История физической культуры (из библиотеки). Учебник Бакалавриат Под редакцией С. Н. Комарова Авторы Антонова Т. М. Василевская Н. Г. Комаров С. Н
Скачать 1.19 Mb.
|
Глава 2. Физическая культура в рабовладельческом обществе. 2.1. Физическая культура Древней Греции. Древнегреческая физическая культура стала складываться в условиях распада родового строя и образования классового общества в крито- микенский ( III-II тыс.до н.э ) и гомеровский ( XII- IX вв. до н.э ) периоды своего наивысшего развития физическая культура достигла в VIII-IV в.в. до н.э. в период наибольшего расцвета рабовладельческих отношений. Разделение труда и рост торговли с одной стороны, закабаление свободных членов общины и усиление общественных отношений, присутствовало так и в культурной жизни Греции. Древняя Греция не была единым государством, а являлась собой союз полисов – городов – государств. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации строились и системы воспитания, в том числе и системы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины. Спарта была консервативным полисом с замкнутым натуральным хозяйством. Здесь жили около 10 тысяч рабовладельцев ( спартанцев ) 30 тысяч ремесленников и землевладельцев,200 тысяч рабов ( илотов ). Спартанцы, ведя многочисленные войны и управляя рабами, опирались исключительно на военную силу и создали суровую систему воспитания. С момента рождения ребенка его жизнь становилась под контроль государства. Всех новорожденных, имевших недостатки, умертвляли. До 7 лет дети оставались в семье, где их готовили к суровой жизни, приучали не боятся темноты не плакать, не быть разборчивыми к пищи, закаливали. Затем их обучали в специально созданных государственных учреждениях. С 7 до 14 мальчики под руководством наставников педагогов получали там общую физическую подготовку, приучали переносить холод, голод, жажду и выносить боль. Для них ежегодно устраивали соревнования (метание копья и диска, в беге и борьбе, прыжках), а также военные игры и охота диких зверей, где проверялась их физическая подготовленность и моральная стойкость. В 20 лет молодые спартанцы снова подвергались испытаниям, после чего переводились в разряд эфебов, а затем воинов, участвовали в военных походах и продолжали заниматься военно–физическими упражнениями. В результате спартанцы вырастали стойкими войнами, не имевшими права признавать себя побежденными, а атлеты Спарты участвуют во многих Олимпийских и других играх часто выходили победителями. Так же строго воспитывались и спартанские девушки, которым наравне со сверстниками юношами занимались физическими упражнениями и участвовали в соревнованиях. Иначе строилась система воспитания в Афинах, которым нужны были не только хорошо физически подготовленные воины, но и образованные граждане. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но такое воспитание было доступно только полноправным гражданам Афин. До 7 летнего возраста афинские дети воспитывались в семье, получали физическое развитие с помощью различных подвижных игр. С 7 до 14 -16 лет дети посещали частные школы. Грамматические, где обучались грамоте, мусические – обучались музыке, пению, и гимнастические – палестры, где занимались разнообразными физическими упражнениями. С 14-16 лет до 18 юноши продолжали обучение в гимназиях, где проходили более серьезную школу физического воспитания и изучали политику, философию, литературу. Завершающей ступенью воспитания была эфебия – своеобразная государственная военная организация, где в течение 2 лет с 18-20 юноши занимались целенаправленно военно – физической подготовкой. В дальнейшем афиняне сами заботились о поддержании физической подготовленности, посещая для этого палестры и гимназии, участвуя в соревнованиях. Афинские девочки получали домашнее воспитание. Примерно так же строились воспитания в других греческих полисах и везде главной целью физического воспитания была подготовка воина. Процесс физического воспитания греки называли гимнастикой. Она подразделялась на три раздела: палестрику, орхестрику и игры. В палестрику входили разнообразные упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку. Основу палестрики составляло пятиборье – пентатлон, состоящий из бега на одну стадию (около 200 м), прыжке в длину, метания диска и копья, борьбы. Кроме пентатлона в палестрику входили бег на 2 стадии, на длинные дистанции, бег в вооружении с факелами. Палестрика включала панкратион, соединявший элементы кулачного боя и борьбы с применением болевых приемов, фехтование, стрельбу из лука, верховую езду, езду на колесницах и плавание. В орхестрику входили различные ритуальные упражнения и танцы для развития пластики и грации, формирования осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений, что должно было отличать свободнорожденного грека от раба. Игры, в основном подвижные, использовались главным образом при занятиях с детьми, хотя в них охотно играли и взрослые. Были игры с мячом, палкой, обручем, перетягивания, игры с преодолением сопротивления партнера, удерживанием равновесия, качели. С юных лет эллины познавали вкус победы в соревнованиях. Одной из задач физического воспитания было привитие навыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроты, выносливости. Этот подход лежал в основе стройной системы соревнований, которую древние греки называли агонистикой. Агонистика распадалась на агоны ( состязания, турниры, праздники ) и мусические соревнования ( в области музыки, танцев, поэзии). Соревнования – агоны, проводились ежегодно во всех греческих полисах. Они были непременной частью любого праздника и всегда проводились в присутствии зрителей. Некоторые из агонов переросли местное значение и приобрели общегреческий статус. Древние греки были язычниками и посвящали агоны своим любимым богам. Так, в честь бога морей Посейдона, устраивались Истмийские игры, в честь покровителей искусств Аполлона – Пифийские, богине Афине–Палладе посвящались Панафинейские игры. Но самым важным были соревнования в честь главного бога - Зевса Олимпийского. Они проводились в местечке Олимпия, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей. Там размещался храм Зевса со знаменитой его статуей, исполненной скульптором Фидием ( одно из чудес света), святилище его жены Геры, многочисленные алтари и сокровищницы, в которых хранились пожертвования олимпийским богам. Вокруг храма располагался целый комплекс спортивных сооружений, палестра, гимнасия, стадион, ипподром, бани, гостиница и другие вспомогательные строения. В Олимпии раз в 4 года собирались лучшие атлеты из всех греческих полисов, чтобы участвовать в агонах, посвященных Зевсу. По четырехлетним циклам – Олимпиадам греки даже вели летоисчисления. Первая официальная запись об Олимпийских играх относится к 776 г. до н.э. Участниками соревнований могли быть только свободнорожденные греки. Рабы, варвары, которыми греки называли всех иноземцев, а также женщины к играм не допускались. Каждый атлет должен был задолго до игры начать тренировки, а за месяц до открытия прибыть в Олимпию совершенствовать свое мастерство. Руководили их подготовкой элланодики – судьи. Они проверяли атлетов, отбирали наиболее достойных и комплектовали группы участников. Программа соревнований на протяжении многовековой истории игр неоднократно менялась, на первых Олимпиадах атлеты состязались только в беге, позже появились другие упражнения. В период наибольшего расцвета игр основу программы составлял пентатлон. Первое упражнение выполняли все участники, но потом проигравшие выбывали из дальнейших соревнований. Финальным видом был поединок борцов, один из которых и становился победителем. Победитель награждался священной оливковой ветвью. Его ждали большие почести в самой Олимпии и в его родном полисе. В честь трехкратных победителей в Олимпии устанавливались статуи. История Олимпийских игр насчитывает 1170 лет. За это время было проведено 290 игр (последние в 393 г.) и не было случая срыва или отмены соревнований. Это говорит об огромном общественном значении игр. Они были не просто культовым обрядом, хотя и посвящались языческому божеству. Они являлись смотром, демонстрацией превосходства военной и аристократической знати греческих полисов в области физической подготовки. На весь период игр объявлялся священный мир и прекращали все войны. На игры съезжались лучшие представители эллинов, во время игр заключались политические союзы, торговые сделки, демонстрировались достижения культуры. Но уже с 5 в до н.э. в Греции начали проявляться первые признаки кризиса рабовладельческой системы, упадка культуры. С появлением профессиональной армии постепенно теряла практическую значимость созданная греками система физического воспитания, утратили смысл смотры физической подготовленности воинов – атлетов и Олимпийские игры. В период упадка в числе участников игр появились чужеземцы. Атлеты – профессионалы. Изменился и порядок определения победителей: вместо многоборья, в котором отпала необходимость, победитель стал определяться в каждом отдельном виде программы. Постепенно ослабела связь игр с культом языческих богов. Распространение христианства ускорила гибель Олимпийских игр. В 394 г. византийский император Феодосий 1 под давлением духовенства запретил игры и они канули в вечность на полторы тысячи лет. В Древней Греции делались попытки обоснования физического воспитания. В трудах древних философов и ученых Платона, Аристотеля, Демократа и других было немало суждений и мыслей о физическом воспитании и занятиях физическими упражнениями. Платон (427-347 гг.до н.э)- философ, олимпийский чемпион, афинский аристократ, двигая теорию гармоничного развития господствующего класса (рабовладельцев) придерживался спартанской системы воспитания, считал необходимым дополнить ее умственным образованием. По его системе дети дошкольного возраста должны заниматься играми на открытом воздухе, т.е. в этом возрасте следует обращать внимание на закаливание организма. С 12 до 16 лет они должны посещать школу гимнастики- палестру, а в последующие 2 года проходить военно – гимнастическую подготовку в эфебии. Аристотель (384-322 гг.до н.э)- ученый и философ, воспитатель Александра Македонского, ученик Платона. По Аристотелю – трем составляющим души (растительной, нравственной, разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное. Физическое предшествует остальным. В своем трактате «Политика» он указывал, что мальчиков должны прежде всего отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм. Аристотель, в отличие от Платона, отрицал спартанскую систему воспитания за суровость и тяжелые упражнения, был против атлетического направления воспитания, считал, что это мешает естественному росту детей. Философ-материалист Демокрит (460-370 гг.до н.э) считал, что телесные упражнения имеют большее значение для формирования человека, чем его природные данные. Древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг.до н.э) считал, что занятия физическими упражнениями важны для укрепления здоровья и как профилактика от различных болезней. Сократ (469-399 гг.до н.э) указывал на то, что крепкое здоровье гарантирует от многих невзгод. 2.2. Физическая культура Древнего Рима. В Древнем Риме рабовладельческий строй достиг наибольшего развития. Рим возник и развивался как централизованное государство, которое вело многочисленные и успешные войны, расширяя свои владения. Это привело к тому, что физическая культура, так же как и в Греции приобрела ярко выраженный военно-прикладной характер. Но в организации, средствах и методах физического воспитания были особенности, отличавшиеся от греческого. В римских школах ( элементарной, грамматической и риторической) физического воспитания не было. Богатые и знатные римляне предпочитали давать физическую подготовку своим детям традиционно в домашних условиях. За физическим развитием сыновей следил отец семейства патриций, воспитывая у них умение владеть оружием, метать копье и дротики, биться на кулаках, ездить верхом, управлять колесницей, плавать, приучал терпеть холод и голод. Сыновья патрициев закалялись физически и морально. В результате к 17 –ти годам юноши вполне были подготовлены к службе в армии. С 17 до 30 лет молодые люди продолжали военно – физическую подготовку в армии в военных лагерях или походах. После армии римляне поддерживали физическую подготовленность самостоятельно. В римской армии существовала суровая высоко организованная система тренировки легионеров. Римляне презрительно относились к греческой гимнастике, считая ее малополезной для воина. Физическая подготовка римских воинов достигалась главным образом в процессе учений и специально организованных занятий в лагерях, где воинов обучали выполнению тех упражнений, приемов, действий, которые применялись в боевых условиях. В систему подготовки легионеров включались бег по местности с преодолением препятствий, различные прыжки, действия с холодным оружием и без него – рукопашная схватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубежей, воины совершали марш броски, продолжительные походы в полном боевом снаряжении, учились возводить укрепления, пользоваться осадными машинами и катапультами, что требовало большой физической силы и выносливости. Для обучения воинов применялись своеобразные тренажеры – штурмовая лестница, чучела для фехтования. Таким образом Древний Рим подарил миру классическую систему военно физической подготовки, которую перенимали во многих армиях. Она была существенным дополнением к древнегреческой системе гимнастики и важной частью всей физической культуры античного общества. В Риме, так же как и в Греции устраивались соревнования, в которых юноши состязались в верховой езде, гонках колесниц, фехтовании, борьбе и других прикладных упражнениях. Наиболее известные - Троянские, Столетние, Плебейские (народные), игры. Соревнования проводились на специально построенных цирках и в амфитеатрах (самый крупный – Колизей). С конца 2 века до н.э., когда в Риме появилась профессиональная армия, основная масса населения была освобождена от военных обязанностей и значение военно–физической подготовки молодых ослабло, зато возрос интерес к разного рода цирковым зрелищам, которые римские патриции устраивали для завоевания популярности у народа. Количество таких зрелищ непрерывно росло. Участниками все чаще выступали профессиональные атлеты, а позже и рабы, когда основным видом зрелищ стали гладиаторские бои. Гладиаторами становились рабы, чаще всего из числа военнопленных. В специальных школах их обучали владению холодным оружием ( длинный и короткий меч: кинжал, трезубец и др. ), сложным приемам ведения боя. Для выступления составлялись пары, но иногда на арену выпускали группы гладиаторов. Самым кровавым зрелищем были бои гладиаторов с дикими зверями. История гладиаторских боев охватывает более шести столетий. Запрещены они были в 404 г. императором Гонорием. В физическом воспитании патрициев также произошли серьезные изменения. Место суровой военно-физической подготовки постепенно стали занимать легкие физические упражнения, игры в мяч, купание в теплой воде, массаж. Излюбленным местом время провождения богатых римлян стали термы- купальни. Римские императоры пытались возродить интерес молодежи к атлетическим соревнованиям. Так император Октавиан Август учредил игры – Актинеи, которые должны были проводиться раз в четыре года. Нерон учредил игры – Неронеи и даже сам в них участвовал Доминион учредил Капиталийские игры. Но все эти попытки не имели успеха. С падением римской империи пала и вся рабовладельческая система, в том числе и рабовладельческая физическая культура. 2.3. Физическая культура Древнего Востока. Уже в ранних рабовладельческих государствах Древнего Востока физическое воспитание широко использовалось для военной подготовки царей, фараонов, придворной знати. С этой целью применялись такие прикладные физические упражнения, как верховая езда и езда на колесницах, фехтование, стрельба из лука, борьба, кулачный бой. Широкое распространение в быту получили различные акробатические упражнения и игры с мячом. Среди высшей знати особенно популярна была охота, которая из промысла пропала и превратилась в средство физического воспитания и прославления их силы и смелости. Об этом свидетельствуют многочисленные литературные произведения и памятники изобразительного искусства, обнаруженные в Египте, Ассирии, Персии, Китае, Индии и других государствах Древнего Востока. Из этих же источников известно, что физическая культура использовалась и в оздоровительных целях, для профилактики и лечения различных недугов. Этому служили специальные дыхательные упражнения у-шу в Китае, йога в Индии. Физические упражнения были широко представлены в религиозных культовых обрядах в виде многообразных магических телодвижений, плясок, хороводов и игр. Жрецами Древнего Египта даже были придуманы боги – покровители физических упражнений и игр. В исторических материалах, относящихся к этому периоду, имеются сведения об эпизодических проведениях спортивных соревнований по конному поло, стрельбе из лука, гонках колесниц и других, со всеми присущими спорту чертами – зрителями, судьями. Церемониями открытия, ритуалами чествования победителей. Таким образом в государствах Древнего Востока определялись основные направления в развитии физической культуры: физическое воспитание, физическая подготовка и спорт. Вопросы для самопроверки: 1. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с переходом от первобытного к рабовладельческому обществу? 2. Что означают понятия «гимнастика» и «агонистика» в древнегреческой системе воспитания, каково содержание античной гимнастики? 3. Где и как проводились олимпийские и другие древнегреческие агоны? Какую роль они играли в жизни древних греков? 4. Какие особенности отличали развитие физической культуры Древнего Рима? 5. Как развивалась физическая культура в странах Древнего Востока? Глава 3. Физическая культура в Средние века Средние века или феодальный строй – это третья общественно-экономическая формация в развитии общества. Два основных класса: класс светских (феодалов) и церковных (феодалов) духовенство, с одной стороны и крестьяне, с другой стороны. Необходимо отметить, что феодальный строй более прогрессивный, чем рабовладельческий. Несмотря на зависимость от феодала, крестьянин был заинтересован в результатах своего труда (в отличие от раба), так как имел личную собственность на орудие производства и на частное хозяйство. Он имел свой дом, семью, свое хозяйство, определенный круг соседей, что создавало предпосылки для более высокой производительности труда, так как крестьянин должен был выплачивать различного рода ренты. В рабовладельческом обществе физическая культура была достоянием только господствующего класса, а рабы ее не имели, в феодальном строе физическая культура носит двойственный характер. Происходит разделение на физическую культуру феодалов и физическую культуру народа. Однако большую роль в жизни феодального общества стала играть церковь, которая на протяжении нескольких веков определяла все развитие культуры. В Европе господствующей религией стало христианство. Христианская религия во многом сковывала развитие физической культуры, так как проповедовала аскетизм и греховность заботы о теле, о физическом развитии. Не укреплять тело, а, напротив, угнетать его для спасения души – этому учили народ церковники. Не играми и развлечениями нужно заниматься молодежи в свободные от работы воскресные дни, а идти в церковь и молиться о прощении грехов, проповедовали они. Феодальный строй в своем развитии прошел следующие периоды: ранний ( V-1Х в.в.), развитый ( Х-Х1V в.в.) и поздний феодализм ( ХV-ХV11 в.в.). Каждый из периодов имеет свои особенности развития всех сфер общества: социальных, экономических, политических, которые сказываются и на развитии физической культуры. 3.1. Физическое воспитание феодалов Военно-физическое воспитание феодалов начинает складываться еще в раннем средневековье. Из-за частых военных походов и междоусобных войн феодалам приходилось все время находиться в состоянии боевой готовности. Таким образом, военная подготовка являлась обязательной для феодалов. Система военно-физической подготовки феодалов достигает своего расцвета в период развитого феодализма, когда военные походы и сражения стали основным занятием рыцарей. Рыцарский титул не передавался по наследству, а присваивался. Поэтому, так называемая, рыцарская система воспитания носила организованные формы. Данная система, состоящая из семилетних циклов, была трехступенчатой. Первые семь лет жизни мальчик рос в своей семье, где у него, конечно, были игры и забавы, но только со сверстниками из «благородного» сословия. Затем своих семилетних сыновей феодалы отправляли в замок высокопоставленного феодала – сюзерена. Там с 7 до 14 лет будущие рыцари исполняли роль пажей. Они занимались физическими упражнениями (бег, плавание, фехтование, верховая езда и др.), одновременно постигая все правила рыцарского этикета. В 14 лет пажа переводили в разряд оруженосцев, и дальнейшие семь лет юноша занимался целенаправленной военно-физической подготовкой. Он учился владеть всеми видами холодного оружия, стрелять из лука и арбалета, объезжать диких лошадей, дрессировать гончих, бегать в латах, лазать по лестницам, прыгать через рвы и заборы и т.п. Он сопровождал своего сюзерена в походах, помогая ему облачаться в доспехи. Принимал участие в различных соревнованиях для оруженосцев. Таким образом, к концу пребывания в оруженосцах юноша должен был полностью овладеть рыцарским искусством. В возрасте 21 года юноша, успешно прошедший испытания, посвящался в рыцари. Для того, чтобы получить это звание юноша должен был показать как он овладел «семью рыцарскими доблестями» - верховой ездой, плаванием, фехтованием, стрельбой из лука, охотой, игрой в шахматы и сочинением баллад. Кроме этого, рыцари должны усвоить так же «семь рыцарских добродетелей» - верность церкви, личную храбрость, соблюдение правил поединков, святость данного слова, великодушие по отношению к побежденным и более слабым, а также обязательное при дворе благородное отношение к аристократическим дамам. После посвящения в рыцари, старший сын оставался при отце, становясь его наследником, а младшие должны были сами искать себе славы и богатства. Став полноправным рыцарем, молодой человек продолжал упражняться, периодически участвуя в соревнованиях рыцарей - турнирах. Турниры проводились или по случаю каких-либо знаменательных событий, или по вызову – для защиты рыцарской чести. Турниры проводились во дворе замка или на специальных площадках – ристалищах. Из числа наиболее почетных феодалов назначались судьи и герольды чести. В программу турниров включались групповые рыцарские сражения тупым оружием (бухурды) и поединки двух конных рыцарей, разделенных барьером (жут или тьест). Рыцарь, сбитый с коня, считался проигравшим. Также в программу включались поединки в фехтовании на мячах, стрельба из лука, карусели – демонстрация искусства владения конем. С появлением огнестрельного оружия тяжеловооруженная рыцарская конница постепенно теряет свое первостепенное значение, уступая место пехоте. Рыцарская система военно-физической подготовки теряет практический смысл и постепенно приходит в упадок. В это время из мелких, раздробленных княжеств образуются централизованные государства во главе с монархом, к которым и переходят на службу рыцари, образуя дворянское сословие. Из рыцарской системы воспитания складывается дворянская система воспитания. Физические упражнения в дворянской системе остались в основном прежними, но в них появились элементы, направленные на воспитание изящества движений, грациозности. Например, в верховой езде нужно было не просто хорошо держаться в седле, а уметь красиво гарцевать, проделывать сложные приемы (вольтижировать). Теперь уже готовится не столько воин, сколько великосветский молодой человек, отличающийся своими манерами, умением красиво держать шпагу, хорошо танцевать, вести непринужденный разговор в обществе и т.п. Военная подготовка дворянской молодежи не исчезает совершенно, но отступает на второй план. Молодой дворянин готовится к тому, чтобы сделать себе карьеру при королевском дворе, занять выгодную должность, получить больше наград. Внесены изменения и в формы организации воспитания. Так, более знатные вельможи стали приглашать в дом учителей танцев, фехтования, верховой езды. Появились печатные работы по различным видам физических упражнений. Дворянская молодежь могла получить необходимое для своего класса образование, а также и физическое воспитание в специальных сословных учебных заведениях. 3.2. Физическое воспитание крестьян Несмотря на крепостной гнет и притеснения церкви, крестьяне имели возможность заниматься физическими упражнениями, в отличие от рабов, и были заинтересованы в этом. Особенно в период раннего средневековья, когда феодальные отношения только складывались. Получили развитие естественные самобытные физические упражнения и игры, основанные на применении силы, ловкости, выносливости, и которые были для народа средством трудовой и боевой подготовки. От физической подготовленности работника к трудовой деятельности зависело благополучие семьи крестьянина, а военная подготовка необходима была крестьянам для защиты своей свободы, своего дома и участия в военных походах. В условиях раннего феодализма крестьяне были обязаны нести военную службу и являться по приказу своего феодала вооруженными и готовыми к боевым действиям. Из них формировалось народное ополчение, которое феодалы использовали в междоусобных войнах. Поэтому первоначально феодалы не препятствовали крестьянам заниматься физическими упражнениями и играми, и даже иногда сами занимались их обучением. Народ широко применял самые различные физические упражнения: бег, борьбу, кулачный бой, метание камней, борьбу с палками, танцы, плавание, перетягивание