Главная страница
Навигация по странице:

  • Ольвия, Херсонес, Феодосия

  • 1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)

  • 1.3 Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

  • Вопросы для самопроверки

  • История физической культуры (из библиотеки). Учебник Бакалавриат Под редакцией С. Н. Комарова Авторы Антонова Т. М. Василевская Н. Г. Комаров С. Н


    Скачать 1.19 Mb.
    НазваниеУчебник Бакалавриат Под редакцией С. Н. Комарова Авторы Антонова Т. М. Василевская Н. Г. Комаров С. Н
    АнкорИстория физической культуры (из библиотеки).doc
    Дата24.03.2017
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория физической культуры (из библиотеки).doc
    ТипУчебник
    #4158
    страница5 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
    Глава 1. Физическая культура у народов нашей страны с Древнейших времен до 18 века.

    1.1. Элементы физической культуры у народов нашей страны до образования Киевского государства.

    Возникновение и первоначальное развитие физической культуры у народов, проживающих на территории нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории – первобытному обществу. Археологические раскопки и этнографические исследования показывают, что уже в древности у народов живших в условиях первобытной общины, применялись различные физические упражнения и игры , связанные охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельностью, с бытом и культовыми обрядами.

    Представление об элементах первобытного физического воспитания дают рисунки на камне - петроглифы, сделанные древними охотниками и рыболовами. Такие рисунки найдены на стоянках первобытных людей у Онежского озера и Белого моря. На них — изображение фигурок в беге, передвижений на лыжах, стрельбе из лука, танцевальных движениях и играх. Характер некоторых изображений дает основание полагать, что уже тогда появились простейшие формы передачи опыта обучения физическими упражнениям, основанное на подражании трудовым действиям. Постепенно подражательные игры заменялись символическими. В игры вводились предметы, но имевшие прямого отношения к труду - бабки, свайки, клюшки, набивные мячи и др.

    Судя по этнографическим материалам, у многих сибирских и дальневосточных племен широко использовались воспитательных целях коллективные состязания в беге, прыжках, плавании, гребле, метаниях. У манси и нанайцев, проживающих в тайге, популярны были игры в медведя, у ненцев, занимающихся оленеводством — игры в оленя и выполнение действий с арканом. У осетинского народа — восхождение на горные вершины и переход по качающейся перекладине через горные реки и т.п. Эти сведения дают представление о том, как зародилась физическая культура у народов, проживавших на территории нашей страны.

    Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и древних рабовладельческих государствах Закавказья, Северного Причерноморья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели разными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно- физическим воспитанием юношества.

    Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и щитом, умело вели рукопашный бой. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

    У всех племен во время праздников были состязания всадников, стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные для игр.

    Своеобразием отличалась физическая культура у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен с целью отражения набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной. По свидетельству многих авторов славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой, также отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

    Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые устраивались в честь языческих богов Сварога, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В игрища обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, культовые игры - горелки, прыжки через костер, «чур» и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах - обрядах погребения павших воинов.

    По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения сложились в Закавказье и Северном Причерноморье.

    Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв до н.э.). Многочисленные войны, которые вело это государство, требовало от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной силой была конница. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.

    Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали древние Армения и Грузия. В древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, помимо конницы, в состав армии входило и крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет обучались верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука, кулачному бою, борьбе. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой Древней Греции и Рима, многое перенимали у них и в области физической воспитания. Известно, что армянские атлеты принимали участие в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.

    В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные древними греками как города-колонии – Северное Причерноморье. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспитания, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные – в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках на колесницах. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.

    1.2. Физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-XIV вв.)

    В IX веке на территории Восточной Европы возникало государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси стало переходом славянских и иных племен, проживающих на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, характеризующийся разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.

    Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, у всех были военные дружины. Во время участия в военных походах и отражения набегов враждебных племен к основному составу княжеских дружин, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и нередко сами занимались ею.

    В XI-XIV веках Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро- монголами, всего более 160 войн, не считая междоусобных. Это борьба требовала от народных масс высоких физических качеств — выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это и определило военно-прикладную направленность физического воспитания, но наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудом, зимними и летними развлечениями и играми. Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, литературные памятники: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», былины и сказания о русских богатырях, пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широко популярна была борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, плавание, гребля, верховая езда. В Лаврентьевской летописи описывается игра с домашним быком.

    Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - «ошарашники». Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов. Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - «сам на сам» и групповые - «стенка на стенку». Участники делились на «стены» по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши- со взрослыми. Существовал целый ряд и других неписанных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, «лежачего не бить», «подножек не ставить», « биться лицом к лицу», «со спины не нападать», «заначку в рукавицу не класть», «на чужую сторону не переходить» и др. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин.

    В зимнее время были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, «взятие снежных крепостей». Летом играли в бабки, городки, чурки, свайки, набивные мячи, бытовали игры с элементами погони и поиска (бег взапуски, «прятки») и др.

    В народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имеющиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в прорубе.

    Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись парусом. В скандинавских сагах говорится, что славянский флот из 160 ладей в 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. В одну ладью помещалось по 44 война и 2 лошади.

    Несмотря на то, что после крещения Руси официальной религией стало христианство, во многих местах продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Судя по летописным записям, игрища носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев.

    Своя система военно-физической подготовки сложилась у княжеской дружины. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовали бег на большие расстояния, упражнения в лазанье, борьба и кулачный бой.

    При дворах Великого и удельных князей устраивались « конные ристания», в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метания копий, фехтование и борьба. О так называемых «турнирах знати» - «господарских утехах», организуемых в княжеских дворах, упоминается в Ипатьевской летописи.

    Представление о физическом воспитании и физической подготовки феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже зубрами. Митрополит Никифор в одном из писем упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Мономах со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В «Поучении детям своим» Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться «ни рати, ни зверя». «Поучение» - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания господствующего класса.

    Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, но после его смерти обострились междоусобицы, феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом легло монгольское иго. Русичи были оттеснены различными завоевателями на северо- восток, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены контактов с Европой. Но в этих условиях Русь смогла сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе и в области физической культуры.

    1.3 Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

    Необходимость защиты от завоевателей с Запада, освобождение от татаро- монгольского ига, потребности выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели к объединению русских княжеств в 15 веке. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой.

    Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространялись среди населения вошедших в состав государств территорий. Некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, дифференциации отдельных видов упражнений. Помимо традиционных средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазание по столбам, перетягивание каната, лапта, кила – игра, похожая на футбол.

    Народная физическая культура развивалась стихийно. Православная церковь рассматривала игры и развлечения народа как проявление язычества и объявляла их греховными. Против них были направлены свод церковных законов «Стоглав» (1551г.), 92-я глава которого именовалась «Об игрищах эллинского беснования», и книга житейских правил «Домострой» (1580г.). Мусульманская религия, распространенная среди некоторых народов Поволжья, также проповедовала аскетизм, объявляя игры и физические упражнения делом не угодным Аллаху. Светская власть также выступала против народных форм физических упражнений и в 1648г. царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий народные игры и забавы.

    Физическое воспитание феодалов было связано с подготовкой их к военному делу, по-прежнему использовались упражнения прикладного характера: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей феодалов готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Все занятия носили военно-прикладной характер.

    В быту дворян и бояр наиболее распространенными развлечениями стали « потехи», на которых выступали борцы, кулачные бойцы, скоморохи- акробаты, канатоходцы, участники поединков с медведями, просто силачи.

    Организованная физическая подготовка войск до 17 века не проводилась. Только к началу 18 века, в связи с зарождением линейной тактики и усовершенствованием огнестрельного оружия, возросла роль пехоты. Для ее подготовки русский полководец Скопин-Шуйский разработал в 1647 г. руководство. « Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», в котором предусматривал строевую и физическую подготовку, обучение бегу, стрельбе, преодолению препятствий. Особое место в русском войске занимали лыжные рати.

    Рост и укрепление Русского государства повысили потребность в просвещении. Появилась медицинская и педагогическая литература, в которой отражались и вопросы физического воспитания. Труд ученого монаха Епифания Славинецкого, жившего в середине17 века, «Гражданство обычаев детских» и выделенная в нем глава «О игрании», в которой была сделана первая попытка классификации игр для детей и выявлена их ценность для физического и нравственного воспитания. Славинецкий разделил игры на «пригодные» и «непригодные» для воспитания. Первые — это те, которые развивают силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. «Непригодными» он назвал игры в кости, карты и другие азартные игры, развивающие корысть, тщеславие, принуждающие ко лжи и обману. Славинецкий ошибался, относя к «непригодным» также борьбу, плавание и лазанье, считая их опасными для здоровья и жизни детей. Труд Славинецкого был прогрессивным явлением, он отражал идеи новой, гуманистической педагогики.


    Вопросы для самопроверки:

    1.Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной системы физического воспитания у народов, проживающих на территории нашей страны до образования Киевской Руси?

    1. Как развивалась физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности?

    2. Как изменилась физическая культура с образованием Русского централизованного государства?

    3. Каковы взгляды Епифания Славинецкого на физическое воспитание детей?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта