Главная страница
Навигация по странице:

  • Отличия и сходства социальной и биологической эволюций с. Процесс самоорганизации

  • теория организации. Алиев теория Организации. Учебник Второе издание, переработанное и дополненное


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебник Второе издание, переработанное и дополненное
    Анкортеория организации
    Дата16.05.2021
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлиев теория Организации.docx
    ТипУчебник
    #205424
    страница5 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

    Равновесие и порядок системы достигается с помощью меха­низма рынка. В результате конкурентной борьбы элементов сис­темы за те ресурсы (условия), которые обеспечивают равновесие всей системы, часть элементов неизбежно гибнет, замещается все время рождающймися новыми, более соответствующими этим условиям.

    :: Одним из важнейших свойств рынка товаров (когда количе­ство продавцов и покупателей очень велико) является его спо­собность формировать такую петлю отрицательной обратной связи, которая определяет стремление цены товара к его стои­мости.

    Необходимо учитывать, что еще до рождения кибернетики биологи были знакомы с явлением гомеостазиса, заключающего­ся в поддержании устойчивого равновесия между жизненно важ­ными параметрами живого организма. Именно биологи впервые высказали мысль, что на свободном рынке цены в конечном итоге регулируются отрицательной обратной связью. Эту идею развил Ф. Хайек, который указывал, что равновесие на рынке сводится «к взаимоприспособлению индивидуальных планов, и осуществляются по принципу, который мы вслед за естествен­ными науками ... стали называть «отрицательной обратной свя­зью» .

    Принцип отрицательной обратной связи лишь показывает, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в системе, но не позволяет раскрыть механизм возникновения такого по­рядка, а также перехода от одного типа порядка или стадии раз­вития к другой. Для этого нужно обратиться к принципу поло­жительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапли­ваются и усиливаются. Всякая система подвержена флуктуаци­ям, или случайным отклонениям от равновесия, но если она на­ходится в неустойчивом состоянии благодаря взаимодействию с окружающей средой, эти колебания усиливаются и в конце кон­цов приводят к ликвидации прежних порядка и структуры. Но этот деструктивный аспект дополняется затем конструктивным, состоящим в том, что в результате взаимодействия элементы ста­рой системы приходят к согласованному поведению, вследствие чего в системе возникают кооперативные процессы и спонтанно формируются новый порядок и новое равновесие.

    Возникновение кооперативных процессов, как и формирова­ние и развитие новых структур, непосредственно связано с дей­ствием случайных факторов. Мысль о том, что без случайного невозможно появление нового, высказанная в форме догадки еще античными философами Демокритом и Лукрецием Каром, нашла блестящее подтверждение в синергетике.

    Одним из наиболее известных в настоящее время разработчи­ков синергетики является лауреат Нобелевской премии по химии Илья Пригожин.

    Он утверждает, что связи между порядком и беспорядком ха­рактеризуют рассеянные (диссипативные) структуры. Некото­рые из них развиваются в направлении «хаотической цели». «Ха­отическая цель» не представляет собой ни состояние стабиль­ности, ни режим регулярного поведения. Происходят внешне случайные, неопределенные блуждания. По теории И.И. Приго- жина в процессе эволюции двух одинаковых систем одни и те же условия и причины не приводят к одинаковым результатам.

    Поэтому началом любого развития служат случайные измене­ния, которые постепенно приводят к неустойчивости системы. В результате воздействия большого числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное со­гласование и возникают кооперативные процессы, сопровождаю­щиеся взаимодействием элементов вновь образующейся струк­туры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая аль­тернатива будет выбрана системой, во многом также зависит от случайных факторов. Именно с ними в существенной мере связа­но появление нового в развитии систем, в частности социально- экономических. Таким образом, формирование рыночного по­рядка есть результат наличия внутри него всех необходимых ус­ловий, требующихся для самоорганизации.

    Рынок природы выступает в качестве сложнейшей иерархи­чески организованной системы отбраковок и замещений отбра-

    доданных структур новыми, непрерывно рождающимися. При­рода не изобрела другого механизма самоорганизации, кроме ме­ханизма рынка. Рынок природы — это универсальный механизм отбора, действующий и на организменном, и на надорганизмен- fM уровне.

    ;-•! Рынок в экономическом смысле — это частный случай того рынка, который является естественным средством сопоставле­ния качества различных форм организации вещества, их отбра­ковки и основным фактором, определяющим развитие живого rfttpa. Он не является изобретением человека и представляет л!ишь реализацию общих принципов самоорганизации матери­альных систем. Человек на определенных этапах своей истории йспользовал эти принципы бессознательно, стихийно. В эконо­мическом развитии рынок сыграл большую роль. Рынок — ре­зультат процесса самоорганизации, главное свойство которого — пбддерживать состояние условного равновесия и определенного порядка систем.

    Процесс самоорганизации систем можно представить как функционирование грандиозного рыночного механизма с беско­нечным количеством оттенков и правил отбраковки виртуаль­ных организационных структур и путей дальнейшего развития. Рынок рождается стихией самоорганизации, его условия отбора не остаются постоянными. Они связаны с общими принципами стабильности, сохранения гомеостаза структур и систем, кото­рые сами между собой конкурируют, хотя и представляют часть более общей системы. Действующий в природе рынок — слож­нейший клубок различных связей и противоречий, которые че­ловек может представить схематично. Игнорирование этого принципа, любая замена действующих в природе правил отбора схемой предпочтений, которая сложилась в сознании людей, оз­начают отказ от созданного природой механизма самоорганиза­ции. Такая схема обречена на безжизненность.

    Однако на определенном этапе развития в механизм самоор­ганизации вмешивается разум человека, способный внести каче­ственно новые элементы. Рынок природы эволюционирует, ус­ложняется и оказывает сильное влияние на рыночную экономику и общество в целом.

    Рынок, действовавший в живом мире до появления разума, осуществлял свою регулирующую функцию стихийно, без целе­направленного учета тенденций развития на будущее. Такой рынок не «видел» последствий, к которым он может привести. Главное свойство разума заключено в способности предвидеть отдельные фрагменты будущего развития, оценить некоторые из следствий отбора или прогнозировать сценарии развития систем и тем самым влиять на характер отбора, совершаемого рынком. Разум позволяет усовершенствовать структуру обратных связей.

    Рынок сохраняется, но с некоторым горизонтом предвидения, за которым все детали возможного развития остаются скрытыми. Горизонт предвидения зависит от развития наук.

    Значение разума человека и особенно коллективного интел­лекта общества велико. Людям трудно предвидеть ход развития, найти его оптимальный путь. Но человеку дано предвидеть опас­ности, которые могут ожидать его в ближайшем будущем. Имен­но это позволяет сформулировать некую систему запретов, спо­собную уменьшить их негативную роль в развитии общества или вовсе их избежать и тем самым повысить порядок организации. Эту потенциальную способность организации общество должно максимально использовать. Разум человека, возможности кол­лективного интеллекта позволяют сочетать механизм традици­онного рынка с прогностическими возможностями разума, т.е. целенаправленного изменения рынка в интересах общества.

    Самоорганизация и развитие систем складываются из актив­ности миллионов людей, из восприятия мира и индивидуальной оценки человеком всего происходящего вокруг. Неоднознач­ность восприятия и оценки действительности расширяет откры­вающийся выбор и потенциальные возможности развития.

    Вместе с тем по мере развития процесса антропогенеза проис­ходит непрерывное усложнение трудовой деятельности. В ре­зультате разнообразие задач, встающих перед человеком и обще­ством, непрерывно возрастает. Для устойчивого развития необходимо, чтобы разнообразие поведения, индивидуальных особенностей, стремлений, желаний находилось в каких-то рам­ках, было подчинено некоторой общей цели или системе целей. Именно для этого человеческой общности необходимы объеди­няющие идеи.

    1. Отличия и сходства социальной и биологической эволюций

    с. ' Процесс самоорганизации лежит в основе развития как про­изводительных сил общества, так и экономической и социальной систем общества. Чем выше находится система на лестнице эво­люции, тем сложнее процессы ее самоорганизации. Принципи­альное значение здесь имеют различия и сходства самоорганиза­ции и соответственно эволюции, наблюдающиеся, с одной сторо­ны, в неживой и живой природе, а с другой — в живой природе и обществе.

    Определяющие отличия прежде всего состоят в том, что на­выки, умения, знания и опыт не передаются по наследству, а ус­ваиваются, приобретаются, наследуются в ходе обучения и вос­питания как в семье, так и в школе и других социальных коллек­тивах и группах. Если в ходе биологической эволюции происхо­дят наследование и передача чисто генетических свойств и факторов, то в процессе социальной эволюции передаются навы­ки, знания, правила поведения и другой социальный опыт, что выражается термином «социально-культурная традиция». Важно также иметь в виду, что при генетическом наследовании передаются лишь генетические признаки родителей, а социаль­но-культурная эволюция сопровождается освоением традиций и опыта многочисленных социальных коллективов и общества в целом. Именно по этой причине социальная эволюция происхо­дит несравнимо быстрее, чем биологическая. Нельзя также не заметить, что если биологическая эволюция рода homo sapiens фактически завершилась, то социально-культурная эволюция набирает новые темпы. Однако и здесь велика роль образования И воспитания. Пытаясь разложить интеллект по полочкам, уче­ные выделили 120 его компонентов. Поэтому лучше говорить о наследовании лишь отдельных «слагаемых». Например, про­странственное мышление обусловлено наследственностью на 50%, логическое — передается от родителей на 60%, чувства слуха, цвета и зрения — на 70%. Если от отца — гениального Математика — ребенку достанутся хотя бы несколько «талантли­вых генов» и он получит хорошее образование, то станет хоро­шим математиком, хотя и не обязательно таким выдающимся, как отец. А если этот ребенок будет расти в других условиях, в иной семье, его способности могут и вовсе не развиться. Наряду с различиями следует учитывать определенные сходства, анало­гии и даже единства между биологической и социальной эволю­циями. Объединяющим здесь служит то, что они совершаются постепенно и, что еще более существенно, эволюционные изме­нения обусловлены состоянием окружающей природной среды и являются результатом адаптации, приспособления к ней живых организмов или социальных коллективов. Здесь динамика внут­ренних факторов самоорганизации определяется закономернос­тями и логикой сферы естествознания.

    Связь и различие между биологической и социальной эволю­циями коренятся в двойственной природе самого человека, кото­рый по своей генетической природе существо биологическое, но, с другой стороны, его деятельность осуществляется в обществе

    и, следовательно, не может не отличаться от поведения живых существ. С завершением антропогенеза человек, сохраняя свою биологическую природу, превращается вместе с тем в общест­венное существо. Человеческая деятельность включает не только естественные, природные, но и искусственные, «сверхприродные», социальные и культурные факторы. Превращаясь в «сверхорга- низм» и в этом новом качестве во многом порывая дотоле суще­ствовавшие связи с природой, человек выражает свою родовую сущность в создании «сверхприроды», материальные и духовные составляющие которой охватываются понятиями «вторая приро­да» и «культура».

    Следовательно, специфика человека как биосоциального су­щества состоит в том, что его превращение в существо «сверх- биологическое» в основном высвободило его из-под власти эво­люционных механизмов. С этого момента его адаптация должна рассматриваться не как приспособление к изменениям внешней природной среды, а как активное практическое изменение этой среды сообразно собственным потребностям. При этом сами по­требности уже не могут быть поняты в однозначном биологичес­ком значении, хотя и с превращением человека в «сверхорга­низм» удовлетворение непосредственно жизненных потребнос­тей остается самоочевидным базисом его жизнедеятельности. Но над этим базисом вырастает целый ряд культурных потребнос­тей: человек утверждает свое физическое существование для доо, чтобы удовлетворять свои высшие потребности, выражен­ные в его целях и ценностях. До определенного времени, пока могущество цивилизации было ничтожно мало по сравнению с мощностью процессов самоорганизации природы, проблемы, от­носящиеся собственно к человеку, можно было «вычленить» из доего множества вопросов, которые приходилось решать людям.

    Изучая экономические проблемы, можно было не придавать серьезного значения взаимосвязям человека и природы, считать йЬздействие их друг на друга практически постоянным, а поэто­му мало что меняющим в существе самодостаточных социогене- ТИческих, социоэкологических и экономических процессов. И реально за время жизни одного поколения изменения в воздей­ствии общества на природу были весьма незначительными и Мало что меняющими в ней. Это и есть свидетельство того, что человек обречен на монопольное положение в мире — такова его судьба. Человек должен найти в себе силы установить систему ^антимонопольных законов», имя которой «принципы коэволю­ции и окружающей среды».

    С того момента, как человек стал «геологообразующим фак­тором» на Земле, что явилось важнейшим этапом всего характе­ра эволюции Вселенной и постепенного приобретения ею фраг­ментов направляемого развития, уже нельзя «вычленять» проблемы человека и общества. Связь «человек — природа — Человек» становится определяющей в социально-экономическом развитии. Иллюстрацией может служить характер человеческой Деятельности в познании химической формы движения материи. Здесь современные темпы синтетического творчества новых со­единений приняли поистине устрашающий характер. Ныне еже­годно фиксируется получение 104-105 новых веществ.

    Ежегодно горно-добывающая промышленность США, стро­ительство дорог и других сооружений приводят к перемещению 7,6 млрд. т грунта, а все природные явления, главным образом реки, перемещают не более 1 млрд. т породы. Еще в 70-е годы XX в.

    В.А. Ковда показал, что человечество производит отбросов орга­нического происхождения примерно в две тысячи раз больше, Чем вся остальная природа. При этом отбросами он называл ве­щества, которые исключаются из биогеохимических циклов на время, заведомо большее, чем время жизни одного поколения людейI.

    Природа отстала в этой «геологической» деятельности чело­века, которая является важнейшим этапом изменения всего ха­рактера эволюции, что делает необходимым не только согла­сование, но и обеспечение взаимосвязанной совместной, взаимообусловленной эволюции природы и человека, т.е. социоге- нетической, социоэкологической системы, получившей название «принцип коэволюции». Первым, кто это понял, был В.И. Вер­надский.

    Его учение служит основой научного и практического реше­ния проблем связи и различия между биологической и социаль­ной эволюцией. Главным является смещение акцентов от эволю­ции общественного развития к коэволюции человека, общества и природы.

    Человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, долж­но не только надлежащим образом применять характеристики биосферы, удовлетворяя те или иные свои потребности, «власт­вовать над природой», но и изменять и собственные потребнос­ти, направлять свои действия сообразно тем требованиям, кото­рые ставит природа. Эти условия теперь принято называть экологическим императивом. Обеспечение экологического им­ператива невозможно без особой организации общества. Биосфе­ра без человека может существовать, но человек вне биосферы жить не может. Значит, при определенной степени развития про­изводительных сил человек становится ответственным за про­цесс самоорганизации и организацию развития общества и био­сферы. Более того, если дальнейшее развитие человека, его благополучие требуют точной согласованности процессов, про­текающих в мире неживой материи, обеспечиваемых механизма­ми естественной самоорганизации, то обеспечение согласован­ности характеристик природной среды и общества может быть осуществлено только разумом и волей человека, т.е. при соответ­ствующей организации должны возникнуть структуры, способ­ные обеспечить направляемое развитие биосферы, человеческого общества, его производительных сил и воспроизводственных от-

    кошений в сфере экономики. Это означает, что человек в первую очередь должен знать границы тех воздействий на биосферу, ко­торые не приведут к бифуркационным значениям ее параметров, дао может повлечь непредсказуемые изменения характеристик окружающей среды. В результате может возникнуть такая био­сфера, в которой места человеку уже не будет.

    Академик Л.И. Абалкин отмечает: «По своей биологической природе человек и сегодня остается таким же зверем, каким он был в момент своего зарождения. Он физически слаб, незащи­щен от внешнего мира, склонен к агрессии и насилию. В нем буйствуют властные силы завоевания и порабощения. Человек биологически лишен способности к сохранению себя как рода.

    Если биологические страсти человека освобождены от соци­альных ограничений, если в нем разжигается дух уничтожения, ТО’действия его беспощадны»I.

    Выработка новых форм поведения, целесообразность, эффек­тивность и полезность новых навыков, знаний, опыта в дальней­шем закрепляются как традиции и передаются новым поколени­ям. Гармоничное протекание процесса закрепления традиций и передача их новым поколениям предъявляют высокие требова­ния к квалификации и профессиональному образованию рабоче­го, участвующего в производстве в качестве «контролера и регу­лировщика». Более того, для него становится необходимым постоянное обновление и расширение своих профессиональных знаний. Важным элементом его производственных функций ста­новится способность к самостоятельному творческому поиску. В Свою очередь, труд научно-технического работника все в боль­шей мере становится необходимой составной частью, стороной производственного процесса. Таким образом, в производствен­ном процессе место рабочего по многим существенным характе­ристикам практически совпадает с местом научно-технического работника. Вместе с тем существуют и в близкой перспективе будут существовать в довольно значительном объеме виды не­квалифицированного труда. Сосуществование двух этих форм труда, все более онаучиваемого, интеллектуализированного, яв­ляется одним из источников новых противоречий, с которыми сталкивается общество в ходе своего развития. Ведь каждая из этих форм труда порождает и воспроизводит не только прису­щий ей тип отношения к труду, но и специфические особенности ценностных ориентации и установок человека, его мировосприя­тия и отношения к окружающему, всего уклада его жизни.

    В процессе эволюции возникли присущие человеку естествен­ные силы его труда, которые позволяют непосредственно осущест­влять основные элементы, функции труда: физические, в кото­рых можно выделить технологические (воздействие на предмет труда), транспортные (перемещение продукта труда и самого че­ловека), энергетические (двигательная сила), сенсорные (зри­тельное, слуховое, тепловое и тому подобное восприятие в про­цессе труда), интеллектуальные (обработка разнообразной информации, принятие решений, сознательное регулирование процесса труда). Вне зависимости от сложности труда, уровня развития производительных сил эти естественные силы труда всегда составляли его неизменную основу, без этих естественных сил процесс труда был бы невозможен. Более того, разные со­ставляющие элементы естественных сил труда по-разному влия­ют на формирование стоимости и величину экономии общест­венного труда. Следует отметить, что и в настоящее время возможности экономии затрат живого труда пока еще выше там, где физические функции живого труда — в крупных масштабах — могут быть заменены машинами.

    При применении принципиально новой технологии, когда осуществление технологического процесса требует «высокого соприкосновения», предполагающего использование интеллек­туальных функций живого труда, положение меняется. Здесь, в отличие от условий первичного замещения живого труда, новая техника в меньшей мере выполняет компенсирующую роль и тем самым меньше теряет в своей относительной эффективности. В результате экономия живого труда может дополняться эконо­мией овеществленного труда, что при прочих равных условиях снижает масштабы накопления и прирост основных фондов в их стоимостном выражении. Это значит, что производственные мощности (суммарный полезный эффект, создаваемый овещест­вленным трудом) могут расти быстрее их стоимости. В целом двеют место глубокие изменения характера замещения затрат живого труда прошлым, повышается эффективность этого про­цесса за счет увеличения масштабов экономии общественного дотуда, живого и овеществленного.

    Указанная закономерность и высокий темп развития техники ((Технологии могут создать такую ситуацию уже во второй дека- 10 наступившего века, когда для обеспечения человечества всем (^обходимым понадобится (по разным оценкам) не более 8% на­деления1.

    Развитие производительных сил, имеющее все более трансна­циональный характер, состоит в том (как показано на рис. 3.2), njo, опираясь на свои естественные силы, человек создает и улучшает средства труда, которые продолжают и постоянно ум- Южают эти естественные силы, образуя тем самым процесс не­прерывного повышения производительной силы труда, т.е. спо- юбности человека как рабочей силы создавать возрастающие Массы все более разнообразных материальных и духовных благ. Но мере накопления и материализации трудовых навыков и зна­ний человек все более использует законы природы для выполне- Ш1Я этих функций, в результате чего производительная сила труда все более превосходит естественные силы человека, стано­вясь просто несоизмеримой с ними.

    Умножение естественных сил труда и повышение на этой ос- ! юве его производительной силы происходят в результате взаи­модействия человека с природой. Сердцевина этого взаимодей- <>твия — сам процесс труда. Двоякая целесообразность процесса 'груда порождает определенные отношения и противоречия Кежду человеком и природой, между целями труда и способами Их достижения. Формирование и выявление этих противоречий, Происходящих в определенной общественной среде, неотделимы 4>т нее, но всегда имеют основой эту особенность труда как тако­вого.

    Производительная сила труда определяется как естественны­ми условиями производства, так и уровнем развития обществен­ных, т.е. воспроизводимых трудом, производительных сил. Об­щественные производительные силы включают накопленные
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта