Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. Творческие методы и художественные системы
Скачать 1.3 Mb.
|
2. Социалистический реализм Понятие о социалистическом реализме как качественно новой разновидности реалистического искусства сложилось, как известно, в конце 20-х — начале 30-х годов. Тогда же, накануне Первого съезда советских писателей, появился и термин «социалистический реализм» и было дано емкое определение сущности нового искусства, которое значительно опередило последующие специальные научные исследования. В дальнейшем изучали связи нового искусства с разными областями общественного сознания и практической жизни, определяли задачи, которые ставило социалистическое общество перед искусством на каждом новом историческом этапе, выясняли особенности разных сторон содержания и формы в искусстве социалистического реализма в целом и в творчестве его отдельных представителей, устанавливали отношение этого искусства к другим художественным системам прошлого и настоящего. Особенно плодотворными в этом отношении явились последние два десятилетия, в течение которых было создано наибольшее количество содер- 224 жательных монографий и коллективных трудов1. Однако и ныне у нас еще нет достаточно убедительных и согласованных теоретических обоснований того синтетического определения сущности социалистического реализма, которое было записано в Уставе Союза советских писателей в 1934 году. Первое значение уставной формулы социалистического реализма состоит в том, что она указывает на принадлежность этой художественной системы к конкретно-историческому типу реализма («правдивое конкретно-историческое изображение жизни»). Тем самым установлено место искусства социалистического реализма в мировом художественном развитии. Это качественно новая разновидность конкретно-исторического типа художественного творчества, такая разновидность, необходимость которой заключалась в самой природе этого типа художественного освоения мира. Конкретно-историческое воспроизведение жизни только тогда поднимается до уровня великого искусства, то есть до всемирно-исторической художественной значимости, когда оно правдиво осваивает конкретно-историческую связь отдельного индивида с жизнью человеческого общества в целом, когда оно воспроизводит реальный человеческий характер как конкретно-исторический результат и перспективу общеисторического развития. Решая эту задачу, критический реализм создал такую художественную систему, в которой конкретно-историческая связь индивида с обществом объективно осваивалась как его связь со своей социально-классовой средой, а более широкие общественные связи устанавливались лишь субъективно — в виде отрицания узкосоциальной замкнутости как враждебной человеку и утверждения внутреннего, волевого стремления индивида к внеклассовым, свободным, гармоническим отношениям с обществом. И поэтому, как только критический реализм пытался придать таким отношениям облик художественной реальности, он тут же отходил от принципа конкретно-исторической правдивости, сбивался на художественную иллюзию. Здесь проходит последняя граница конкретно-исторической правдиво- 1 См.: Проблемы социалистического реализма. М., 1961; Иванов В. О сущности социалистического реализма. М., 1965; Овчаренко А. И. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М., 1968; Актуальные проблемы социалистического реализма. М., 1969; Асадуллаев Г. С. Историзм, теория и типология социалистического реализма. Баку, 1969; Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализма. М., 1970; Метченко А. И. Кровное, завоеванное. М., 1971; Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т. М., 1971; Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975. 225 сти в искусстве критического реализма. Оно не в состоянии освоить внутреннюю, субъективную устремленность человека к гармоническим отношениям с обществом в единстве с объективной необходимостью этого в самом обществе, даже если конкретно воспроизводится организованная борьба за социализм, как это было показано на примере «Железной пяты» Джека Лондона. В искусстве, которое сформировалось в составе общедемократического типа сознания и деятельности, невозможно было выявить и освоить объективную необходимость внеклассовых, свободных отношений между человеком и обществом. Чтобы осуществить это, мало просто воспроизвести борьбу за социализм, мало и выступить на ее защиту — надо было стать составной частью этой борьбы, одной из форм конкретно-чувственной реализации всемирно-исторической необходимости социалистического и коммунистического преобразования мира. Это и осуществилось в результате качественного обновления творческих принципов конкретно-исторического типа реализма в искусстве социалистического реализма. Теоретически диалектика связи индивида с его социально-классовой средой и поступательным развитием общества в целом была раскрыта марксизмом еще в середине XIX века. Но художественно она была освоена значительно позже. Это объясняется прежде всего тем, что для искусства необходимо было, чтобы связь социально закрепленного индивида с поступательным развитием человечества приобрела характер непосредственного, конкретно-чувственного процесса социального раскрепощения человека и реального утверждения нового типа общественных отношений — неантагонистических, равноправных, освобождающихся от узкосоциальной замкнутости. Необходимость такого состояния мира для появления искусства нового типа вполне осознавалась классиками марксизма в XIX веке. В сущности, именно об этом идет речь в известном письме Энгельса к М. Каутской, когда он пишет, что для их времени «писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов» 1, а также в его известном письме к Лассалю, где говорится, что «полное слияние большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия будет достигнуто, вероятно, только в будущем...» 2. 1 К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х т., т. 1, с. 5. 2 Там же, с. 23. 226 Некоторые наши ученые полагают, что художественное творчество типа социалистического реализма зародилось еще в XIX веке, а именно как пролетарское искусство с социалистической направленностью, — например, поэзия Г. Веерта, Ф. Фрейлиграта, Э. Потье1. Мотивируется это тем, что в пролетарской поэзии появился новый герой — пролетарий-революционер, что она непримирима к классовым врагам трудящегося народа и утверждает идеи социалистического гуманизма. Такая литература действительно была уже в XIX веке, и, безусловно, по своей социально-идеологической позиции она ближе всего стоит к искусству социалистического реализма. Но при этом не учитывается или недостаточно учитывается, что по своему творческому методу пролетарская литература с социалистической направленностью могла принадлежать и к романтической художественной системе и к системе критического реализма, образуя в них особые, революционно-пролетарские литературные течения. Ведь и та и другая художественные системы включали в себя писателей с очень разными социально-идеологическими позициями. Подобно тому как в литературе критического реализма наряду с либерально-дворянским и консервативно-патриархальным течениями существовало революционно-демократическое течение с социалистической направленностью, в ней существовало и революционно-пролетарское течение, социалистическое по своему общественному идеалу. Высшие достижения художественного творчества Веерта и Фрейлиграта относятся к тому времени, когда они вместе с Марксом и Энгельсом сотрудничали в «Новой Рейнской газете». Веерт осуществлял при этом преимущественно критическое, остросатирическое художественное изобличение врагов революции и рабочего класса, в поэзии Фрейлиграта преобладал пафос революционной борьбы. Оба они пламенно выступали против угнетения рабочего класса и возлагали свои надежды на то, что пролетариат найдет в себе силы и добьется своего социального освобождения. Но расчет делался именно на протест рабочего против своего положения в антагонистическом классовом обществе и на его внутреннее стремление и субъективную волю к социальному осво- 1 См.: Недошивин Г. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М., 1972, с. 316; Тураев С. В. Генезис социалистического реализма и проблема традиции. — В кн.: Генезис социалистического реализма в литературах стран Запада. М., 1965, с. 12 — 13; Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализма, с. 222; Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма, с. 24 — 25. 227 бождению и общественной гармонии, а не на объективно-историческую, действительную возможность такого освобождения. А это как раз и является отличительной особенностью и критического и утверждающего начала в литературе критического реализма, хотя разные ее представители ориентировались на разные социальные слои. Как известно, после поражения революции 1848 года Фрейлиграт постепенно отошел от своей прежней революционной позиции, а Веерт, который был более цельной личностью революционно-пролетарского типа, не видел для себя далее «в писательстве ни смысла, ни цели». Вместе с тем Веерт видел глубокий смысл в теоретической деятельности Маркса после революции. «Если ты пишешь что-то по вопросам политической экономии, — писал он Марксу, — то это осмысленно и разумно. А я?» 1 Это и было осознание, по существу трагическое осознание того, что художественное творчество, однотипное с марксистской теорией, исторически могло сложиться лишь на более позднем этапе общественно-исторического развития. Освободительная борьба пролетариата и идеи научного социализма — необходимые условия для формирования искусства социалистического реализма. Но сами по себе они еще недостаточны. Необходима, кроме того, соответствующая конкретно-историческая ситуация. Такая ситуация сложилась только в начале XX века прежде всего в России, когда появилась реальная историческая возможность освобождения человека от социального гнета и узкосоциальной