Главная страница
Навигация по странице:

  • Тестовые задания

  • Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


    Скачать 4.19 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
    АнкорСосновский Б.А. Психология
    Дата09.03.2022
    Размер4.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
    ТипУчебник
    #388747
    страница31 из 62
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   62
    Контрольные вопросы

    1. Какова минимальная численность малой группы?

    2. Каковы отличительные признаки коллектива?

    3. Каковы основные проявления феномена социальной фасилитации?

    4. В чем заключаются основные функции лидера?

    5. Каковы основные причины возникновения агрессии в группах?

    6. Что такое диахронная последовательность индивида?

    (D Тестовые задания

    1. За «нижнюю границу» малой группы принимают...

    1. Одного человека.

    Б. Двух человек.

    1. Трех человек.

    Г. Четыре человек.

    1. В современной социальной психологии понятие «групповая динами­ка» характеризует...

    1. Отношения в группе, развивающиеся в результате воздействия на ее членов внутригрупповых сил.

    Б. Цели группы.

    1. Состояние группы в конкретной точке пространственно-временного континуума.

    Г. Задачи группы.

    1. Феномен социальной фасилитации проявляется в...

    1. Поддержке группой психических функций индивида.

    Б. Угнетении группой психических функций индивида.

    1. Стагнации психических функций индивида под воздействием группы.

    Г. Попеременной поддержке и угнетении группой психических функ­ций индивида.

    1. К социально-психологическим причинам конфликтов относятся...

    1. Искажение и неполная передача информации участниками взаимо­действия.

    Б. Поведение руководителя как подчиненного.

    1. Учет всеми участниками дискуссии реально существующих между ними расхождений во взглядах на обсуждаемую проблему.

    Г. Делегирование руководителем полномочий.

    Глава 24

    ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП и МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

    1. Методологические и прикладные проблемы исследования массовидных явлений

    Исследованием психологии больших социальных групп в послед­ние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева, М.Г. Ма­каров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, А.Р. Лурия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев и др.

    Выделяются следующие вопросы: 1) какие группы следует рас­сматривать в качестве «больших»; 2) какова психологическая струк­тура больших групп (элементы, их соподчинение, взаимосвязи); 3) ка­ково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в груп­пу, с элементами групповой психологии; 4) каковы методы изучения всех этих явлений (Г.М. Андреева).

    По мнению Г.Г. Дилигенского, психология больших групп иссле­дует особенности различных видов групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в груп­повые; рассматривает группы как субъекты действия. Главным пред­метом изучения психологии больших групп он считает связи меж­ду объективной социальной общностью и общностью социально­психологической, исследование путей, способов и механизмов перехода от первых ко вторым.

    Согласно классификации Г.Г. Дилигенского, в истории общества социальные группы проходят ряд уровней развития.

    Первый уровень типологический. Характеризуется объективным сходством членов группы по каким-то признакам, которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведе­ния, но не служат основанием для создания психологической общ­ности. Это совокупность, но не единство индивидов.

    Второй уровень развития социальной группы — это идентифи­кация, при которой ее члены осознают свою принадлежность к дан­ной группе.

    Третьим является уровень солидарности, или интегрированности, что предполагает готовность членов группы к совместным действи­ям во имя коллективных целей; осознается общность интересов.

    Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общно­стями и в «чистом» виде не существует.

    В качестве одного из факторов, определяющих социально-психо- логическую общность, Г.Г. Дилигенский выделяет степень эмпи­ричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и отличить от «чужих». Таковыми считаются, например, при­знаки расы, языка, пола.

    На уровень развития общностей влияет характер внутри- и меж- групповых коммуникаций. Средства массовой информации, напри­мер, объединяют ранее разобщенные группы в общее информацион­ное поле, в контекст более широких социальных процессов.

    Цементирующим признаком социально-психологической общно­сти является идеология. Объединения людей в борьбе с угнетате­лями, колонизаторами, для защиты отечества возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, стимул к объ­единенным действиям.

    Важное место в системе факторов, определяющих социально­психологическую общность группы, занимают ее общественно-ис­торический опыт, идеология, практика коллективного действия.

    Психические явления в больших группах могут быть отнесены к тем же сферам психики, которые выделены в общей психологии: когнитивная, потребностно-мотивационная, аффективная и регуля­тивно-волевая. В психологии больших групп эти сферы приобрета­ют специфические особенности.

    К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное созна­ние, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях от­ражают социальные процессы, статус групп в системе обществен­ных отношений, уровень духовной жизни общества. Общественно­исторические процессы определяют специфику познавательных процессов. Историчным является не только понятийный, категори­альный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления. Своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его историче­ского развития. В когнитивной сфере возникают, сохраняются, из­меняются представления, стереотипы, ориентации, ценности.

    Мотивационно-потребностная сфера представляется обществен­ной мотивацией, социальными потребностями, ценностями, интере­сами, установками, идеалами. Большие социальные группы в психо­логическом отношении различаются прежде всего своими потреб­ностями, которые возникают и развиваются в процессе социальной жизни. Интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида: потребности группы как сис­темы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, и потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные потребности.

    Для изучения психологии больших групп важно понимание со­отношений индивидуальных и коллективных потребностей.

    В историческом процессе изменяются не только потребности, но и общественные интересы, что особенно ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований.

    Существенное место в мотивационной сфере занимают жизнен­ные ориентации. В них выражаются цели деятельности групп, лич­ностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности людей.

    Общественные идеалы — это обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью обще­ственной идеологии и включенные во все сферы психики.

    Аффективная сфера психологии больших групп включает чув­ства, эмоции и настроения. Определение «социальные чувства» имеет два значения: это чувства, в которых выражается эмоциональное отношение к фактам и ситуациям социальной действительности, и общее чувство объединения людей.

    Общественные настроения являются одним из важных феноме­нов психологии больших групп. В них отражаются и переживают­ся отношения и оценки людьми объективных процессов и психи­ческих феноменов. В качестве особенностей коллективных настро­ений по сравнению с индивидуальными Б.Д. Парыгин выделяет гораздо большую социальную обусловленность, обусловленность всей системой социальных (экономических, политических, идеологиче­ских) отношений. Вместе с тем фактор физического самочувствия отходит на второй план.

    Деятельностную сферу психологии больших групп составляют совместная, коллективная деятельность и групповое поведение. Специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъек­ты и формы. Необходимо различать термины «профессиональная деятельность», «общественная деятельность», «социальные движе­ния».

    Все сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное единство в конкретных обществен­но-исторических условиях выражается двояко: как характеристика типичной личности представителя определенной общности и как ха­рактеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

    Психический склад — это комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

    Социальный характер группы, народа определяется специфиче­ской культурой, историей, жизнедеятельностью и ее условиями.

    Традиции — это исторически сложившиеся, принятые и узако­ненные способы воспроизведения определенных социальных пра­вил, норм поведения, отношений людей.

    Обычаи — прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнения некоторых общественно одобря­емых действий. Обычаи и традиции хранят народный опыт, являют­ся символами ценностей, выработанных общностью, приучают ува­жать их.

    Элементом психического склада, примыкающим к обычаям, явля­ется предрассудок. Это укоренившееся в обществе мнение, не име­ющее разумного доказательства и строгого подтверждения и отно­сящееся преимущественно к предостерегательным, суеверным пра­вилам. Предрассудки могут определять отношения их носителей к тем или иным природным или социальным явлениям. Предрассуд­ки в той или иной степени присущи большинству социальных общ­ностей.

    Целостной, обобщающей характеристикой психологических осо­бенностей социальных групп является образ их жизни. Это сово­купность устоявшихся, типичных для определенных социально-эко­номических условий форм жизнедеятельности народов, классов, со­циальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, общественно-политической и семейно-бытовой сфе­рах. В образе жизни общности и отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям и лю­дям, себе,-

    1. Типологии и классификации ... социально-психологических общностей 349

    1. Типологии и классификации больших социально- психологических общностей

    Классификация больших групп не является четко разработан­ной хотя бы потому, что сами критерии большой группы остаются дискуссионными.

