Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепции права Суть нормативизма

  • Психологическая теория права

  • « Право сле- дует искать не в нормах, а в самой жизни»

  • Историческая школа права

  • Марксистское понимание

  • Естественно-правовой подход

  • Право создается государством, которое должно быть связано правом.

  • 3.6. Понятие правового регулирования, функции права

  • Правовое регулирование Рис. 3.4. Правовое регулирование Функции права

  • Функции права ЮридическиеПолитическаяЭкономическаяСоциа льнаяВоспитательнаяРегу лятивнаяОхранительнаяДинамическаяСтатическая Рис. 3.5. Функции права

  • Общая теория государства и права_Комаров. Учебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеУчебник для бакалавриата и магистратуры 9е издание, исправленное и дополненное
    Дата23.02.2021
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая теория государства и права_Комаров.pdf
    ТипУчебник
    #178639
    страница7 из 40
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40
    3.3. Правопонимание: прошлое и настоящее
    В последнее время в юридической литературе большую дискуссию вызывают проблемы правопонимания, сущности права. Так, В. С. Нер- сесянц подчеркивает, что вопрос «Что такое право?» имеет фунда- ментальное значение для философии права, как и вопрос «Что такое истина?» — для философии и человеческого познания в целом
    1
    Следует поддержать позицию М. И. Байтина в том, что «поскольку жизнь правовых норм, их эффективность, как и объективного права в целом, — в их действии, практической реализации, исследование сущности права, равно как и учения о юридической норме, тесно свя- зывается с анализом проблем теории и практики состояния и укрепле- ния законности и правопорядка, формирования сильного, демократи- ческого правового государства»
    2
    Принципиальное различие между двумя типами правопонимания
    3
    заключается в различении права и закона. Для юридического право-
    1
    См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 32.
    2
    См.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов : Изд-во СГАП, 2001. С. 5.
    3
    По терминологии В. Н. Синюкова — «правопознание» (См.: Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 113).

    74
    понимания вопрос о сущности права является подлинным вопросом, в отличие от легистского (позитивистского) правопонимания, для кото- рого правом является официально данное и реально существующее право.
    «Для юридического правопонимания право — это не просто произ- вольное и субъективное властное веление, а нечто объективное и само- стоятельное, обладающее своей (не зависящей от воли законодателя) собственной природой, своей сущностью и своей спецификой, сло- вом — своим принципом. Этим принципом является признание фор- мального равенства, выражающего существо и особенности права, его отличие от других социальных явлений, норм и регуляторов»
    1
    Позитивисты видят в праве общеобязательность, формальную определенность, нормативность, принудительность. «Принудитель-
    ность и формальная корректность
    » — в этом позитивисты видят сущ- ность права и его отличие от морали. Например, библейская заповедь
    «не прелюбодействуй» — это моральный запрет; но если он будет выра- жен в форме закона, принятого в рамках особой процедуры, и подкре- плен принудительной силой государства, то, с точки зрения позитиви- стов, он превратится в «правовой запрет»
    2
    В рамках позитивистского понимания права сложились несколько самостоятельных концепций права: нормативизм, психологическая, социологическая, историческая (рис. 3.3).
    Концепции права
    Нормативизм
    (Г. Кельзен)
    Марксистская школа права
    (К. Маркс,
    Ф. Энгельс,
    В. И. Ленин)
    Психоло- гическая теория права
    (Л. Петра- жицкий)
    Историческая школа права
    (Ф. Савиньи,
    Г. Пухта)
    Социоло- гическая школа права
    (Р. Паунд,
    С. А. Муром- цев)
    Рис. 3.3. Концепции права
    Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Данная теория наи- более логически завершенную форму получила в XX в. (Р. Штаммлер,
    П. Н. Новгородцев, Г. Кельзен и другие).
    В наибольшей степени нормативистская теория права разработана
    Г. Кельзеном. Право представляет собой иерархическую (ступенча- тую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя следует из верхней, ей подчиняется.
    1
    Нерсесянц В. С. Указ. соч. С. 33—34.
    2
    Четвернин В. А. Понятия права и государства. М., 1997. С. 4—5.

    75
    Согласно учению Г. Кельзена верхней ступенькой в системе права являются конституционные нормы, которым соответствуют нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств, вплоть до индивидуальных актов.
    В этом случае должен соблюдаться принцип соответствия нижестоящих норм вышестоящим нормам, которые при этом обладают большей юри- дической силой. Принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает строгий режим законности. Он отдавал первенство норме международного права перед нормой внутреннего права государства.
    Кельзен считал, что норма, доставляющая акту значение правового
    (или противоправного) акта, сама создается посредством правового акта, который, в свою очередь, получает правовое значение от дру- гой нормы. Иначе говоря, правопознание направлено на изучение тех норм, которые имеют характер норм права и придают определенным действиям характер правовых или противоправных актов
    1
    . Для него право есть система (пирамида) норм, где на самом верху находится
    «основная (суверенная) норма», принятая законодателем, каждая низ- шая норма черпает свою законность в норме более значительной юри- дической силы, а в основании пирамиды норм находятся индивидуаль- ные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, которые тоже включаются в понятие права и должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
    По Г. Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройно- сти системы юридических правил поведения. Поэтому он считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками
    2
    Подчеркивая такое определяющее свойство права, как норматив- ность, соподчиненность правовых норм по степени их юридической силы, Г.Кельзен верно связывает нормативность с формальной опре- деленностью права, что существенно облегчает возможность руковод- ствоваться юридическими требованиями (в силу более четких крите- риев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов, а отсюда им признаются широкие воз- можности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму
    3
    Психологическая теория права Л. Петражицкого приобрела широ- кое признание в начале XX в. в России, а позднее благодаря стараниям его учеников (Ж. Гурвича, П. Сорокина, Н. Тимашева) его идеи полу-
    1
    См.: Чистое учение о праве Г. Кельзена. Вып. 1. М., 1987. С. 11.
    2
    См.: Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. М. : Издательство
    НОРМА, 2003. С. 259.
    3
    Там же. С. 259—260.

    76
    чили распространение в США. Сторонники этой теории понятие и сущ- ность права выводят из правовых эмоций людей, во-первых, позитив- ного переживания, отражающего установления государственные, и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным,
    «действительным» правом.
    Петражицкий различал позитивное право, официально действую- щее в государстве, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объеди- нения переживают как право. Позитивное право, выражаемое в зако- нах и других актах государственной власти, мало доступно гражданам, чьи представления и иллюзии об этом официальном праве Л. Петра- жицкий называл «фантазмами». Интуитивному (психическому) праву принадлежит первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных, жилищных и других отношениях, посто- янно возникающим в жизни людей
    1
    Для Л. Петражицкого психика индивида, его психическое состо- яние — прямой источник всех поступков человека, в них непосред- ственно отражаются право и нравственность. Эмоции — вот основные элементы психической жизни, и все внешние и внутренние стимулы
    (познание, включая ощущения и представления, чувства (наслажде- ния и страдания), воля (стремления, активные переживания) должны пройти через них, ибо действия и суждения людей есть простые след- ствия этого процесса. «… Предлагаемые нами понятия правовых обя- занностей, норм права и т.д. обнимают весьма много такого, что юри- сты не считают (не называют) правом, а относят к нравственности,
    “нравам”, “религии” и т.п…»
    2
    Петражицкий не воспринимал другие подходы к праву, особенно нормативизм, он резко критиковал то положение, при котором право определяют в зависимости от факта государственного вмешательства, от «случайного признака наличия или отсутствия начальственного при- знания известных положений» правом. Для него право — это эмоции,
    «обязательственно-притязательные переживания». «Специфическая природа права, нравственности, эстетики, их отличия друг от друга и от других переживаний коренятся не в области интеллектуального, а в области эмоционального, импульсивного. Не позитивные нормы, а «императивно-атрибутивные переживания и нормы» интуитивного происхождения ставятся во главу угла. Правом доказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется положительным официальным признанием и покровительством, но и то, что со стороны государства встречает прямо враждебное отно- шение, подвергается преследованию и искоренению, как нечто проти-
    1
    См.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов : СГАП, 2001. С. 27—28.
    2
    Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
    СПб. : Издательство «Лань», 2000. С. 58.

    77
    воположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле
    1
    Социологическая школа права (Р. Паунд, Дж. Фрэнк, Д. Дьюи,
    К. Ллевеллин, С. А. Муромцев и другие) отождествляет право с судеб- ными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок или порядок правоотноше- ний. Решения поддерживаются государственным принуждением, так как государство есть сила, создающая право.
    Социологическая школа права концептуально сформировалась во второй половине XIX в. в рамках школы «свободного права». Нормы права, рассчитанные на свободную конкуренцию, в новых условиях развития буржуазного общества перестали удовлетворять потребности общественного развития. Суды вынуждены были так интерпретировать законы, что под видом толкования фактически устанавливались новые нормы. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: «Право сле-
    дует искать не в нормах, а в самой жизни».
    Иными словами, авторы данной концепции обосновывают и раз- вивают теорию судебного и административного прецедента, характер- ного для системы общего права.
    Историческая школа права (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и дру- гие) исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «нацио- нальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем.
    В основе права лежит обычай, базирующийся на общем сознании, общем народном духе, общем убеждении народа. Корни права следует искать в бытие исторического процесса, его последовательном разви- тии вместе с развитием общественным отношений в обществе. Право силой убеждения воздействует на людей.
    Сторонники исторической школы права исходили из многомерно- сти права каждого народа, передаваемого из поколения в поколение.
    Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов. Право есть часть надстройки над экономиче- ским базисом общества, обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.
    «Помимо того что господствующие при данных отношениях инди- виды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона, — выражение, содержание которого всегда дается отно- шениями этого класса…».
    2 1
    Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
    СПб., 1909. Т. 1. С. 83, 101, 257—258, 265—267.
    2
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 322 и др.

    78
    При всех различных подходах к пониманию права (в этом следует согласиться с В. Н. Кудрявцевым) профессиональному юристу должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надле- жащим образом
    1
    . Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа.
    Теория естественного происхождения права сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме, когда считалось, что существуют наряду с письменными законами неписанные, «вечные» законы, исходя- щие из природы, в основе которых лежит незыблемый вечный порядок.
    Как считал Аристотель, проявлением естественного (божественного) права является разделение людей на свободных (граждан) и несвобод- ных, рожденных повиноваться. Римские юристы считали, что наряду с частным правом, регулирующим имущественные отношения, публич- ным правом, регулирующим отношения граждан и государства, между- народным правом (правом народов), существует и естественное право
    (jus naturale), порожденное самой природой и регулирующее отноше- ния между людьми, выступающими как часть природы.
    Теория естественного права (Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.
    Руссо, П. Гольбах, А. Н. Радищев и другие) получила свое позитивное развитие в период буржуазных революций, направленных против фео- дализма и беззакония. Например, И. Кант считал, что право — «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совме- стим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы»
    2
    По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче — «наличное бытие свободы»
    3
    . Основная идея естествен- ного права состоит в признании бытия высших, постоянно действую- щих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, и действую- щих непосредственно «по природе», без закрепления в положительном праве.
    Возрождение естественного права всегда имеет место там, где речь идет о демократическом переустройстве общества, возрождении идеи свободной личности, когда формируется правовое государство.
    Как считал В. С. Нерсесянц, различать право, закон, справедливость можно не только с естественно-правовых позиций. Это необходимый момент любого теоретического подхода к правовым явлениям. Он признает нормативность права, но указав на то обстоятельство, что в законе не может быть конкретизируемо любое произвольно взятое
    1
    См. : Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности // Государство и право.
    1994. № 3. С. 6.
    2
    Гегель. Философия права. М. ; Л., 1934. С. 54.
    3
    Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 139.

    79
    содержание, справедливо считает, что сущностью содержания может быть лишь определенное состояние свободы
    1
    3.4. Соотношение государства и права
    Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено и обусловлено экономикой, порождается не ею, а государством в про- цессе особой государственной деятельности — правотворчества.
    Как справедливо подчеркивает О. Э. Лейст, почти во всех своих сущ- ностных качествах право зависит от государства, вплоть до того, что авторитетность права предопределяется авторитетностью государства, его отношением к им же созданному праву, степенью налаженности государственных служб, силой (или слабостью) самого государства
    2
    Традиционно в науке различаются два подхода к вопросу о соотно- шении государства и права.
    Этатистский подход означает приоритет государства над правом: право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его (государства) следствие. Такой подход имел широкое распростра- нение в отечественной юридической литературе. Считалось, что право находится в подчиненном к государству отношении. Фактическим усло- вием для данного подхода служила юридическая практика, склонная видеть в праве только некий придаток государства, так как право рас- сматривается только как совокупность норм, издаваемых государством.
    Естественно-правовой подход к пониманию соотношения государ- ства и права основан на естественно-правовых воззрениях, сторонники которого выводившие понятие государства из общественного договора, исходят из ограничения государства правом, что, по их мнению, выте- кало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости осно- ванных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравне- нии с государством. Такой подход имеет определенные преимущества, но только с точки зрения утверждения в теории государства и права идеи господства права.
    Интегративный подход позволяет выйти за рамки двух перечис- ленных ранее подходов и в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций, избежать крайностей в оценке соот- ношения государства и права. Согласно этому подходу связь между пра- вом и государством не имеет столь однозначного причинно-следствен- ного характера (государство порождает право, или из права рождается государство). Связь между государством и правом носит более слож-
    1
    Нерсесянц В. С. Право и закон. М., 1983. С. 353.
    2
    См.: Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М. :
    Зерцало-М, 2002. С. 124.

    80
    ный характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать. Рассматриваемый подход позволяет выя- вить глубинные связи между правом и государством, избежать одно- сторонности, понять, что дает право государству, и выяснить истинную роль государства в обеспечении права.
    Анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей общественной практики.
    Признание двустороннего характера связи между государством и правом позволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативного подхода к пониманию права («право исходит от госу- дарства» и т.п.). В то же время при данном подходе роль государства по отношению к праву не нивелируется, как это вытекает из некото- рых концепций так называемого широкого правопонимания. Государ- ственный нигилизм в такой же мере опасен, как нигилизм правовой.
    Связь государства и права представляется иной: государство не порож- дает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой — мощным средством, поддержи- вающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это «позволяет»
    1
    Государство есть та форма, в которой осуществляются как общие, так и частные интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение, поэтому все общие установления опосредуются государством, получают политическую форму. Отсюда возникает видимость самостоятельности, независимости права.
    Непосредственным источником права является государство. Творя право, оно создает иллюзию, будто право не обусловлено экономикой, а является произвольным порождением государственной воли, свобод- ной от экономики. На самом деле государственная воля формируется под непосредственным воздействием экономических интересов.
    Механизм перехода потребностей и интересов в право заключается в том, что, как у отдельного человека, для того чтобы он стал действо- вать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения
    его воли, точно так же и все потребности гражданского общества — независимо от того, какой класс в данное время господствует, неиз- бежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов полу- чить всеобщее значение (Ф. Энгельс).
    Государство по отношению к праву определяет необходимость право- вого регулирования тех или иных отношений; устанавливает политиче- ские, правовые и организационные формы правотворчества; выявляет волевое содержание права; обеспечивает соблюдение и исполнение права всеми социальными субъектами и в необходимых случаях при-
    1
    См.: Теория государства и права : учебник / Под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф.
    В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. 2007. С. 93—94.

    81
    бегает к принуждению, если нормы права нарушаются (общеизвестно, что право — ничто без аппарата, способного принуждать к соблюде- нию его норм).
    Став самостоятельной силой по отношению к обществу, государство немедленно порождает новую идеологию.
    У политиков по профессии, теоретиков государственного права и юристов, занимающихся гражданским правом, связь с экономиче- скими факторами теряется окончательно. Поскольку в каждом отдель- ном случае экономические обстоятельства, чтобы получить санкцию в форме закона, должны принимать форму юридического мотива и поскольку при этом следует, разумеется, считаться со всей системой уже существующего права, постольку теперь кажется, что юридическая форма — это все, а экономическое содержание — ничто. Государствен- ное право и гражданское право рассматриваются как самостоятельные области, которые имеют свое независимое историческое значение, которые сами по себе поддаются систематическому изложению и тре- буют такой систематизации путем последовательного искоренения всех внутренних противоречий.
    Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направ- ленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль
    организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой госу- дарством.
    3.5. Право и политика
    Политика, проводимая государством, осуществляется в различных сферах государственной и общественной жизни через механизм пра- вового регулирования. Тем самым она приобретает характер правовой политики.
    В XXI в. активно формируется категория правовой политики, отра- жающая собой многоаспектную деятельность государства: процессы оптимизации нормотворчества, основные направления развития поли- тической системы общества, обеспечение самодостаточности личности и т.д. Категория «правовая политика», справедливо пишет А. В. Малько, начинает формироваться по сути только тогда, когда возникает жиз- ненная необходимость в явлении «правовая политика», в соответству- ющей системной, последовательной и научно обоснованной деятель- ности в сфере правового регулирования, когда право начинает высоко цениться и с ним связывают возможность усовершенствования госу- дарства — доведения его до уровня правового государства
    1 1
    См.: Малько А. В. Теория правовой политики. М. : Юрлитинформ, 2012. С. 3.

    82
    Политика — это принципиальное направление деятельности государ- ства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содер- жания его деятельности; она носит объективный характер, имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц, партий, движений.
    Например, в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. в сфере государственной экономической политики специально выде- лена область совершенствования бюджетной, налоговой политики
    1
    Можно согласиться с А. В. Малько в том, что правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использо- ванию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепле- ние дисциплины, законности и правопорядка, формирование право- вой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности
    2
    Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим созна- нием, складывающимся на основе политической идеологии господству- ющих политических сил, находящихся у власти.
    Политическая идеология — это система концепций, представлений о содержании, характере, динамике данного общества, совокупность взглядов о закономерностях их развития, в соответствии с которыми пар- тии определяют свои цели и задачи, формы и способы сознательного воздействия на общественные отношения в нужном для себя направле- нии, т.е. вырабатывают политику.
    В современных государствах политические стратегия и тактика — прерогатива правящей политической партии (блока партий); они задаются как обязательная программа для лидеров, занимающих места в парламенте, чиновничье-бюрократическом аппарате, в правитель- стве. Тем самым задается и программа правотворчества, осуществляе- мого государством в интересах определенных социальных групп, слоев, классов.
    Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования обще-
    1
    См. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной госу- дарственной экономической политике» // http://kremlin.ru/news/15232.
    2
    См.: Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах : учеб.-метод. пособие. 5-е изд., испр. и доп. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. С. 299.

    83
    ственных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.
    Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на обще- ственные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В орга- низаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация и т.д. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же, напротив, относительно кон- сервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику.
    Из сказанного можно сделать вывод, что политика является осно- вой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право — одно из важней- ших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через поли- тику государства. Требования политики невозможно полностью пере- ложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему.
    Право придает политике государственного аппарата четкую норма- тивную конкретность. Несовершенство правовой регламентации спо- собно ослабить государство.
    На современном этапе развития российского общества совершен- ствование правовой основы государственной и общественной жизни — одно из направлений его демократизации, что означает возрастание организующей роли права в отношении государства.
    Сферы общественной жизни, на которые воздействуют государство и право, неодинаковы, постоянно меняются. Не от права, а от самого государства зависит, в каких из этих сфер право используется шире и в каких — ýже.
    Государство и право как феномены общества, непосредственно вза- имодействуя, составляют диалектическое единство. Право создается
    государством, которое должно быть связано правом. Это вытекает из объективной природы права как относительно устойчивой, стабиль- ной системы норм. Государство не вправе нарушить им же созданное право.
    3.6. Понятие правового регулирования, функции права
    Правовое регулирование есть воздействие на поведение человека, где реализуются функции права, т.е. способ существования того или иного предмета, явления любой объективной реальности.
    В данном случае речь идет о функциях права как способах его осу- ществления. Любое явление заявляет о себе, своем существовании

    84
    именно тем, что воздействует определенным образом на другие. Спо- собы воздействия обнаруживают свойства данного явления, его объ- ективные черты. Применительно к праву это означает, что в функциях права, т.е. в способах его воздействия на общественные отношения, должны проявиться его сущность, все его основные свойства.
    Правовое регулирование — это результативное, нормативно-организа- ционное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реа- лизации и актов применения права) (рис. 3.4).
    Общественные отношения
    Норма права
    Правоотношение
    Акты реализации
    Акты применения
    Правовое регулирование
    Рис. 3.4. Правовое регулирование
    Функции права — это основные направления его воздействия на обще- ственные отношения.
    Выбор способов зависит от того, на какие отношения право воз- действует и каким образом регулирует их. Оно упорядочивает обще- ственные отношения, предписывая их участникам правила поведения, воплощая интересы и волю государства (господствующего класса).
    Следовательно, функции права — регулятивное воздействие на обще- ственные отношения. Определить способы этого воздействия и озна- чает установить функции права.
    Право закрепляет сложившиеся в обществе господствующие отно- шения, содействует возникновению и формированию новых отноше- ний, объективные предпосылки для которых уже созрели, развивает сложившиеся отношения, преодолевает отношения, противоречащие господствующим интересам, охраняет господствующие отношения.
    Таким образом, право играет двоякую роль: закрепляет сложивши- еся отношения или вызывает к жизни новые, к которым законодатель сознательно стремится. Например, отмена феодальных привилегий и введение принципа свободы частной собственности приводят к воз- никновению нового отношения, которое создается в ходе буржуазной революции. Национализация земли и объектов крупной частной соб- ственности повлекла возникновение социалистических производствен- ных отношений.

    85
    При определенных условиях право становится «предэкономическим фактом» (К. Маркс) нового способа производства. Например, раздел крупной земельной собственности на парцеллы; завоевание земель и создание феодального землевладения; экспроприация частной капи- талистической собственности пролетарским государством.
    Если экономические условия созрели для нового способа производ- ства, то в такие переломные периоды государство и право играют осо- бенно важную роль. Поскольку право неотделимо от государства, оче- видно, и его функции неразрывно связаны с функциями государства.
    Право не может существовать, воздействуя на общественные отноше- ния в противоречии с функциями государства.
    Поэтому функции права могут быть определены какглавные направ- ления нормативно-правового воздействия государства на обществен- ные отношения, соответствующие социально-политическому, экономи- ческому и идеологическому содержанию регулирования.
    Как справедливо отмечал О. Э. Лейст, любое общество является динамичной системой, непрерывно порождающей новые отношения.
    В современном мире даже попытки с помощью права затормозить, оста- новить процесс социального развития способны породить лишь теневую экономику, двоемыслие, самиздат и другие формы не соответствующей праву общественной самодеятельности. Нормальное правительство, не стремящееся к застою, не может не реагировать на процессы соци- альных изменений. Всегда возникают новые, не предусмотренные дей- ствующим правом, общественно вредные или общественно опасные деяния и порождаемые ими отношения. Для пресечения и предупрежде- ния тех из них, которые принимают сколько-нибудь массовый (и потому доступный для типизации) характер, нет более эффективного средства, чем нормативно выраженный запрет, снабженный угрозой наказания.
    И наоборот, с развитием общества возникают новые отношения и ситу- ации, которые этому обществу (или правящей социальной элите) жела- тельно упорядочить, сохранить и умножить (если они поддаются типи- зации), что опять же лучше всего достигается с помощью права
    1
    Функции права по характеру воздействия на общественные отноше- ния можно разделить на две категории: регулятивные и охранитель-
    ные.
    В литературе встречаются и иные классификации. Дело в том, что в одних случаях право закрепляет («консервирует») то, что уже сложи- лось, в других — обеспечивает прогрессивное развитие общественных отношений, поэтому можно выделить функции статические и дина-
    мические. Можно сказать, что регулятивные функции по своей сути есть динамические, а охранительные есть статические функции.
    1
    См.: Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М. :
    Зерцало-М, 2002. С. 47.

    86
    Поскольку социальные нормы также воздействуют на указанные сферы общественных отношений, то функции права совпадают с функ- циями других социальных норм по своим целям. Поэтому экономиче- ская, политическая, идеологическая функции права могут рассматри- ваться как общесоциальные, в отличие от специально-юридических
    (Т. Н. Радько). Такое деление свидетельствует не о разных функциях права, а о разных свойствах этих функций (рис. 3.5).
    Общие
    Функции права
    Юридические
    Политическая
    Экономическая
    Социа льная
    Воспитательная
    Регу лятивная
    Охранительная
    Динамическая
    Статическая
    Рис. 3.5. Функции права
    Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, т.е. посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов).
    Функции права как понятие научно раскрывают необходимую, непо- средственную связь между сущностью права и реальными обществен- ными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному.
    Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения, определяемые его сущностью и социаль- ным назначением.
    Важно уяснить связь понятий «общественные отношения» и «пове- дение». Выше было отмечено, что общественные отношения проявля- ются через интересы — связи между людьми, обладающими опреде- ленными классовыми интересами, реализующими их определенным поведением, что и создает возможность воздействия права на объек- тивные общественные отношения. Иначе говоря, устанавливая права и обязанности социальных субъектов, т.е. меру дозволенного и обяза- тельного поведения, право тем самым воздействует и на те обществен- ные отношения, которые выражаются в этом поведении. Вне поведе- ния социальных субъектов нет и отношения, т.е. нет того, на что право могло бы воздействовать. Например, отношения собственности пред-

    87
    полагают поведение всех членов общества, состоящее в использовании средств производства, принадлежащих как каждому из них, так и обще- ству в целом. Государство закрепляет это поведение как обязательное.
    Оно устанавливает право государственной собственности и тем самым регулирует отношения собственности.
    Таким образом, общественные отношения являются предметом
    правового регулирования, объектом воздействия права. Они выра- жаются в поведении субъектов и поэтому могут быть урегулированы путем установления их прав и обязанностей.
    Неверно представление, что одни нормы права выполняют опреде- ленные функции, а другие таким свойством не обладают. Например, нормы уголовного права, предусматривая наказания за общественно опасные деяния, причастны к выполнению одновременно несколь- ких функций права: они способствуют вытеснению нежелательных общественных отношений; закрепляют экономические, нравственные и другие отношения; способствуют утверждению и развитию новых, более совершенных общественных отношений. Все эти функции нормы уголовного права выполняют в системе с другими нормами права. Сле- довательно, право реализует свои функции обязывающими, запрещаю- щими и управомочивающими нормами в их единстве.
    В текущем законодательстве правовое регулирование постоянно направляется на то, чтобы закрепить существующие, вызвать к жизни новые отношения. Можно сказать, что закрепление сложившихся
    и стимулирование возникновения новых отношений и составляют
    содержание правового регулирования и соответствующего ему поня- тия.
    Право обеспечивает устойчивость (стабильность) общественных отношений. Субъекты, обладая свободой воли, могут в одних и тех же типичных ситуациях действовать по-разному, сообразуясь с индиви- дуальным интересом. Право в наиболее существенных чертах ограни- чивает произвол (своеволие) субъектов, формализует поведение, если это диктуется общеклассовым интересом. Тем самым поведение людей направляется в одно общее русло упрочения данного способа производ- ства, а урегулированность и порядок являются именно формой упоря- дочения данного способа производства, его относительной независи- мости от простого случая и просто произвола.
    Право с точки зрения своего содержания является системой право- вых норм, отдельных, разнообразных по своему конкретному содержа- нию правил поведения, проникнутых внутренним единством. Поэтому определение права и определение отдельной правовой нормы принци- пиально не различаются.
    Правовая норма — правило поведения, выражающее обусловленную экономическим строем государственную волю политических сил, стоя- щих у власти, и охраняемое государством.

    Нормы права оказывают воздействие на общественные отношения, поведение субъектов, на их волю уже в силу факта своего существова- ния. Каждая норма права обладает общепревентивным воздействием.
    Наиболее эффективное регулирующее воздействие на обществен- ную жизнь нормы права оказывают при их фактическом, прямом применении. В этом случае на основе каждой отдельно взятой нормы возникают многочисленные конкретные отношения между людьми —
    правовые отношения.
    Норма права как реальность — это самостоятельное и отдельное пра- вило поведения, отличное от многих других, существующих в праве, эле- ментарная клетка, простейшее бытие права, обладающее законченным содержанием и структурой, носитель свойств права.
    Норма права как понятие есть научное обоснование права в каче- стве непосредственно данного для субъекта и в то же время простей- шего основания права, способного развиться в систему права. В этом понятии отражены результаты рассмотрения различных норм, облада- ющих общими свойствами независимо от их многообразного специфи- ческого содержания.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   40


    написать администратору сайта