замкнутости и установления неантагонистических, социалистических общественных отношений. Чтобы реализовать эту возможность, требовалась мобилизация всех революционных и прогрессивных сил во всех областях общественной жизни, в том числе и в области художественного творчества. Ленин, как известно, обратился тогда к писателям-социалистам со специальным призывом активно включаться в великое дело социалистического обновления жизни в качестве одной из составных частей коммунистической общественно-преобразовательной деятельности. Этим была определена всемирно-историческая задача и обозначена конкретно-историческая сущность реалистического искусства нового типа. Сущность эта заключается не только в том, чтобы отражать действительность в свете социалистических идей, что, безусловно, очень важно, но и в том, чтобы оплодотворять «последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой 1 Цит. по: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. В 2-х т., т. 2, с. 323. 228 работой социалистического пролетариата», создавать «постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм...) и опытом настоящего»1. Совершенно ясно, что искусство может осуществлять взаимодействие между идеями научного социализма и живой социалистической практикой только тогда, когда оно в состоянии и само по себе, своими собственно художественными средствами творчески осваивать жизнь по принципу, однородному с практическим освоением ее в духе социализма. Становление таких принципов в искусстве и означало становление творческого метода социалистического реализма и, следовательно, образование принципиально новой художественной системы. Итак, новая художественная система — составная часть коммунистического типа освоения мира, который возник на почве всемирно-исторической необходимости перехода человечества от классово-антагонистического общества к бесклассовому и сформировался как последовательно революционное движение в интересах трудящегося большинства, и прежде всего рабочего класса, наиболее заинтересованного — уже в силу общественного характера своего труда — в социалистическом и коммунистическом преобразовании мира. Как и всякое общественное движение всемирно-исторической значимости, коммунистическое движение, возникнув, стремится утвердить свои принципы освоения жизни во всех ее областях и поэтому включает в себя соответствующие этим областям составные части: теоретическую, политическую, экономическую, нравственную, художественную. Вместе они составляют единый в методологическом отношении тип деятельности, предусматривающий революционное преобразование общества в социалистическое и коммунистическое. Но в каждой из них этот типологический принцип освоения жизни складывается по-своему в зависимости от специфической функции данной сферы деятельности и в соответствии с внутренней закономерностью ее исторического развития. Марксистско-ленинская теория (с ее тремя составными частями) дает научные знания о мире и определяет на их основе программу его переделки. Политика, практически осуществляя эту программу, организует под руководством Коммунистической партии борьбу революционных сил народа за разрушение старой и утверждение новой общественно-политической системы и руководит строительством нового мира во всех его областях. В области экономики создается 1 В. И. Ленив о литературе и искусстве. М., 1969, с. 90. 229 новая система производственных отношений. Нравственность воспитывает коммунистический принцип в сфере непосредственного общения человека с окружающей его средой, воспитывает коммунистическое отношение к жизни в ее конкретно-чувственной повседневности («...чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую» 1). Искусство отражает реальный опыт коммунистического освоения мира и по-своему продолжает и приумножает его — с помощью художественно-творческого воображения. Являясь одной из составных частей коммунистического движения, искусство социалистического реализма специфически художественным образом реализует общий для этого движения тип творческого освоения жизни. Оно органически связано с другими частями общего дела — и с марксистско-ленинской теорией, которая вооружает художников знаниями о мире и путях его изменения, и с политикой Коммунистической партии, которая направляет творческое внимание художников на важнейшие задачи социалистического (коммунистического) строительства, и с социалистической экономикой, которая определяет новый характер общественных отношений — собственный предмет искусства социалистического реализма, и, наконец, с коммунистической нравственностью как почвой, непосредственно питающей это искусство. Однако и теоретические знания, и политическое руководство, и характер общественных отношений, и нравственный облик строителей нового мира — все это приобретает собственно художественное значение только в процессе художественно-творческого воспроизведения жизни, только в преломлении через специфику этой сферы общественной деятельности, только в виде художественного сплава объективного и субъективного жизненного содержания, осуществленного на основе собственно художественных принципов творческого освоения мира. Сами же эти принципы (метод социалистического реализма) складываются прежде всего в результате качественного обновления прежней художественной культуры за счет собственно художественного освоения всемирно-исторической закономерности социалистического преобразования жизни и благодаря активному участию художников своим творчеством в коммунистическом типе общественного движения. Освоение марксистско-ленинской теории или участие в практическом созидании новой жизни 1 В. И. Ленив о литературе и искусстве, с. 453. 