Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Творческие методы и художественные системы
Скачать 1.3 Mb.
|
И. В.), — писал Маркс, — начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью, истинное царство свободы, которое, однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как на своем базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие»1. «Царство свободы», о котором говорит Маркс, — это сфера «свободного времени», которое остается у труженика после работы. В условиях развитого социализма рост свободного времени становится одной из важнейших целей нового общества. Только при этом условии возможно всестороннее развитие человеческой личности, все более полное выявление ее творческих способностей. Но свободное время становится действительным условием всестороннего развития личности лишь тогда, когда является достоянием каждого члена общества, то есть при наличии гармонического единства личных и общественных интересов. На пути к такому единству общество проходит ряд этапов, последовательно приближающих его к заветной цели: первый этап — политическая борьба и победа народа над эксплуататорскими классами, второй — утверждение единого для всех социалистического принципа распределения по труду, третий — превращение труда в источник изобилия материальных благ и свободного времени для всех. Борьба за свободное время на базе социалистических отношений — это уже прямая дорога к гармоническому и всестороннему развитию личности и общества, к «развитию человеческих сил, которое является самоцелью». Этим определяется и основная задача литературы на современном этапе. Не просто изображение трудовой деятель- 1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х т., т. 1, с. 243 — 244. 257 ности людей, но труд в его связи со всеми другими областями общественной жизни как реальное право человека на участие и в организации труда, и в распределении продуктов труда, и в управлении всей жизнью общества в качестве его свободного и равноправного члена. Не просто человек в процессе труда, но художественное воспроизведение трудовой деятельности человека, у которого есть любимая, семья, дети, есть много других интересов и потребностей — наслаждаться обществом друзей, искусством, природой, осуществлять важнейшее предназначение человека — творить: делать научные открытия, создавать художественные ценности, творчески участвовать л практическом преобразовании мира. В жизни все это находится в очень сложном и противоречивом соотношении, порождает острые, иногда неразрешимые конфликты, напряженные драматические ситуации. Отсюда особое значение «полифонического» типа творчества в современном искусстве. Романтический тип творчества. В нашем литературоведении есть традиционное, восходящее к началу 30-х годов положение, согласно которому литература социалистического реализма органически включает в себя революционную романтику. При этом под революционной романтикой понимается оптимистическая вера писателя в будущее, устремленность к будущему совершенству человеческой жизни, художественное утверждение связи настоящего с будущим. Все это действительно присуще литературе и искусству социалистического реализма в целом, коренится в его основе основ — в том, что оно по сущности своей, по своему методу предусматривает творческое превращение конкретно-исторической возможности общественного прогресса в «художественную действительность ». Но уже в 30-е годы критика отмечала, что в составе литературы социалистического реализма выделяется группа писателей, творчество которых отличается особым романтическим характером. И делались предложения рассматривать их творчество в качестве особого, романтического направления в этой литературе. Например, Лозинский писал, что в творчестве таких поэтов, как Багрицкий, «социалистическая романтика из черты (социалистического реализма. — И. В.) как бы перерастает в направление» 1. В настоящее время наличие романтического типа творчества в социалистическом реализме отмечает целый ряд ученых, и уже осуществлено несколько специальных исследова- 1 В спорах о методе. Л., 1934, с. 13. 258 ний литературы этого типа1. С точки зрения художественного содержания под романтикой в этом случае понимается большей частью повышенный интерес художника к тому, как рождение нового общества преломляется во внутреннем мире личности, приобретая особую задушевность, таинственность, привлекательность; как новое в жизни преломляется в субъективных порывах человека, в его индивидуальных действиях, поступках. Не столько многообразие связей личности с обществом в целом, как в «полифоническом» типе творчества, не столько героические свершения коллектива борцов за социализм, как в героическом типе творчества, сколько приподнятое субъективное восприятие событий и индивидуальный подвиг. Исследователи относят к этому типу творчества лирику Тихонова, Багрицкого, Светлова, Самеда Вургуна, Луговского, ранние рассказы Лавренева, творчество украинского писателя Яновского, творчество Довженко как писателя и как кинорежиссера. К этому типу творчества тяготеют и столь популярные в настоящее время приключенческие произведения литературы и киноискусства, рассказывающие о подвигах советских разведчиков во время Великой Отечественной войны или о подвигах борцов за социализм в годы Октябрьской революции и гражданской войны, например так полюбившиеся зрителям два фильма о «неуловимых мстителях». В этих случаях романтика органически сливается с героикой, образуя в целом героико-романтический пафос. Очень важно различать романтический тип творчества в искусстве социалистического реализма и собственно романтизм, то есть романтизм как особую художественную систему, которая существует помимо социалистического реализма и появилась задолго до него. Собственно романтизм предполагает, как было показано выше, художественное воспроизведение жизни в виде абсолютно самоценных личностей, внутренне независимых от окружающей действительности и устремленных в иной, созвучный им мир. В социалистическом реализме устремленность личности к лучшей жизни воспроизводится в единстве с объективно-исторической необходимостью коммунистического преобразования мира, на основе чего появился новый для искусства тип самоценной личности — тип героя, субъектив- 1 См.: Егорова Л. П. О романтическом тетании в советской прозе. Ставрополь, 1966; Любарева Е. П. Советская романтическая поэзия. М., 1969; Залесская Л. И. О романтическом течении в советской литературе. М., 1973; Дубровина И. М. Романтика в художественном произведении. М., 1976, и др. 259 но осознающего объективно-историческую необходимость общественной гармонии и мобилизующего все свои творческие возможности для ее практической реализации. Однако пока будущее практически не осуществилось, оно в любом случае живет только во внутреннем мире человеческой личности и всегда остается для нее чем-то загадочным, таинственным и в то же время неодолимо зовущим к себе, требующим своей разгадки, осуществления. В современной науке это состояние все чаще называют романтикой в отличие от романтизма как особой художественной системы. Романтика существует прежде всего в самой реальной действительности и поэтому может находить отражение не только в собственно романтической литературе, но и в других художественных системах. Прежде всего на почве романтики внутри искусства социалистического реализма и сложился тот тип творчества, который был выше назван романтическим. В целом романтический тип творчества в искусстве социалистического реализма можно рассматривать как непосредственное творческое освоение художественного наследия собственно романтического искусства. Но это наследие освоено здесь на принципиально новой жизненной и художественно-творческой основе, что и определило качественное отличие романтического типа творчества в искусстве социалистического реализма от романтизма как самостоятельной системы. Как и собственно романтическое искусство, романтический тип творчества в социалистическом реализме поэтизирует личную самоценность человека. Но эта поэтизация никогда не приводит здесь к отрыву личности от общества по существу или к противопоставлению личности обществу в целом, что так характерно для собственно романтизма. При всей своей самоценности личность в искусстве социалистического реализма, в каких бы конкретных условиях она ни оказалась, всегда несет на себе отпечаток определенного времени, определенных общественных сил и общества в целом. Вот одно из современных романтических произведений социалистического реализма — «Романтическая повесть» хорошо известного у нас болгарского писателя Андрея Гуляшки (в переводе на русский язык опубликована в журнале «Иностранная литература», 1972, № 5). Историческая обстановка в повести — социалистическая Болгария наших дней. Герои — хорошо знакомые друг другу жители небольшого, шестиквартирного дома в Софии, люди разного возраста, различных специальностей, разных биографий. Знако- 260 мясь с ними, читатель подключается к повседневной жизни братского народа, с ее сложным переплетением явно выраженного общественного прогресса, остатков старины и быстро преходящей моды. Но главное и понести — раскрытие самого задушевного, самого сокровенного и жизни героев, сугубо личного, но имеющего и значительную общественную ценность. Например, Хрисим Бетлиев, всю жизнь занимавшийся починкой и коллекционированном старых часов со звучащими механизмами, влюбленный в свое дело, казалось бы, весь погружен в прошлое. Но в действительности самой затаенной его мечтой и самым сокровенным его замыслом было построить на площади своего родного села «башню, а на самом ее верху — большие часы. Раньше люди на селе не очень-то интересовались временем, потому что все время было заполнено одной заботой — о хлебе насущном. Сейчас такой заботы не существует, оканчивается рабочий день — и часы бьют. «Бом, бом! — разносится по селу из края в край. — Пожалуйте, хозяин, в кино, в библиотеку, в новый ресторан, что светится огнями, как дворец, в универмаг, — туда привезли такие товары, что голова кругом идет! Бом, бом, пожалуйте!» Главный герой повести, талантливый живописец Боян Атанасов, — художник явно романтического склада. Он на все, что происходит в социалистической действительности, смотрит через призму своего представления о социализме, сложившегося в его воображении еще в юности, когда в стране господствовала буржуазия, когда он принимал непосредственное участие в революционной борьбе против нее. Что-то осуществилось так, как и мечталось, что-то даже превзошло прежние мечты, а что-то пока совсем не осуществилось. Но так или иначе юношеские мечты продолжали оставаться самой сокровенной частью его духовной жизни, придавая особую романтическую окраску его художественному восприятию современной действительности. Однажды Боян Атанасов увидел, как его соседка Юлия, милая девушка, чем-то напоминавшая его первую любовь, выронила, когда садилась в трамвай, лотерейный билет. Боян его поднял, но отдать Юлии не успел. Он проверил билет — на него выпала двухкомнатная квартира. Боян получил квартиру и записал ее на имя ее действительной хозяйки, но долгое время утаивал это от Юлии, до тех пор, пока не убедился, что она будет в этой квартире счастлива. А тем временем он с необыкновенным вдохновением воссоздает на стенах квартиры, на ее потолке картины современной болгарской действительности в своем романтическом восприятии, 261 увиденной через призму своей юношеской мечты о прекрасном будущем человечества. Романтика всюду, где есть внутреннее, задушевное, сокровенное стремление человека к еще неизведанному, необыкновенному, загадочному. Это состояние особенно характерно для юношеского возраста, когда почти все в мире еще неизведано и загадочно и когда так много внутренних возможностей для разгадок, открытий, подвига. Все это является неиссякаемым источником для романтического типа творчества в искусстве социалистического реализма. Критический тип творчества. Все рассмотренные разновидности в искусстве социалистического реализма представляют собой разные формы прямого утверждения нового миропорядка. Но новый мир можно утверждать и через отрицание всего того, что осталось от старого мира, и вообще всего, что мешает людям творить свое счастливое будущее. Поэтому искусству социалистического реализма в целом присуще критическое начало. Оно заключено в самом методе этого искусства, так как он предполагает воспроизведение жизни в виде действительного преодоления тех сил, которые подавляют человека и препятствуют ему свободно общаться с другими членами общества. При этом критическое, л том числе сатирическое, начало может преобладать в творческой практике художника, стать пафосом его творчества или отдельных его Произведений, что и создает особую, критическую разновидность в искусстве социалистического реализма. Вспомним, например, такие классические (произведения нашей литературы с критическим пафосом, как «Баня» и «Клоп» Маяковского, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. В прошлом ближе всего к этому типу творчества стоит то направление в критическом реализме, которое было определено нами как «социально-критическое». Но в искусстве социалистического реализма эта традиция, как и все другие традиции, претерпела качественное обновление. Сущность этого обновления уже рассмотрена выше на примере «Бани» Маяковского. Она состоит в том, что отрицательные явления жизни воспроизводятся здесь в процессе их исторически необходимого преодоления, путем раскрытия их всемирно-исторической несостоятельности, обреченности — в отличие от литературы критического реализма, где отрицательное в жизни лишь осуждается как враждебное людям, но, в сущности, непреодолимое ими. Уже самый общий обзор типов творчества в искусстве социалистического реализма свидетельствует о том, насколь- 262 ко широки и многообразны ого возможности отражать и творчески преображать реальный мир. К тому же рассмотренные типы творчества далеко но охватывают всего многообразия этой художественной системы. При более детальном исследовании можно выявить и другие типы творчества, а также промежуточные явления разного рода. В 60-е годы много спорили, например, о так называемом интеллектуальном направлении в современном искусство. Большинство выступавших по этому поводу признали неудачным термин «интеллектуальный» для обозначения одной из разновидностей искусства социалистического реализма, так как социалистический реализм в целом предполагает интеллектуализм самой высокой степени, представляет собой художественную реализацию глубоко осознанной необходимости коренного обновления жизни во всемирно-историческом масштабе. То, что называлось в качестве отличительных признаков «интеллектуализма» — масштабность, философская широта художественных обобщений, — органически присуще искусству социалистического реализма. Но, подобно тому как возможно преимущественное внимание к внутренней, задушевной, сокровенной жизни сердца, что характеризует в новом искусстве особый, романтический тип творчества, возможно и преимущественное внимание писателя к умственной деятельности человека, к смелым научным поискам и открытиям, к такой важной стороне современной действительности, как научно-технический прогресс. Принципы социалистического реализма настолько емки, что позволяют этому искусству вобрать в себя все существенно важное, значительное, что было в художественных системах прошлого, и вместе с тем предусматривают все новые и новые художественные завоевания, так как система социалистического реализма по самой сути своей открыта для творческого освоения всего нового, чем обогащается человечество в своем многотрудном, сложном и великом движении к будущему. |