Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольные вопросы

  • Тестовые задания

  • Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


    Скачать 4.19 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
    АнкорСосновский Б.А. Психология
    Дата09.03.2022
    Размер4.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
    ТипУчебник
    #388747
    страница28 из 62
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   62
    трудово­му коллективу, референтной группе, различным общественным организациям.

    Любой институт социализации несет в себе воздействия более широкой группы или общности людей через традиции, обычаи, об­раз жизни. Личность формируется в целостном обществе: макро­среде и микросреде, и каждая оставляет на индивидуальности свои следы и трудноразрешимые последствия.

    Проблема взаимодействия индивида и социальных факторов от­ражена в работах Б.Ф. Поршнева. Особое значение в социализа­ции личности придается историческому развитию государства, так как каждый период и этап развития общества предъявляет свои требования к личности. В стабильные фазы развития общества лич­ность в значительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным и др.) устремлениям и нормативам. У человека гипертрофированно раз­вивается групповая идентичность (по терминологии Э. Эриксона) как осознание себя членом какой-либо (большой или малой) соци­альной группы с принятием ее целей и морали в ущерб индивиду­альным и общечеловеческим ценностям. К таким периодам отно­сятся, например, Средневековье в Европе (А.Я. Гуревич), Средние века на Руси (Ю.М. Лотман). Затем в истории отмечается наруше­ние интегрированности человека со своей социальной группой, со­словием, постепенно акцентрируется индивидуально-личностный слой его идентичности (Э. Фромм).

    Предложенная Л.Н. Гумилевым концепция этногенеза иллюст­рирует взаимосвязь процессов социализации и этапа развития об­щества. В стабильные периоды общественного развития социально более адаптированными являются люди, ориентированные на груп­повые ценности, т.е. с групповым уровнем идентификации. В пери­од бурного развития этноса в обществе начинают доминировать новые ценности, акцентирующие значение риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни. Активизируются личнос­ти разных типов: с одной стороны, те, у которых одновременно пре­обладают и общечеловеческий, и индивидуально-личностный уров­ни идентичности; а с другой стороны, люди, спасающиеся от обще­ственных бурь с помощью привычных стереотипов ориентации на групповые нормы.

    Индивидуально-личностные факторы социализации личности чрезвычайно значимы, поскольку социализация — это не простое механическое отражение личностью чужого опыта. Каждая конк­ретная личность не только усваивает опыт группы, но субъективно преобразовывает его в собственные социальные установки (атти- тюды), социальные ожидания (экспектации), ценностные ориента­ции. Усвоение общественно-исторического опыта субъективно и другим быть не может. Разные личности выносят из объективно одинаковых социальных ситуаций различный опыт.

    Подчеркнем влияние этапа жизненного пути личности на особен­ности ее социализации. Согласно данным Л. Кольберга, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне мо­рального развития. Их поведение определяется в основном стремле­нием избежать наказания или получить поощрение, у них доминиру­ет незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности.

    К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преоб­ладает групповой уровень идентичности, когда каждый поступок оценивается в зависимости от точки зрения референтной для ре­бенка группы. В стабильные периоды развития общества этот уро­вень идентичности и далее остается доминирующим, так как, по сведениям Л. Кольберга, только 10% детей старше 16 лет достига­ют постконвенционального уровня морального развития, что озна­чает одновременное наличие индивидуально-личностного и обще­человеческого уровней идентичности.

    Иначе протекает процесс социализации в условиях обществен­ного кризиса, который характеризуется нарушением «идеологиче­ской целостности» (Э. Эриксон), расшатыванием прежней системы ценностей. Трудности адаптации к новым социально-экономиче­ским условиям испытывают все три возрастные группы: дети до подросткового возраста включительно; юношество и молодые люди; люди среднего и пожилого возраста.

    Такая социальная ситуация характерна и для современной России.

    (?) Контрольные вопросы

    1. Какие стороны выделяют в понятии социализации?

    2. Какова структура социализации?

    3. В каких сферах происходит социализация личности?

    4. Каковы критерии социализированности личности?

    5. Какие факторы социализации принято выделять в отечественной социальной психологии?

    6. Что такое институты социализации?

    © Тестовые задания

    1. Социализация — это...

    1. Процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы.

    Б. Приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности.

    1. Двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта пу­тем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им систе­мы социальных связей и отношений за счет активной деятельности.

    Г. Приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.

    1. Чем определяется содержание социализации?

    1. Всей совокупностью социальных влияний на индивида и его отно­шением к этому влиянию.

    Б. Влиянием культуры, средств массовой информации, политических программ.

    1. Социальной ситуацией, в которой оказывается личность.

    Г. Национальной принадлежностью человека.

    1. Факторы социализации — это...

    1. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества.

    Б. Генетически обусловленные физиологические и психические осо­бенности человека.

    1. Общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив.

    Г. Все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

    1. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социаль­ной психологии?

    1. Первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная.

    Б. Дотрудовая, трудовая, послетрудовая.

    1. Раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подрост- ничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость.

    Г. Предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная.

    Глава 21

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    1. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде

    Социальная установка — категория социальной психологии по-разному определяемая исследователями. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд» (У. Томас, Ф. Знанецки), обозначающее состояние сознания, регулирующее от­ношение и поведение человека в конкретных условиях; психологи­ческое переживание социальной ценности и смысла объекта. Ос­новные признаки аттитюда, или социальной установки: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность и эмоциональный компонент этих отноше­ний, регулятивная роль социальной установки. Социальные объек­ты понимаются в данном случае в самом широком смысле: инсти­туты общества, государства, явления, события, процессы, нормы лич­ности.

    Сущность социальной установки можно интерпретировать с по­зиции теории функциональных систем П.К. Анохина. Функциональ­ные системы выступают как сложные единицы интегративной дея­тельности организма: динамично и системно организованная ак­тивность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-либо полезного результата. Социальную установку можно назвать динамичной функциональной системой, регулирующей по­ведение личности по отношению к социальному объекту.

    Регулирующая функция социальной установки — это ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Соци­альные установки являются взаимосвязанными, взаимозависимыми

    1. Социальные установки личности. Понятие о социальной среде 305

    и нередко противоречивыми компонентами более сложной систе­мы. Противоречивость социальной действительности порождает не­соответствия в системе социальных установок, доходящие до борь­бы между ними. Для обозначения таких противоречий возникли специальные понятия. Например, выделена перцептивная установ­ка, означающая предрасположенность субъекта к определенной интерпретации воспринимаемой им действительности, зависящей от других аттитюдов личности.

    М. Смит предложил трехкомпонентную модель аттитюда: ког­нитивный, содержащий знание и представление о социальном объек­те; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; конативный (поведенческий), выражающий потенциаль­ную готовность личности реализовать определенное поведение.

    Возможность реализации поведения, соответствующего когни­тивному и аффективному компонентам данного аттитюда, зависит от особенностей ситуации, взаимодействия с другими аттитюдами.

    Структура социальной установки позволяет выделить две ее разновидности: стереотип и предрассудок, которые различаются содержанием когнитивного компонента.

    Стереотип — это социальная установка с застывшим содержа­нием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительнос­ти или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мыслительных усилий и действий в отношении простых и стабильных объектов и ситуаций. Там же, где объект подвержен изменению или требует творческого осмыс­ления, а представления личности о нем остались прежними, стерео­тип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью.

    Предрассудок — это социальная установка с неадекватно изме­ненным содержанием когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает социальные объекты в искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом связан эмоционально насыщенный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие элементов действительности, но и неадекватные переживания.

    Основная причина формирования предрассудков заключается в недостаточной развитости когнитивной сферы и личности в целом. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда под воздействием родителей и ближайшего окружения формируется определенное эмоционально-оценочное отношение. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но не критично осмыс­ленный и интерпретированный.

    С точки зрения значимости для общества и личности отдельные социальные установки занимают неравноправное положение, обра­зуют иерархию. Этот факт отражен в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

    Выделено четыре уровня диспозиций как образований, регулиру­ющих поведение и деятельность индивида. К первому уровню отно­сятся установки, регулирующие поведение на простейшем, преиму­щественно бытовом уровне; ко второму — социальные установки, которые вступают в действие на уровне малых групп; третий уро­вень включает общую направленность интересов личности (базо­вые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, обществен­ная деятельность, увлечения); на четвертом уровне располагается система ценностных ориентаций личности.

    Для каждого отдельного индивида существует субъективное соподчинение социальных установок, которое отнюдь не всегда со­впадает с общественно принятой иерархией.

    1. Социально-психологические представления о развитии личности в зарубежной и отечественной психологии

    Социальная психология рассматривает личность в контексте всех разнообразных социальных взаимодействий, связей и включеннос­ти в различные социальные группы.

    Создатели различных теорий рассматривали личность как нечто единое целое, зачастую не разводя понятия различных наук о чело­веке и обществе.

    Теоретической основой воззрений 3. Фрейда было его убежде­ние в том, что человек и общество всегда находятся в состоянии конфронтации и враждебности. Причина тому — плохо управля­емые влечения Ид, которые никак не согласуются с условиями фи­зической реальности и социальной действительности. Эго и Супер- эго призваны лишь как-то примирить влечения с требованиями действительности, придав им более или менее приемлемую форму. Одним из категориальных социально-психологических понятий у Фрейда является «Супер-эго». Именно оно и составляет личност­ное содержание психики человека, поскольку включает в себя со­весть, определяющую, что возможно и допустимо, идеальное «Я» как образ, к которому надо стремиться. Понятие «Супер-эго» можно сопоставить с системой социальных установок личности. Роль Су­пер-эго выражается в том, что именно этим качеством психики че­ловека обусловливается характер общества. Если в обществе пре­обладают люди с сильным, жестким Супер-эго, оно становится авто­ритарным.

    Формирование социальных отношений в обществе зависит, по мнению Фрейда, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отно­шения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрос­лый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее харак­терной чертой подобных отношений является амбивалентность чувств. Мать как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности, даже ненависти. Подобная амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объ­единяется и чувство лояльности, и чувство враждебности.

    Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. В качестве лидера может выступать не толь­ко конкретный человек, но и власть в целом, даже идея. Как отцу, так и лидеру отдается часть функций Эго, что означает передачу им ответственности индивида за те или иные его действия.

    В итоге Фрейд пришел к выводу, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации: инстинкт жизни (Эрос), пи­таемый энергией либидо и объединяющий людей, и инстинкт смер­ти (Танатос) как проявление агрессивности человека, враждебнос­ти всех против всех, которые препятствуют осуществлению про­граммы цивилизации.

    В понимании К. Юнга решающую роль в социальной жизни лич­ности играет коллективное бессознательное, которое не имеет от­ношения к индивидуальной судьбе личности и недоступно позна­нию, осознанию.

    Для А. Адлера центральным понятием являются стиль жизни и социальное чувство. Стиль жизни определяется стремлением лич­ности преодолеть чувство неполноценности. Оно возникает у каж­дого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психических переживаний. Социальное чувство отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и смысле жизни в целом. Это чув­ство задает стиль жизни, который при гармоничном сочетании лич­ных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности. Стремление исключительно к превос­ходству порождает сверхкомпенсацию, которая при проявлении слабых сторон личности выражается в форме ухода в болезнь.

    Свойства, с помощью которых обычно описывается личность,

    Э.Фром объединяет понятием «характер». Основным критерием дифференциации характеров выступает отношение к смыслу жиз­ни. Если человек ориентирован на самореализацию, способен испы­тывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, означающим успешное сочета­ние личных и общественных интересов. Все остальные типы харак­теров («рыночный», «накопительский», «авторитарный», «некрофи- лический») — это «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то или кому-то и в итоге — «бегство от сво­боды». Доминирующий тип характера в конкретном обществе со­ставляет «социальный характер», определяющий отношения между личностью и обществом, между людьми.

    А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом» и что смысл его развития заключается в актуализации этой природы. Человеку изначально заданы не только биологические свойства, но и те соци­альные свойства и потребности, система ценностей, которые обычно связываются с понятием «личность». Самоактуализация обеспечи­вается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри». Поэтому общество, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль. Основная их задача (гуманистическая) заклю­чается в том, чтобы не мешать росту.

    В отечественной социальной психологии Б.Д. Парыгин предло­жил рассматривать две модели структуры личности: статическую и динамическую. Под первой понимается «отвлеченная от реально функционирующей личности, абстрактная модель, характеризующая основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида». Под второй — «одномоментная фотография психического состояния и поведения человека, которая моделирует механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пла­стов в психике индивида».

    Для вычленения параметров статической структуры автор пред­лагает единое основание — степень представленности компонен­тов психики в структуре личности. В результате выделяется три категории:

    • общечеловеческие психические свойства индивида (необходи­мый комплекс основных психических свойств и состояний, подчи­няющихся общим для всех людей психофизиологическим механиз­мам);

    • социально-специфические особенности личности (социально­специфический опыт и его усвоение);

    • индивидуально-неповторимые особенности, свойственные кон­кретной личности.

    Сквозным понятием анализа выделенных параметров является приобретенный опыт (общечеловеческий, социально-специфический, индивидуально-неповторимый).

    Изучать социально-специфический опыт личности необходимо через:

    S социальные роли личности, «ее права и обязанности, которые заданы ее социальным положением»;

    ^ социальные нормы, «правила и модели поведения, санкциони­рованные и ожидаемые социальными группами»;

    S ценностные ориентации общества, в той или иной мере усво­енные индивидом;

    S символы как средства закрепления санкционированной систе­мы ценностей, соединяющие «рациональный смысл, субъективное переживание».

    Усвоение социального опыта происходит в виде четырех после­довательных стадий:

    > знание как система усвоенных социальных значений;

    »социально-психологический стереотип восприятия как ва­лентное отношение к культивированному значению;

    » установка как готовность, предрасположенность действовать в соответствии со значением;

    > побуждение как наличие мотивации, иногда волевого усилия для перерастания готовности в реальное действие.

    В процессе усвоения социального опыта меняется позиция лич­ности, ее отношение к системе норм, правил, формируется самосоз­нание личности.

    Модели динамической структуры личности построены, исходя из существования внутренних (интроспективных) и внешних (по­веденческих) аспектов психики, каждый из которых может носить либо вербальный, либо невербальный характер. Эквивалентами моделей выступают: психический настрой личности (представлен эмоциональным состоянием и умонастроением, системой мотива­ции) и стереотип социального поведения.

    В.А. Ядов обосновал необходимость рассматривать объектно­субъектные аспекты личности как целостность по отношению к условиям деятельности, сформировавшиеся в предшествующем опыте

    и на основе личностных свойств. Он предложил диспозиционную концепцию личности. Реализация потребностей человека возмож­на при соответствующих условиях деятельности, которые представ­лены в виде иерархических систем. «Встреча» потребности и ситу­ации (условия) формирует диспозицию (установку). Набор диспо­зиций образует иерархическую систему. К первому (низшему) уровню диспозиций относятся элементарные фиксированные уста­новки, формирующиеся на основе витальных потребностей и в про­стейших ситуациях. Второй уровень — социально фиксированные установки, образующиеся на основе социальных потребностей, вклю­чения индивида в первичные группы и конкретных ситуаций. Выс­ший уровень диспозиционной иерархии образует система ценност­ных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их дости­жения. Этот уровень диспозиций формируется на основе всех социальных условий жизнедеятельности человека.

    Г.М. Андреева утверждает, что для социальной психологии глав­ными ориентирами в исследовании личности являются взаимоот­ношение личности с конкретной группой и результат, который от этого получается. Необходимо изучать группы, через которые об­щество влияет на социализацию личности, ее жизненный путь. С другой стороны, необходимо исследовать полученный результат влияния социума на личность, или проблему социальной установки. Г.М. Андреева выделяет три содержательные сферы, в которых осу­ществляется становление личности: деятельность, общение, само­сознание, а также три стадии процесса социализации: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

    (?)
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   62


    написать администратору сайта