    Выделяют, как известно, два вида социальных общностей людей: по наличию объективных биологических или социально-экономи­ческих связей и отношений и по наличию сознательного стремле­ния людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Эти основания могут пересекаться, противоречить одно другому, но ис­пользуются и при классификации больших групп.

    Объединение людей, имеющих общий объективно существу­ющий и социально значимый признак, представляет собой типоло­гическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят муж­чины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. К большим группам иного типа относятся религиозные груп­пы, партии, союзы, общественные движения. По социальному соста­ву эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологи- ческим характеристикам они более однородны, чем группы типоло­гические, здесь имеется психологическая общность, которая не совпадает с общностью объективной.

    Большие социальные группы классифицируются по разным при­знакам. По времени различаются длительно существующие боль­шие группы — классы, нации — и недолго существующие — поли­тические партии, митинги, аудитории, толпа, по характеру организо­ванности — неорганизованности — толпа, партии, союзы. Некоторые большие группы возникает случайно, стихийно (толпа), другие орга­низуются сознательно (партии, ассоциации), складываются истори­чески.

    Можно выделить условные и реальные большие группы, когда существенным является признак контактности, реального взаимо­действия. Половозрастные, профессиональные, национальные груп­пы являются условными. К реальным большим группам с непродол­жительными контактами относятся съезды, митинги, собрания. Боль­шие группы могут также быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.

    Систематическое исследование больших групп должно быть междисциплинарным (история, этнография, социология, психология, политология, культурология). Необходима разработка комплексных методов исследования. Проблемы больших групп и их соотноше­ний с отдельной личностью станут, быть может, главенствующими в будущей социальной психологии.

    1. Феномен толпы, психология стихийных процессов

    Серьезные попытки научного изучения толпы были предприня­ты в конце XIX в. (Г. Лебон, Г. Тард, С. Сигел). Взгляды Г. Лебона на проблемы поведения масс отражают его представления о чело­веке и его месте в обществе. Человек — пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Поэтому толпа, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.

    Основным психологическим механизмом, объясняющим поведе­ние индивида в толпе, 3. Фрейд считал идентификацию с лидером. Лидер для участников толпы выступает в роли «отца», и, идентифи­цируясь с ним, они отказываются от собственного «Я», или Супер- эго, и передают соответствующие функции лидеру. Члены толпы оказываются в полной зависимости от его решений и выполняют любое указание вожака.

    В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднознач­ное содержание. Это объясняется тем, что оно используется с раз­ных философских позиций в несхожих контекстах, в различных языках, а поэтому имеет неодинаковый смысл. В политической пуб­лицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми про­явлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.

    С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что на русский язык словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, англий­ское слово «crowd», как и французское «1а foule», переводят в России однозначно: толпа. На самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории те­атральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе лю­дей. В западной социологии и психологии эти понятия синонимичны словам «масса», «массовость», и в таком понимании их употребляют в связи с революционными и общественными движениями.

    В психологии под толпой понимают, как правило, неорганизован­ное (или потерявшее организованность) скопление людей, не име­ющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

    Специфика феномена толпы крайне затрудняет его изучение. Внезапность, с какой обычно возникает толпа, непредсказуемость ее поведения, массовость, неопределенность количественных и ка­чественных характеристик, высокая эмоциональная напряжен­ность — все это не позволяет проводить заранее спланированные исследования. Воспроизвести эти явления искусственно в лабора­торных условиях также оказывается невозможным. Поэтому ис­следователям приходится чаще всего собирать необходимые дан­ные путем опросов участников толпы и очевидцев, а также из газет, кинохроники, исторических документов.

    По степени активности и эмоциональной возбужденности лю­дей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паниче­скую. Такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или крупных катастроф, т.е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в объективно спокойных условиях.

    К активному типу относится стяжательская толпа, т.е. скопле­ние людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия. Склонность к «рацио­нализации», оправдыванию перед самим собой таких действий («все равно имущество пропало бы») создает своего рода психологиче­скую защиту, которая как бы примиряет совесть с чувством ответ­ственности за содеянные преступления.

    В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организован­ности.

    Особый тип представляет толпа пассивная, отличающаяся обыч­но отсутствием эмоционального компонента и стимулов к какому- либо действию. Поэтому толпы этого типа так же быстро рассеива­ются, как и собираются.

    Обычно выделяются два вида причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуатив­ный. К первым относятся различные экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния. Роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспо­рядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до неординарного бытового эпизода и просто слуха.

    1. Проблемы психологического воздействия в массовидных явлениях

    Толпа как специфическое объединение людей обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными, не из­вестными. Отсюда — чувство бесконтрольности и безответствен­ности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это приводит людей к соверше­нию поступков, немыслимых для них в обычных условиях.

    Психологическая однородность толпы возникает вследствие урав­нивания, сведения к одному уровню основных психических явле­ний и поведения индивидов. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспри­нимает любые слухи, провокации, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей, призывов.

    Внушаемость — одна из важнейших особенностей толпы, свя­занная с предыдущими ее качествами и объясняющая непредсказу­емость ее действий. Состояние внушаемости повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоре­чии с их сознанием и характером.

    Психическое заражение заключается в быстром распростране­нии, переносе психического состояния одних людей на других. Про­является действие закона психического единства толпы (Г. Лебон), приводящее к психологической однородности, высокой эмоциональ­ной напряженности, иррациональности поведения толпы. Эмоцио­нальный компонент играет свою роль уже при возникновении тол­пы, а в дальнейшем оказывает возрастающее влияние, делая толпу крайне возбужденной и импульсивной.

    Одним из характерных признаков толпы является паника как проявление бесконтрольного страха, охватывающего значительное число людей. Особенно острый характер она принимает, когда люди

    находятся вместе, в контакте друг с другом. Распространено убежде­ние, что причиной паники выступает угроза большой опасности для людей. На самом деле это лишь одно из условий, которые могут породить панику. Известно, что люди успешно преодолевают опас­ность, если они к ней подготовлены и достаточно организованы, по­этому главной причиной паники зачастую оказывается не столько сама опасность, сколько страх оказаться в безвыходном положении.

    Особенностью паники является также то, что как опасность, так и безвыходность положения нередко бывают мнимыми, результа­том воображения отдельных людей, быстро заражающих своим стра­хом окружающих.

    Психологическое состояние людей в панике характеризуется резким сужением сознания и способности к разумным действиям. В этих условиях ведущими механизмами становятся заражение (молниеносное распространение страха) и подражение (поступать «как все»).

    Что можно сделать, чтобы остановить панику? Совет сводится к простой формуле: лучший способ предотвращения паники — не допустить ее возникновения, поскольку, если она началась, остано­вить ее практически невозможно. В этой связи исключительно важ­ное значение приобретает психологическая и практическая подго­товленность людей к возможным критическим ситуациям (стихий­ным бедствиям, авариям и т.п.). Если в экстремальный момент среди людей окажется даже относительно небольшая группа сдержан­ных, уверенных, опытных лиц, они могут остановить панические ре­акции у окружающих, поскольку спокойствие так же заразительно, как и страх.

    Слухи составляют обязательный компонент поведения толпы и могут сыграть важную роль в ситуации, предрасполагающей к пани­ке. В связи с неразвитостью средств коммуникации слухи в тече­ние большей части истории цивилизации выполняли роль массово­го способа распространения информации. Ситуация принципиаль­но изменилась в XX в., когда информационная деятельность стала функцией развивающихся средств массовой информации. Тем не менее слухи как социальное явление сохранились и в новых усло­виях приобрели специфические функции.

    Г. Олпорт и JI. Постмэн сформулировали «основной закон слу­ха», суть которого сводится к тому, что содержание слуха должно иметь какое-то существенное значение для людей и что содержа­ние информации является в какой-то степени неопределенным, т.е. дает повод для гипотез, домыслов, приращений. Выделены различ­ные группы условий, которые способствуют возникновению и рас­пространению слухов. Это наличие в обществе атмосферы неопре­деленности и неуверенности, когда люди не могут в полной мере понять и объяснить сложившееся положение, не знают, чего ожи­дать в дальнейшем. Люди находятся в состоянии постоянной тре­вожности, и слухи становятся инструментом либо снижения тре­вожности, либо ее усиления.

    Для предотвращения возникновения и уменьшения влияния слу­хов важно соблюдать несколько требований:

    S не допускать нарастания высокого уровня неопределенности и тревожности в обществе;

    S организовать целенаправленное информационное обеспечение населения, чтобы не создавать условий для домыслов и вымыслов;

    ^ если слух уже возник, следует не только его опровергнуть и привести доказательные и достоверные факты, но и снять ту тре­вожность, которую он породил.

    1. Отрасли социальной психологии макроявлений

    Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием больших групп — народов. Изу­чение психологических особенностей народов и практическое ис­пользование полученных материалов стало осуществляться задол­го до создания основ этнической психологии. Годом ее рождения считается 1859 г., когда в Германии вышел первый номер журнала «Психология народов и языкознания» под редакцией Г. Штейнталя и М. Лацаруса. В 1900 г. в Германии напечатаны первые тома многотомной работы В. Вундта «Психология народов».

    Основоположниками этнической психологии в России можно считать Г.Г. Шпета, С.И. Королева, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, в экспериментальном плане — А.Р. Лурию.

    Выделяют следующие общественно-исторические типы этниче­ских общностей: нация, народность, племя и род. Применительно ко всем группам используется понятие «этническая психология». По отношению к нации и народности применяется понятие «нацио­нальная психология», а к племени и роду — «трайбалистская пси­хология» (в России употребляется термин «родоплеменная психо­логия»).

    В англо-американской научной литературе принято название «кросскультурная психология», что означает проведение эмпири­ческих работ для сравнения психологических характеристик двух, а иногда и большего количества разных народов.

    Этнические (национальные) стереотипы — широко распростра­ненные, традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп. Выделяются гетеросте­реотипы и автостереотипы. Гетеростереотип — это представление

    об этнопсихологическом облике другого народа (аутгруппы) и фик­сация в нем определенного к нему отношения. Автостереотип — это представление о своем народе (ингруппы) и фиксация в нем, как правило, позитивного отношения.

    Этническое (национальное) сознание представляет собой отра­жение народом своего прошлого и настоящего бытия в духовной и материальной культуре и в обыденном сознании.

    Рассмотрим основные понятия этнопсихологии.

    Национальный характер вбирает в себя наиболее типичные и достаточно устойчивые психологические особенности, выражающие отношения большинства представителей этнической общности к разным явлениям окружающего мира и к самому себе.

    Под национальным темпераментом понимаются типичные проявления его свойств у большинства представителей этноса. Несмотря на то что в каждом народе имеются все известные типы темпераментов, динамика их выражения реализуется по историче­ски закрепленным в сознании народа канонам (этническим нормам).

    В основе этнического (национального) чувства лежит эмоцио­нальная сторона осознания своей этнической принадлежности, ко­торая связана с наличием в обществе национальных и национали­стических идей. Национальное чувство является наиболее рани­мым из всех компонентов этнического самосознания.

    Этническое (национальное) самосознание — это осознание на­родом себя как этнической общности, выделение из окружающего мира и оценка в нем своего места. В личности этническое самосо­знание связано с этническим самоопределением. Этническая иден­тификация подразумевает процесс отождествления с националь­ной общностью, к которой она принадлежит. Обычно этническая идентификация сопровождается эмоциональными переживаниями.

    На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют многие факторы: социально-экономические условия, куль­турные традиции, идеология, религия, значимые события в истории народа, межнациональный опыт общения, географическая среда, при­родно-климатические условия.

    Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни общества, которые формируются и проявля­ются в политическом сознании наций, социальных групп и индиви­дов и реализуются в практических действиях всех субъектов политических процессов.

    Что касается методов политической психологии, то, будучи от­ветвлением психологии социальной, она использует ее опыт и весь методический арсенал: от опросов, анкетирования, наблюдения до экспериментов, моделирования и проективных методик.

    Россия была первой страной, где уже в XIX в. проводились серь­езные социально-психологические и политико-психологические ис­следования. К политико-психологическим исследованиям относит­ся, например, изучение поведения солдат при разгоне толпы и де­монстраций (Д.Д. Безсонов), работы по проблемам массовых психических заражений и самоубийств (В.Х. Кандинский, А.А. То- карский и др.), попытки найти психологические основы правосозна­ния (Л.И. Петражицкий, М.А. Рейснер) и др.

    Проблемы личности в политике исследуются на макроуровне (личность и общество), на уровне различных типов, выделенных по разным признакам (особенности политического сознания и поведе­ния; принадлежность к различным социальным группам, ролевые характеристики), и на уровне индивидуального анализа.

    Так, предпринималось много попыток найти какой-то фактор или набор черт, которые позволяли бы выделить психологическую осно­ву личности лидера. Американский исследователь Дж. Стосинд- жер предложил разделять политических деятелей на «крестонос­цев» и «прагматиков». Американский социолог Дж. Барбер разра­ботал типологию политических деятелей, взяв за основу два измерения: активность — пассивность, которая характеризует уро­вень затрат энергии и времени, отдаваемых политическим деятелем исполнению своих прямых обязанностей, и позитивно-негативное эмоциональное отношение к данным обязанностям. Из различных сочетаний этих двух простых измерений оказалось возможным вы­делить четыре типа политических деятелей: активно-позитивный — высокая активность и эмоционально заинтересованное отношение к своей деятельности — ориентирован на продуктивность своей работы; активно-негативный — высокая активность сочетается с незаинтересованным отношением к своим обязанностям — ориен­тирован на личные интересы и амбиции; пассивно-позитивный — нравится статус, но нет желания активно работать — ориентиро­ван на социальное признание, статус, карьеру; пассивно-негатив- ный — нет ни активности, ни особой заинтересованности в стату­се — это значит, что человек в силу случайных обстоятельств стал обладателем властной роли.

    Несмотря на то, что попытки создать какой-то общий психоло­гический портрет лидера окончились неудачей, можно говорить о некоторых чертах, очень важных для личности политического де­ятеля. Это «когнитивная сложность личности», определяющаяся числом измерений, в которых личность видит и описывает соци­альную действительность, и числом правил и способов, использу­емых для обработки и интеграции информации об этой действи­тельности. Другое понятие — «когнитивная карта личности» — обозначает своего рода психологический фильтр, определяющий, как и в какой степени сложности информация оказывается до­ступной для личности.

    Как уже отмечалось, рассмотренные вопросы далеко не исчер­пывают всего содержания политической психологии, круг интере­сов которой постоянно расширяется.

    Экономическая психология как научная дисциплина изучает психологические механизмы и процессы, которые лежат в основе потребления и других видов экономического поведения. Она имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказы­вающими на них влияние, а также изучает последствия этих реше­ний и выборов, связанные с удовлетворением потребностей.

    Среди исследователей XX в. основателем экономической психо­логии считается Дж. Катона, первым начавший применять психоло­гическую теорию и методы к исследованию экономических про­блем в сотрудничестве с группой экономистов и социологов.

    Экономическая психология как область исследований является проблемно-ориентированной. Проблемы исходят из трех типов эко­номической реальности: сферы рынка, где в центре внимания нахо­дятся покупатель и продавец, торговые переговоры и сделки, потре­бительское поведение; сферы бизнеса, где центральное место зани­мают исследования предпринимательства и деловой активности; сферы общества, где специальной проблемой анализа являются по­ведение граждан и ответ на экономическую политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица и т.д.

    В отечественной психологии в качестве самостоятельного на­правления сформировалась социальная психология торговли. В последние годы активизировались психологические исследования в сфере рекламы (А.Н. Лебедев). Изучаются психологические про­блемы российского предпринимательства (В.А. Бодров, В.И. Жу­равлев и др.). Особое внимание уделяется исследованию социаль­но-психологических проблем экономических изменений в россий­ском обществе (В.И. Журавлев).

    (?)
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   62


    написать администратору сайта