Главная страница
Навигация по странице:

  • Крупная

  • Мелкая

  • Уровни развития

  • Схема (алгоритм) предъявления теста

  • Итого: Общий вывод

  • задание по производств.практике 34 гр. ОЗО 2015-16. Учебная практика в доу студентов III курса. Общие положения


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеУчебная практика в доу студентов III курса. Общие положения
    Анкорзадание по производств.практике 34 гр. ОЗО 2015-16.doc
    Дата28.01.2017
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлазадание по производств.практике 34 гр. ОЗО 2015-16.doc
    ТипДокументы
    #912
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Задание В. Образование предложений с данными словами


    Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

    1. девочка, мячик, кукла;

    2. лето, лес, грибы.

    Оценивается правильность составления фразы.
    Задание Г. Подбор рифмы

    Цель: выявление умения дошкольника к подбору слов, оканчивающихся похожими по звучанию окончаниями.

    Устная инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуют­ся между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Напри­мер, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифму­ются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день»».

    Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой. Время работы с одним словом - одна минута. Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

    Задание Д. Словообразование

    Как будет называться маленький предмет?

    мяч - мячик; рука -...; солнце - ...; трава - ...; плечо - ...; ухо - ...; таз - ...

    Оценка: 6-7 баллов - высокий уровень, 4-5 баллов - средний, 2-3 - балла - низкий.

    Задание Е. Словообразование

    Если предмет сделан из железа, то какой он?

    железо - ...; дерево - ...; снег - ...; пух - ...; бумага - ....

    Оценка: 4-5 баллов - высокий уровень, 2-3 балла - средний, 0-1 балл - низкий.

    Задание Ж. Общий словарный запас

    Как называется человек, который учит, столярничает, плотни­чает, строит, садовничает, переводит, проводит?

    Оценка:

    6-7 баллов - высокий уровень,

    4-5 баллов - средний,

    2-3 балла - низкий.

    Задание 3. Исследование особенностей звукового анализа слова

    Устная инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши».

    Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пче­ла, дым, речка, кошка, вилка, трава.

    Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

    Безошибочное выполнение - высокий уровень, 1-2 ошибки - средний, 3 и более ошибок - низкий.
    Диагностика чувства темпа и метроритма

    Автор: Анисимов В.П. 2, - С.61-70
    Чувство ритма в основе своей предполагает развитое чувство метра (слухомоторную реактивность на равные промежутки времени) и чувство темпа – скорости двигательных реакций, мышечного чувства, обеспечивающего адекватное восприятие и воспроизведение членораздельности звуков и связности звуковых звеньев в осмысленную группу (И.М.Сеченов) звуковых соотношений в медленном, умеренном, быстром темпе, а также с постепенным ускорением или замедлением.

    Музыкальный ритм, как известно, рассматривается в контексте соотношения темпо-метрической организации различных длительностей звуков: большей или меньшей растянутости отдельных звуковых звеньев или немых промежутков (пауз) между ними в мелодии. По меткому замечанию И.М.Сеченова, звук может быть протяжный или отрывистый, но не скорый. Слух – превосходный измеритель промежутков времени не может измерять скорости, потому что звук не чувствуется как движение. А скорость есть атрибут движения, предполагающий одновременно как функцию чувствования величины, так и функцию чувствования времени передвижения. Именно мышечное чувство способно выполнять обе эти функции как одновременно, так и раздельно. Очевидно, что в основе темпо-метро- ритмической способности человека лежит психофизиологический (телесно-пластический, мышечный) опыт двигательных реакций.

    Это подразумевает понимание педагогом нормативных признаков такой составляющей телесности как сенсомоторная пластичность.

    Пластичность рассматривается нами как способность к плавным, мягким, округлым изменениям направлений движения, выражающего позитивно-уравновешенное состояние индивида, необходимое для конструктивного мыслеобразования и, как следствие, адекватного моторного исполнения представленной модели действий (Г.М.Цыпин). В то же время, импульсивно-угловатые, отрывистые двигательные реакции отражают состояние «противопоставления, сопротивления», -негативные переживания субъекта, его стремление к защитно-дистанцированному отношению и деструктивным (возможно, агрессивным) формам мышления и поведения индивида.

    Оптимальным движением принято считать гармонично скоординированное взаимодействие 1) опорно-двигательного аппарата, 2) мышечного тонуса, 3) нервно-психического состояния и 4) выполняемой конкретной операции (действия).

    Критериями оптимального движения (вслед за Ф.Александером, А.Лоуэном и М.Фельденкрайцем) будем считать:

    - способность начинать движение с минимальной предварительной подготовкой;

    - обратимость, т.е. способность остановить движение в любом положении и направить его в противоположную сторону;

    - осуществление движения с максимальной скоростью и раскрепощенностью, свободой;

    - способность ритмического чередования телесно-мышечного напряжения и расслабления;

    - выполнение движения с минимальными затратами энергии и минимальным естественным утомлением (изнашиванием), с субъективным ощущением легкости.

    Следовательно, в качестве критериев развития данного компонента музыкальной способности могут выступать следующие:

    • способность равномерного движения, т.е. умение «отмерять» одинаковые отрезки времени музыкальной ткани с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внешнеречевых действий - шага, бега, поскоков, двигательных реакций кистей и пальцев рук или счета вслух);

    • адекватная энергичность мышечной координации при заданной скоростиметрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях и постепенных ускорениях-замедлениях);

    • слухомоторная способность обозначать последовательности и сочетания длительностей звуков в единой темпо-метрической организации – собственно ритмическая способность.

    Таблица 1.Критериальные признаки темпо-метроритмических способностей







    метр

    темп

    ритм

    Крупная моторика

    шаг и бег в одном темпе заданного размера (счета)

    • умеренно

    • медленно

    • скоро

    • ускоряя-замедляя

    • ровный

    • пунктирный

    • синкопированный

    Мелкая моторика

    кисти рук (хлопки ладонями, по барабану и др.), пальцы (по одному и дифференцированно)

    Совмещенные задания

    Адекватные мышечные реакции на разнообразные соотношения темпо-метроритмических музыкальных воздействий.



    Таблица 2. Типология уровней развития

    темпо-метроритмической музыкальной способности

    Уровни развития

    Критерии

    заданий

    Тип движений

    Низкий уровень


    только умеренный темп (=60) метрической мышечной координации

    «шаг» в соответствии с индивидуальным пульсом человека и метром музыкального фрагмента

    Средний уровень

    только дифференцированные темпы (умеренный, медленный и скорый) метрической мышечной координации.

    • умеренный «шаг» (в соответствии с индивидуальным физиологическим пульсом),

    • медленный «шаг»,

    • «бег»,

    • два мелких «шага» на один крупный,

    • «пунктирные подскоки».

    Высокий уровень


    различные темповые соотношения, в том числе с ускорением и замедлением

    • ровный «шаг» или «бег»,

    • два (четыре) и три движения «бега» на одно движение «шага»,

    • подскоки –«пунктиры»,

    синкопированные движения



    В представленных таблицах 5 и 6 указаны критериальные признаки, на основе которых строятся диагностические задания любой степени сложности по изучению уровня развития темпо-метроритмических способностей.

    До предъявления музыкальных игр-тестов диагносту необходимо установить доверительные отношения с ребенком, используя «нейтрально-развлекательный» игровой материал и, лишь затем, вовлечь в диагностическую ситуацию. Необходимо помнить, что диагност обязан прежде убедиться в том, что ребенок правильно понял суть задания. Для этого вполне возможно предъявить вначале пробный вариант выполнения тестового задания.

