Уайнхолд, Дженей Уайнхолд Освобождение от созависимости Перевод с английского А. Г. Чеславской под редакцией В. М. Бондаровской, Т. В. Кульбачки Москва Независимая фирма Класс 2002
Скачать 0.69 Mb.
|
Глава 19 ИСЦЕЛЕНИЕ СОЗАВИСИМОГО ОБЩЕСТВА ИСЦЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПУТЕМ ИСЦЕЛЕНИЯ САМОГО СЕБЯ Идея изменить общество в целом, особенно доминаторное, внушает страх. С чего начинать? Кажется, что самым трудным пунктом для начала являют ся организации. Вовлекается так много людей, а бюрократия стойко сопро тивляется изменениям, пока не окажется на грани коллапса. Фактически исходная точка — это вы. Как только вы осознаете, что созависимы, и признаете, что это делает вашу жизнь трудной, если не жалкой, вы сделаете самое важное дело. Отсюда путь к восстановлению становится более ясным (хотя не всегда более лег ким), потому что теперь вы все видите гораздо яснее. На этом этапе учас тие в программах “12 шагов” или группах поддержки почти обязательно. Здесь вы найдете союзников с похожими представлениями, которые помо гут укрепить вашу точку зрения, если вы испытываете колебания. Предло жения, связанные с психотерапией и самостоятельной работой, которые вы найдете в этой книге, тоже поддержат вас и позволят самостоятельно не сти ответственность за собственное исцеление. Это важный момент. Вспомним, что при помощи группы поддержки и психотерапевта легко воссоздать созависимые отношения. Ответственность за свой личный путь к взаимозависимости нужно обязательно взять на себя. Исцеление общества с помощью фиксированных взаимоотношений В главе 18 обсуждались новые формы взаимоотношений и способы их ис пользования, для того чтобы исцелить старые раны и завершить развитие, чтобы личностный рост мог стать первоочередной целью взаимоотноше ний. Фиксированные взаимоотношения отличаются от созависимых, пото му что фиксируются не только на другом человеке, но и на самом себе. 201 Исцеление созависимого общества Личностный и духовный рост каждого индивидуума имеет первоочередное значение. Взаимозависимые отношения фокусируются не на форме, а на процессе. Фиксированность ставит акцент на соглашениях и договоренно стях, которые поддерживают атмосферу безопасности, защищенности и предсказуемости в то время, когда партнеры вместе работают над исцеле нием себя самих и друг друга. Акцент на партнерстве поддерживает дви жение по направлению к совместному творчеству и взаимным услугам в фиксированных парах. Сила и ясность двух объединенных людей создает синергизм, который можно направить на крупные проекты. Это не похоже на последний шаг программы “12 шагов”, который призывает людей посы лать друг другу послания и на практике применять эти принципы во всех своих делах. Многие клиники, институты, компании и организации создаются постоян ными партнерами, желающими расширить свои взаимоотношения, чтобы выйти в общество или мир. Исцеление общества с помощью общины Даже фиксированные отношения в некотором смысле ограничены. Инди видуумы в состоянии помочь друг другу в партнерских взаимоотношениях в такой степени, в какой могут обеспечить друг для друга зеркальное отра жение, воспитание, поддержку и исцеление. Степень физического и эмоци онального присутствия также ограничивает их возможность помогать друг другу. Ваш партнер может отправиться в путешествие, заболеть или иметь совсем другие планы, поэтому не всегда целесообразно ожидать его посто янного физического присутствия. В фиксированных отношениях тоже приходится учитывать многогранную, многомерную природу людей. У лю дей слишком много разных сторон и частей, а потому невозможно ожидать, что один человек будет иметь точно такие же части и стороны, как другой, и отражать первого как в зеркале. Нам нужны фиксированные взаимоотно шения со многими разными людьми, чтобы отражать нас как в зеркале, обеспечивать обратную связь и быть таким партнером, каким может быть близкий и любимый человек. Поддержка общества друзей может обеспе чить эту функцию. Наконец, у вашего партнера могут выплыть на поверх ность его собственные проблемы, поэтому порой ему бывает трудно помо гать в решении ваших вопросов. Иногда вам может понадобиться помощь группы поддержки или сообщества друзей. Термин “община” становится популярным и нередко заменяет привычный термин “расширенная семья”, включающий в себя тетушек, дядюшек, двою родных братьев и сестер, дедушек, бабушек и других родственников, жи вущих поблизости друг от друга и составляющих социальный круг. Общи на обеспечивает такую же социальную и эмоциональную поддержку, за