Сосновский Б.А. Психология. Учебник для педагогических вузов Под ред
Скачать 4.19 Mb.
|
Контрольные вопросы Как определяются хронологические рамки юношеского возраста? Каковы основные задачи развития в юношеском возрасте? Как соотносятся понятия «психосоциальная зрелость» и «личностная зрелость»? Что является завершающей фазой развития личности ребенка, согласно Фрейду и Эриксону? Как можно объяснить понятие «идентичность»? Каковы фазы ее становления в юности? От каких факторов зависит успешность самоопределения или установления идентичности юными? Какие основные признаки патологии идентичности выделяет Эриксон? Каковы особенности взаимоотношений со сверстниками в юношеском возрасте? Каковы основные особенности любви и дружбы в юности? (D Тестовые задания Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в... Дошкольном возрасте. Б. Младшем школьном возрасте. Подростковом возрасте. Г. Юношеском возрасте. Одним из основных новообразований периода ранней юности является... Чувство взрослости. Б. Формирование мировоззрения. Образование системы «Я». Г. Формирования самооценки. Социальная ситуация развития — это... Взрослые, влияющие на развитие ребенка. Б. Внешняя среда. Родители ребенка. Г. Отношения между ребенком и окружающей его действительностью. Согласно Э. Эриксону, формирование эгоидентичности есть задача... В школьном возрасте. Б. В подростковом периоде. В периоде ранней зрелости. Г. В старости. Глава 34 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ВЗРОСЛОСТИ Подходы к развитию взрослого человека Долгое время изучение развития человека было прерогативой детской психологии, когда развитие понималось лишь как «превращение ребенка во взрослого». Взрослость же рассматривалась как относительно стабильная фаза онтогенеза, в которой нет существенных новообразований развития, а, по сути, нет и самого развития. В отечественной психологии такой подход к взрослости справедливо критиковался Б.Г. Ананьевым, под руководством которого были проведены широкие экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития взрослых, позволившие раскрыть важнейшие внутренние закономерности данного развития. Эти работы являлись возрождением идеи Н.А. Рыбникова о создании акмеоло- гии как науки о закономерностях развития взрослого человека. В Древней Греции период приблизительно с 30 до 45 лет считался «вершиной жизни», «вершиной накопленных сил», поэтому этот возраст и свойственное ему состояние духа называлось «акме» — наиболее полный расцвет человеческой личности. Можно выделить три узловых момента в изучении психологии взрослого человека: S развитие человека продолжается и после периода юности, в зрелости и старости; для процесса развития человека не существует какого-либо предела или конечного состояния; ■S период взрослости состоит из ряда собственных фаз, каждая из которых характеризуется качественным своеобразием психосоциального, личностного и когнитивного развития; S развитие человека в период взрослости не есть простое продолжение детского развития. Основа развития личности, события, главные его вехи — иные по сравнению с периодом детского развития; изменяются социальные и психологические задачи, встающие перед человеком. В целом с определенной долей условности можно выделить два основных подхода к развитию взрослого человека: биографический, заключающийся в исследовании динамики жизненных событий и того влияния, которое они оказывают на человека; возрастной, прослеживающий изменения разных психических явлений и процессов в течение всей жизни, понимаемой как смена возрастных периодов, каждый из которых накладывает свой отпечаток на стиль и образ жизни человека, на его потребности и ценности, отношения с людьми и самоотношение, обусловливая своеобразный, присущий данной возрастной ступени, тип личности. Существуют и попытки примирения этих двух подходов. В частности, на основе эмпирических данных утверждается, что мужчины более, чем женщины, подвержены влиянию времени, т.е. развитие мужчин — это функция возраста; их жизненный путь действительно состоит из чередования стабильных и кризисных периодов, связанных с тем или иным возрастным этапом. А изменение личности женщин обусловлено стрессовыми событиями в ее жизни, такими, например, как замужество, материнство и др. (П. Ниемеля). Согласно другой точке зрения ни возрастной, ни биографический подходы «не охватывают» качества развития, совершенствования или становления личности (К.А. Абульханова-Славская). Возрастной подход не позволяет исследовать разный способ жизни личности внутри каждого возраста, а биографический подход оказывается не в состоянии определить, как субъект организует те или иные события, обстоятельства своей жизни. Развитие личности можно проанализировать, исследуя ее жизнедеятельность, меру зависимости истории от ее субъекта. Данный подход выделяет особое звено в анализе жизненного пути личности, а именно ее субъектность, связывая личность с ее биографией в едином процессе жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская). Стадии и кризисы на этапе взрослости Согласно биографическому подходу события жизни составляют основное содержание жизненного пути человека и выступают в качестве переломных, критических моментов, обусловливающих изменения жизни человека. В отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн) принята следующая классификация событий жизни: S события среды — существенные перемены в обстоятельствах развития, происходящие не по воле и не по инициативе субъекта жизни (война, болезни, смерть, землетрясение и др.); S события поведения, т.е. поступки, инициатором которых является человек: он принимает решение и реализует его (брак, поступление в вуз, смена работы и др.); S события внутренней жизни — духовная работа по переосмыслению ценностей жизни, изменение отношения к чему-либо («осознание судьбы»), В зарубежной психологии выделяют нормативные и ненормативные события жизни. К нормативным относятся те, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к тому или иному возрасту, культуре, социальной группе. При наличии социальной поддержки, времени подготовки к ним, социальной значимости этих событий они не приводят к сильному стрессу (Г. Крайг). Примерами таких событий могут служить вступление в брак, рождение детей, окончание школы, поиски первой работы, выход на пенсию и т.п. Ненормативные события случаются неожиданно, не предвидятся, являются сугубо личными, т.е. не затрагивают широкого круга лиц, например внезапная смерть супруга, тяжелая болезнь, потеря работы и пр. Подобные события порождают значительное напряжение и часто требуют от человека коренной перестройки жизни. —->3ащита —> Тревожность,—> Дезадаптация болезнь 1—>Совладание —> Радость, —> Успех воодушевление В последнее время все большее внимание со стороны психологов уделяется анализу поведения человека в сложных и экстремальных обстоятельствах. Индивидуальные стили реагирования как способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в форме совладания — конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы. Стиль реагирования обусловливает те или иные последствия поведения человека, которые могут быть выражены следующим образом (А.В. Либин). Негативные Стили события реагирования Как защитные, так и совладающие стили реагирования связаны с индивидуально-психологическими особенностями (типом мышления и особенностями локуса контроля, установками и переживаниями, отношением к себе и другим, структурой жизненного опыта), но зависят также и от конкретных событий, трудных ситуаций. С точки зрения возрастного подхода разработано множество различных классификаций жизненного пути человека (Б.Г. Ананьев, Г. Крайг). Приведем две из них в тех частях, которые касаются зрелого и позднего возрастов. Например, согласно периодизации Д. Бромлей, жизнь человека состоит из пяти циклов. Четвертый из них — взрослость — подразделяется на четыре стадии: ранняя взрослость — 21—25 лет, средняя взрослость — 25—40 лет, поздняя взрослость — 40—55 лет, предпенсионный возраст — 55—65 лет. Пятый цикл — старение — состоит из трех стадий: «удаление от дел» — 65—70 лет, старость — от 70 лет и более, дряхлость, болезненная старость и смерть. Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим): средний (зрелый) возраст, включающий два периода: первый — 22—35 лет для мужчин и 21—35 лет для женщин, второй — 36— 60 лет для мужчин и 36—55 лет для женщин; пожилой возраст — 61—74 лет для мужчин и 56—74 лет для женщин; старческий возраст — 75—90 лет для мужчин и женщин; долгожители — старше 90 лет. Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет); средняя взрослость (от 40 до 60 лет); поздняя взрослость (от 60 лет и старше). Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей (П. Ниемеля) и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы взрослости отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; более тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; а также более скрыто, недемонстративно. В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости, связанные со следующими периодами жизни: 17—22 года, около 30 лет (28—32 года), 40—45 лет, 55—60 лет. Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временные границы даны достаточно условно и у разных авторов они не одинаковы. Кризис юности (17—22 года). Важными вопросами этой фазы развития являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу?, на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливехуд). Г. Шихи называет этот кризис «отрывом от родительских корней», полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя — суть кризиса юности. Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возникает желание оставить «родительское гнездо», и начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: кто я? как мне воплотить мои мечты? какой путь выбрать для начала? кто может мне помочь? как добиться цели?, обычно становятся сильнее и оказываются способными управлять своей судьбой (Г. Шихи). Кризис молодости (28—32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем все эти изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства (Г. Шихи). Лейтмотив этого кризиса — побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни. Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40—45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35—45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды», то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей. Истоки кризиса середины жизни Е.И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70—80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами. Р.А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни: нереализованности (то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения); опустошенности (все, что наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, доминирующим выступает переживание, что он — «уже выкуренная сигарета»); бесперспективности (отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки»). Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа-Я, переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс «духовного созревания» (Б. Ливехуд) решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг. |