230 служит лишь первоначальным толчком, «исходной позицией», как выразился В. Иванов, внешним первоисточником для искусства социалистического реализма, в целом же эта художественная система возникает и развивается в рамках коммунистического движения как принципиально новый этап собственно художественного прогресса, как качественно новая разновидность реалистического искусства конкретно-исторического типа, являющегося самым значительным завоеванием прогрессивного художественного творчества на предшествовавшем этапе. Важно, однако, учитывать, что произошло не просто соединение конкретно-исторической правдивости художественного воспроизведения с революционным содержанием жизни, а дальнейшее развитие, качественное обновление, принципиальный сдвиг в конкретно-историческом типе художественного творчества. Если определять своеобразие социалистического реализма в сравнении с критическим реализмом по типу связи характеров и обстоятельств, то оно состоит прежде всего в особом качестве конкретно-исторических обстоятельств, которые формируют характеры героев художественных произведений. В произведениях на тему досоциалистической действительности это, с одной стороны, силы социального подавления людей, обесчеловечивание их, например рабочих — на первых страницах романа Горького «Мать»: «...люди привыкли, чтобы жизнь давила их всегда с одинаковой силой, и, не ожидая никаких изменений к лучшему, считали все изменения способными только увеличить гнет». В критическом реализме такого рода обстоятельства являются единственными социально-историческими обстоятельствами, которые определяют судьбу человека, делая ее безвыходной. В социалистическом реализме — это лишь одна из сторон конкретно-исторических типических обстоятельств, которая хотя и может целиком поглотить человека или целую группу людей, но не означает единственного исхода для всех остальных людей. Другой стороной типических обстоятельств в социалистическом реализме является борьба против социально-классового и всякого иного закрепощения вообще за непосредственное, свободное общение человеческих личностей. Вовлекаясь в эту борьбу, человек преодолевает чуждую его личности силу социального подавления, освобождается от нее и уже совершенно добровольно — и в этом смысле свободно — вступает в союз с другими такими же личностями независимо от того, из какой социальной среды они вышли, ради освобождения всего человеческого общества от 231 всякого рода социальных антагонизмов и, таким образом, ради своего окончательного освобождения. Вот как представляет себе Андрей Находка это будущее свободное общество свободных человеческих личностей, борьбе за которое он отдает свою жизнь: « — Я знаю, — будет время, когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда перед другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей, все пойдут с открытыми сердцами, сердце каждого чисто будет от зависти и беззлобны будут все. Тогда не жизнь будет, а — служение человеку, образ его вознесется высоко, для свободных — все высоты достигаемы! Тогда будут жить в правде и свободе для красоты, и лучшими будут считаться те, которые шире обнимут сердцем мир, которые глубже полюбят его, — лучшими будут свободнейшие — в них наибольше красоты! Велики будут люди этой жизни». В социалистическом реализме эта вдохновенная мечта о будущей свободе всех и каждого отнюдь не иллюзорна, она глубоко правдива, так как опирается не просто на субъективные пожелания положительного героя, как это было в литературе критического реализма, а на субъективное осознание им объективной исторической необходимости коренного преобразования жизни и на его активную деятельность ради практического осуществления этой необходимости. Поэтому в «Матери» так много внимания уделяется учебе, самообразованию рабочих и крестьян, а ход событий развертывается в виде все более организованной практической деятельности, осуществляемой на основе объективных знаний и точного учета конкретных условий. Ведущий положительный герой в искусстве социалистического реализма — это самоценная личность с осознанием своего места и роли в революционно-преобразовательном движении всемирно-исторической значимости. Он — «очень умный», как рекомендуют одного из таких героев в пьесе «Враги». «Греков! Идем с нами, ты — умный!» — обращаются к нему и его товарищи по работе. Греков — «умный», он обладает определенными знаниями о законах общественного развития, понимает, в чем состоит особая роль его класса в истории общества, знает, что надо делать лично ему и его товарищам, чтобы эта роль была выполнена. Он знает также, что борьба за утверждение новой жизни на земле потребует больших жертв и, может быть, одной из них будет его собственная жизнь, — и он идет на это. «Вас, наверное, тоже арестуют», — говорит Грекову один из персонажей пьесы. Греков отвечает: «Посидим!» 