Главная страница
Навигация по странице:

  • Тестовые задания

  • Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред


    Скачать 4.19 Mb.
    НазваниеУчебник для педагогических вузов Под ред
    АнкорСосновский Б.А. Психология
    Дата09.03.2022
    Размер4.19 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаuchebnik_sosnovskogo.doc
    ТипУчебник
    #388747
    страница29 из 62
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62
    Контрольные вопросы

    1. Как можно охарактеризовать социальную установку?

    2. Кто предложил четырехкомпонентную модель аттитюда?

    3. Кем была предложена диспозиционная концепция личности?

    4. Какой отечественный ученый считает, что взаимодействие общества и индивида можно представить в виде схемы: «общество влияет на индивида».

    5. Как можно описать процесс усвоения личностью социального опыта?

    6. Какие модели личности предложил рассматривать Б.Д. Парыгин?

    (D Тестовые задания

    1. Понятие «аттитюд» было интегрировано в социальную психологию...

    1. В XVIII в.

    Б. В XIX в.

    1. В первой половине XX в.

    Г. Во второй половине XX в.

    1. Социальную установку можно охарактеризовать как...

    1. Переживание индивидом значения и смысла социального объекта. Б. Готовность к деятельности.

    2. Удовлетворение витальных потребностей.

    Г. Статус индивида в группе.

    1. Супер-эго в контексте современной социальной психологии можно интерпретировать как...

    1. Комплекс социальных установок личности.

    Б. Поведение человека в группе.

    1. Культуру поведения человека.

    Г. Эмоционально-волевую сферу личности.

    1. По А. Адлеру, стиль жизни — это стремление личности...

    1. Не быть как все.

    Б. Преодолеть чувство неполноценности.

    1. К обособлению.

    Г. Быть как все.

    Глава 22

    ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    1. Общение как социально-психологическое явление

    Общение — это процесс особого взаимодействия, по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) взаимоотношений, оказание взаимовлияния, на регуля­цию совместной деятельности. В общении как процессе последова­тельных взаимоориентированных во времени и пространстве дей­ствий (как вербальных, так и невербальных) происходит обмен ин­формацией, ее интерпретация, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, психологическое воздействие.

    В отечественной психологии одним из методологических прин­ципов при изучении общения является идея единства общения и деятельности (Г.М. Андреева). Общение понимается как одна из реальностей человеческих отношений, предполагающая разные виды специфических форм совместной деятельности общения. В обще­нии осуществляется взаимный обмен деятельностями, представле­ниями, идеями, чувствами; проявляется и развивается система субъ­ект — субъектные отношения. Общение является многоуровневым социальным явлением, отражающим различные стороны бытия че­ловека.

    Исследуя структуру общения и учитывая связь общения с дея­тельностью и социальными отношениями, обычно выделяют три уровня анализа (Б.Ф. Ломов).

    Первый — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Про­цесс общения изучается в масштабах времени, сопоставимых с дли­

    тельностью человеческой жизни, ставится акцент на анализ психи­ческого развития индивида. Учитываются система общественных отношений и место, или позиция, индивида в данной системе.

    Круг психологических проблем, связанных с исследованием лич­ности и изучаемых на этом уровне анализа общения, достаточно широк. Это развитие форм общения, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания, возрастные особенности психики, фор­мирование жизненных планов.

    На втором, или мезоуровене, общение рассматривается как сме­няющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов, в которых находятся люди в процессе текущей жизнеде­ятельности, в конкретных временных отрезках жизни. Главный ак­цент делается на содержательных компонентах ситуаций общения: по поводу чего и с какой целью происходит коммуникация. Рас­сматривается динамика общения, анализируются используемые сред­ства, фазы или этапы, в ходе которых осуществляется обмен пред­ставлениями, идеями, переживаниями. На этом уровне анализа круг психологических проблем охватывает исследование особенностей динамики психических процессов и состояний человека, средства и способы, используемые людьми для реализации задач общения.

    Третий уровень — микроуровень, содержащий элементарные единицы общения как сопряженные акты, или транзакции. Элемен­тарная единица общения — это не перемежающиеся поведенче­ские акты, действия участников, а их взаимодействие, содействие или противодействие. Важным является изучение механизмов фор­мирования единиц общения, их типологии, используемых средств и взаимосвязи. Исследование единиц общения, их взаимосвязей и цик­личности в процессе общения служит также предметом анализа в психологии речи.

    Функции общения многообразны, поэтому существуют разные основания для их классификации. В отечественной социальной психологии принято выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: информационной, интерактивной и перцептивной.

    Различают три функции общения: информационно-коммуника­тивную; регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникатив- ную (Б.Ф. Ломов).

    Информационно-коммуникативная функция общения заключа­ется в обмене или приеме — передаче информации между взаимо­действующими индивидами. Передача информации возможна по­средством различных знаковых систем. Обычно различают вербаль­ную, и невербальную коммуникацию, имеющую несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая жесты, мими­ку, пантомимику); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания); проксемику (нормы организации простран­ства и времени в общении); визуальное общение (система «контак­та» глазами).

    Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция обще­ния заключается в регуляции поведения и непосредственной орга­низации совместной деятельности людей в процессе их взаимодей­ствий.

    Аффективно-коммуникативная функция общения связана с транс­ляцией эмоциональных состояний человека. Общение — это важ­нейшее проявление эмоциональности человека. Весь спектр чело­веческих эмоций возникает и развивается в условиях общения, ког­да происходит либо сближение, либо поляризация эмоциональных состояний, их взаимное усиление или ослабление.

    Под невербальным общением понимают коммуникацию между индивидами, протекающую без использования слов. Инструментом общения становится тело человека, обладающее широким диапазо­ном средств и способов обмена информацией; используется также понятие невербальное поведение. Основными средствами, которы­ми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное» поведение, характеристики голоса.

    Невербальные способы общения имеют два источника проис­хождения: биологический и культурный.

    В животном мире позы, движения передают информацию об опас­ности, близости добычи, выражают отношение друг к другу в конк­ретных ситуациях. Человек сохранил в арсенале поведения многое из своего гипотетического животного прошлого. Об эволюционном и приспособительном происхождении компонентов невербального общения и поведения свидетельствует, например, то, что одни и те же эмоциональные состояния в разных культурах выражаются оди­наковыми способами и средствами.

    Вместе с тем известно, что значение движений, поз, жестов в разных культурах несет различный, иногда прямо противоположный смысл. Например, кивок головой у русских означает «да», а у бол­гар — «нет»; европеец и американец, сообщая о постигшем их горе, принимают скорбное выражение лица, ожидая, что и собеседник сделает то же самое. Вьетнамец в аналогичной ситуации будет улыбаться, потому что он не хочет навязывать свою скорбь собе­седнику и избавляет его от притворного выражения эмоций. Такие исследования говорят о неизбежно культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

    Невербальное общение может быть осознанным и неосознан­ным, намеренным и ненамеренным. Информация может передавать­ся субъектом общения с осознаваемой целью довести ее до све­дения получателя. Например, жест, указывающий кому-то направ­ление; угрожающая поза, свидетельствующая об определенных намерениях человека. Но возможно, что отправитель не имел наме­рения передавать какую-то информацию или даже пытался ее скрыть (например, признаки плохого настроения или болезненного состоя­ния), а получатели тем не менее такую информацию восприняли.

    В этой связи важно различать понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, воспринимаемую другим индивидом независимо от воли и намерений первого. Но знак становится сигналом, когда отправи­тель использует его осознанно, чтобы передать определенную ин­формацию получателю.

    Невербальные средства общения помогают людям ориентиро­ваться в различных социальных ситуациях и регулировать собствен­ное поведение, понимать друг друга и на основе этого строить отно­шения. Невербальное общение позволяет передать следующие виды информации:

    S о признаках расовой (национальной), социальной и социаль­но-демографической принадлежности человека;

    S о физическом и психологическом состоянии индивида;

    S об эмоциональном отношении человека к чему-то, кому-то или к какой-то ситуации;

    S о возможных вариантах поведения и способах действий чело­века в тех или иных ситуациях;

    S о степени воздействия на человека тех или иных событий, мероприятий, обстоятельств и т.п.;

    S о психологическом климате в группе и даже об общей атмо­сфере в обществе.

    1. Межличностное восприятие и понимание

    Из всех аспектов общения проблема восприятия человека чело­веком является наиболее изученной. Понятие социальной перцеп­ции включает в себя отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человеком человека» было недостаточным для обозначения факта познания субъектов общения. Впоследствии до­бавилось понятие «понимание человека», что предполагает подклю­чение к процессу восприятия в ходе коммуникации и всех других познавательных процессов.

    В понимании важная роль принадлежит социально-психологи- ческой наблюдательности — свойству личности, позволяющему от­мечать в поведении человека малозаметные, но существенные для понимания особенности. Это интегративная характеристика, вклю­чающая особенности познавательных процессов, а также жизнен­ный и профессиональный опыт личности.

    В основе социально-психологической наблюдательности лежат различные виды сензитивности. Наблюдательная сензитивность связана со способностью человека адекватно воспринимать собе­седника, одновременно понимая содержательные характеристики его личности и ситуацию общения. Теоретическая сензитивность пред­полагает выбор и использование наиболее адекватных концепту­альных представлений для более точного понимания и прогнозиро­вания поведения людей. Номотетическая сензитивность позволя­ет понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение. Идеографическая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанци­рованием ее от общих характеристик групп.

    Определенный объем знаний и уровень сформированности на­выков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться челове­ку в различных ситуациях общения, объективно оценивать других людей, прогнозировать их поведение, составляют социально-психо- логическую компетентность. Она включает межличностную и ком­муникативную компетентность.

    Межличностная компетентность относится к межличностным контактам субъекта.

    Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность личности посредством свободного владения вербаль­ными и невербальными средствами общения.

    Для обобщения многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать систем­ный подход (Б.Ф. Ломов), составляющими частями которого явля­ются субъект, объект и процесс познания человека человеком.

    Субъект межличностного познания представляет собой разви­вающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик, влияющих на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним отно­сятся пол, возраст, национальность, темперамент, психические состо­яния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональ­ные и личностные особенности и пр. Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных характеристик.

    Половые различия существенно влияют на процесс познания. Женщины по сравнению с мужчинами эмоционально более предрас­положены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

    На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подрост­ки и юноши прежде всего обращают внимание на физические дан­ные и экспрессивные характеристики. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить. По мере при­обретения жизненного опыта они начинают разносторонне воспри­нимать и оценивать людей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, которые близки к нему по годам, и чаще ошибается в случае большой разницы. Зрелые люди могут понять как подрост­ков, так и престарелых.

    Человек воспринимает окружающей его мир сквозь призму сво­его национального образа жизни, через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. Если воспринима­ющий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние собственной национальности на представления о воспри­нимаемом будет незначительное.

    На процесс познания другого человека влияют некоторые ха­рактеристики темперамента. Экспериментально установлено, что чем выше экстравертированность воспринимающего, тем точнее он опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам: они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наибо­лее вероятных состояниях объекта. Необщительные и эмоциональ­но неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоцио­нальные состояния (А.А. Бодалев). Экстравертов в других людях в первую очередь интересуют внешняя сторона поведения, физиче­ские компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими им самим.

    Независимо от того, устал человек или отдохнул, сосредоточен он или рассеян в данный момент, эти и другие психические состоя­ния непременно сказываются на формировании образа восприни­мающего. Как свидетельствуют результаты исследований, состоя­ние здоровья и психотип воспринимающего сказываются на про­цессе познания других людей. Так, например, невротики по сравнению с шизофрениками точнее оценивают психические состояния и меж­личностные отношения людей.

    Результаты исследований показывают, что установка на воспри­ятие других людей с определенной для данного человека позиции может быть как относительно устойчивой, так и колебаться в пре­делах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательности (эффект снисходительности). Ценностные ориентации ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию зна­чимых для него особенностей у других людей, причем часто это происходит неосознанно.

    Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представите­лями разных социальных групп. Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

    Разные виды профессиональной деятельности предполагают раз­личный объем общения с людьми. Общественные профессии ак­тивно формируют социально-психологическую компетентность.

    Экспериментально установлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелатель­ных, расположенных к ним. Неуверенные в себе личности часто воспринимают других людей как тяготеющих к холодности и не расположенных к ним (А.А. Бодалев).

    Облик познаваемого человека включает в себя физический и социальный аспекты. Физический облик — это анатомические осо­бенности, физиологические, функциональные и паралингвистиче- ские характеристики, каждая из которых имеет много параметров.

    Социальный облик предполагает соответствующее оформление внешности, речевые характеристики, деятельностные особенности.

    Процесс познания человека — это не одномоментный акт. Он включает обратную связь от объекта восприятия, элементы комму­никации и взаимодействия.

    1. Межличностные отношения

    Межличностные отношения являются составной частью вза­имодействия и рассматриваются в его контексте, они тесно связа­ны с различными видами общественных отношений.

    Общественные отношения — это официальные, формально за­крепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.

    Межличностные отношения — это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодей­ствующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные иногда называют экспрессив­ными, подчеркивая их эмоциональную насыщенность.

    Интерперсональные отношения включают три элемента: когни­тивный (гностический, информационный), аффективный и поведен­ческий (практический,регулятивный).

    Когнитивный элемент предполагает познание, понимание и осо­знание информации, задействованной в межличностных отношениях.

    Аффективный аспект выражается в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоци­ональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) до индифферентных (нейтральных) и дизъюнктив­ных (негативных, разделяющих). Варианты переживания интерпер­сональных отношений огромны. Эмоциональные проявления меж- персональных связей обусловливаются социокультурными норма­ми групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

    Поведенческий компонент межличностных отношений реализу­ется в конкретных действиях. Если партнер нравится другому, по­ведение будет доброжелательным. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между эти­ми поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

    Межличностные отношения могут быть построены по «вертика­ли» (руководитель — подчиненный) или по «горизонтали» (между лицами, имеющими одинаковый статус). Межличностная совмести­мость — это оптимальное сочетание психологических особеннос­тей партнеров, способствующих оптимизации их общения и дея­тельности. В качестве равнозначных слов используются «гармо­низация», «согласованность», «консолидация». Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополни- тельности. Ее показателями являются удовлетворенность совмест­ным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Феномен, противоположный совме­стимости, — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею, — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как со­стояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно- временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремаль­ных), которые оказывают влияние на ее проявление.

    Развитие межличностных отношений во многом обусловливает­ся особенностями общающихся. К ним относятся пол, возраст, наци­ональность, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми и многие личностные особенности.

    Своеобразие межличностных отношений между полами прояв­ляется уже в детстве. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в кол­лективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Подобная кар­тина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к обще­нию в более узком кругу, они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). У женщин круг общения обыч­но уже, чем у мужчин. В межличностном общении они испытывают потребность в самораскрытии, передаче другим личностной инфор­мации (И.С. Кон). Для женщин более значимы особенности, прояв­ляющиеся в межличностных отношениях, а для мужчин — деловые качества.

    У мужчин межличностные отношения характеризуются боль­шей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче «раскрываются» перед незнакомыми людьми. Их стиль межличност­ных отношений направлен на поддержание собственного имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притяза­ний. В дружеских отношениях мужчины фиксируют чувство това­рищества и оказание взаимной поддержки.

    Потребность в эмоциональном контакте появляется в младен­честве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанную психологическую привязанность детей к окружающим. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отно­шениях свойственную юности открытость. На их поведение накла­дываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Круг контактов сужается после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Меж­личностные отношения сокращаются и преобладают в производ­ственной и родственных ей сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В стар­шем и преклонном возрасте интерперсональные отношения снова приобретают повышенную роль.

    Этнические нормы обусловливают общительность, рамки пове­дения, правила формирования межличностных отношений. В раз­ных национальных общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и др.

    Внешние физические недостатки и временные заболевания, как правило, негативно сказываются на Я-концепции общительности и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отно­шений.

    Межличностные отношения формируются во всех сферах жиз­недеятельности человека, но наиболее устойчивыми являются те, которые заданы в совместной трудовой деятельности. В ходе вы­полнения функциональных обязанностей не только закрепляются деловые контакты, но зарождаются и развиваются межличностные отношения, которые в дальнейшем приобретают более многосто­ронний характер.

    Адекватная самооценка позволяет личности объективно оцени­вать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психоло- гическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректиро­вать его случае необходимости.

    Межличностная привлекательность — это комплексное пси­хологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к себе» партнера по общению и непроизвольно вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей расположить к себе людей. Привлекательность человека зависит от его физи­ческого и социального облика, способности к сопереживанию и т.д. Близким является понятие «эмоциональная привлекатель­ность» — способность личности к пониманию психических состо­яний партнера по общению и особенно к сопереживанию с ним. Последнее проявляется в отзывчивости чувств в ответ на различ­ные состояния партнера.

    Процесс формирования межличностных отношений является ди­намичным. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабиться.

    Динамика развития межличностных отношений включает не­сколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и друже­ские отношения. Ослабление межличностных отношений имеет про­тивоположную динамику.

    При исследовании дружеских отношений интересные результа­ты получены И.С. Коном и Н.Н. Обозовым. Дружеские отношение всегда имеют общее предметное содержание — общность интере­сов, целей деятельности, во имя которой друзья объединяются. Друж­ба предполагает взаимную привязанность, доверительность. Выде­ляют утилитарную (инструментально-деловую) и эмоционально­экспрессивную дружбу. Дружеские отношения проявляются в межличностной симпатии, во взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в условиях официальной обстановки, так и неофициальной.

    Эмпатия — это отклик одной личности на переживания другой.

    Н.Н. Обозов рассматривает эмпатйю как процесс и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня:

    S когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания пси­хического состояния другого человека без изменения своего состо­яния;

    S эмоциональная эмпатия не только в виде понимания состоя­ния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, т.е. эмпатического реагирования. Эта форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другой вариант находит свое выражение в виде сочувствия, в основе кото­рого лежит потребность в благополучии другого человека;

    S высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межлич­ностную идентификацию, которая является не только мысленной и чувственной, но и действенной. Между всеми формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости.

    Как свидетельствуют результаты экспериментальных исследо­ваний, симпатия является одной из основных форм проявления эм­патии. Она обусловлена принципом подобия определенных биосо­циальных особенностей общающихся людей. Проявление симпа­тии между людьми может интенсифицировать переход от одной стадии их межличностных отношений к другой. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и раз­нонаправленной (с взаимностью).

    Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируются эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эм­патия может быть в разной степени осознанной. Эмпатия как ме­ханизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать поддержку партне­ру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

    Межличностные отношения формируются в определенных ус­ловиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину. В го­родских условиях по сравнению с сельской местностью наблюда­ются достаточно высокий темп жизни, частая смена мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. Это приво­дит к тому, что межличностные отношения в мегаполисе предъяв­ляют более высокие психологические требования к партнеру по общению.

    Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливают­ся межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой, материальными ресурсами и т.д.

    1. Аффилиация, аттракция и дистанция в межличностных отношениях

    Люди склонны искать контакты с другими людьми, но в опреде­ленных обстоятельствах эта склонность оказывается особенно вы­раженной. Например, проводился опрос с целью выяснения, в ка­ком случае люди предпочли бы остаться одни, а в каком — в об­ществе других. Стремление быть в обществе оказалось выше, чем желание остаться в одиночестве, в приятных, доставляющих удо­вольствие обстоятельствах (например, когда у людей радость) и в обстоятельствах угрожающих, опасных, тревожных. Стремление остаться в одиночестве оказалось сильнее в неприятных обстоя­тельствах (когда человек нервничает, напряжен) и требующих со­средоточенности (когда он пытается разобраться в сложной про­блеме или принять важное решение). Существует предположение, что люди стремятся к обществу других по следующим четырем причинам: чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуве­ренности в себе; получить положительную стимуляцию посред­ством живого общения; добиться внимания и похвалы; получить эмоциональную поддержку.

    Почему человек, столкнувшись с тяжелой ситуацией, стремится к общению? Исследования показывают, что здесь играют роль три основных компонента: социальное сравнение, редукция тревоги и поиск информации. В соответствии с теорией социального сравне­ния в неопределенных ситуациях общение с другими, оказавшими­ся в подобной ситуации, дает возможность сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна.

    Человек под действием стресса может тянуться к общению с аналогичными людьми, предоставляющими ему похожую информа­цию, для сопоставления своих эмоций; с более спокойными людьми, способными уменьшить его тревогу; и с хорошо информированны­ми людьми, выдающими ему объективную информацию. Аффилиа- ция под действием стресса может возникнуть из желания получить непосредственную поддержку в форме конкретной помощи и со­действия.

    Аффилиация (англ. affiliation — соединение, связь) — потреб­ность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в про­явлениях дружбы и любви. Формирование этой потребности обус­ловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем дет­стве, со сверстниками и может нарушаться в ситуациях, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникнове­нию чувства одиночества, беспомощности.

    Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, на­правленный на другого, зрительный контакт, прикосновение, откры­тая поза, личные темы, самораскрытие и выражение общей поддер­жки Я-концепции партнера. Собеседники могут желать разного уровня аффилиации. При этом люди редко обсуждают проблемы аффилиации до момента, когда надвигаются перемена или кризис. Возникновение или обсуждение аффилиации происходит и направ­ляется ожиданиями того, насколько быстро должны развиваться отношения. Попытки поднять или снизить уровень аффилиации основываются на желании одного из партнеров добиться уровня отношений, максимально приближенного к желательному. Участ­никами общения будет использоваться некоторый набор возмож­ных проявлений «близости», с тем чтобы заявить об усилении аф­филиации (например, попытки держать партнера за руку). Партнер может либо принять заявку, либо попытаться сохранить аффилиа- цию на существующем уровне, либо даже снизить его. Самое слож­ное для партнера — отклонить заявку на усиление аффилиации, не отвергая сделавшего заявку раз и навсегда. Это оказывается воз­можным, если принять один жест аффилиации, но ослабить аффили- ацию, передаваемую по другому каналу (например, позволив дер­жать себя за руку, перестать говорить на личные темы или отвести взгляд от партнера).

    Когда уровень близости выражается обоими партнерами согла­сованно. общение между ними воспринимается как естественное и нормальное.

    Какое сочетание способов проявления аффилиации будет вос­приниматься как нормальное, зависит от природы отношений (на­пример, родитель — ребенок, преподаватель — студент) и достигну­того уровня аффилиации.

    Существует коммуникационная модель развития и ухудшения отношений, состоящая из десяти этапов взаимодействия. Этапы отно­шений, которые характеризуются нарастающей близостью и нарас­тающей позитивной аффилиацией, включают в себя: вступление, экспериментирование, интенсификацию, интеграцию, объединение.

    Стадия вступления — это такой период в отношениях, когда партнеры только узнают друг друга, он включает в себя оценку привлекательности и доступности предполагаемого партнера. На стадии экспериментирования партнеры изучают друг друга, снимая неуверенность, находя общие моменты и темы, которые следует из­бегать. На этой стадии общение расслабленно и некритично, обяза­тельств мало и они не сильны. Когда отношения развиваются, они усиливаются, самораскрытие делается более глубоким и интимным, партнеры становятся все более преданными друг другу, и общение между ними приобретает черты уникальности. Партнеры достига­ют стадии интеграции, когда они начинают разделять между собой разные аспекты своей жизни, включая социум, частную и публич­ную близость (выражающиеся через знаки близости, например, коль­ца) и «парную» идентичность. Вербально «ты и я» превращается в «мы», и в обиход входят ласковые «прозвища». Объединение — это публичное признание, что обязательства заявлены и приняты, кон­тракт заключен. Брак — самый публичный и официальный ритуал объединения, однако данное объединение принимает множество форм и переживает различные этапы отношений. Конечно, отношения могут замедляться, застревать или стабилизироваться на одной из этих стадий.

    Что касается распада отношений, дистанцирования, то здесь сле­дующие стадии: дифференциация, ограничение, стагнация, избега­ние, прекращение.

    Эти стадии можно считать параллельными первым пяти стади­ям. Каждая характеризуется ослаблением аффилиации и внимания к чувствам другого. По мере того как отношения приходят в упа­док, «мы» превращается в «ты и я», уменьшается количество и каче­ство обмена информацией, общение затрудняется, становится сти­лизованным, неловким. Партнеры по возможности избегают друг друга. Прекращение — это более или менее официальное заявле­ние, что отношения завершены. На любом этапе отношения могут стабилизироваться.

    Для эскалации отношений в сторону позитивной аффилиации используется, как правило, самораскрытие. Это возможно при помо­щи операции, которую называют правилом взаимности (т.е. «тре­бованием» от партнера эквивалентной поведенческой реакции, в особенности самораскрытия). Считается, что одно раскрытие поро­

    дит другое, приблизительно равной валентности (позитивная или негативная информация), и шаг за шагом отношения станут более интимными.

    Несмотря на то, что люди под действием стресса склонны стре­миться к общению, известны ситуации, когда стресс скорее снижает, нежели увеличивает аффилиативные тенденции. Во-первых, это случается тогда, когда стресс связан с чувством неловкости, стыда. Во-вторых, человек может предпочесть остаться один под действи­ем сильного страха и эмоционального потрясения. Например, уста­новлено, что среди раковых больных чрезвычайно сильное чувство страха уменьшает стремление к общению. Таким образом, низкий уровень страха, так же как и чрезвычайно высокий, вызывает мень­шую аффилиацию, нежели промежуточный. Возможно, крайняя сте­пень страха и потрясения понижает тягу к общению потому, что человек опасается усиления своих страхов в процессе разговора о них.

    Социальная поддержка — это чувство, что тебя поддерживают другие. Как правило, она включает в себя четыре компонента:

    • эмоциональную поддержку (уверенность в том, что о тебе за­ботятся, тебя любят);

    • оценочную поддержку (социальное сравнение и ответ на воп­рос, правильно ли я отношусь к тому или иному явлению);

    • информационную поддержку (информацию о том, как воспри­нимать явления);

    • инструментальную поддержку (получение конкретной дей­ственной помощи).

    Одним из механизмов понимания в общении является межлич­ностная аттракция. Аттракция (англ. attract — притягивать, при­влекать) — это процесс формирования привлекательности какого- то человека для воспринимающего, в результате которого формиру­ются межличностные отношения.

    Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлека­тельностью. Одни исследователи рассматривают аттракцию как процесс и одновременно результат привлекательности одного че­ловека для другого; выделяют ее уровни (симпатия, дружба, лю­бовь) и связывают с перцептивной стороной общения (Г.М. Андре­ева). Другие полагают, что аттракция — это своеобразная соци­альная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент (Л.Я. Гозман). Третьи понимают под аттракцией при­влекательность одного человека для другого, в силу чего к нему проявляется позитивное эмоциональное отношение.

    Мощным фактором, питающим аттракцию и дружбу, является сходство. Друзья похожи друг на друга больше, чем не друзья (по возрасту, полу, семейному положению, расе, характеру, уму). Сход­ство позиций особенно часто приводит к взаимной аттракции. Ат­тракция — это линейная функция пропорции сходных установок в общем количестве установок.

    Между мужской и женской дружбой есть важные различия. Для женщины друг (подруга) — это тот (та), с кем она может дове­рительно разговаривать о своих чувствах и проблемах. Женщины в разговорах с друзьями склонны касаться более интимных вопросов, чем мужчины, которые выбирают друзей со сходными интересами, делая упор на совместной деятельности, а не на обсуждении чувств.

    Чувство сексуального влечения и влюбленность переживаются иначе, нежели аффилиация и дружба. Многие любовные отноше­ния, особенно вначале, характеризуются сексуальным влечением, которое приводит к переживанию любви-страсти. Это чувство вклю­чает в себя стремление к соединению с другим и характеризуется сильным возбуждением и колебаниями настроения от счастья к отчаянию. Страстная любовь обычно сопровождается одержимос­тью партнером, его идеализацией и стремлением его узнать, а также желанием, чтобы партнер узнал тебя.

    Нужно отметить, что физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством сомнительного, но мощного стереотипа: если человек красив, мы склонны наделять его (ее) множеством других положительных черт. Привлекательные субъек­ты как женского, так и мужского пола рассматриваются в более положительном свете, чем непривлекательные, хотя сильнее тен­денция возвышать и идеализировать привлекательных женщин, не­жели привлекательных мужчин.

    1. Совместная деятельность, ее структура и динамика

    В процессе совместной деятельности осуществляются социальная детерминация индивидуальной психики, а также взаимодействие между внешними и внутренними факторами поведения, которое порождает новые социально-психологические образования.

    Совместная, или распределенная, деятельность предполагает на­личие совместного воздействия на общий предмет деятельности, а также воздействие участников совместной деятельности друг на друга. Взаимодействие, или общение, по словам Б.Ф. Ломова, «как бы пронизывает совместную деятельность, играя организующую роль».

    В совместной деятельности возможны следующие стратегии поведения участников по отношению друг к другу:

    S содействие как действенная помощь другим, активное способ­ствование достижению общих целей;

    S противодействие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение не согласованных с ними дей­ствий;

    S уклонение от взаимодействия, активный уход, избегание взаи­модействия с партнерами даже в тех случаях, когда обстоятельства не только способствуют взаимодействию, но и требуют его.

    Различное сочетание этих трех стратегий определяет возмож­ные ситуации взаимодействия. Если рассматривать диадное взаи­модействие как наиболее простой его вариант, то можно выделить следующий ряд социально-психологических типов взаимодействия.

    Сотрудничество — оба партнера содействуют друг другу, актив­но способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.

    Противоборство — оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

    Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются избегать активного взаимодействия.

    Однонаправленное содействие — один из участников совмест­ной деятельности способствует достижению целей другого, а вто­рой уклоняется от взаимодействия с ним.

    Однонаправленное противодействие — один из партнеров пре­пятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаи­модействия с ним.

    Контрастное взаимодействие — один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия ему.

    Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти содей­ствуют, отчасти противодействуют друг другу.

    Хотя диадное общение достаточно распространено, это лишь элемент системы реального общения, поэтому для рассмотрения взаимодействия трех и более человек необходимы более многомер­ные, системные, иерархические модели.

    (?) Контрольные вопросы

    1. Как можно охарактеризовать процесс общения, согласно теории Г.М. Андреевой?

    2. Какие виды сензитивности лежат в основе социально-психологиче­ской наблюдательности?

    3. В каких направлениях изменяется эмоциональное содержание меж­личностных отношений?

    4. Верно ли, что аффилиация — потребность в общении, осуществле­нии эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви?

    5. Единство скольких компонентов представляет собой совместная деятельность?

    6. Почему взаимодействие в диаде — наиболее простой и примитив­ный вариант группового взаимодействия?

    0
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   62


    написать администратору сайта