    Целью следующих игр-тестов является выявление уровня развития чувства метра - реактивно-метрической способности.
    I. В тест-игре «Скакалка-часы» ребенку, который находится по отношению к ведущему на расстоянии 1,5-2-х метров, предлагается двумя ногами прыгать через скакалку, которую взрослый вращает за один конец (вдоль пола) в умеренном темпе. Каждый прыжок ребенок сопровождает радостным возгласом-звоночком «дзынь». Всего - 10 прыжков.

    Критерии оценки чувства метра:

    - 8-10 прыжков только в умеренном темпе – высокий уровень;

    - 4-7 успешных прыжка в умеренном темпе соответствует нормативному (среднему) уровню развития чувства метра;

    - 1-3 прыжка – слабый уровень.
    II. Тест-игра «Дорожка-мяч». Ребенку предлагается ортопедический мяч с фиксацией кисти руки резинкой. Необходимо, ударяя мяч рукой об пол, провести его по указанной дорожке под музыкальное сопровождение умеренного темпа.

    Критерии оценки:

    • 8-10 последовательных ударов – высокий уровень чувства метра;

    • 4-7 ударов – средний уровень;

    • 1-3 удара – низкий уровень.


    III. Тест-игра «Шаги великана, Тома и гнома».

    Инструкция: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналия» все жители ходят как часы (даются в руки ребенка часы-будильник, ход которых - «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (диагност демонстрирует шаг на звук часов «тик» и приставной шаг на звук «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижно игривы (на звук часов «тик» производится шаг и следом приставной-фиксирующий, на ход «так» – то же самое: шаг + приставной шаг), а великан ходит степенно и важно (один шаг на ход часов «тик-так» и приставной-фиксирущий шаг на следующий ход «тик-так»)*.

    Стимульный материал: часы-будильник и обозначенные на полу контуры следов (ступней ног или просто окружностей, нарисованных или зафиксированных из бумаги), обозначающих направление дорожки шагов. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20 см). Всего 16 следов-шагов. Дорожка шагов выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага):

    Критерии оценки:

    • точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт = 4 шагам, всего 16 приставных шагов) – высокий уровень чувства метра;

    • воспроизведение шагов с двумя-тремя нарушениями метрической координации – средний уровень. Допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов (из 16 шагов);

    • сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до 12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом обозначении шагов – низкий уровень развития чувства метра.


    IV. Игра-тест «Настоящий музыкант» предполагает вовлечение ребенка в исполнение на музыкальных инструментах, например, на фортепиано (возможно, на ксилофоне, металлофоне) простой мелодии.

    Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

    Если ребенок соглашается поиграть (напомним, что это возможно только при установлении между диагностом и испытуемым конструктивно-доброжелательных взаимодействий!), ему предлагается следующая инструкция: «Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок или танцевальных пьес). После определения ребенком понравившегося ему произведения (например, «В траве сидел кузнечик» в ля миноре) ребенок двумя руками равномерно исполняет звук «ми» в третьей и четвертой октавах. После пробы своей «партии» ребенок играет «вступление» (два такта) и педагог-диагност исполняет мелодию с аккомпанементом. (Мелодию рекомендуется завершить, даже если ребенок остановился или ошибся и обязательно похвалить исполнение ребенка).

    В случае правильного исполнения песенки в умеренном темпе, ребенку предлагается сыграть про «шаловливого кузнечика» в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), а затем про «неповоротливого, ленивого кузнечика» в медленном темпе (50-60 ударов).

    После успешного исполнения необходимо «посадить кузнечика в поезд» и прокатить его с ускорением и замедлением движения.

    Критерии оценки:

    • адекватное исполнение ребенком своей партии в предложенных умеренном, быстром, медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень психомоторной темпо-метрической регуляции;

    • адекватное исполнение всех 8-ми тактов только в двух темпах (умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

    • ситуативно-сбивчивое, но завершенное исполнение произведения только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах, или 4-8 операций-ударов) – слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

    • сбивчивое и незавершенное ребенком исполнение – низкий уровень.


    V. Игра-тест «Дождик» предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимульного материала в предъявляемом диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.

    Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.

    Критериальные задания:

    • Вначале ребенку предлагается изобразить, повторяя вслед за педагогом в медленном темпе «редкие капельки начинающего робкого дождика», поочередно исполняя вторыми (указательными) пальцами левой и правой рук равномерно чередование любых двух звуков. Успешное исполнение этого материала соответствует слабому уровню метрической регуляции.

    • Затем, последовательным исполнением звуков «до», «ре», «ми», «ре» третьей и четвертой октав в медленном темпе (желательно отрывисто, - staccato) изображаем поочередно каждой рукой (2-м, 3-м, 4-м пальцами) «скромный, спокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук.

    • Этими же пальцами и звуками одновременно двумя руками изобразить «веселый, озорной и бодрый летний дождь» в умеренном темпе, а затем с ускорением (изображая усиление дождя до бравурно-стремительного), а затем с замедлением (утихающего дождя). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро-темповой регуляции мелкой моторики пальцев рук.

    Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.
    Целью представленных далее тестов является изучение чувства ритма. Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно-двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационных длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков – ритм – отражает все характеристики движения: темп и метр.

    VI. Тест-игра «Ладошки»

    (*Vетодика предложена выпускницей педагогического факультета ТвГУ Крыловой В.Ю.)

    Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

    Стимульный материал:

    1. Русская народная песня «Во поле береза стояла»

    2. Красев М. «Елочка»

    3. Детская песня «Петушок»

    Инструкция: Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голосок и «пропоем» одними ладошками. Хорошо?

    Интерпретация данных:

    • Точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8-ми тактов – высокий уровень (3 балла);

    • Воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) – средний уровень (2 балла);

    • Адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов - слабый уровень (1 балл);

    • Неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса – низкий уровень (0 баллов).

    *ПРИМЕЧАНИЕ. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей = 75-80 ударов в минуту.

    Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух режимах: воспроизводящем и воспринимающем.
    Воспроизводящий тест

    Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

    Инструкция: Прохлопай, пожалуйста, (или простучи…) ритм исполняемых на инструменте (фортепиано) мелодий. (Вначале диагност показывает образец исполнения ритма, чтобы убедиться в правильности понимания ребенком смысла задания).

    Предлагаемые тестовые задания построены в соответствии с нормативными требованиями уровней ритмической сложности исполнения детьми дошкольного возраста.

    Стимульным материалом служат музыкальные фрагменты № 1- 6 (см. Приложение 1), которые отражают различную степень ритмической сложности.

    Критерии оценки:

    Слабому уровню ритмической регуляции будут соответствовать следующие ритмы: 1) ровный ряд половинных длительностей, 2) ровный ряд четвертных длительностей; 3) чередование половинных и четвертных длительностей.

    К среднему уровню ритмической регуляции будем относить использование половинных, четвертных, восьмых длительностей и ноты с точкой, т.е. элементов пунктирного ритма.

    Высокий уровень ритмической способности требует соответственно такой моторной регуляции, которая соответствовала бы использованию пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

    *ПРИМЕЧАНИЕ. B силу того, что ритмические тесты несут в себе все характеристики метрической и темповой регуляции двигательных реакций, можно сделать обобщенный вывод о развитии темпо-метроритмической способности реципиента на основании подобного рода тестовых заданий.
    Воспринимающий тест

    Цель: выявить способность адекватного восприятия ритмической последовательности музыкального фрагмента.

    Инструкция: прослушай три разных мелодии, а затем попробуй отгадать, ритм которой из них я прохлопаю в ладоши.

    Стимульный материал (см. Альбом-Приложение).

    Критериальные блоки уровней развития чувства ритмического восприятия:

    1 блок заданий

    1.1. Попатенко Т. «Вальс» = 1 балл (№7);

    1.2. Арсеев И. «Наша игра» = 2 балла (№8);

    1.3. Шуберт Ф. «Серенада» = 3 балла (№9);

    2 блок заданий

    2.1. Филиппенко А. «Чудо, чудеса» = 1 балл (№10);

    2.2. Дементьев В. «Ква-ква» = 2 балла (№11);

    2.3. Шопен Ф «Мазурка №4» = 3 балла (№12);

    3 блок заданий

    3.1. Русская народная песня «Ворон» (или 3.1.1. «Я на горку

    шла») = 1 балл (№13 или 14);

    3.2. Укр.танец «Приглашение» (или Мендельсон Ф. Концерт

    ми минор для скрипки ) = 2 балла (№15 или 16);

    3.3. Пономарева И. «Песенка про Карлсона» = 3 балла (№17).

    Схема (алгоритм) предъявления теста:
    Блок заданий

    Код ритмического воспроизведения фрагмента

    Успешное/неуспешное

    определение

    ритма

    Присваи-ваемый балл


    1-й блок


    1.3.

    + / -

    3 / 0

    1.2.

    + / -

    2 / 0

    1.1.

    + / -

    1 / 0


    2-й блок

    2.3.

    + / -

    3 / 0

    2.2.

    + / -

    2 / 0

    2.1.

    + / -

    1 / 0


    3-й блок

    3.3.

    + / -

    3 / 0

    3.2.

    + / -

    2 / 0

    3.1.

    + / -

    1 / 0

    Критерии оценки:

    • высокий уровень – способность правильно определить ритм примера 2-й или 3-й степени сложности. Сумма – от 7 до 9 баллов (Например: 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);

    • средний уровень – способность адекватно определить ритм примеров 2-го или 1-го уровня сложности. Сумма – от 4 до 6 баллов (например: 2+2+2; или 2+2+1; или 2+1+1);

    • низкий уровень – способность адекватного восприятия лишь самых простых музыкально-ритмических фрагментов. Сумма – от 1 до 3 баллов (например: 1+1+1; или 1+1+0; или 1+0+0).


    *ПРИМЕЧАНИЕ: после успешного определения ребенком воспринимаемого им ритмического фрагмента необходимо перейти к следующему по сложности блоку заданий (минуя оставшиеся задания данного блока).
    Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

    Автор: Анисимов В.П.

    Тест «Музыкальная палитра»

    Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

    Стимульным материалом служит аудиозапись незнакомых ребенку музыкальных фрагментов (полное музыкальное предложение) по характеру соответствующих центральной части и четырем векторам диагностического ключа-матрицы эмоций. Таким образом, одна серия предъявления теста включает в себя пять разнохарактерных музыкальных фрагментов. Для составления такого стимульного материала могут служить музыкальные циклы для детей Д.Кабалевского, А.Хачатуряна, С.Прокофьева, К.Хачатуряна, С.Майкапара, А.Гречанинова, С.Боневича, А.Тушинка и др. (например, см. Таблицу 1). Всего предъявляется четыре серии фрагментов:

    1-ая серия составляется в соответствии со средним уровнем сложности в определении эмоционально-смысловой рефлексии;

    2-ая серия соответствует слабому уровню эмоциональной отзывчивости и составляется из фрагментов, отражающих «переферийные» характеристики диагностического ключа-матрицы и, поэтому, легко определяемых эмоциональных реакций в ответ на однозначное и ярко выраженное музыкальное воздействие (эта серия предъявляется только в том случае, если реципиент не сумел справиться с предыдущей, – 1-ой);

    3-я серия соответствует хорошему уровню и состоит из фрагментов, требующих чутких реакций на тонкие нюансы переживаний, соответствующих характеристикам, близким к центральной части диагностического ключа-матрицы;

    4-ая серия – высокий уровень эмоциональной отзывчивости – строится на основе требований 3-ей серии, где музыкальные фрагменты осложнены тональными модуляциями (или отклонениями), фактурными, регистровыми, темпо-ритмическими и другими контраст-сопоставлениями музыкального языка.

    Таблица 1. Примерный список музыкальных произведений, соответствующий векторам диагностического ключа-матрицы

    1. В.Котельников “Колыбельная”;

    2. А.Хачатурян “Андантино”;

    3. С.Прокофьев “Сказочка”;

    4. Р.Шуман “Хорал”;

    5. Р.Шуман “Шахерезада”

    6. Г.Свиридов “Колыбельная песенка”;

    7. К.Тушинок “Я играю блюз”;

    8. А.Гречанинов “Марш”;

    9. К.Тушинок “Великан”;

    10. К.Тушинок “Силачи”

    11. К.Тушинок “Менуэт слонов”

    1. Г.Свиридов “Дождик”;

    2. К.Тушинок “Цветной дождь”;

    3. С.Прокофьев “Пятнашки”;

    4. Г.Свиридов “Попрыгунья”;

    5. Г.Свиридов “Парень с гармошкой”;

    6. Р.Шуман “Солдатский марш”;

    7. С.Прокофьев “Марш”;

    8. Р.Шуман “Охотничья песенка”;

    9. К.Тушинок “Фанфары”

    1. Г.Свиридов “Грустная песня”;

    2. А.Гречанинов “Недовольство”;

    3. Ю.Штуко “Ночное шествие”;

    4. С.Прокофьев “Раскаяние”;

    5. А.Хачатурян “Лядо серьезно заболел”;

    6. Р.Шуман “Первая утрата”;

    7. С.Прокофьев “Траурное шествие”;

    8. С.Майкапар “Похоронный марш”

    1)С.Майкапар “Тревожная минута”;

    1. К.Тушинок “Сердитый медвежонок”;

    2. Г.Свиридов “Упрямец”;

    3. А.Хачатурян “Сегодня запрещено

    гулять”;

    1. А.Хачатурян “Две смешные

    тетеньки поссорились”;

    6) Г.Свиридов “Колдун”


    Инструкция: «Давай сыграем с тобой в музыкальную игру. Внимательно слушай музыку и попробуй определить, – какое настроение она у тебя вызывает, какие образы тебе хотелось бы выразить во время ее звучания? «

    1-й (вербальный) вариант задания: Подбери слова, подходящие для твоего переживания, чувства.

    *ПРИМЕЧАНИЕ: при затруднениях ребенка в самостоятельном определении ему предлагается выбрать из заранее подобранных слов-подсказок одно - наиболее подходящее.

    2-й (невербально-художественный) вариант: Какие образы, картинки ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки? Нарисуй, пожалуйста.

    *ПРИМЕЧАНИЕ: Если ребенок испытывает затруднения в рисовании, ему предлагается помощь – выбрать и раскрасить из уже готовых «раскрасок-гномиков» того из них, который наиболее подходит для выражения своего настроения. Наклеив выбранное «лицо» гномика на лист бумаги (формата А-3), его можно дорисовать. В этом случае у диагноста появляется дополнительная возможность психологической интерпретации рисунка.

    3-й (невербально-двигательный) вариант: Двигайся под музыку так, каким (какой) бы тебе хотелось представить себя во время ее звучания.

    *ПРИМЕЧАНИЕ: Данный вариант предъявления методики предусмотрен для тех случаев, когда ребенок предпочитает движение (телесно-танцевальное самовыражение) другим видам деятельности.
    Таким образом, эмоциональная отзывчивость на содержание музыкальных фрагментов измеряется как в вербальной, так и невербальной форме. Вначале ребенку предлагается самый сложный вариант осмысления содержания музыки – вербальный, а затем – невербальный, - на основе графических схем мимических выражений – (см.Приложение 5) и двигательных реакций на стимульное предъявление музыкальных фрагментов.

    В начале, в качестве пробного варианта тестирования необходимо предложить следующий ряд разнохарактерных музыкальных фрагментов, например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского:

    1) «Утреннее размышление» - спокойно, умиротворенно;

    1. «Сладкая греза» (или «Мама») - нежно, ласково, мягко…;

    2. «Баба-Яга» - тревожно, сердито, враждебно…;

    3. «Болезнь куклы» – жалобно, огорченно, скорбно…;

    5) «Игра в лошадки» - проворно, игриво, задорно…;

    Процедура вербальной рефлексии строится следующим образом. Самостоятельные конгруэнтно вербальные конструкты в определении ребенком своих переживаний (эмоций, настроений) оцениваются диагностом как продуктивные, т.е. творческие. В индивидуальной диагностической карте в этом случае фиксируется - 2 балла. Если ребенок испытывает затруднения, ему предлагается выбрать из пяти слов – одно соответствующее выражение, наиболее подходящее для характеристики эмоционального содержания прозвучавшего фрагмента. Затем называются пять терминов из разных секторов словаря эмоций, один из которых соответствует характеру музыки, все остальные отражают альтернативные, противоположные состояния. В этом случае правильно указанное определение оценивается в 1 балл. Например (в соответствии с пробным вариантом предъявления фрагментов):

    1-й - задорно, тревожно, тоскливо, спокойно*, решительно;

    2-й - гордо, весело, нежно, тяжело, сердито;

    3-й – озорно, сердито, вяло, мягко, шутливо;

    4-й - жалобно, решительно, празднично, гневно;

    5-й - тяжело, устало, ласково, игриво, умиротворенно.

    Критерии оценки вербальной рефлексии:

    1. если ребенок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синономичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следует оценить как продуктивный и зафиксировать 2 балла (см. Таблицу 2):

    2. правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается как адекватно-репродуктивный уровень и в индивидуальной карте фиксируется 1 балл;

    3) неправильное определение оценивается в 0 баллов.
    * Подчеркнутое слово соответствует характеру музыки.

    Таблица 2. Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлексии музыки

    Фамилия и имя ребенка

    Возраст Дата




    Неадекватная рефлексия

    Адекватная рефлексия

    Продуктивная рефлексия

    1-й фрагмент
    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    2-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    3-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    4-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    5-й фрагмент

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    Итого:





    Общий вывод о степени развития вербальной рефлексии (понятийно-абстрактного – высшего уровня осознания эмоциональных состояний) строится на основе 10-бальной шкалы, где сумма от 4 до 7 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку (см. Таблицу 2).

    В случае, если вербальный - понятийно-абстрактный - уровень рефлексии эмоциональных состояний является для ребенка чрезмерно затруднительным (а в современной практике дошкольного и младшего школьного музыкального воспитания такое явление весьма распространено в силу разных социально-педагогических и психологических причин), то ребенку предъявляется при повторном прослушивании невербальный, наглядно-образный вариант – графический аналог словаря эмоций.

    Реципиенту предлагается выбрать из набора графического аналога диагностического ключа эмоций такого «гномика», выражение «лица» которого соответствует настроению от прослушиваемой музыки. Выбранный вариант физиогномического выражения ребенок переносит на лист бумаги (стандартного формата А-3), дорисовывает и раскрашивает его по своему усмотрению.

    Примечание: Цветные карандаши желательно приготовить в соответствии с цветом стимульных карточек теста МЦВ Макса Люшера: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Интерпретация детского рисунка может производится в соответствии с требованиями обработки проективных тестов “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное” и др.

    Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

    • адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивается в 1 балл;

    • неадекватное – 0 баллов;

    • продуктивным считается адекватный выбор с оригинально-детализированным дорисовыванием – 2 балла.

    Цветовая интерпретация раскрашенного графического изображения ребенком дает дополнительную информацию об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального стимула в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретацией цветовых предпочтений. Индивидуальная карта заполняется аналогично предыдущей – вербальной (см. Таблицу 2).

    Адекватность танце-двигательной, сенсомоторной отзывчивости изучается с учетом двух- или трехдольной сложности музыкального воздействия: маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов.

    Критерии оценки танце-двигательной (или невербально-двигательной) рефлексии:

    1) марш (или музыка, близкая по метро-темпо-ритмическим характеристикам) репродуктивное отображение которого как самой простой двигательной реакции (шаг) оценивается в 1 балл;

    2) полька предполагает ускоренный по темпу шаг или бег (галоп), поскоки, сложность репродуктивного воспроизведения которого оценивается в 2 балла;

    3) вальс (или менуэт) – самый сложный (трехдольный) из предложенных размеров движения, сложность репродуктивного воспроизведения которого оценивается в 3 балла.

    Кроме того, творческие психомоторные проявления (оригинально-детализированная пластика исполнения каждого из фрагментов) оцениваются дополнительным баллом (см. Таблицу 3):

    Таблица 3. Дифференцированные оценки танце-двигательной

    рефлексии музыки

    Музыкальный фрагмент

    Неумение двигаться адекватно размеру и характеру музыки

    Адекватная психомоторная реакция на музыку

    (в соответствии с критериями)

    Творческие проявления вариантов двигательной реакции на музыку

    Марш

    0 баллов

    1 балл

    2 балла

    Полька

    0 баллов

    2 балла

    3 балла

    Вальс

    0 баллов

    3 балла

    4 балла

    Таким образом, полученные результаты танце-двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку возможно распределить по следующим уровням:

    • низкий уровень – от 0 до 2 баллов;

    • средний уровень – от 3 до 6 баллов;

    • высокий уровень – от 7 до 9 баллов.

    Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости по всем трем показателям рефлексии музыкальных фрагментов определяется по следующим показателям итоговой сводной таблицы (см.Таблицу 4):

    Таблица 4. Типология групп испытуемых в соответствии с уровнем развития эмоциональной отзывчивости на музыку (в баллах)

    Форма эмоциональной отзывчивости -ЭО (рефлексии)


    Вербальная рефлексия



    Невербально-графическая рефлексия



    Невербально-двигательная рефлексия


    Итоговые показатели


    Уровень развития ЭО

    низкий

    0-3

    0-3

    0-2

    0-8

    средний

    4-7

    4-7

    3-6

    9-20

    высокий

    8-10

    8-10

    7-9

    21-29


    Общая обработка данных проводится по следующим критериям:

    • Низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-образного опыта или неспособностью ребенка в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов, настроений. К этому же уровню будем относить и неконгруэнтные формы самовыражения ребенка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта.

    • Средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтнорепродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения).

    • Высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребенка в изобразительной, двигательной и словесной форме будет проявляться в следующих особенностях формы самовыражения:

    1. оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;

    2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;

    3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных стимульному воздействию мыслеобразов;

    4. гибкость, т.е.,различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один стимульный музыкальный материал.

    Диагностика нравственного воспитания дошкольника

    Автор: Г.А.Урунтаева

    Задание 1. Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах

    Подготовка исследования. Подготовить вопросы для беседы. Например:

    Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

    Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

    Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

    Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
    Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

    Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

    Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3—7 лет задают вопросы.

    Обработка данных. Подсчитывают, какие качества мо­гут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяс­нения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

    • на обобщенное представление о качестве («Жадные...которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);

    • на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает... Но я, конечно, быстрее... Никто его не догонит, даже Славик»);

    • на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);

    • на самого себя («Меня можно назвать добрым, я никого не обижаю»);

    • на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам всё ест». «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я не дам шоколадки кусочек, жвачки»);

    • на конкретное действие («Жадный тот, кто не даёт попить»);

    • на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека», «Жадный... он плохой...»);

    • на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает всё только справедливое»).

    Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

    - объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);

    - название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома «Лего», поэтому он всегда делает, что хочет. Поэтому он и смелый», «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует», «Скромный, он все разбивает, все рук летит»);

    - неправильная нравственная оценка качества («Скромный — это плохой»).

    Данные соотносят с таблицей 1, выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту.

    Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта