Главная страница
Навигация по странице:

  • Система нормативного регулирования

  • Социально-технические нормы

  • Система нормативного регулирования общественных отношений Социальные нормы

  • Классификация социальных норм Рис. 11.2. Классификация социальных норм

  • 11.2. Соотношение норм права и норм морали

  • Мораль (нравственность)

  • Общие черты права и морали Отличительные черты права и морали ПравоМораль Рис. 11.3. Общие и отличительные черты норм морали

  • Нормы права и корпоративные нормы Отличительные чертыОбщие черты Рис. 11.4. Соотношение норм права и корпоративных норм 11.4. Соотношение норм права и обычаев

  • Общая теория государства и права_Комаров. Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
    Дата23.02.2021
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая теория государства и права_Комаров.pdf
    ТипУчебник
    #178639
    страница22 из 40
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40
    Раздел IV
    ТЕОРИЯ ПРАВА

    253
    Глава 11
    .
    ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО
    РЕГУлИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННых
    ОТНОшЕНИй
    11.1. Понятие системы нормативного регулирования
    В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в обще- ственных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в пода- вляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обще- стве социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.
    Следует напомнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической (правовой) надстройкой.
    Юридическая (правовая) надстройка — это совокупность всех право- вых явлений, определяемых в конечном счете экономическим базисом общества.
    Система социальных норм выступает лишь частью системы норма- тивного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм
    (правил поведения): социально-технические и собственно социаль-
    ные. Следовательно, нормы используются для регулирования пове- дения человека в его отношениях с природой, техникой либо в сфере общественных отношений (рис. 11.1).
    Система нормативного регулирования — это совокупность социаль- ных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, а также социально- технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой.
    Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядо- ченность существующих в обществе отношений.
    Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение

    254
    техническими нормами может привести к тяжелым последствиям, и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально- технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития про- изводительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, матема- тика и т.д.
    Система нормативного регулирования
    Нормы морали
    Санитарно-гигиенические
    Нормы общественных организаций
    Обычаи
    Другие
    Агрономические
    Нормы права
    Правила эксплуатации технических средств
    Социальные нормы
    Другие
    Социально-технические
    Рис. 11.1. Система нормативного регулирования общественных
    отношений
    Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-эко- номического строя и регулируют поведение людей в обществе. Опреде- ляя должное либо возможное поведение человека, они создаются кол- лективами людей.
    Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенден- цию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена высту- пают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно- ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникаю- щие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными этало- нами социального поведения.
    Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами:
    1) социальные нормы возникают из объективной потребности соци- альных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
    2) норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;

    255
    3) норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
    Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), созда- ются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллек- тивов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.
    По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали (нравственности), обычаи, корпо-
    ративные нормы (нормы общественных организаций). Такое деление в юридической литературе считается общепризнанным.
    Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятель- ных выделить следующие виды социальных норм: эстетические
    (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников); культуры (С. И. Вильнянский,
    И. Е. Фарбер); политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко); организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло); нормы религиоз- ных организаций (М. Н. Кулажников); нормы трудовых коллективов
    (А. М. Айзенберг); правила общежития (Ю. С. Ращупкин); нормы тра- диций и ритуалов (В. Н. Хропанюк) (рис. 11.2).
    Нормы морали
    Стихийный
    Письменный
    Политические
    Обычаи
    Сознательный
    Устный
    Организацион- ные
    Корпоративные нормы
    Этические
    Нормы права
    Эстетические
    Другие
    Другие
    Содержание сферы регулируемых отношений
    Способы закрепления и выражения
    Способы образования
    Характер регулируемых общественных отношений
    Классификация социальных норм
    Рис. 11.2. Классификация социальных норм
    В этой связи следует особо отметить второе основание деления, которое во многом позволит решить проблемные вопросы классифи- кации социальных норм, — по содержанию сферы регулируемых обще- ственных отношений: политические, организационные, этические,
    эстетические нормы и т.п.

    256
    Есть и иные критерии классификации социальных норм:
    — по способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно);
    — по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
    Таким образом, особое место в формировании общественных отно- шений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регулято- рами, включенными в систему общественных отношений, целенаправ- ленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразование.
    11.2. Соотношение норм права и норм морали
    Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представ- ляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни?
    Вспомним, что под нормой права понимается общеобязательное, фор- мально-определенное правило поведения, установленное или санкцио- нированное и охраняемое государством.
    Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправед- ливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и пори- цаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.
    Взаимодействие права и морали в обществе — сложный многогран- ный процесс. Активно влияя на мораль, право способствует более глу- бокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под вли- янием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.
    Право и мораль — дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимуще- ственно созидательный, конструктивный характер. В реальной дей- ствительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обога- щая друг друга.
    Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали явля- ется их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласован- ного воздействия на общество. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление —
    морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части

    257
    этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально суще- ствующую и активно влияющую на практику.
    Характерной чертой права должна быть его моральная обоснован- ность, ибо сохранение нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность.
    В чем же конкретно проявляется возрастание морального фак- тора? Во-первых, в содержании права. Во вновь создаваемых право- вых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значение морали при применении правовых норм: каналы усиления ее влияния — повышение культурного уровня работников правопримени- тельных органов, рост их профессионального мастерства, накопление опыта реализации моральных требований.
    Право и мораль имеют как общие черты, так и особенности. Сле- дует в определенной степени согласиться с профессором М. И. Байти- ным в том, что нормы права отличаются от других социальных норм рядом присущих только ему специфических особенностей, характер- ных черт. К ним относятся: связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; общеобязательность; формальная определенность; институционность; качество официаль- ного регулятора общественных отношений
    1
    Главные общие черты права и морали состоят в следующем:
    — право и мораль являются надстройкой над экономическим бази- сом общества;
    — право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;
    — право и мораль основаны на общности социально-экономиче- ских интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.
    Право и мораль имеют свои отличительные черты и свойства
    (рис. 11.3).
    1. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.
    2. Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными орга- нами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более слож- ным по своей структуре явлением.
    3. В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные прин- ципы и нормы морали могут быть систематизированы, но в целом нрав-
    1
    См.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов : СГАП, 2001. С. 64.

    258
    ственные воззрения, представления, требования выражаются в обще- ственном мнении, передаются им. Мысль об общественной полезности создания морального кодекса высказывал Ж.-Ж. Руссо в письме к Воль- теру 18 августа 1756 г.: «Я хотел бы, чтобы в каждом государстве суще- ствовал моральный кодекс, нечто вроде исповедания гражданской веры, которое содержало бы в положительной форме те обществен- ные максимы, которые всякий должен признавать, и в отрицательной форме нетерпимые максимы, которые следует отвергать не как безбож- ные, а как мятежные... Этот кодекс, будучи составлен тщательно, был бы, по-моему, наиболее полезной книгой из когда-либо написанных и, может быть, единственной, необходимой людям».
    1. Возникает вместе с государством.
    2. Состоит из норм (правил поведе- ния).
    3. Характеризуется конкретностью, определенностью.
    4. Обеспечивается возможностью государственного принуждения.
    5. Заранее регламентированы кон- кретно меры и формы принуждения.
    6. Предписывает всестороннюю оценку поведения только правонару- шителя.
    7. Отмирает вместе с государством
    1. Возникает раньше государства.
    2. Имеет более сложную струк- туру.
    3. Характеризуется более широ- ким содержанием.
    4. Обеспечивается привычкой или силой общественного мне- ния.
    5. Формы и меры принуждения заранее не регламентированы.
    6. Оценивается всесторонне любое поведение человека.
    7. Остается в любом обществе
    — Являются надстройкой над экономическим базисом
    — Имеют нормативное содержание
    — Являются регуляторами общественных отношений
    — Основаны на общности социально-экономических интересов
    — Реализуются в большинстве случаев добровольно
    — Внутренний гарант реализации — совесть человека
    Общие черты права и морали
    Отличительные черты права и морали
    Право
    Мораль
    Рис. 11.3. Общие и отличительные черты норм морали
    4. Содержание норм права характеризуется определенностью, кон- кретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Моральные же требо- вания отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи
    (включая использование шпаргалок), в праве же осуждение конкрети-

    259
    зируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана
    (например, мошенничеству).
    5. Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан добровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве спец- ифической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и при- нудительная власть государства.
    6. Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение высту- пает в форме общественного мнения, решения коллектива. Обществен- ность в случае совершения человеком аморального поступка опреде- ляет меру осуждения, соответствующего морального воздействия.
    Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, пред- упреждение. В случае же совершения правонарушения соответствую- щие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.
    7. Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека. Право предписывает необходимость все- сторонней оценки поведения человека, совершившего правонаруше- ние, особенно преступления, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным.
    С моральной точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.
    8. Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое дальнейшее раз- витие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.
    Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии.
    С помощью норм права государство добивается утверждения прогрес- сивных норм морали, которые, в свою очередь, способствуют укрепле- нию морального авторитета права, воспринимаемого как социальная ценность всего общества. Соблюдение норм права входит в содержа- ние нравственного долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания повышается авторитет норм права, совершен- ствуются как нормы морали, так и нормы права.
    Для морали и права характерно единство, которое выражается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимопроникновение про- является в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве дей-

    260
    ствия обоих видов социальных норм. Оно может проявляться в таких основных формах:
    а) влияние морали на формирование права;
    б) влияние права на формирование нравственных норм;
    в) охрана правом моральных норм;
    г) использование нравственных норм при применении права.
    Мораль — необходимая принадлежность всякого общества, ее зна- чение неуклонно возрастает, причем должно постоянно усиливаться взаимодействие правовых и моральных факторов в жизни общества, их взаимная поддержка, а не поглощение права моралью; чем лучше будет налажено это взаимодействие, тем успешнее будет движение общества по пути прогресса.
    Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отра- жающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порожда- ющих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изме- нениями в экономической жизни, другие — влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противо- речия эти устранимы.
    Возникающие время от времени противоречия между отдельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалек- тику развития правового и нравственного регулирования. Эти проти- воречия преодолеваются как путем выработки новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.
    Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего обще- ства моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклонном соблюдении закона, видят в укреплении законности и правопорядка нравственный долг каждого члена общества, общественных организаций и государства.
    Ряд правовых норм направлен непосредственно на охрану мораль- ных интересов общества. Таковы, например, нормы гражданского и семейного права о защите чести и достоинства граждан и органи- заций, о защите интересов правильного воспитания детей в семье вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавливающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клевету, нацелен на охрану нравственных интересов общества и его членов.
    Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений всего общества происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.
    Нормы права основываются, прежде всего, на поведении всех слоев общества. Меры же государственного принуждения для охраны права применяются только в отношении отдельных лиц, а не социальных

    261
    групп. Поэтому нормы права приобретают характер общепринятых норм поведения. Моральные побуждения в обществе тоже становятся все более мощным фактором, определяющим характер поступков и поведения людей.
    Сближение права и нравственности выражается в переплетении методов воздействия правовых и моральных норм на отношения людей в обществе. Возрастание роли убеждения и воспитания приво- дит к тому, что сужается сфера применения наиболее острой формы принуждения — уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процессу- альное, уголовно-исполнительное законодательство предусматривает возможность применения мер общественного воздействия, передачу на перевоспитание общественности за преступления, совершенные впервые и не представляющие значительной общественной опасности.
    Однако сближение права и нравственности на современном этапе вовсе не означает ослабления принудительно-обязательной стороны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, независимо от моральных убеждений каждого отдельного человека. Если этих убеждений оказывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе, и обязаны применять все необ- ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки правовым требованиям. Это в особенности необходимо по отношению к злостным правонарушителям, неоднократно нарушающим требования закона, для пресечения наиболее опасных преступлений, в борьбе с которыми должны последовательно применяться суровые меры наказания.
    Неправомерны противоречащие подлинному гуманизму проявления снисходительности, бездействия органов власти по отношению к хули- ганам, дебоширам и другим лицам, покушающимся на неприкосновен- ность и достоинство граждан, недооценка опасности для общества этих нарушений порядка. Сегодняшний хулиган, сам по себе приносящий немало вреда обществу, завтра может стать гораздо более серьезным преступником, если его вовремя не одернуть, не показать сурового отношения общества к тем, кто не уважает его интересы.
    Особо следует сказать о моральных нормах профессиональной дея- тельности юриста. Социальные нормы, которые регулируют деятель- ность человека, во многом зависят от его профессии. Последняя имеет свою собственную мораль.
    Профессия юриста имеет свои специфические особенности. Его при- звание — осуществлять интересы государства, воспитывать у человека уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нарушивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедли- вость — вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но и, главное, правильно его применять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитания кадров правоохранительных органов, строго следить, чтобы для работы в судах, прокуратуре, органах внутренних дел и юстиции отбирались безупречные в нравственном отношении люди, сочетающие высокую

    262
    профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обострен- ным чувством справедливости.
    11.3. Корпоративные нормы, их особенности и значение
    Неотъемлемой частью системы нормативного регулирования обще- ственных отношений выступают корпоративные нормы (нормы общественных организаций). Они вырабатываются на основе взаи- модействия индивидуальной воли отдельных членов различных обще- ственных организаций, их слияния.
    Нормы общественных организаций являются одним из видов соци- альных норм. Для выявления их соотношения и специфики первосте- пенное значение имеет классификация, критерием которой в данном случае служат вид регулируемых общественных отношений и форма
    обеспечения их реализации. Общепризнанным является подразделе- ние норм общественных организаций на правовые и неправовые.
    В целях организации своей деятельности, успешного решения вну- тренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций в букваль- ном смысле. Особенность этих норм состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого носит локальный характер.
    Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) есть уста- новленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
    Корпоративные нормы регулируют только внутриорганизационные отношения: задачи и цели данной общественной организации, компе- тенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм (в частности, мерами общественного воздействия).
    Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и обще- ственных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят главным образом от государ- ства. Все общественные организации могут принимать участие в пра- вотворчестве, однако осуществляют эту функцию в различных формах и в разном объеме. Формально-юридически право издавать норматив- ные правовые акты закреплено в основном за профсоюзами. В этой связи в юридической литературе предлагается разработать и принять законодательный акт, в который следует включить вопросы право- творческой компетенции отдельных видов общественных организаций
    (А. А. Соколова).

    263
    Механизм действия норм общественных организаций сходен с пра- вовым. Они имеют политическое содержание, обеспечиваются при помощи организационных мер и санкций и т.д. Однако следует отме- тить отсутствие непосредственной связи корпоративных норм с госу- дарственной деятельностью. Эти нормы уступают правовым по силе, сфере действия, категоричности, однако имеют и преимущества: выра- жают активность и инициативу, являются самодеятельными, распро- страняют свое влияние за пределы правового регулирования.
    Таким образом, общие черты норм права и норм общественных организаций следующие: они содержат четкие, ярко выраженные пра- вила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними — в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его прину- дительной силой, то нормы общественных организаций принимаются ими и ими же, т.е. силой общественного мнения данной обществен- ной организации, обеспечиваются. Кроме того, отметим определенный приоритет норм права, признаваемый в нормах общественных органи- заций (рис. 11.4).
    — Степень обеспечения;
    — Формы принуждения;
    — Приоритет норм права
    — Содержат четкие, конкретные правила поведения;
    — Закреплены в специальных актах;
    — Нормы систематизированы
    Нормы права и корпоративные нормы
    Отличительные черты
    Общие черты
    Рис. 11.4. Соотношение норм права и корпоративных норм
    11.4. Соотношение норм права и обычаев
    Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи.
    Обычаи — такие правила поведения, которые складываются в опре- деленной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в резуль- тате их многократного повторения становятся привычными для них. Они менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но все же не являются нейтральными.
    Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая, какими должны или могут быть человече- ские поступки, по мнению определенных коллективов.

    Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации.
    Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обще- стве; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных фор- мах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государ- ственного принуждения.
    Одни обычаи носят прогрессивный характер, другие являются вред- ными, и право ведет с ними борьбу
    1
    . Некоторые из них весьма раз- умны: запрещение пить вино жениху и невесте, работникам в дни страды и т.д. Это так называемые добрые традиции, которые следует отличать от псевдотрадиций, например, никак нельзя объяснить благо- душное отношение к пьянству. Закрепилась традиция, связавшая ува- жение к гостю с выпивкой; любую дату личного ли, общественного ли значения отмечают со спиртным. На чисто кабацкую традицию пить крепкое спиртное в неразведенном виде искусственно наложился обы- чай, характерный для народностей, употребляющих в основном лег- кие сухие вина, — ритуал многочисленных «обязательных» и «краси- вых» тостов. Для семьи все это, как правило, и хлопотно, и недешево, и опасно, но — традиция.
    Так сложился стереотип поведения, взявший себе в оправдание ссылку на национальные черты русского народа. Но это ложь!
    Многовековая история русского быта пронизана неравной борьбой работающего деревенского люда с теми, кто «курил» вино, привозил его и сбывал, спаивая народ. Веками русский мужик считал вино (вино- градного вина основная часть населения России не знала, вином назы- вался хлебный перегон, по нынешним понятиям — пшеничный само- гон) бесовским порождением, целовальников и кабатчиков — зверьем без совести, а запойных пьяниц — людьми, достойными осуждения и жалости. С этим пережитком следует бороться как нормативными, так и общественными средствами.
    1
    Например, в УК РСФСР содержались ст. 231—235, в которых имелись составы пре- ступлений, составляющие пережитки местных обычаев.

    265
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   40


    написать администратору сайта