Главная страница
Навигация по странице:

  • Характеристика обычая Обычай

  • Признаки права Следовательно, право

  • Общая теория государства и права_Комаров. Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
    Дата23.02.2021
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая теория государства и права_Комаров.pdf
    ТипУчебник
    #178639
    страница6 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
    Глава 3
    .
    ПРОИСхОжДЕНИЕ И СУЩНОСТь ПРАВА
    3.1. Понятие и признаки права
    Право есть особая система норм, которая возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распреде- ления и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный чело- век подчинился общим условиям производства и обмена.
    Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано, является результатом его деятельности при сложившихся экономиче- ских и классовых условиях. С появлением государства формируются новые правила поведения, неизвестные прежнему обществу (новые обычные нормы, которые более конкретны, чем старые).
    Право существенно отличается от социальных норм первобытно- общинного строя. Первобытное общество в течение тысячелетий выра- ботало для себя правила поведения — обычаи, которые сложились в сознании членов общества в силу принадлежности каждого к данной коллективности, неотделимости от нее отдельного индивида.
    Наиболее распространенными и типичными были обычаи, в кото- рых закреплялись основные общественные отношения: равенство всех
    (неравенство вообще не осознавалось как возможная форма взаимоот- ношений между людьми); кровная месть, охранявшая незыблемость рода, племени; коллективное и уравнительное распределение про-
    дуктов труда; общая собственность на землю, орудия труда; общие религиозные празднества; общее место погребения; обязанность ока- зывать друг другу в случае насилия помощь, поддержку и защиту; усы- новление родом; избирать и смещать старейшин; иметь родовое имя, принимать в род посторонних и т.д. (рис. 3.1).
    Обычаям чуждо деление на права и обязанности, они воспринима- ются как долг, т.е. общественное требование, осознанное каждым чле- ном коллектива как личная задача. Личное и общественное в обычае — единое целое. Обычаи охранялись запретами — табу, преимущественно религиозными. Нарушение обычая, по представлениям общества, повлечет гнев богов. Поэтому обычаи неразрывно связаны с религиоз- ными представлениями.

    67
    Обычай
    Характеризуется:
    а) единством прав и обязанностей, отсутствием четкого разграничения между ними;
    б) выражает интересы всех членов рода;
    в) обеспечивается силой общественного мнения;
    г) носит преимущественно религиозный характер
    Закрепляет:
    а) равенство всех;
    б) кровную месть;
    в) коллективное и уравнительное распределение;
    г) общую собственность и т.п.
    Рис. 3.1. Характеристика обычая
    Обычай — это правило поведения, которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закре- пляется в сознании и передается из поколения в поколение.
    Новые обычные нормы, которые возникают в период разложения первобытно-общинного строя, противоположны духу примитивного социального равенства старых обычаев, они пробивают брешь в родо- вом строе, утверждают дух фактического неравенства. Например, нормы обычаев, защищающие кредитора против должника, повсе- местно принимались органами родовой организации еще до того, как возникло государство.
    Основная масса норм первобытно-общинного строя утратила свою силу, так как они отражали естественно сложившуюся коллективность, которая с возникновением классов перестала существовать. Часть норм приспособилась к интересам имущего меньшинства. Форма обычая может сохраниться, но существо в корне меняется. Например, в тали- оне была заложена идея равенства человека человеку. В классовом обществе талион трактуется иначе: цена крови богатого выше цены крови бедного. Многие правовые системы древности закрепляют такое неравенство, которое означает классовое неравенство.
    Обычаи, санкционированные государством, становились обычным
    правом. Но впоследствии, по мере того как потребности политических сил, стоящих у власти, развивались, государство восполняло недоста- ющие в обычном праве нормы своей законодательной деятельностью.
    Поэтому только на ранних стадиях существования государства обычное право представляет почти все право данного общества. В дальнейшем оно все больше вытесняется писаными законами государства.
    «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потреб- ность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек

    68
    подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выра- жающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо воз- никают затем и органы, которым поручается его соблюдение, — публичная власть, государство. В ходе дальнейшего общественного развития закон разрастается в более или менее обширное законодательство»
    1
    Право — это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем предписания, защищающие интересы экс- плуататоров, санкционирующие социальное неравенство людей, могут возникнуть только вместе с государством. Чем сложнее становилось законодательство, тем сложнее становились способы его выражения.
    В работе «К жилищному вопросу» Ф. Энгельс писал: «По мере того как законодательство разрастается в сложное, обширное целое, выступает необходимость в новом общественном разделении труда: образуется сословие профессиональных правоведов, а вместе с ними возникает и наука права»
    2
    Исторически первым в отдельных странах возникает рабовла-
    дельческое право. Оно рождается вместе с рабовладельческим госу- дарством и представляет собой возведенную в закон волю класса рабов- ладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Характерная его черта — открытое закрепление неравенства людей. Это выражалось в том, что рабы рассматривались не как субъекты права, а как его объ- екты.
    Рабовладельческое право предоставляло рабовладельцу полную, ничем не ограниченную свободу действий относительно своего «гово- рящего» орудия, была разработана сложная система жестоких нака- заний рабов за сопротивление господину. В области имущественных отношений раб также был полностью бесправен. Все, что он приобре- тал, становилось собственностью его владельца.
    Рабовладельческое право открыто закрепляло неравенство и среди свободного населения. В Вавилоне это были мушкену, в Риме — пле- беи и перегрины, в Афинах — метеки и т.д. Полная правоспособность признавалась лишь за патрициями, сокращенная — за плебеями, еще более ограниченная — за иностранцами. Рабы были полностью непра- воспособны.
    В рабовладельческом праве открыто признавался и обеспечивался принцип неравенства мужчины и женщины, господства отца над детьми. Так, и жена, и дети не имели права приобретать собственность, женщины отстранялись от участия в общественной жизни.
    Центральное место в рабовладельческом праве занимает институт частной собственности, детально регламентированный порядок приоб- ретения и пользования и распоряжения ею. Охрана частной собствен- ности сопровождалась установлением смертной казни за посягатель-
    1
    Энгельс Ф. К жилищному вопросу // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 18. С. 272.
    2
    Там же. С. 273.

    69
    ство на нее. Наивысшего расцвета этот институт получил в нормах римского права, которое было классической формой права, основан- ного на частной собственности. В римском праве было подробно регла- ментировано все, что имело отношение к праву собственности (вещное право, обязательственное право, долговое право и т.д.), это привело к его рецепции (заимствованию) буржуазными государствами (доста- точно сослаться на Кодекс Наполеона).
    Основными памятниками рабовладельческого права были законы царя Хаммурапи в Вавилоне, законы Ману в Индии, законы двенад- цати таблиц в Риме, законы Драконта в Афинах и т.д. Заметим, что законы двенадцати таблиц запрещали употребление спиртных напит- ков лицам, не достигшим 30-летнего возраста, это правонарушение каралось помещением в тюрьму.
    С точки зрения формы рабовладельческое право было примитивно.
    Преобладающей формой являлся правовой обычай. Обычное право было преимущественно неписаным, его нормы устно передавались из поколения в поколение. С развитием рабовладельческого общества, усложнением общественных отношений возникла потребность ввести писаное право в виде законов, роль которого все более и более воз- растала. Немалое значение имела и такая форма рабовладельческого права, как судебный или административный прецедент. Рабовладель- ческому государству было известно правотворчество в форме издания общеобязательных постановлений органами государственной власти
    (сенатом) или должностными лицами.
    Разнообразные по формам выражения нормы рабовладельческого права характеризовались единой классовой сущностью. Они выражали волю класса рабовладельцев.
    Рабовладельческое право было систематизировано. Так, например, римские юристы различали: цивильное право — право, которое каж- дый отдельный «народ» устанавливал для себя; естественное право — право, установленное самой природой; право народов, по которому оправдывалось рабство во всех его формах.
    Цивильное право римские юристы по чисто формальным моментам делили на частное и публичное. Впервые такое деление обосновал рим- ский юрист Ульпиан, утверждавший, что публичное право относится к положению римского государства, частное — к пользе отдельных лиц.
    Римское частное право (jus privatum) противопоставлялось публичному праву (jus publicum). Римский историк Тит Ливий называет законы две- надцати таблиц (450 г. до н.е.) сводом всего римского права, источ- ником публичного и частного права. Основой разграничения пользы отдельных лиц является характер интересов. Публичное право вклю- чает святыни, деятельность жрецов, государственные должности; частное право делится на три части: предписания собственно право- вые, предписания народов и предписания государства. Частное право составляло совокупность норм, регулирующих отношения собственно- сти, наследования, семейное право.

    70
    В отдельных странах исторически первым возникает феодальное
    право, которое значительно отличается от рабовладельческого харак- терным для него принципом формального неравенства. Всеобщих рав- ных прав и равных обязанностей не существовало. Права и обязанно- сти определялись по принадлежности к тому или иному сословию.
    Феодальное право — это право-привилегия. Оно носило партику- лярный (местный) характер. Хозяйственной разобщенности, неразви- той технике и медленному развитию сельского хозяйства способство- вала политическая децентрализация.
    Классовая сущность феодального права заключалась в защите инте- ресов феодального землевладения и личности феодалов, в закрепле- нии личной, в первую очередь крепостной, зависимости крестьянства.
    Земельная собственность — это непосредственные отношения господ- ства и порабощения, отсюда феодальное право — это кулачное право.
    Ему не присуще деление на частное и публичное. При господстве круп- ной земельной собственности право принуждения непосредственно вытекает из земельной собственности и является одним из правомочий землевладельца, а политическая власть составляет атрибут земельной собственности. Иммунитеты ограждали частные интересы собствен- ников.
    Феодальное право носило религиозный характер, что определялось местом и ролью церкви в феодальном обществе. Церковь как крупный земельный собственник, независимый от светской власти, имела свое право (каноническое), свой суд, свои тюрьмы. Она была идеологиче- ской силой, монополизировавшей дело образования. Ее догмы лежали в основе господствовавшего тогда мировоззрения, носившего теоло- гический характер, авторитет феодального законодательства подкре- плялся религиозными постулатами. Армянский просветитель Мхитар
    Гош в своем Судебнике пространно объясняет, почему Христос, заве- щав людям блюсти законы, не изложил их сам письменно, а предоста- вил это законодателям отдельных стран. Санкции за нарушение правил поведения во многом определялись церковным судом.
    Таким образом, наиболее очевидным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплоще- нием воли государства, т.е. государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества (рис. 3.2).
    Нормы права общеобязательны в силу возможности государствен- ного принуждения; обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно; имеют
    общезначимый (общий) характер, являются неперсонифицирован- ными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и к каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия; характеризуются формаль-
    ной определенностью, т.е. закрепляются, как правило, в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах. Тем самым право защищается от произвольного изме- нения, обеспечивается определенная его стабильность. Кроме этого,

    71
    нормы права характеризуются системностью и нормативностью, т.е. они расположены в определенной системе, состоящей из отдельных групп норм, причем каждая из них представляет собой правило пове- дения.
    Право
    • исходит от государства
    • выражает государственную волю политических сил, стоящих у власти
    • охраняется государством
    • является регулятором общественных отношений
    • характеризуется:
    а) формальной определенностью,
    б) нормативностью,
    в) системностью, г) динамизмом,
    д) неперсонифицированностью
    • имеет общезначимый и обязательный характер
    Рис. 3.2. Признаки права
    Следовательно, право есть система общеобязательных, неперсонифи- цированных, формально определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих волю политических сил, стоящих у власти, направленных на урегулирование общественных отно- шений.
    В современной российской науке нет единого понимания права, хотя большинство ученых исходят из того, что его нельзя рассматривать только как возведенную в закон волю господствующего класса. Было предложено широкое понимание права, куда включались не только юридические нормы, но и правовые отношения, правовая идеология, правовое сознание, что приводило, естественно, к различению права и закона.
    Действительно, право — более широкое по объему понятие, чем закон, так как, кроме него, существуют и иные нормативные пред- писания как внутреннего (указы, постановления, решения и т.п.), так и международного характера.
    Можно согласиться с тем, что право предшествует закону, что оно непосредственно вытекает из общественных потребностей. В этом слу- чае под ним понимается право в общесоциальном смысле, т.е. мораль- ное право, право народов и т.п. Государство не придумывает право, оно закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости, но нельзя понимать под правом объективные общественные отноше- ния даже до их санкционирования законом. Право в специально-юри- дическом смысле есть юридический инструмент, связанный с государ- ством.

    72
    Следует различать право и закон по содержанию. Праву присущи признаки равенства и свободы, подчеркивает В. С. Нерсесянц, ибо формальное равенство является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права вообще.
    3.2. Сущность права
    При рассмотрении сущности права как особой системы норм важно учитывать, что «сущностные качества права — это свойства, характер- ные для права любой страны и любой эпохи, без которых право не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей роли»
    1
    Напомним, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, основополагающих, устой- чивых свойств и отношений, составляющих их базис, определяющих природу и выражающих самые необходимые, глубинные связи и отно- шения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.
    Сущность права — это главная внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.
    Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. В истории правовой мысли это обстоятельство подмечено уже давно. Например, Г. Гроций отмечал, что «право имеет своим источником волю». Эта конструктивная мысль поддерживается и в современной юридической литературе.
    Если учесть, что в психологии под волей понимается сознательная целеустремленность, активность человека, проявляющаяся в его дей- ствиях, то можно сделать вывод, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм действия права.
    Главный вопрос при этом состоит в том, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает. Сущность права отражает его основную, решающую связь с социальными отношениями и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями, приоритетами и ценностями человеческой личности.
    По своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вслед- ствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.
    1
    Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М. : ИКД
    «Зерцало-М», 2002. С. 51.

    73
    Исходя из того что любое право есть, прежде всего, регулятор обще- ственных отношений (формальная сторона), а также и то, чьи инте- ресы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона), можно выделить следующие подходы к сущности права:
    — классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих воз- веденную в закон государственную волю экономически господствую- щего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);
    — общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными соци- альными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав чело- века и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.).
    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и наци- ональный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках кото- рых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.
    Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта