Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек, личность, гражданин ПриродаОбществоПравовое государствоЧеловекЛичностьГражданин Рис. 9.1. Человек, личность, гражданин

  • Общая теория государства и права_Комаров. Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
    Дата23.02.2021
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая теория государства и права_Комаров.pdf
    ТипУчебник
    #178639
    страница14 из 40
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40
    Глава 9
    .
    лИчНОСТь И ПРАВО
    9.1. человек — личность — гражданин: соотношение понятий
    Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократи- зации общества. Государство должно быть одной из форм граждан- ского общества, в котором недопустимы узурпация власти со стороны кого бы то ни было, тоталитарное политизирование как экономики, так и духовной жизни. Содержание проблемы взаимосвязи государ- ства и личности с необходимостью предусматривает и анализ понятий
    «человек», «личность», «гражданин» (рис. 9.1).
    Человек, личность, гражданин
    Природа
    Общество
    Правовое государство
    Человек
    Личность
    Гражданин
    Рис. 9.1. Человек, личность, гражданин
    Человек — предмет изучения многих естественных и общественных наук, причем всю систему общественных наук можно с полным правом отнести к области человекознания. Более того, в принципе все науки — это часть познавательной деятельности. Они прямо или косвенно слу- жат средством познания и самого человека.
    Вследствие того, что объектом естествознания выступает дей- ствительная природа человека, т.е. его общественно-историческая реальность, К. Маркс считал человека непосредственным предметом естествознания, а природу — непосредственным предметом науки о человеке. Он подчеркивал, что общественная деятельность природы и человеческое естествознание, или естественная наука о человеке, —

    180
    тождественные выражения, а связь физической и духовной жизни чело- века с природой означает не что иное, как то, что природа неразрывно связана с самой собой, ибо человек есть часть природы.
    Человек — это родовое понятие, употребляемое для характери- стики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его
    социальная природа, так как определяющее воздействие на него ока- зывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.
    Личность, как и человек, является продуктом общества, его истори- ческого развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это прежде всего определенный социальный тип человека. Каждый относительно устойчивый человеческий конгломе- рат, каждый класс, каждая социальная группа вырабатывают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека, при- надлежащего к этой группе.
    Понятия «человек» и «личность» отличаются друг от друга не по объ- ему, а по содержанию в том смысле, что личность характеризуется переходом старого содержания (человек) на новый уровень само- обогащения. Деятельность — вот что является самым существенным в индивидуальном процессе становления каждой личности. Причем не столько сама деятельность, сколько способность к ней, выступаю- щая как способность жить и проявлять себя во всем как социальное существо. От человека зависит, как он использует предоставленные ему обществом возможности, каким образом он реализует эту свою способ- ность к деятельности.
    Маркс определял сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность общественных отношений.
    В этой связи понятия «человек» и «личность» фиксируют исторически различный характер общественных отношений, выражают различные этапы становления человека как субъекта, различные ступени форми- рования его общественно-исторической сущности.
    Мир природы, природных объектов (вещей, событий, явлений и т.п.) существует независимо и в процессе своей эволюции создает человека, который является его частью. В процессе развития природ- ного мира возникают новые объекты, многие отжившие исчезают бес- следно. В своей научной и производственной деятельности человек стремится познать законы природы и использовать их в общественной и личной жизни.
    Мир социума развивается и функционирует по сравнению с миром природы по существенно иным законам, имеющим иные детерминации и взаимоотношения, отличные от природных, хотя человек и общество в целом в своей деятельности используют законы природы и много- численные ее аспекты. Социальный мир — это мир новых потребно- стей живых существ, объединяющихся для организации производства

    181
    (материального и духовного), образующих различные коллективы, но не утрачивающих при этом своей самобытности и индивидуально- сти. Это мир общественных субъектов, имеющих способность к особой форме чисто человеческого мышления, познания, общения на основе языка и к творческой деятельности: научной, изобретательской, худо- жественной, религиозной, организационно-практической, предприни- мательской и др.; это мир, где жизнь индивида погружена в той или иной степени в прошлый опыт человечества
    1
    Личность есть индивид, который в своей общественно-историче- ской деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятель- ности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, т.е. подпадающая под действие законов и подзаконных актов государства, приобретает опре- деленные правовые свойства, четко зафиксированные в законодатель- стве.
    В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие
    «личность» в праве и понятие «личность» в философии не совпадают.
    Дело в том, что в философии не каждый человек признается лично- стью, в частности дети и умалишенные, как не обладающие разумно- стью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе обстоит дело в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юри- дической личностью или субъектом права.
    В системе понятий «личность» — «гражданин» первое (со струк- турной точки зрения), несомненно, шире по объему, так как включает политико-правовые связи личности с государством: гражданство, поли- тико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище.
    Гражданство в советской литературе определялось по-разному.
    В науке государственного права обычно под гражданством понимают правовую или политико-правовую принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и вне ее пределов. Рас- сматривая гражданство как принадлежность лица к конкретному госу- дарству, обычно уточняют: правовая принадлежность, закрепляемая законом принадлежность, постоянная правовая принадлежность. Ино- гда гражданство понимается как политическая (или социально-полити- ческая) принадлежность лица к соответствующему государству, но в то же время обязательно отмечается ее правовой характер.
    Очень часто в литературе гражданство рассматривается как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой
    1
    См.: Горский Д. П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ). М., 1994.
    С. 89.

    182
    связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, определяемых государством. В другом случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица) юридических прав и обязанностей, что соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступают и личность, и госу- дарство. Тем самым гражданство рассматривается непосредственно как правоотношение, что фактически сводится к характеристике граж- данства как правового статуса гражданина в государстве. Содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к государству.
    Так, С. В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанно- стей лица и государства, причем это относится к любому государству.
    По мнению ученого, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг к другу и относится к сфере внутригосударственного права. Однако про- стая совокупность соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образую- щее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве.
    В свою очередь, Н. В. Витрук определяет гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, подчерки- вая, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние.
    В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве. Такая точка зрения имеет право на существо- вание по той причине, что государство представляет собой не только аппарат власти, но и определенную общность (организацию) большей части населения, юридически оформленную в виде института граж-
    данства. Гражданство как членство в государстве понимается в первую очередь не как союз всех, а как союз личностей, находящихся в устой- чивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством.
    Действительно, государство не является союзом всего населения, ибо такое понимание означало бы представление его как союза всех лиц, постоянно или временно проживающих на территории данного государства. Граждан нельзя рассматривать как совокупность лиц, про- живающих на территории государства, поскольку по этому признаку последние образуют население страны — демографическую, а не поли- тико-правовую категорию. Граждане — это также не совокупность лиц, на которых распространяется власть государства, ибо эта власть обязательна в равной мере и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, проживающих на его территории. Правами и обязанно- стями в государственно-организованном обществе наделены все лица,

    183
    постоянно или временно проживающие на его территории. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение граждан- ства, выражается в ее юридическом оформлении.
    Следовательно, рассматривая государство как организацию лично- стей, правомерно говорить и о членстве в этой организации, поскольку личность как член политической общности — государства всегда высту- пала в специфическом «гражданском» качестве. Каждый гражданин в ассоциации-государстве выступает полноправным носителем сувере- нитета народа, полноправным субъектом государственной власти.
    Каждую из разновидностей правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и еди-
    ничного. Так, например, следует различать общий, специальный
    и индивидуальный статус иностранного гражданина.
    В Декларации прав и свобод человека и гражданина отмечено:
    «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации за изъ- ятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».
    Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое поня- тие, состоящее из четырех разновидностей: а) правового статуса граж- данина; б) правового статуса иностранного гражданина; в) правового статуса лица без гражданства; г) правового статуса лица, которому предоставлено убежище.
    Принятие Закона о гражданстве Российской Федерации позволило отразить разнообразие в какой-то мере всех категорий личностей.
    Представляется необходимым более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым предоставлено убе- жище, хотя бы потому, что последние бывают как иностранными граж- данами, так и лицами без гражданства.
    Государство по отношению к личности обладает правами, которым корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине.
    В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражда- нину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом кото- рых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой ста- тус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулиро- вания взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой. Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государствен-

    184
    ные органы не могут нарушать его предписания и несут ответствен- ность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
    На праве основана ответственность личности перед государством.
    Любое применение государственного принуждения должно носить пра- вовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
    Права и свободы человека — это его социальные возможности в раз- личных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем и характер раскрывают уровень демо- кратизма гражданского общества.
    В цивилизованном обществе личность стоит на первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями.
    Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определи- лись мировые стандарты прав человека. Достаточно сослаться на Все- общую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы: на жизнь; свободу и неприкосновен- ность личности; свободу от рабства; запрет пыток или жестокого бес- человечного обращения или наказания; равенство перед законом; ряд прав, касающихся процессуальных моментов; защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию; неприкосновенность жилища; тайна переписки. Вторую группу составляют гражданские права: право личности на признание ее правосубъектности; свобода передвижения и выбора места житель- ства; право на убежище; право на гражданство; право владения иму- ществом. Третью и четвертую группы составляют политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права.
    За рубежом под правами человека понимают личные права и сво- боды, а под правами гражданина — политические права и свободы.
    Представляется, что категория «права человека» носит интегративный характер, это требования личности, обусловленные уровнем развития общественных отношений и направленные на пользование определен- ными благами, необходимыми для обеспечения природно-социальных свойств человека.
    Маркс писал, что так называемые права человека в отличие от прав гражданина суть не что иное, как права члена гражданского общества.
    Ни одно из прав человека не выходит за эти пределы
    1
    «Политическая свобода служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменить», — подчеркивал Б. Констан. Поэтому есте- ственно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. Как писал К. Маркс,
    «droits dе l’hommе — права человека как таковые отличаются от droits
    1
    См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 400—402.

    185
    du сitoyеn
    — права гражданина государства. Кто же этот hоmmе, отли- чающийся от сitoyеn? Не кто иной, как член гражданского общества.
    Почему член гражданского общества называется «человеком», просто человеком, почему его права называются правами человека? Чем объ- ясняется этот факт? Только отношением политического государства к гражданскому обществу, сущностью политической эмансипации».
    Другими словами, в рассматриваемом контексте гражданское обще- ство обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., а во втором — о ее политических правах. Очевидно, что в качестве основополагающего условия суще- ствования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы
    1
    Как справедливо подчеркивал И. Е. Фарбер, между правами чело- века, гражданина и лица нет абсолютных граней
    2
    . Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении.
    Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально дей- ствующими. Без государственного признания даже в самом общем виде невозможно не только обладание, но и пользование ими.
    В Конституции РФ высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, а их обеспечение осуществля- ется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным прин- ципам и нормам международного права. Государство исходит из при- оритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина — главная обязанность государственной власти.
    Права и свободы личности неотделимы от обязанностей. В Консти- туции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, национальную или рели- гиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельно- сти, направленной на монополизацию или недобросовестную конку- ренцию; не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культур- ного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; защищать Отечество.
    1
    См.: Гаджиев К. С. Политическая наука : Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. М., 1994. С. 76—77.
    2
    См.: Фарбер И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов,
    1974. С. 42.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   40


    написать администратору сайта