Главная страница
Навигация по странице:

  • Самоорганизация как источник порядка и развития систем

  • Вселенная представляет собой единую целостную систему. Саморазвитие, самооргаиизация этой системы происходят — до оп­ределенного времени — при отсутствии направляющего начала.

  • теория организации. Алиев теория Организации. Учебник Второе издание, переработанное и дополненное


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебник Второе издание, переработанное и дополненное
    Анкортеория организации
    Дата16.05.2021
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАлиев теория Организации.docx
    ТипУчебник
    #205424
    страница4 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

    Рис. 3.1. Классификация процессов организации




    , Самоорганизуемые — это процессы, которые совершаются р?ии по себе, благодаря взаимодействию тех или иных факторов, 0 то время как организуемые всегда кто-то или что-то осущест­вляет, направляет как бы волевым порядком. Очевидно, что сме­шанные процессы представляют собой сочетание первых и вто­рых. Простейшими примерами самоорганизуемых процессов яв­ляются процессы зарождения жизни на Земле, самоопыление у растений, процессы самоуправления в кибернетических систе­мах. К организуемым процессам можно отнести процессы управ­ления предприятием, городом, государством, организацию тру­дового процесса, новой фирмы. К смешаннымискусственное оплодотворение яйцеклетки, после которого развитие зародыша в утробе матери протекает естественным путем, выхаживание птенца, выпавшего из гнезда и др. Следует, однако, подчеркнуть, что содержание всех процессов организации (рис. 3.1), механиз­мы их реализации по сути не отличаются друг от друга. Все они основаны на общих способах взаимодействия «активностей» и их сочетаниях. Как писал А.А. Богданов: «Человек в своей орга­низующей деятельности является только учеником и подражате­лем великого общего организатора — природы. Поэтому методы человеческие не могут выйти за пределы методов природы и представляют по отношению к ним только частные случаи... Давно замечено и установлено, что во всей своей деятельности — в практике и мышлении — человек только соединяет и разделяет какие-нибудь намеченные элементы. Процесс труда сводится к соединению разных «материалов», «орудий» труда и «рабочей силы» и к объединению разных частей этих комплексов, в ре­зультате чего получается организованное целое — «продукт» [17, кн. 1, с. 142].

    «Переходя к процессам стихийной природы, исследование находит в них те же два момента и в том же соотношении. Всякое событие, всякое изменение комплексов и их форм возможно представить как цепь актов соединения того, что было разделено, и разделения того, что было связано. Так, например, питание ор­ганизма есть присоединение элементов среды к его составу; раз­множение происходит таким способом, что от организма отделя­ется известная группировка его комплексов; все химические ре­акции сводятся к сочетаниям атомных элементов вещества и их разложениям» [17, кн. 1,с. 143].

    Таким образом, в основе реализации всех процессов органи­зации лежит развитие гармоничных взаимоотношений в природ­ных и общественных системах.

    Рассмотрим теперь процессы самоорганизации. Отметим, что это процессы, в ходе которых самообразуется, самовоспроизво- дится и самосовершенствуется организация как сложная дина­мическая система. Отличительной особенностью их является це­ленаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный ха­рактер: эти процессы, протекающие при взаимодействии систе­мы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от нее.

    Можно выделить три типа процессов самоорганизации:

    • процессы, благодаря которым происходит самозарождение организации, т.е. возникновение качественно нового целостного формирования из некоторой совокупности объектов определен­ного уровня (например, генезис многоклеточных организмов из одноклеточных);

    • процессы, поддерживающие определенный уровень органи­зации при применении внешних и внутренних условий ее функ­ционирования (например, гомеостатический механизм, действие отрицательной обратной связи и др.);

    • процессы совершенствования и саморазвития организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

    1. Самоорганизация как источник порядка и развития систем

    Весь окружающий нас мир называют Вселенной или Универ­сумом. Универсум является динамической, самоорганизующей­ся системой. Для ее описания используется дарвиновская триа­да: изменчивость, наследственность, отбор.

    Изменчивость — одно из самых сложных понятий самоорга­низации. В нем закодировано множество разнообразнейших яв­лений, создающих «поле вариантов», необходимых для выбора дальнейшего продолжения процесса эволюции системы. В осно­ве изменчивости лежат вечно присутствующие факторы стохас- хики и неопределенности. Стохастика и неопределенность изна­чально присущи Универсуму.

    Изменчивость проявляется, и очень по-разному, на всех эта­жах мироздания. Одним из ее проявлений являются механизмы кооперативное™, объединения элементов в новые системы, точ­нее, подсистемы. Это и появление сложных химических соедине­ний, и явления резонансов, и когерентности, и множественность самых необычных форм возможных состояний равновесия вроде турбулентного хаоса, и многие другие явления, которые изучает физика. В биологии — это явления мутагенеза, лежащего в осно­ве биологической эволюции. На верхнем этаже Универсума, ко­торый называют «обителью Разума» или обществом, идет непре­рывный поиск новых форм организации совместной деятельнос­ти людей, рождающий новые виды их взаимодействий и совмест­ной деятельности.

    Второе ключевое понятие самоорганизации — наследствен­ность. Оно выражает то, что настоящее и будущее любого эле­мента Универсума не определяется, а зависит от прошлого. Сте­пень зависимости системы от своего прошлого может быть любой. Ее называют памятью системы. Во вполне детерминиро­ванных системах прошлое однозначно определяет будущее; их естественно называть системами с бесконечной памятью. Приме­ром подобных объектов являются системы, движение которых описывается законами Ньютона. Можно говорить и о системах, вовсе лишенных памяти, например развитая турбулентность. Системы с бесконечной памятью или вовсе лишенные памяти — это некоторые абстракции. В реальной жизни память всегда бы­вает ограниченной.

    Самым трудным понятием дарвиновской триады является отбор. Изменчивость создает поле возможностей развития той или иной системы, наследственность ограничивает это поле, но отбор реализующегося варианта или вариантов развития опреде­ляется некоторыми правилами или принципами. Это прежде всего законы сохранения. Никакой процесс изменения не может идти вопреки закону сохранения количества движения. Можно говорить о принципах отбора и на других этажах здания Универ­сума. Другими словами, принципы отбора и есть те самые зако­ны физики, биологии, общественного развития, согласно с дей­ствием которых из возможных движений отбираются (часто с некоторой вероятностью) те, которые мы наблюдаем в реальнос­ти. К числу правил отбора относится и накопленный человечест­вом опыт, используемый им в практике принятия тех или иных решений.

    Таким образом, в эволюции любой системы всегда прослежи­вается возникновение некоторого множества возможно реализу­емых состояний, которые называют траекториями развития сис­тем во времени. Процесс изменения состояния сложной системы обладает одной важной особенностью, которая на одном частном примере впервые была обнаружена еще Эйлером в конце XVIII в. и подробно изучена Пуанкаре около 100 лет тому назад. В траекто­рии системы можно наблюдать участки относительно спокойно­го, дарвиновского течения эволюционного процесса, когда под действием внешних или внутренних причин происходит медлен­ное изменение свойств системы, и неожиданно взрывного его проявления, когда в один из моментов, называемый бифурка­цией, система, потеряв устойчивость, полностью теряет память и ее последующая эволюция оказывается принципиально непред­сказуемой, поскольку определяется только теми случайными фак­торами, которые в момент бифуркации действуют на систему.

    Процесс бифуркации — это всегда процесс катастрофической перестройки системы. Его последствия практически непредска­зуемы, поскольку память системы оказывается ослабленной, а роль случайных факторов резко усилена.

    Последняя глобальная бифуркация хорошо изучена и полу­чила название неолитической революции. В результате качест­венно изменился характер эволюции биосферы: возникла вторая природа, или техносфера, появились искусственные биогеохи- мические циклы, т.е. новый кругооборот веществ в природе, ранее не существовавший. И, может быть, самый главный ре­зультат того относительно спокойного развития биосферы, кото­рый мы наблюдали — постепенное утверждение разума как важ­нейшего элемента биосферы, важнейшего фактора ее развития.

    В.И. Вернадский был первым, кто действительно понял глу­бину взаимосвязи природы и общества и сделал очень важный шаг в познании места человека в природе, а значит, и его сущнос­ти. Через пару десятилетий после Вернадского П. Тейяр де Шар­ден в своей концепции «сверх жизни» и точки «Омега» также зафиксировал существование глубочайшей взаимосвязи приро­ды и человека.

    Вселенная представляет собой единую целостную систему. Саморазвитие, самооргаиизация этой системы происходят — до оп­ределенного времени — при отсутствии направляющего начала.

    , Несмотря на спонтанный, «стихийный» характер саморазви­тия, всем уровням организации материи, т.е. фрагментам систе­мы «Вселенная», присущи некоторые общие свойства. И, вероят­но, главное из них следующее. В процессе развития происходит непрерывный рост разнообразия и сложности организации форм существования материи, материальных объектов — компонентов единой системы, а следовательно, и системы в целом. Это стро­гое следствие других эмпирических обобщений, присущих Все­ленной: существования стохастических и неопределенных фак­торов, а также существования состояний бифуркации элементов системы, исход которых в силу стохастичности принципиально непредсказуем. Эти же факторы определяют и необратимость процессов, протекающих в макромире (а значит, и необрати­мость времени), несмотря на то, что в микромире необратимости может и не быть. Все эти факты определяют и непредсказуемость эволюции суперсистемы «Вселенная» и ее отдельных фрагмен­тов.

    Таким образом, развитию Вселенной, т.е. всего нашего мате­риального мира, свойственна некоторая направленность, даже несмотря на отсутствие целеполагающего начала. В результате этого непрерывно протекающего процесса, возникновения все более и более сложных образований во Вселенной появляется живое вещество. И на этой основе возникает и разум, и человек как его носитель. Это все этапы единого процесса самоорганиза­ции, человек способен их фиксировать в качестве эксперимен­тальных факторов.

    Поэтому на определенной ступени своего развития суперсис­тема, именуемая Вселенной, обрела в человеке, с помощью чело­века как одного из своих компонентов способность познавать самое себя, законы собственного развития, ставить цели этому развитию. Возникла воля, способная вмешиваться в процесс самоорганизации и направлять его в русло тех целей, которые способен ставить разум.

    Из изложенного следует вывод: в процессе развития супер­системы «Вселенная» в ней возникает разум, способный оцени­вать состояние системы и целенаправленно влиять на его изме­нение.

    В процессе эволюции Вселенной возникают структуры, спо­собные формировать цели развития и обладающие известными возможностями следовать этим целям, т.е. осуществлять направ­ляемое развитие. Проследить возникновение подобных струк­тур, понять, как происходит в рамках стихии самоорганизации постоянное упорядочение эволюционного процесса, представить его содержание — все это будет означать, вероятно, немалый шаг в познании человека и его соответствия тем естественным про­цессам развития, которые происходят в окружающем мире.

    Разум представляется самой важной, но далеко не единствен­ной составляющей тех структур, которые могут возникнуть во Вселенной, структур, способных обеспечить ее направляемое развитие как целого или каких-то ее частей.

    Без памяти вся информация, все знания, накопленные могу­чим мозгом, исчезают вместе с его носителем. И каждому поко­лению приходится все начинать заново.

    Память — столь же неотъемлемая составляющая структур, способных к направляемому развитию, к целеполаганию, как и мозг.

    Когда трудовые навыки и знания об окружающей среде у наших далеких предков стали достаточно сложными, потребова­лась качественно новая форма памяти. Ее называют системой «Учитель».

    Эта форма памяти была основана не только на подражании, но потребовала и целенаправленного обучения, и нового языка, с помощью которого кодировалась передаваемая информация.

    Таким образом, структуры, способные осуществить направ­ляемое развитие, соединяют в себе три начала. Прежде всего разум, т.е. способность мозга обрабатывать информацию, созда­вать алгоритмы или, что то же самое, делать логические выводы; далее, память и общественную организацию носителей памяти и разума. И их развитие происходит в непрерывной взаимосвязи.

    Однако без создания новой формы негенетической памяти, которую называют системой «Учитель», не могло бы возникнуть общество, но и без развития общественных отношений не могла

    . fai возникнуть и совершенствоваться система «Учитель», т.е.

    • новая память.

    В.И. Вернадский был первым, кто понял то, что мы сегодня «называем принципом коэволюции человека и биосферы. Челове­чество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не толь- 110 надлежащим образом изменять характеристики биосферы, удовлетворяя те или иные свои потребности, но изменить и соб­ственные потребности, направлять свои действия сообразно тем требованиям, которые ставит природа. Эти условия теперь при­нято называть экологическим императивом. Обеспечение эколо­гического императива невозможно без особой организации об­щества. Биосфера без человека может существовать, но человек вне биосферы существовать не может. Значит, при определенной степени развития производительных сил человек становится от­ветственным за дальнейшее развитие общества и биосферы. Иными словами, дальнейшее развитие вида homo sapiens, даль­нейшее его благополучие требуют точной согласованности ха­рактера эволюции человеческого общества, его производитель­ных сил и развития природы. Но если согласованность процес­сов, протекающих в мире неживой материи, обеспечивается ме­ханизмами естественной самоорганизации, то обеспечение согласованности характеристик природной среды и общества может быть осуществлено только разумом и волей человека.

    Возникла также совокупность взглядов, теоретическим син­тезом которой стало учение о ноосфере В.И. Вернадского. Его работы позволяют глубже понимать существующие взаимосвязи природы и общества, мы способны значительно полнее описать роль человека в природных процессах, но общая концепция тес­ной взаимообусловленности развития человечества и природы была осмыслена Вернадским еще в начале прошлого века.

    Основной характеристикой самоорганизации любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в самораз­витии систем и их определенной направленности, что формирует кооперативные процессы, которые, в свою очередь, есть резуль­тат самоорганизующихся человеческих устремлений, интересов, Ценностей и потребностей. В современных условиях рациональ­ность механизма самоорганизации зависит от глубины организа­ции диалога человека и природы.

    Существенной характеристикой эволюции любой системы является необратимость, выражающаяся в определенной направ­ленности ее изменений. Такие изменения неизбежно предполага- ют учет фактора времени. Наука, опиравшаяся на представление об изолированных или замкнутых системах, исследовала лишь обратимые процессы и потому абстрагировалась от изменений систем с течением времени.

    Впервые четкое различие между обратимыми и необратимы­ми процессами было проведено Н. Кондратьевым: «Под эволю­ционными, или необратимыми, процессами мы понимаем те из­менения, которые при отсутствии резких посторонних пертурба­ционных воздействий протекают в определенном и в одном и том же направлении». Неповторимость, или необратимость, оз­начает лишь невозможность изменения направленности процес­сов в каждый данный момент времени, что характерно для обра­тимых процессов. Поэтому «под волнообразными (повторимы- ми, или обратимыми) процессами, — подчеркивал Кондратьев, — мы понимаем те процессы, которые в каждый данный момент имеют свое направление и, следовательно, постоянно меняют его, при которых явление, находясь в данный момент в данном состоянии и затем меняя его, рано или поздно может вновь вер­нуться к исходному состоянию». Именно к такому роду обрати­мых процессов относятся сезонные колебания конъюнктуры, ко­лебания длительностью примерно в 7-11 лет, известные как «промышленно-капиталистические циклы», и, наконец, откры­тые Н. Кондратьевым и названные его именем большие колеба­ния конъюнктуры, охватывающие 50-60 лет. Сам Кондратьев за­нимался преимущественно исследованием обратимых процес­сов, но при этом отдавал себе отчет в том, что они составляют лишь часть сложного и в целом необратимого процесса экономи­ческого развития. «Народнохозяйственный процесс в целом, — писал он, — представляется необратимым процессом перехода с одной ступени или стадии на другуюI. Без необратимых процес­сов невозможно описывать окружающий мир.

    Самоорганизация — процесс развития мира, функционирую­щего на принципах «рынка природы». Вся природа участвует в этом рынке, изобретает новые формы организации, новые спосо­бы действия, а механизм рынка по определенным правилам отби­рает те формы организации, которые наиболее соответствуют «Лфмонии сегодняшнего дня», равновесию систем.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта