теория организации. Алиев теория Организации. Учебник Второе издание, переработанное и дополненное
Скачать 0.81 Mb.
|
Эффективность растительной пищи
Если с поля собрать урожай, энергетическое содержание которого 1 млн. калорий, к населению поступит 80% всех калорий. Если же использовать его для выращивания животных, то до потребителей дойдет лишь 20% в виде мяса и жира. На вегетарианском рационе можно прокормить до 140 млрд. человек, на смешанном — всего 45 млрд. Вегетарианская пища более естественна для человека, улучшает его здоровье. Вот почему коэволюция, синтез естественных и производственных технологий потребуют коренных изменений представлений людей об оптимальном обеспечении жизнедеятельности человека, перестройки его потребностей. Термин «коэволюция» был введен экологами, для которых коэволюция — взаимное приспособление видов. Коэволюция обеспечивает условия взаимного существования и повышение устойчивости биоценоза. Экологи сделали предметом анализа коэволюционные процессы, обратившись к изучению совместной эволюции коммуникативно-информационных систем (передающей и воспринимающей), к раскрытию корреляции между актами поведения одних особей и их влияния на акты поведения других особей, между Сводными адаптациями. Поэтому вместо адаптации они стали го- зярить о коадаптации, взаимной адаптации двух видов. В генетике начинают анализировать коэволюцию в геноме человека, т.е. в ансамбле генетических информационных структур разного ранга. В социобиологии вводится понятие «генно-куль- «1урной коэволюции», т.е. сложного взаимодействия, в котором культура порождена биологическими императивами, а биологические черты изменены генетической эволюцией в ответ на культурные новшества. Таким образом, коэволюция — это вереница последовательно вменяющих друг друга, взаимно обусловленных, нерасторжимо 1ЙИГласованных изменений, которые могут происходить на раздаю ярусах организации живых систем. Идея коэволюции становится парадигмой естественных и со- .Цщальных наук на рубеже XX и XXI вв. Это означает кардинальное изменение мировоззрения и методологических образцов. Дело в том, что эволюция обычно связывалась с прогрессом, с цюсходящим развитием, в котором более высокая ступень эволюции отрицает другую, менее организованную. Идея коэволюции Предполагает совместное развитие в рамках системы взаимодей- ДЯГВИЯ. В последнее время благодаря работам Э. Янча в США и Ю.В. Чайковского в России начинает осознаваться связь коэволюции н самоорганизации. Коэволюция не тождественна само- 'врганнзации, но без самоорганизации коэволюционные процессы невозможны. Самоорганизация имеет дело со структурным достояниями системы, а коэволюция — с отношениями между системами, с корреляцией эволюционных изменений. Коэволю- Дионный подход выделяет из всей совокупности изменений те, Которые сопряжены, взаимно адаптированы. Сопряженность эволюционных изменений выполняет двоякую функцию — сохранения целостности системы и участия в становлении новой Целостности. При этом и самоорганизация, и эволюция трактуется по-новому, а именно: самоорганизация как динамическое равновесие, а эволюция как последовательность неравновесных состояний и их усложнение. Самоорганизация становится динамикой когерентных систем, т.е. систем, обладающих согласованностью фаз движения, а эволюция — коэволюционным сопряжением изменений различных видов. В коэволюции решающую роль играет не борьба за существование, а взаимопомощь, согласованность, сотрудничество. Благодаря теории коэволюции открылась возможность анализа организации взаимодействия различных комплексов, претерпевающих взаимные изменения. Обогащению анализа коэволюционных изменений может служить обращение к «Тектологии» А.А. Богданова. Несмотря на то что в «Тектологии» А.А. Богданова нет термина «коэволюция», некоторые идеи, развитые им, близки к идее коэволюции. Это прежде всего отсутствие отождествления эволюции с прогрессом, что означало бы: организация сил природы преодолевается более высоким уровнем организации — организацией человеческих сил. Для Богданова же «природа — великий первый организатор; и сам человек — лишь одно из ее организованных произведений. Простейшая из живых клеток ... по сложности и совершенству организации далеко превосходит все, что удается организовать человеку. Он — ученик природы, и пока еще очень слабый» [17, кн. 1, с. 71]. Современное научно-теоретическое значение имеют понятия и идеи, выдвинутые А.А. Богдановым и раскрывающие сущность «организационного комплекса», т.е. объединения не субстратного, а организационного и функционального, а также идеи конъюгации комплексного процесса, его подвижного и динамического равновесия. В теории организации узловое значение имеет идея бирегулятора, поскольку она выходит за пределы кибернетического принципа обратной связи и фиксирует механизмы двойной или взаимно дополнительной регуляции в коэволюционирующих комплексах или системах. По словам Богданова, «...в природе встречаются системы огромной дифференциации, но в то же время высокой устойчивости. Во всех таких случаях либо можно обнаружить, либо, с вероятностью, достигающей достоверности, приходится предположить существование особых приспособлений, гарантирующих постоянные конъюгационные взаимодействия между всеми разнородными частями целого» [17. кн. 2. с. 50]. Среди такого рода приспособлений, которые обеспечивают взаимодействие комплексов, Богданов выделяет бирегулятор, т.е. двойной регулятор, комбинацию регуляторов, в которой два комплекса взаимно регулируют друг друга. Бирегулятор — это двойное регулирование, которое обеспечивает взаимную подгон- gy взаимодействующих систем или их компонентов, синхронизацию их изменений, корреляцию организационных форм, их вза- даного «контроля». Бирегулятор — не просто принцип обратной связи, фиксируемый в кибернетике, это двойная обратная связь, В0эникающая благодаря существованию взаимных приспособлений, коадаптации. Идеи А.А. Богданова можно рассматривать как раскрытие ор- хщцизационных форм коэволюции и ее тектологического меха- дезма. Превращение концепции коэволюции в парадигму науч- Bjjffo знания означает, что в центре и естественных, и обществен- наук оказывается анализ механизмов взаимодействия, взаимной помощи, сотрудничества и корреляции эволюционных Систем (биологических систем в биоценозе, биологических сис- ш со средой — в биогеоценозе, общества с природой — в гло- оддьной экологии). В раскрытии роли принципа коэволюции во взаимодействии самоорганизации и организации необходимо учитывать ряд закономерностей, раскрывающих методологию вопроса. Так, академик Л.И. Абалкин, излагая контуры новой парадигмы и возникающие здесь проблемы экономической теории, отмечает: «Ви- адмо, предстоит мучительный разрыв с диалектикой двойственности, отказ от стремления понять и описать мир исключительно С помощью парных категорий: добро и зло, война и мир, капитализм и социализм. Диалектика множественности становится Зрдаверсальным методом познания многомерности мира, отодвигая традиционные диалектические понятия на роль одного из рабочих инструментов и «частного случая», приложимого к решению относительно простых и формализованных задач. Пер- $Ь1М шагом в этом направлении может быть освоение достаточно глубоких традиций тройственного восприятия мира»I. Освоение диалектики троичности как методологической основы коэволюции своими истоками исходит из древности дихотомического рассмотрения мира (свет-тьма и т.д.), является лишь первым шагом к пониманию строения Универсума; в действительности мы сталкиваемся с троичностью (многосвязан- Ностью) и в логике, и в реальных явлениях. Можно вспомнить гегелевские триады: единичное — особенное — всеобщее, утверждение — отрицание — отрицание отрицания, представление — рассудок — разум. Не только гносеология, но и онтология представляют множество примеров многосвязан- ности. Указанная логика видна и в формулах К. Маркса в «Капитале», где рассматривается диалектика земельной собственности, капитала и рабочей силы, воплощенная соответственно в ренте, прибыли и заработной плате. Обоснование идеи коэволюции как методологической основы развития взаимодействия самоорганизации и организации позволяет осмыслить, что в реальном мире противостоят друг другу не две сущности — общество и природа, а три — естественная природа, общество и трансформированная трудом природа — «предметный мир, создаваемый человеком против себя». Основы проблемы были заложены В.И. Вернадским в его учении не только о биосфере, но и о ноосфере, земной оболочке, подверженной воздействию разума. Ноосфера по Вернадскому — это состояние биосферы, в котором человечество берет на себя бремя ответственности за дальнейшее развитие не только общества, но и биосферы в целом. Концепция коэволюции является основой для раскрытия и обоснования методологии и методов менеджмента высоких технологий, позволяет более точно охарактеризовать самоорганизацию и организацию развития систем. Резюме Обобщая содержание данной главы, в первую очередь отметим, что процессы организации могут быть условно разделены на самоорганизуемые, организуемые и смешанные. Самоорганизуемые — это процессы, совершающиеся сами по себе за счет взаимодействия системы с внешней средой, но относительно независимо от нее, в то время как организуемые носят волевой, целенаправленный характер. Следует также подчеркнуть, что содержательная сторона всех процессов организации, механизмы их реализации по сути не отличаются друг от друга, ибо они происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Процессы самоорганизации протекают в объектах самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая попу- Линия, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Их, наконец, jIiBjkho классифицировать по типам: самозарождение организа- деи; поддержание ее определенного уровня при изменении внут- j^HHHX и внешних условий функционирования; саморазвитие. Важнейшей характеристикой самоорганизации системы, ее ^Ьолюции является необратимость. Впервые четкое различие Йежду обратимыми и необратимыми процессами было проведе- Йо Н. Кондратьевым. Согласно его утверждениям необратимыми ййляются процессы, протекающие в одном и том же направле- 8йи, не подверженные изменению. Еще одной глобальной характеристикой процесса самоорга- Ййзации является то, что самоорганизация как равновесие и по- |&1ДОк во всей живой и неживой природе достигается с помощью действия механизма рынка природы, который выступает как тайверсальное средство отбора на организменном и надорганиз- меНном уровне. Рынок в экономическом