каната, катание на санках и коньках, прыжки, лазание по канату и столбу, ходьба на лыжах и многое другое, у каждого народа свое. Так, например, среди скандинавских крестьян большой популярностью пользовались лыжи, в Швейцарии – метание камня, в Нидерландах – ходули и коньки. Позднее, с развитием феодальных отношений, крестьяне постепенно отстранялись от военной подготовки, а главную роль в военных действиях стали играть сами феодалы и их ближайшее окружение. В период развитого феодализма крестьяне все меньше имели времени и возможностей заниматься физическими упражнениями и играми в силу все большего закрепощения. Даже в воскресные и праздничные дни, свободные от работы, они должны были идти в церковь. Эти дни принадлежали богу. В результате и церковная, и светская власть выступала против народных форм физического воспитания, тем более что народ нередко использовал свою физическую подготовленность в борьбе против феодального гнета. Однако, несмотря на гонения со стороны господствующего класса, народ бережно хранил и умножал традиции самобытной физической культуры, передавая это народное творчество от поколения к поколению. Так, до наших дней сохраняются в изначальном виде различные виды борьбы: исландская – глима, швейцарская – швинген, армянская – кох, грузинская – чидаоба, азербайджанская – гумм. Победителя в швейцарской борьбе и сейчас ждет традиционный приз – крупный бычок. 3.3. Физическая культура горожан. Средневековый город – это центр развития ремесла и торговли. Население городов составляли выходцы из среды крестьян, освободившиеся от феодальной зависимости. Таким образом, основой физической культуры горожан были народные формы физического воспитания, которые и положили начало формированию новой, городской, прогрессивной для своего времени, общей культуры. Вначале слабо защищенные города были зависимы от феодалов. Они облагались тяжелыми налогами, подвергались нападению странствующих феодалов-рыцарей, которые грабили население городов. По мере роста и укрепления городов, росло стремление населения городов защитить себя от подобных неприятностей. Защита города нужна была не только торговцам, владельцам мастерских, но и ремесленникам, которые также страдали от грабежей. Элементы физической культуры в средневековых городах имели место в обучении городского ополчения, а также в празднествах горожан. Объединения ополчения создавались из жителей города и носили название – стрелковые и фехтовальные «братства». В определенные дни они собирались для совместных занятий фехтованием, борьбой, стрельбой из лука, арбалета и другими военно-прикладными упражнениями. Большое значение для дальнейшего развития физической культуры в средневековых городах имели различные празднества. Особенно в день ярмарок. Вместе с купцами и торговцами в город приходили акробаты и жонглеры, певцы и рассказчики, фокусники и дрессировщики. Борьба, кулачный бой, бег являлись широко распространенными забавами городского населения. С бегом тесно связано катание на коньках – излюбленное развлечение городской молодежи в Нидерландах и Франции. Метание камня, прыжки через препятствия, пародии на рыцарские турниры, метание шахтерами своего отбойного молота и другие различные физические упражнения приводили к необходимости вводить определенные правила для каждого соревнования, что приводит к возникновению современных правил спортивных соревнований. В дальнейшем с появлением в городах наемного войска надобность в народном ополчении отпала, но фехтовальные и стрелковые «братства» сохранились. Они превратились в клубы, где проводили свой досуг зажиточные горожане, все больше отдаляясь от ремесленников. Среди горожан различные виды метания послужили основой для развития игр в шары, но особенно широкое распространение получили народные игры с мячом. Игроки перебрасывали мяч друг другу, отбивали его рукой, изогнутой палкой, ракеткой, ногой – что привело в дальнейшем к появлению современных спортивных игр – гольф, футбол (особенно в Англии), теннис, крикет и другие. Трудовая деятельность горожан-ремесленников позволила обогатить арсенал физических упражнений – это толкание ядра (оружейники), упражнения с обручем (бочары) и другие. Для проведения состязаний стали строить специальные площадки для игр в мяч, стрельбы из лука, арбалета, ружья, фехтования и других физических упражнений. Соревнования все более и более регламентировались конкретными правилами, что дает основание считать, что в средневековых городах зарождаются элементы современного спорта. 3.4. Зарождение педагогических идей о физическом воспитании в эпоху Возрождения Эпоха Возрождения или период позднего средневековья, когда в недрах феодального общества зарождаются основы капиталистического строя. Быстрое развитие промышленности, торговли, ставят человека во главе угла, что противоречило средневековой дворянской и религиозной идеологии в воспитании. Необходимо было возродить интерес человека к земной жизни, а не стоять на позициях церковной идеологии аскетизма, устремления в загробный мир. Проводниками нового взгляда на место человека в обществе, его духовное и физическое воспитание были гуманисты. Их основная идея заключалась в том, что нельзя рассматривать физическое воспитание только как средство военной подготовки, оно должно служить также средством укрепления здоровья и развития физических сил. Это прогрессивная идея. Среди гуманистов были не только врачи, писатели, философы, но и чистые практики. Одним из практиков-гуманистов является итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378-1446). В городе Мантуе на средства правителя данного города герцога Гонзага он основал Академию физики, литературы и этики – школу, где в систему обучения он ввел принцип гармонического развития тела и духа, характерный для античности. Назвал он свое заведение «Дом радости». Он воспитывал в учениках смелость, отвагу, силу, способность переносить неудобства. Борьба, фехтование, плавание, соревнования в беге, прыжках, верховая езда, стрельба из лука, подвижные игры, танцы сочетались в его школе с изучением математики, логики, музыки и других предметов. Поощрял любознательность, активность, самостоятельность учеников. Был против телесных наказаний и зубрёжки. Применял методы наглядного обучения. Прививал навыки соблюдения элементарных правил гигиены. Французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1994-1553) изложил свои гуманистические взгляды на систему умственного и физического воспитания в художественном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль». В данном фантастическом романе Рабле отвергает средневековый аскетизм, считает бессмысленным занятием заучивание богословских книг и противопоставляет средневековой схоластической системе свою систему обучения, построенную на свободе мысли и действий, что делает процесс обучения приятным для ребенка. Большое значение придавал Рабле физическому воспитанию, где считал необходимым соблюдать гигиенический режим и обязательное чередование умственных занятий с физическими упражнениями, которые представляли собой совокупность физических упражнений из древнегреческой гимнастики, а также полезных упражнений, применявшихся среди дворян и в быту народа. Он рекомендовал заниматься бегом, прыжками, метанием, стрельбой из лука, арбалета, пищали, пушки; плаванием на спине, на груди, на боку и прыжками в воду; фехтованием копьем, мечом, шпагой, рапирой, алебардой, кинжалом; верховой ездой, лазанием по канатам, деревьям и скалам; охотой, прогулками, греблей, борьбой, шахматами и выполнять гимнастические упражнения на перекладине, деревянном коне, упражнения с гантелями; играть в мяч и заниматься танцами. Для того, чтобы обучать ребенка выполнять перечисленные выше физические упражнения, Рабле предлагает идеал учреждения «Телемская обитель», где были – стадион, ипподром; бассейн; трехъярусные бани со сменой температурного режима; театр, парк для прогулок; манежи для игр в мяч, конюшни, соколиная служба и псарни. Заслугой Рабле является и то, что в отличие от других гуманистов он написал свой роман на родном французском языке, а не на латинском, к тому же в юмористическом духе. Благодаря этому, его книга приобрела широкую популярность среди населения. Итальянский врач–гуманист, профессор медицины в ряде университетов Италии – Иероним Меркуриалис (1530-1606) написал первое руководство по гимнастике. В работе «Об искусстве гимнастики» Меркуриалис доказывает благотворное влияние занятий физическими упражнениями на душу. Тело человека, а также как одного из важных факторов формирования человеческой личности. Кроме того, автор описал все известные ему физические упражнения, их историю, возникновение, технику и методику применения. Так, все физические упражнения, которые служили средством укрепления здоровья, он считал важными и назвал их – «истинные». Физические упражнения, необходимые в военном деле, считал не очень нужными для укрепления здоровья, но так как это необходимо обществу, то военные упражнения получили название – «необходимые». Те же физические упражнения, односторонне направленные на достижение высоких результатов, то есть подготовку к соревнованиям и участие в них – считал вредными, называя их атлетическими и в которых пользы для здоровья человека он не видел. Занятия физическими упражнениями, как уверял Меркуриалис, должны приносить радость, а не утомление и следовательно цель занятий гимнастикой – поддерживать хорошее физическое состояние и укреплять здоровье. В связи с этими аргументом он назвал атлетические упражнения – «ложные». Меркуриалис восхвалял купание, а не плавание; рекомендовал рыбную ловлю и выступал против соревновательного метода в физическом воспитании. Заслуга Меркуриалиса в том, что его методика носила общеразвивающее и оздоровительное направление в физическом воспитании, а также лечебно-профилактическое в медицине. Мишель Монтень (1533-1592) – французский философ-гуманист считал духовную и физическую стороны личности человека равноправными частями целого и ставил вопрос о воспитании не только ума, но и тела. Свою позицию он ярко иллюстрирует в своей работе «Опыты». Взяв за основу взгляды древнегреческого философа Платона, М.Монтень сравнивает эти две стороны человеческой личности с двумя лошадьми, запряженными в карету, где одна лошадь хромает. Таким образом, карета, увы, поедет со скоростью хромой. Автор делает вывод, что только тот человек способен на большие достижения, если у него развиты полноценно обе стороны личности. Не ушел Монтень от других гуманистов и в рекомендациях, какими физическими упражнениями необходимо заниматься: бег прыжки, метания, борьба, фехтование, верховая езда, игры, танцы, прогулки и путешествия. Он считал, что в школах должна царить атмосфера радости и веселья. Призывал к изучению родины, родного языка, к осознанным знаниям, нужным для практической деятельности. Важной вехой в развитии гуманистических прогрессивных идей, как общего так и физического воспитания молодежи, в период позднего средневековья была деятельность ранних социалистов-утопистов. Англичанин - Томас Мор(1478-1535) написал великое произведение об острове «Утопия», где главной причиной социального зла считал частную собственность, чем и обеспечил гениальность своему творению. Высшей ценностью считалось здоровье. Все дети получали умственное образование, трудовое обучение, нравственное и физическое воспитание. В часы забав занимались плаванием, играми, верховой ездой, бегом и другими военными и физическими упражнениями. Согласно идеям Мора, забота о всеобщем образовании и физическом воспитании населения острова была одной из важнейших задач правительства, а забота о здоровье и физическом развитии возведена в государственную обязанность каждого утопийца. Итальянец – Томмазо Кампанелла (1568-1639) выступал против деления общества на бедных и богатых, пропагандировал такой тип государства, которое обеспечивает всестороннее развитие всех горожан и возможность всем участвовать в труде. Эти мечты Кампанелла изложил в своей книге «Город Солнца». В городе нет частной собственности, нет имущественного разделения, детей после 2-х лет обучали родному языку, истории, а также учили бегать, бороться, играть. С 6-ти лет, приобщали к естествознанию, ремеслу, занимаясь одновременно и физическими упражнениями: гимнастика, метание диска, игры и другие. Забота о теле человека была первейшей обязанностью, все вели активную жизнь, изобретали, трудились и совершенствовались в труде. Несмотря на утопический характер произведений Мора и Кампанеллы, в них они критикуют как феодальное, так и зарождающееся буржуазное общество с их системами воспитания и мечтают об обществе, где организация воспитания будет направлена на гармоническое развитие всех духовных и физических способностей человека, готового к трудовой деятельности и защите своей страны. Весомый вклад дальнейшего развития прогрессивных идей в области воспитания внесли ученые, которые жили на рубеже средних веков и нового времени. Начало педагогической науке положил выдающийся словенский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670). Свою педагогическую теорию он развивает, исходя из принципа природосообразности, то есть внимательно изучать природу и следовать ее законам, чтобы правильно воспитать ребенка. Полноценное развитие личности, считал Коменский, возможно лишь, когда она обладает крепким и здоровым организмом. Педагогика Коменского не ограничивалась только физической подготовкой, он придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям, как важному средству нравственного воспитания ребенка. В его педагогических трудах «Великая дидактика» и других, мы впервые встречаемся с такой формой физического воспитания детей, которая включена в программу обучения школы и увязана с уроками по теоретическим предметам. Он предложил педагогам время длительных перемен, а также часть времени после обеденного перерыва использовать для занятий подвижными играми, физическими упражнениями и воспитательной работы. Рекомендовал игры в мяч, шары, кегли, жмурки; прогулки, бег, прыжки, борьбу, плавание, фехтование, кулачный бой и другие физические упражнения. Большое влияние на развитие науки о физическом воспитании оказали научные труды ученых, которые изучали не только окружающую человека природу, как призывал Коменский, но и природу самого человека. Это положило начало зарождению таких наук, как анатомия, биомеханика, физиология. Впервые голландский ученый Андреа Везалий (1514-1564) описал строение человеческого тела, что привело к исследованиям в области такой науки, как анатомия. Открыв законы кровообращения, английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) положил начало зарождению физиологии. Выдающийся ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519) своими исследованиями положил начало науке биомеханике. За свою разносторонность его называют универсальным человеком. В его работах, моделях были и парашют, танк, велосипед. По его проекту в 20 веке в Норвегии был построен мост через фьорд. Наблюдая за полетом птиц, Леонардо да Винчи изложил свое видение летательного аппарата и другие изобретения. Педагогические идеи гуманистов и научных исследования ученых рубежа средних веков и нового времени изменили и отношение части церковников к физическому воспитанию. Происходит реформация церкви и последователи ее считали физическое воспитание полезным делом. Как для укрепления сил человека, так и для отвлечения молодежи от вредных привычек. Особенности физической культуры феодального общества:
Вопросы для самопроверки:
|