исключением того, что здесь у вас больший выбор в отношении членства. Освобождение от созависимости 202 Хорошее определение общины дал Скотт Пек (1987) в своей книге “Другой барабан: создание общины и мир”. Община, как он ее описывает, это груп па людей, преданных идее включенности, групповому процессу, управле нию посредством консенсуса, подлинности и реальности, самовыражению, безопасности для членов группы и поддержке в мудром и тактичном раз решении конфликтов. Пек рассматривает образование общины как процесс развития, состоящий их четырех стадий: 1. Псевдообщина — первая стадия — является искусственной. Взаимоот ношения поверхностные, а взаимодействия основываются на сходстве и требовании, чтобы все думали и вели себя похожим образом. На этом уровне избегают конфликтов, истинных чувств и признания индивиду альных различий. Этот период взаимных претензий, очень похожий на созависимость, существует до тех пор, пока члены группы не достигнут пределов своих претензий. Тогда разражается конфликт, и группа пере ходит к состоянию хаоса. 2. Хаос характеризуется борьбой и открытым доказательством индивиду альных различий. На этой стадии определенный ранее “лидер” псевдо общины может быть сменен “вторичными лидерами”, которые пытаются организовать новый хаос в псевдообщине. Единственный выход из хао са — то, что Пек называет пустотой. 3. Пустота является самой критической стадией развития общины. Здесь ее членам требуется переместить свои барьеры коммуникации и разго варивать честно. Чувства боли, скорби или печали могут протекать сво бодно в том случае, когда люди открыто признают свои слабости. Пред убеждения, ожидания, мнения, потребности в контроле, идеологии, по требность в исцелении, изменении или улучшении — все это отклады вается в сторону. Ключевой на этой стадии, которая соответствует ста дии независимости, является группа, способная охватить не только по зитивные, но и негативные аспекты жизни. Когда группа позволит уме реть искусственным взаимоотношениям псевдообщины, она начинает двигаться к истинной общине. 4. Истинная община — это последняя стадия. Здесь действуют отношения взаимозависимости, а члены общины могут проявлять свое истинное “Я”. Истинная община, особенно та, которая моделировалась в соответ ствии с 12 шаговыми программами, поддерживает индивидов, которые хотят изменить свою жизнь. Исцеление общества с помощью лидерского служения Переход от созависимости к взаимозависимости в бизнесе и промышлен ности начал проявляться в различных формах организационных измене 203 Исцеление созависимого общества ний, основанных на понятии “лидерское служение”. Это понятие пришло от Христа и его Святого деяния в четверг — омовения ног своих учеников. Это событие, предшествующее Святой Пятнице, упоминаемое в третьей главе, открывает основы для лидерского служения как возможность спаси тельного организационного движения. Базовая идея лидерского служения заключается в совместном участии в принятии решений, в осуществлении рискованных действий, в управлении ресурсами, в награждении, в пережи вании проблем и успехов. Роль лидера может быть исполнена кем угодно, кто владеет умениями, соответствующими задаче, и может приспосабли вать их к меняющимся потребностям и обстоятельствам. Это позволяет бо лее эффективно использовать людей и их навыки. Движение “лидерского служения” в настоящее время считается спасительным во многих отно шениях. Роберт Гринлиф (1977) — один из наиболее известных ученых, развивав ших это направление. Он находит обоснование и подтверждение идее ли дерского служения в широком спектре идей, включающих восточную фи лософию, психологию, бизнес, организации, церкви, системы образования. Его анализ систем очень близок к модели Эйслера “партнерство/домина торность”. Он рассматривает доминаторную модель как “иерархическую” и модель партнерскую — как “первичную”. Другие корни движения “лидерского служения” более поверхностны, чем работы Роберта Гринлифа. Они сосредоточиваются на рассмотрении пози ций управления среднего и высшего уровней, когда индивиды привносят изменения в свою работу из своего собственного арсенала — участия в двенадцатишаговой программе, медитации, занятий бегом и фитнесом, се минаров личностного роста или других видов деятельности, предполагаю щих изменение людей. Такие изменившиеся люди часто интегрируют лич ностные достижения в свою работу, в поддержку своего роста в окружаю щей среде. ПУТИ ИСЦЕЛЕНИЯ СОЗАВИСИМОГО ОБЩЕСТВА Средства для самостоятельной работы Проанализируйте следующий опросник, позволяющий определить, на сколько открыты изменениям ваш офис, бизнес или место работы. Основы ваясь на полученных результатах, определите, какие изменения вы хотели бы привнести в свое рабочее пространство. Освобождение от созависимости 204 Насколько вы открыты для изменений Опросник Определите колонку, которая наиболее точно представляет ваше восприятие. № Восприятие Никогда Иногда Обычно Всегда 1. Я имею непосредственное отно шение к правилам, созданным в этой организации. 2. В этой организации много пра вил, ограничивающих мою сво боду. 3. Важные решения принимаются верхушкой администрации. 4. Со мной советуются по поводу решений, касающихся меня не посредственно. 5. Я имею прямой доступ к инфор мации и решениям, которые пе редаются сверху вниз. 6. Когда мне нужен ответ по пово ду чего либо, мне необходимо получить визы у многих людей. 7. Цели и намерения этой органи зации определяются тем, что поступает из организаций, кото рые включены в ее деятельность. 8. Я не имею прямого доступа к целям и намерениям организа ции. 9. Информацией и важными реше ниями члены организации де лятся при встречах один на один, свободно выражая свои взгляды и чувства. 10. О важных решениях и инфор мации сообщается в памятных записках, письмах, по телефону и другими косвенными спосо бами. 205 Исцеление созависимого общества Продолжение № Восприятие Никогда Иногда Обычно Всегда 11. Я могу принимать решения, ка сающиеся меня самым непо средственным образом. 12. Когда у меня конфликт с инспек тором или администратором, я чувствую, что я теряю. 13. Корректирующие процедуры и планы жестко соблюдаются в этой организации. 14. Я свободен изменить то, что я делаю, в ответ на потребности моих покупателей/клиентов. 15. Управляющие, инспектора и со трудники работают вместе и имеют общие цели и задачи. 16. Моя должностная инструкция точно определяет, что я могу и чего не могу делать. 17. Меня поощряют “носить много шляп”, когда ситуация этого требует. Система подсчета очков гарантирует, что вы не будете отвечать на данные вопросы неосознанно, лишь для того, чтобы получить “желательную” сум му очков. “Цена” каждого из 17 вопросов рассчитывается по следущей ме тодике: Вопросы под номерами 1, 4, 5, 7, 9, 11, 14, 15 и 17 оцениваются следующим образом: Никогда = 1 Иногда = 2 Обычно = 3 Всегда = 4 Общая сумма А _______ Вопросы под номерами 2, 3, 6, 8, 10, 12, 13 и 16 оцениваются следующим образом: Никогда = 4 Иногда = 3 Обычно = 2 Всегда = 1 Общая сумма В _______ Общий итог (А+В) __________ Освобождение от созависимости 206 Открытость вашей организации к изменениям определяется следущим об разом. Если ваш общий итог равнялся: 17—26 — в настоящее время возможность изменений в вашей организации невелика; 27—36 — продвигайтесь медленно и осторожно; 37—46 — тщательно планируйте небольшие изменения; 47—56 — сначала постройте базис поддержки и отдавайте себе отчет в двусмысленных толкованиях; 57—66 — открытость к изменениям явная; 67 и более — пределом является только небо. Проанализируйте следующий перечень качеств, которые многие работода тели считают очень важными при найме служащих. Можете ли вы опреде лить, какие из этих характеристик имеют созависимый потенциал: 1) Высокий уровень организаторских способностей. 2) Компетенция в различных областях и способность быстро осваивать дополнительные. 3) Стабильность и сопротивление панике. 4) Дипломатические способности и способности к эмоционально му манипулированию. 5) Способность быстро восстанавливать силы и высокая толеран тность к огорчениям. 6) Высокая энергия и хорошая сопротивляемость усталости. 7) Хорошие административные навыки. 8) Способность неограниченно откладывать удовольствие (воз награждение). 9) Умение посредничать в кризисной ситуации. 10) Сильное чувство моральности (чувство правоты и неправоты является решающим в мышлении этого человека). 11) Лояльность и готовность ставить потребности группы выше своих собственных (это помогает, если группа теряет связь со своими потребностями и чувствами). 12) Способность никогда не спрашивать: “А что мне это даст?” 13) Способность делать значительную работу за минимальную плату. 14) Высокий уровень навыков ухода и заботы о ком то. 15) Склонность к сверхдостижениям, ведущая к способности по стоянно работать с производительностью 120%. 16) Низкий приоритет сексуальных потребностей и чувств. 207 Исцеление созависимого общества 17) Физические симптомы в результате сдерживания чувств, им пульсов. 18) Низкая самооценка, зависимая личность. Средства для психотерапии Присоединитесь к терапевтической группе. Спросите своего ведущего, го тов ли он взять на себя роль не столько психотерапевта, сколько руководи теля процесса создания общины как части структуры вашей группы. Ваш психотерапевт должен быть готов отказаться от контроля в процессе рабо ты. В противном случае псевдообщина может остаться нетронутой. Средства для работы в группе поддержки l Присоединитесь к 12 шаговой программе и изучите компоненты ее структуры. Перенесите этот опыт на другие стороны вашей жизни, такие как семья, важнейшие взаимоотношения и работа. l Попросите участников вашей группы поддержки воссоздать процесс об разования общины, руководствуясь указаниями, приведенными в книге Пека о создании общины. Средства для работы с партнером l Исследуйте ваши взаимоотношения, чтобы показать противозависимое по ведение по отношению к общине. Например, обращаетесь ли вы к другим, чтобы удовлетворить свои потребности, и избегаете ли их удовлетворения в ваших фиксированных отношениях? Идентифицируйте группы (фор мальные и неформальные), к которым вы принадлежите. Перечислите, ка кие ваши потребности удовлетворяет каждая группа. Определите, мог ли бы ваш партнер удовлетворить некоторые из этих потребностей. Многие люди, боящиеся близости фиксированных взаимоотношений, будут избе гать ее интимности и притязаний, присоединяясь к группам, практикую щим псевдообщину. Они пытаются удовлетворить некоторые из своих не удовлетворенных потребностей без риска тесной связи. Это означает, что они избегают иметь дело со многими реальными вопросами своей жизни. l Исследуйте свои основные взаимоотношения в поисках доказательств со зависимого поведения по отношению к общине. Например, обращаетесь ли вы только к своему партнеру, чтобы удовлетворить свои потребности, и избегаете ли удовлетворять некоторые из них при помощи общины? Идентифицируйте личные потребности, которые постоянно не удовлет воряются в ваших основных взаимоотношениях. Определите, в каких си Освобождение от созависимости 208 туациях в общине вы можете их удовлетворить. Обсудите эти потребно сти с вашим партнером и составьте план удовлетворения каждой вашей неудовлетворенной потребности в обстановке общины. Пример из практики В жизни Дейва наступил скверный момент. Это произошло одним дождли вым вечером в парке, прилегающем к тому месту, где он жил до развода. Дейв потерял работу, жену и детей, сбережения и опустился до того, что у него осталась только гитара и бутылка виски. Он пришел в парк уже пья ным и собирался провести вечер, потягивая виски и бренча на гитаре. За метив местечко, закрытое от дождя, он направился туда, чтобы сесть, но споткнулся и упал. Бутылка выскользнула у него из рук, а гитара отлетела в сторону и ударилась о большой булыжник. Его бутылка была разбита, ги тара поломана, а сам Дейв лежал лицом в грязи и чувствовал, что дошел до предела. Он тихо всхлипывал и слабо бил кулаками по земле, приговари вая: “Великий дух, помоги мне, пожалуйста”. Дейву, коренному американ цу, не к кому больше было обратиться. Он решил обратиться к истокам сво ей культуры в поисках духовных измерений в своей жизни. Дейв вернулся домой, почистился, помылся и начал просить Великого духа, чтобы тот на ставил его на путь истинный. В конце концов он присоединился к группе Анонимных Алкоголиков и преодолел свое пристрастие к алкоголю. Он обратился и к своим природ ным американским корням и отыскал мудрость их древних учений. В этих двух группах Дейв обнаружил на удивление похожие принципы, основан ные на модели партнерства. С их помощью он нашел в себе силы восстано вить чувство собственного достоинства и сумел преобразовать свою жизнь, нашел новую жену и семью, а также новую работу. Он ощущал удивительное спокойствие в своей личной жизни и жаждал привнести его в свою профессиональную жизнь. Дейв попытался предва рительно выяснить, можно ли внедрить его личный опыт и перспективы в рабочую группу, которой он руководил, но его инспекторы отнеслись к этому скептически. Наконец, однажды он все же решился сделать это. Он был уверен в том, что эти принципы сработают, и решил решил рискнуть. Принципы оказались эффективными, как он и предвидел. Сначала он вне дрил их в своей собственной группе. Затем другие группы компании услы шали о подходе Дейва и стали его использовать. В конце концов шесть из семи групп на его заводе, в которых состояло около 4000 служащих, вы брали модель управления, основанную на принципах партнерства/общи ны. Недавно Дейв обучал местных и иностранных управляющих с других заводов компании, распространяя свой личный опыт. |