232 Уверенность положительного героя в своей правоте и в будущем торжестве своего дела проистекает в литературе социалистического реализма из сознания своей непосредственной причастности ко всемирно-историческому прогрессу в качестве его активной движущей силы, практического творца истории. Он всем своим существом связан с будущим человечества, и в этом его непреоборимая сила, несмотря на все муки, которые выпадают на его долю, несмотря на все препятствия, которые стоят на его пути, в том числе и такие, которые пока невозможно преодолеть. Приобщение самоценной личности, субъективно устремленной к гармоническим отношениям с обществом, к объективно-историческому прогрессу, по-новому осветило и силы социального подавления человека, социального отчуждения его от общества. Если в критическом реализме эти силы просто отрицались как враждебные личной свободе человека, то в социалистическом реализме они стали воспроизводиться в их отношении к поступательному общественному развитию как исторически преходящие, бесперспективные, подлежащие уничтожению. В творчестве Горького, где эти силы выступают еще как господствующие, их историческая несостоятельность выражается, как правило, во внутренней неуверенности, в ощущении внутренней беспомощности при всем внешнем превосходстве над силами будущего. Вот как это передается, например, в реплике Клеопатры («Враги»), которую она в яром озлоблении бросает в сторону арестованного Грекова и его товарищей: «Вы видите, какие разбойничьи рожи у этих арестантов? Они знают, что хотят, они это знают. И они живут дружно, они верят друг другу... Я их ненавижу! Я их боюсь! А мы живем все, враждуя, ничему не веря, ничем не связанные, каждый сам по себе... Мы вот на жандармов опираемся, на солдат, а они — на себя... и они сильнее нас». Итак, социалистический реализм дал принципиально новое решение труднейшей задачи конкретно-исторического типа творчества — правдивого освоения конкретно-исторической связи отдельного человека с жизнью всего человечества. Он установил непосредственную связь внутренней, субъективной устремленности человека к лучшей жизни со всемирно-исторической необходимостью и конкретно-исторической возможностью социалистического и коммунистического преобразования мира и выработал на этой основе принципы художественно-творческого воспроизведения жизни в виде конкретно-исторического процесса, в котором идет объективно оправданное и субъективно обеспеченное освобождение 233 человека и общества, высвобождение человеческой личности из условий социального отчуждения и гнета и установление в этом процессе все более свободных, взаимозаинтересованных отношений между людьми. Такова внутренняя закономерность, по которой создается и существует художественный мир социалистического реализма, его принципиальная основа, принципиальные особенности этого творческого метода. «Социалистический реализм, — говорил М. Горький в докладе на Первом съезде советских писателей, — утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человека, объединенного в одну семью»1. Существует убеждение, что новый характер содержания в искусстве социалистического реализма является не собственным завоеванием этого искусства, а завоеванием его эпохи, «что советская литература отличается в этом отношении от старой литературы не тем, что она самостоятельно нашла реальные пути перестройки общества, а тем, что она — литература новой эпохи, открывшей перед всеми, в том числе и перед литературой, пути коренного общественного переустройства» 2. При всей кажущейся на первый взгляд верности этого утверждения оно построено в действительности на логической ошибке, исключающей часть из целого, литературу из ее эпохи. Игнорируется, что новая литература явилась составной частью того революционно-преобразовательного движения, которое и придало этой эпохе новый облик. Совершенно не учитывается творческая природа художественного содержания, относительная самостоятельность принципов художественного освоения жизни в составе коммунистического типа общественного движения. В книге Г. С. Асадуллаева «Историзм, теория и типология социалистического реализма» приводятся замечательные высказывания некоторых деятелей искусства 30-х годов о творческой природе социалистического реализма, в том числе следующая в высшей степени ценная мысль Луначарского: «Он (социалистический реализм. — |