смысле является частикам случаем рынка природы, естественного средства, сопоставляющего качество различных форм организации вещества, его ртбраковки и замещения. Он не изобретен человеком и представляет лишь реализацию общих принципов самоорганизации систем. Поскольку человек выступает одним из элементов природы, механизмы самоорганизации зависят от глубины диалога между ними. Самоорганизация в природе и обществе с появлением разума И коллективного интеллекта складывается из сочетания механизмов рынка и прогностических возможностей разума. На развитие процессов самоорганизации существенное влияние оказывают эволюционные преобразования, происходящие Не только в живой и неживой природе, но и в обществе. Если в ходе биологической эволюции происходят наследование и передача чисто генетических свойств и факторов, то в процессе социальной эволюции передаются навыки, знания, правила поведения и другой социальный опыт, т.е. социально-культурные традиции. Вместе с тем и биологические, и социальные изменения обусловлены состоянием окружающей среды и являются результатом приспособления к ней как живых организмов, так и социальных форм их существования. Рассматривая различия между биологической и социальной эволюциями и их влияние на процессы самоорганизации, можно сделать вывод, что первая полностью вписывается в естественные законы самоорганизации, в то время как социальная эволюция с определенного этапа своего развития оказывает все большее корректирующее воздействие на самоорганизуемые процессы, становится исходным пунктом взаимодействия самоорганизации и волевой организации. Если самоорганизация в природе занимает доминирующее положение, то в обществе она дополняется организуемыми процессами, которые направляются сознанием и волей людей. Человек до определенного времени своей деятельностью обогащал природу, но по мере своего развития все более становится ее разрушителем. В этой связи начинает осознаваться связь коэволюции и самоорганизации. Благодаря коэволюции открылась возможность анализа влияния организации взаимодействия сил природы и общества на сохранение и поддержание целостности природной среды обитания человека. Идеи коэволюции в этом смысле могут выступать как методологическая основа гармоничного развития взаимодействия самоорганизации и организации, устраняя противостояние естественной природы, общества и предметного мира, создаваемого человеком. В этом состоит основная парадигма XXI в. Контрольные вопросы Дайте определение понятиям «самоорганизуемые», «организуемые» и «смешанные» процессы. Охарактеризуйте типы процессов самоорганизации. Определите причины и следствия, позволяющие утверждать — Универсум является системой, изменяющейся вследствие внутренних причин. Обоснуйте концептуальное положение о том, что в основе самоорганизации лежит дарвиновская триада: изменчивость, наследственность, отбор. Раскройте внутренние причины и последствия процесса бифуркации. Дайте характеристику вклада В.И. Вернадского в разработку совре менной парадигмы естествознания и общественного развития. Сформулируйте понятие об обратимых процессах. I В чем состоят различия между обратимыми и необратимыми процессами? ^Дайте характеристику вклада Н.Д. Кондратьева в развитие теории самоорганизации. Сформулируйте понятие «самоорганизация». Какова роль рынка природы в формировании основных принципов самоорганизации. i Охарактеризуйте взаимосвязь и взаимодействие между рынком природы и рынком в экономике. В чем заключены основы воздействия коллективного интеллекта и разума человека в достижении согласованности самоорганизации природы с процессом организации в обществе? В чем состоит сущность механизма самоорганизации? Дайте характеристику различий и сходства в процессах самоорганизации живой и неживой природы. Каково значение гуманистических признаков в анализе отличий и сходства социальной эволюции и биологической? f. Определите основные факторы, формирующие отличия и сходства социальной эволюции и биологической. 1в. Специфика человека как биосоциального существа и необходимость учета согласования потребности человека с возможностями природы. te. Что такое естественная сила труда человека? Перечислите основные элементы и функции естественной силы труда человека. ,80. Роль биологии, как лидера естествознания, в развитии производительных сил труда. Сходство социальной и биологической эволюций. Сформулируйте понятия «организация» и «самоорганизация». Какое значение имеет технологический способ производства в усилении взаимодействия процессов самоорганизации и организации? В чем состоит связь коэволюции и самоорганизации? Идея коэволюции как парадигма естественных и социальных наук на рубеже XX и XXI вв. Дайте характеристику вклада А.