизоды войны и характеры ее участников. Но эти эпизоды и характеры оказались в «Конармии» в принципе не связанными ни с объективно-исторической необходимостью социализма, ни с ее конкретно-историческим осуществлением, частью которого они были в действительности. Если для литературы социалистического реализма характерно воспроизведение гражданской войны как конкретно-исторического 237 процесса высвобождения человека и общества из условий социального отчуждения и гнета, то у Бабеля эта война представлена, по существу, в виде кровавой междоусобной розни, бессмысленного, тупого самоуничтожения человеческого рода, то есть как еще одна форма подавления человеком человека. В качестве бойца легендарной армии Бабель внес свой вклад в социалистическое преобразование жизни, но социалистический тип освоения мира не преломился в специфике его художественной деятельности, не стал его творческим методом. Серафимович не принимал участия в походе Таманской армии, но он совершил его художественно, воспроизведя в виде живого исторического потока, в котором стихийная устремленность к лучшей жизни необходимым образом перерастает в сознательную борьбу революционного народа за новый общественный миропорядок. «Железный поток» непосредственно подтвердил еще раз историческую необходимость гражданской войны и дальнейших социалистических преобразований и наглядно, конкретно-чувственно продемонстрировал принципы такого преобразования, утверждая и воспитывая их через посредство художественного творчества у практических строителей новой жизни. Тем самым этот роман стал неотъемлемой составной частью социалистической и коммунистической переделки мира на всех ее исторических этапах. Этот глубинный смысл искусства социалистического реализма в Уставе Союза советских писателей определен как «изображение жизни в ее революционном развитии» в целях «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Поскольку «изображение жизни в ее революционном развитии» относится к характеристике творческого метода, то это означает, что революционное развитие жизни является для нового искусства не только предметом изображения (таким предметом для искусства социалистического реализма может быть в конечном счете любая область и любое состояние конкретно-чувственного бытия человека), но и принципом изображения, той закономерностью общественно-исторического развития XX века, которая творчески осваивается художником и становится «строем его души» — основным принципом художественно-творческого освоения всего конкретного многообразия жизни. Принцип изображения жизни в ее революционном развитии или, иначе говоря, принцип художественно-творческого освоения конкретных явлений жизни в их отношении к поступательному развитию общества к коммунизму — 238 именно это отличает прежде всего искусство социалистического реализма от произведений с социалистической направленностью в иных художественных системах, а также от тех многочисленных произведений с социалистическим содержанием, которые обычно называют малохудожественными или слабыми в художественном отношении. Имеются в виду произведения, в которых авторы ограничиваются в основном лишь отражением явлений жизни и их оценкой, а главного для искусства — творческого освоения мира в целом через посредство этого отражения — не осуществляют или осуществляют не в полную меру, так что еще не происходит качественного скачка от реального жизненного материала и авторского мировоззрения к собственно художественному явлению. Социалистический реализм, как и романтизм и критический реализм, — это искусствоведческое понятие, то есть такое понятие, которое характеризует определенный тип именно художественного творчества. В нашей науке есть специальный термин для обозначения всех форм художественного творчества, которые несут в себе социалистические идеи и утверждают социалистический идеал, — «социалистическое искусство». Общая ценность этого искусства состоит в том, что оно является социалистическим по своей идеологической направленности и поэтому воспитывает людей в духе социализма. Однако неправомерно относить все социалистическое искусство к художественной системе социалистического реализма, как это делают некоторые исследователи1. Это неправомерно прежде всего потому, что не учитывается собственная природа искусства социалистического реализма как такого искусства, которое в наибольшей мере соответствует принципам социалистической жизнедеятельности, так как оно не просто несет в себе социалистические идеи, а является одной из форм социалистического (коммунистического) типа творческого освоения жизни. Искусство социалистического реализма не только отражает процесс социалистического и коммунистического обновления мира, но и само творит этот процесс. Отражая реальные характеры и события, оно создает на этой основе свою художественную действительность, свой художественный поток жизни, который всегда «течет» в сторону коммунизма, так как реальный жизненный материал в искусстве социа- 1 К этому, в сущности, сводится концепция социалистического реализма в кн. Д. Маркова «Проблемы теории социалистического реализма». См., например, с. 32, 85, 243, 276 — 277, 281. 239 листического реализма всегда так или иначе творчески осваивается в его конкретно-историческом отношении ко всемирно-исторической необходимости коммунистического преобразования мира. А это создает уверенность в возможности и реальной осуществимости полной победы социалистического (коммунистического) типа общественных отношений в будущем. Таким образом, главное в искусстве социалистического реализма — творческое воспроизведение конкретного жизненного процесса в его исторически необходимом движении к полному освобождению человека и общества от социального, политического и всякого иного подавления человека человеком, к действительно свободному, взаимозаинтересованному общению человеческих личностей друг с другом. Конкретно содержание этого процесса всегда неповторимо, так как является художественной реализацией именно данных конкретно-исторических возможностей и именно данной творческой личности, ее собственным вкладом в созидание нового мира, одним из возможных вариантов социалистической преобразовательной деятельности. Например, в повести В. Тендрякова «Кончина» рассказывается в основном о судьбе одного колхоза и его «вечного» председателя Лыкова Евлампия Никитича, бессменно руководившего колхозом «Власть труда» в течение тридцати с лишним лет, вплоть до своей кончины. В момент образования колхоза на должность председателя претендовали двое — бедняк Матвей Студенкин, участник гражданской войны, организатор первого коммунального хозяйства в селе, самый решительный сторонник сплошной коллективизации, и середняк Иван Олегов, образцовый хозяин, постигший научные основы сельскохозяйственного производства и вступивший в колхоз с надеждой развернуть там свои незаурядные способности руководителя. Однако колхозники избрали председателем не Матвея Студенкина и не Ивана Слегова, а Пийко, как они звали тогда Евлампия Никитича. Основная масса крестьян уже поняла к тому времени, что колхозы необходимы, что с колхозом связано их будущее, и поэтому проявила кровную заинтересованность в том, кто будет руководить их коллективным хозяйством. Матвей подготовил в селе почву для коллективизации, но, как показала коммуна, оказался неспособным практически руководить общественным производством. Слегову крестьяне не вполне доверяли и не вполне понимали его. Пийко уже в коммуне проявил преданность коллективному хозяйству, умение самоотверженно трудиться и увлекать за собой других. 240 Став председателем, Евлампий Никитич целиком отдал себя организации колхозной жизни, мобилизовал для этого всех колхозников, подчинил своей воле Ивана Слегова и сумел использовать его знания и способности на общее благо. В результате сложилась устойчивая система коллективного хозяйства, способного удовлетворять общественные потребности и обеспечивать личные нужды колхозников. Колхоз прошел через все испытания, которые в разное время выпали на долю деревни и всей страны, и вышел из этих испытаний еще более окрепшим и уверенным в своем будущем. Правда, эти испытания и успехи сделали Евлампия Никитича крутым, самонадеянным, порой грубым и несправедливым по отношению к другим. Это стало тормозить дальнейшее совершенствование колхозной жизни, сковывать творческие возможности и усилия лучших и более передовых тружеников колхоза, таких, как племянник председателя Сергей Лыков, талантливый бригадир с высшим агрономическим образованием, уже зарекомендовавший себя среди рядовых колхозников человеком, способным вести общее хозяйство более эффективно, чем это делалось раньше, и с большим доверием и уважением к другим членам коллектива. В сущности, кончина прежнего председателя и означает в повести переход от одного этапа в жизни советской деревни к другому, более совершенному. Повесть В. Тендрякова замечательна тем, что в ней на основе отдельных фактов реальной действительности создан собственно художественными средствами полнокровный, насыщенный, противоречивый жизненный процесс, в котором историческая необходимость поступательного развития нашего общества практически реализуется благодаря активной деятельности и творческой энергии все новых и новых общественных сил. Реальное значение художественно-творческого опыта на основе метода социалистического реализма состоит в том, что он «непосредственно» демонстрирует человечеству всемирно-историческую необходимость и конкретно-историческую возможность коммунистической переделки мира и вовлекает человека в созидательный процесс, заражает его социалистическими принципами жизнедеятельности, учит видеть вокруг себя и творчески превращать конкретную историческую возможность в реальную социалистическую действительность. По своей общественно-исторической природе, в качестве составной части коммунистического движения искусство социалистического реализма преследует цель максимально 241 эффективного воздействия на реальный жизненный процесс ради его поступательного развития. Поэтому оно и находится в преемственной связи с конкретно-историческим типом художественного творчества в прошлом и является новым этапом в развитии этого художественного типа. Именно на пути творческого освоения реальных характеров как конкретно-исторического результата и перспективы общеисторического развития и возможно максимально эффективное воздействие литературы на реальный процесс социалистического преобразования общества. Принадлежность к конкретно-историческому типу художественного творчества во многом определяет не только содержательные принципы в литературе социалистического реализма, но и принципы образной детализации в этой литературе. Социалистический реализм предусматривает в принципе конкретно-историческую правдивость художественно-образной детализации, то есть по меньшей мере закрепление художественно освоенной жизненной характерности за ее временем, местом и средой. Но так как эта художественная система творчески осваивает связь данной конкретно-исторической ситуации с общеисторическим движением человечества к его коммунистическому будущему, то в целом образная система в произведениях социалистического реализма определяется всякий раз характером реального жизненного материала и индивидуальной творческой способностью художника. Это дает широкое многообразие форм и стилей в искусстве социалистического реализма. Например, в тех случаях, когда конкретные исторические характеры и события, на основе которых писатель творит мир художественных образов, сами по себе имеют всемирно-историческое значение, тогда и весь художественный процесс может осуществляться в конкретно-исторических формах, вернее, в жизнеподобных конкретно-исторических формах. Таковы классические произведения советского искусства социалистического реализма, посвященные теме революции, гражданской войны, Отечественной войны, теме практического созидания социалистического общества. Но бывают ситуации, когда конкретно-историческая форма реальной действительности оказывается в художественном отношении малоэффективной, когда она не позволяет передать подлинное значение творчески освоенной художником связи между конкретным жизненным материалом и общеисторическим прогрессом. Тогда художник по необходимости создает так называемую условную (условно-фантастическую) конкретно-чувственную форму. Например, к 242 концу 20-х годов, когда социалистическое движение в нашей стране после великих политических и военных побед стало распространяться в глубь и в ширь общественной жизни советского народа, случилось так, что па поверхности жизни стали укрепляться силы, чуждые коммунизму, но с претензией на руководство новым обществом — главначпупсы победоносиковы и их прислужники. Победоносиков: «Директивы провожу, резолюции подшиваю, связь налаживаю, партвзносы плачу, партмаксимум получаю, подписи ставлю, печать прикладываю. Ну, просто уголок социализма...» А вот его «концепция» социалистического искусства. В ответ на реплику Режиссера, что в пьесе есть свой «ход действия», Победоносиков поучает: «Действия? Какие такие действия? Никаких действий у вас быть не может. Ваше дело показать, а действовать, не беспокойтесь, будут без вас соответствующие партийные и советские органы». Победоносикова раздражает главное в искусстве социалистического реализма — его общественно заинтересованный, действенный характер, его расчет на свободное творческое участие каждого человеческого индивида в общем процессе коммунистического преобразования жизни. Победоносикова же устраивает только такое «строительство» коммунизма, когда он, Победоносиков, диктует свою волю, остальные же исполняют ее или «изображают», если это касается искусства. Поэтому победоносиковы и искусство социалистического реализма — непримиримые противники. Но как искусству социалистического реализма бороться против Победоносикова, каким образом вышвырнуть его из вновь созидаемого общества, когда реальные победоносиковы еще наращивали свои силы, когда «управлению по согласованию» предстояло еще долго препятствовать свободной творческой деятельности людей, подавляя их инициативу, нивелируя их личности, вытравливая революционно-созидательное содержание из их общественной практики. И тогда писатель своими, собственно художественными средствами как бы ускоряет всемирно-исторический процесс, создает Машину времени, Фосфорическую женщину и с помощью этих фантастических образов творит коммунистическую перспективу дальнейшего исторического развития. Фантастика эта художественно правдива, правдива в конкретно-историческом смысле, так как выявляет связь вполне определенного конкретно-исторического момента с общеисторической перспективой коммунистического преобразования жизни. Это, так сказать, собственная фантастика литературу социалистического реализма. 243 Конечно, пример с «Баней» Маяковского далеко не исчерпывает всех форм фантастической образности в литературе социалистического реализма. В принципе социалистический реализм предусматривает художественное освоение более широких и сложных по своему общественно-историческому значению связей человека с миром и его будущим и значительно более эффективное воздействие на реальный ход жизни, чем литература критического реализма. Задача искусства социалистического реализма — проникнуть в конце концов во все стороны человеческой жизни, включая сферу глубоко скрытых подсознательных процессов и сферу высокого сознания, самых смелых полетов человеческой мысли, с тем чтобы всюду установить конкретно-чувственную связь индивидуально неповторимого бытия с общеисторическим движением человечества к коммунизму. А это предполагает все новые и новые творческие открытия как в области содержания, так и в области художественной формы. Главное, чтобы невозможное или невероятное по форме, когда оно художественно необходимо, выражало возможное или вероятное по существу. * * * Задача всестороннего освоения жизни в искусстве социалистического реализма определяется самой сущностью этого искусства как художественной сферы коммунистического движения. Это движение предусматривает в конечном счете качественное обновление всех областей общественной и личной жизни людей и установление гармонии между ними, а также между общественной жизнью человека и природой. В результате перед искусством социалистического реализма открывается такая перспектива исторического развития, какой не знала и не знает ни одна другая система мировой художественной культуры. Каждая из них, как бы широко она ни охватывала связи человека с миром, осваивает эти связи так или иначе с какой-то одной стороны. Например, искусство Возрождения и Просвещения воспроизводило реальную действительность прежде всего через призму естественной природы человека, искусство классицизма осваивало главным образом отношения человека к государству и отвлеченным нормам нравственности, романтизм сосредоточил внимание на личной самоценности человека, критический реализм — на социальном положении людей. Каждая из этих художественных систем сделала много в творческом освоении своей стороны жизни, и этим в какой-то 244 мере определяется их реальное значение для нашей современности, в том числе и для социалистического общества, так как они продолжают удовлетворять соответствующие духовные потребности людей. Поэтому одна из важнейших задач искусства социалистического реализма — творчески воспринять опыт других художественных систем и по-своему продолжить его. Отсюда совершенно закономерно появление таких разновидностей внутри нового искусства, которые оказываются созвучными другим художественным системам, хотя и являются качественно новым образованием по сравнению с ними. И реальный опыт искусства социалистического реализма дает уже достаточно богатый материал для установления такого созвучия и с древними памятниками героического эпоса, и с классицизмом, и с искусством Просвещения, романтизма, критического реализма. И все это, конечно, необходимо учитывать при изучении внутреннего многообразия искусства социалистического реализма, при выявлении внутри этого искусства разных типов творчества (направлений). В отличие от других художественных систем, например романтизма или критического реализма, для которых характерны разные социально-идеологические позиции художников и, следовательно, наличие разных идейных течений, искусство социалистического реализма едино по своей социальной основе и идеологическим взглядам. Это обусловлено прежде всего его коммунистической партийностью, которая предусматривает глубоко осознанную творческую деятельность в интересах «миллионов трудящихся», а в условиях социализма — в интересах всего социалистического общества. Конечно, и в социалистическом реализме творчество художника непосредственно может быть связано по преимуществу с какой-то одной социальной средой, и эта связь может определять особенности содержания и формы его произведений, как, например, связь с крестьянской жизнью в творчестве Шолохова или Пластова. Но в любом случае конкретный жизненный материал творчески осваивается художником социалистического реализма с позиций «социалистического пролетариата» или социалистического общества в цепом. Вместе с тем искусство социалистического реализма значительно богаче других художественных систем по многообразию внутренних типов творчества (направлений). Такие типы вполне закономерно складываются в результате творческого освоения определенных сторон жизни в определенном их освещении. Это, во-первых, борьба за социализм и защита его завоеваний. Во-вторых, соотношение общественных и личных интересов в условиях утверждения сопиалистиче- 245 ских отношений и их дальнейшего развития. Далее, самоценное значение личности при социализме, ее желаний, стремлений, мечты, творческих порывов, собственных возможностей. И наконец, борьба против отрицательных явлений жизни, препятствующих поступательному развитию общества и развертыванию личной самоценности человека. В общеисторическом плане все эти стороны равно значительны для коммунистического движения, но в конкретных исторических условиях какая-то сторона приобретает особое значение, например защита социализма в годы войны, борьба с недостатками — когда они слишком существенны и опасны, всестороннее развитие личности — в условиях развитого социализма. Кроме того, каждый художник и по характеру своего воспитания, и по своему жизненному опыту, и по своей внутренней устремленности особо пристрастен, как правило, к какой-то одной стороне жизни и связанной с ней проблематике, живет этим и придает всему своему творчеству соответствующую внутреннюю направленность, пафос. В результате в искусстве социалистического реализма складываются особые разновидности, свои внутренние типы художественного творчества. Некоторые исследователи сомневаются в правомерности попыток «расчленить» действительность и «прописать» на каждом из ее участков какой-то один из ...типов творчества» 1. Но такие сомнения могут исходить лишь из совершенно отвлеченного требования, чтобы художник в одном произведении осветил непосредственно и в равной мере все стороны человеческого бытия. Общеизвестно, однако, что когда, скажем, писатель или кинорежиссер руководствуется таким требованием, то чаще всего получаются очень рыхлые и скучные произведения, демонстрирующие и то, и другое, и третье, но лишенные внутреннего содержательного стержня. В подлинно художественных произведениях, когда они многосторонне охватывают жизнь, художники так или иначе сосредоточивают свое основное внимание на какой-то одной стороне жизни и на ее связях с другими сторонами, в результате чего и создается содержательная целостность художественных произведений. Например, при всем необъятно широком эпическом размахе «Тихого Дона» Шолохова здесь все в конечном счете сходится к единому содержательному центру — отношению старого крестьянского уклада к социалистической революции. Через художественное исследование этого отно- 1 Пархоменко М. Рубежи познания. — «Нов. мир», 1975, № 12, с. 232. 246 шения писатель подводит и к более общей идее о неизбежности социалистического преобразования всей действительности. Но та же идея неодолимого движения социалистической революции достаточно убедительно воплощена и Грековым в образе всего только одной буденновской тачанки («Тачанка»). Высочайший смысл искусства — в конкретно-чувственном освоении сущности человеческой жизни в целом. Но специфика искусства такова, что оно это делает через посредство конкретной жизненной характерности того или иного типа. Из этого прежде всего и следует исходить при выявлении внутренней типологии социалистического реализма 1. Совершенно ясно, что дать систему всех разновидностей в искусстве социалистического реализма возможно лишь в результате творческих усилий многих и многих специалистов в различных областях художественного творчества. Поэтому здесь будут намечены лишь некоторые, наиболее значительные и вполне сложившиеся типы творчества, главным образом с опорой на опыт советской литературы, а также таких близких к ней видов искусства, как драматургия, кино, отчасти живопись и скульптура. При этом речь будет идти только о преобладании той или иной разновидности содержания и формы в художественных произведениях, а не о полной отграниченности их друг от друга. А это означает, что при всестороннем анализе отдельных произведений можно обнаружить в них наличие разных типов конкретного содержания и художественных форм. |