А. Богданова в раскрытие механизма взаимодействия самоорганизации и организации в социальных системах. Глава 4 ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ «Закон», «закономерность», «зависимость» как общенаучные категории Прежде чем приступить к подробному изучению законов организации, попытаемся разобраться, что понимается под такими общими научными категориями, как «закон», «закономерность», «зависимость». Это тем более необходимо, так как единого мнения по поводу трактовки вышеназванных понятий среди ученых — приверженцев различных философских воззрений нет. Более того, понятие «закон» трактуется ими не только не однозначно, но и принципиально противоположно. Так, с точки зрения материалистической диалектики закон трактуется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами вещей, а также их отражение в сознании между свойствами внутри вещи». С позиций объективного идеализма закон трактуется как «выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе». А с позиций субъективного идеализма «закон привносится познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Например, согласно неопозитивизму закон — это чисто логический феномен; закону не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью» [98, с. 305]. Мы будем придерживаться в дальнейшем изложении той точки зрения, согласно которой законы есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т.е. всеприродный, и частный, специфический характер, отра- jpcaTb строго количественные и качественные связи, относиться к ■Законам функционирования (сосуществующим в пространстве цущам) и законам развития (выражающим тенденцию или поря- док следования событий во времени), законам динамическим и ^атистическим. Динамические законы проявляют себя через однозначность причинно-следственных связей, в то время как Статистические представляют собой единство необходимых и случайных событий. Указанная классификация законов полностью отражает характер проявления законов организации. Общие законы являются предметом философских наук, а Устные (специфические) изучаются отдельными конкретными вауками (физикой, химией, биологией и др.). В философской Литературе по поводу соотношения между общими и частными Лйконами существуют две прямо противоположные точки зре- $йя. Одни авторы (М. М. РозентальI, Г.М. ГлезерманII) утверж- ^ют, что общие законы проявляются через специфические, действующие в той или иной группе явлений, на той или иной ступени их развития. Другие (В.П. ТугариновIII, А.Д. СиринIV), наобо- ‘|Ют, утверждают, что, хотя общие законы и связаны со Специфическими, они действуют самостоятельно. Указанные Точки зрения имеют прямое отношение к вопросу о взаимосвязи *1ежду законом и закономерностью, о чем более подробно будет ^Казано ниже. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что в реальной Действительности имеет место и та, и другая взаимосвязь. Специфические (частные) законы могут существовать самостоятельно, рядом с общими законами и быть проявлениями общих Законов. Близкой к понятию «закон» является категория «закономерность». Однако и здесь нет единого мнения о том, что же представляет из себя «закономерность» и как она соотносится с законом. Так, в большинстве случаев «закономерность» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть, что то или иное явление не случайно, а подчинено какому-либо закону (или комплексу законов), совершается на основе этого закона (законов). В этом понимании «закономерность» — синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-следственной обусловленности, связи и взаимодействия явлений, интегрированное проявление законов. Есть и другая точка зрения, согласно которой закономерность относится к объективному миру, а закон — к отражению закономерностей мира наукой. И, наконец, существует совершенно альтернативный подход, в соответствии с которым закономерности не существуют вообще и познание их невозможно. Столь широкий разброс мнений — повод для продолжения дискуссий между философами. Мы же в дальнейшем изложении будем исходить из того, что закономерность и закон отражают объективно существующие связи между явлениями, их причинами и следствиями. Однако в законе эти связи более устойчивы и всеобщи. Закономерность же отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Она обусловлена, как правило, не одной, а рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов. Связи, обобщаемые в закономерности, менее устойчивы, чем в законе, и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений. Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изменяющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий. Закономерность богаче закона конкретным содержанием: кроме глубоких внутренних связей, относящихся к одному или нескольким законам, она отражает черты явлений, порожденные для данной связи причинами. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами. Закономерности, как и законы, подразделяются на статичес- дае и динамические. Первые обобщают многозначные связи, вто- t'pate — однозначные. Поскольку статические закономерности цййобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим являются законы), а как особенное. При расширении гра- 1фкц пространства и времени закономерность перерастает в <*#°н. Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная здрта действительности, но на деле действительность — сложнейший организм с многочисленными связями, отношениями, признаками. Чтобы понять законы действительности, нужно Пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собственно законы открываются, как правило, на базе уже выявленных закономерностей, что соответствует общему ходу человеческого познания, которое идет от единичного (зависимости) к особенному (закономерности) и всеобщему (закону). В то же время Щбйствие законов обнаруживается через действие закономерностей. Следовательно, процесс познания и истолкования объектив- його мира идет от единичного факта (зависимости) к особенному (закономерности) и снова к единичному. Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия одного или Нескольких законов. Если рассматривать генезис закономерностей, то они, как и 'законы, порождаются самой действительностью, выступают отражением ее причинно-следственных связей. В основе открытия закономерностей лежат факты, количественные и качественные зависимости между ними. Зависимость есть «отношение одного явления к другому как следствия к причине» [63, с. 184]. Таким образом, прослеживается довольно явная взаимосвязь между зависимостью как причинно-следственным отношением одного явления к другому, закономерностью как объективно существующими устойчивыми связями между явлениями, их причинами и следствиями и законами, отражающими общие, устойчивые, повторяющиеся отношения между ними. Все вышесказанное непосредственно относится к законам организации и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы организации присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные связи как между частями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени. Можно выделить общие законы теории организации как всеобщей организационной науки и специфические законы, являющиеся предметами изучения таких конкретных организационных наук, как теория организаций, теория социальных организаций, теория управления, организация производственных систем и др. В этой связи рассмотрим более подробно общие и специфические законы организации и характер их проявления. Общие законы организации и характер их проявления К общим законам организации относятся следующие законы: синергии, наименьших, самосохранения, упорядоченности, единства анализа и синтеза, развития (онтогенеза), композиции, пропорциональности. Все эти законы образуют теоретический фундамент и определяют место и роль теории организации как самостоятельного научного направления. Они выражают как количественные, так и качественные стороны организационных явлений и процессов в их единстве и служат внутренней мерой этих процессов, что является одним из основных условий их использования в практике. Названные законы организации помогают правильно подойти к оценке и использованию организационного опыта, его более глубокому познанию. Впервые общие законы организации были сформулированы основоположником организационной науки А.А. Богдановым. Открытые им законы наименьших, пропорциональности, равновесия и другие легли в основу формирования общей теории систем и во многом предвосхитили системный подход Людвига фон Берталанфи. Большая заслуга в разработке общих законов организации принадлежит отечественным ученым А. Пригожину, П. Керженцеву, М. Сетрову, К. Адамецкому и др. Теория организации — сравнительно молодое научное набавление, соответственно и ее законы еще не в полной мере улучили признание. Поэтому углубленное изучение законов организации является важным фактором становления этой тео- дои как науки. З целого превышает «арифметическую» сумму :ющихся у каждого из вошедших в состав целого отдельности. При этом под свойством элемента по- ;маются характеризующий его состав параметров, их взаимоза- акон синергии заключается в том, что сумма свойств орга- зменение во времени. Получаемый суммарный эффект носит название синергетического. Впервые термин «синергетика» использовал физик-тео- |>6тик Г. Хаген [113], когда, изучая лазер, обнаружил процессы, внешне похожие на случайные, но генерируемые не случайными Механизмами. Природу синергетического эффекта помогает понять некое Мифическое существо под названием «демон», придуманное знаменитым английским физиком Д. Максвеллом. Суть его состоит В следующем. Предположим, что в резервуаре находится газ, Температура которого всегда одна и та же, и что некоторые молекулы этого газа будут двигаться быстрее, чем другие. Предположим далее, что в резервуаре имеется маленькая дверца, через которую газ поступает в ведущую к тепловому двигателю трубу, и Что выпускное отверстие этого теплового двигателя при помощи другой трубы соединяется через другую дверцу с резервуаром. У каждой дверцы находится маленькое существо — «демон», наблюдающее за приближающимися молекулами и открывающее Йли закрывающее дверцу в зависимости от движения молекул. В первую дверцу «демон» пропускает выходящие из резервуара молекулы только с высокой скоростью движения и не пропускает молекулы с низкой скоростью. У второй дверцы роль этого «демона» совершенно противоположна: он открывает дверцу только для молекул, выходящих из резервуара с малой скоростью, и не пропускает молекулы с большой скоростью. В результате этого у одной дверцы резервуара температура повышается, а у другой — понижается. Чтобы упростить понимание опыта Максвелла, основоположник кибернетики Н. Винер предлагает свою аналогию действия «демона» на примере толпы, пробивающейся в метрополитен через два турникета. Один из них пропускает людей, если они движутся довольно быстро, а другой — если они движутся медленно. Случайное движение людей предстает как поток, быстро движущийся от первого турникета, в то время как второй турникет пропускает только медленно движущихся людей (рис. 4.1). |