Главная страница
Навигация по странице:

  • Средства умствен

  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • ЗАНЯТИЕ

  • дошкольная педагогика козлова. Учебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с


    Скачать 6.5 Mb.
    НазваниеУчебник для студ сред проф учеб заведений С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 10е изд., стер. М. Издательский центр Академия, 2009. 416 с
    Дата01.02.2023
    Размер6.5 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файладошкольная педагогика козлова.rtf
    ТипУчебник
    #916251
    страница11 из 26
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   26


    Для любознательных

    О детской любознательности прекрасно написал английский поэт Редьярд Киплинг. Прочитайте его стихотворение в переводе С. Я. Маршака.Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, - Все знаю я от них.

    Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.

    Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, И им даю досуг.

    Даю им отдых от забот, — Пускай не устают. Они прожорливый народ, - Пускай едят и пьют.

    Но у меня есть юный друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг, И всем покоя нет!

    Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как, Сто тысяч Почему


    .



    Знания сами по себе еще не обеспечивают полноты ум­ственного развития, но без них последнее невозможно. По-

    ^ этому основу умственного воспитания Формирование J J J

    r r

    дошкольников составляет ознакомление системы знании

    об ж ю ем с окружающим, в процессе которого дети

    о окружа щ м усваивают разнообразные знания.

    м Р Определение объема и содержания зна­

    ний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка до­школьного возраста, - одна из традиционных проблем пе­дагогики. Первенство в решении этой проблемы принад­лежит Я. А. Коменскому. В книге «Материнская школа» Коменский изложил программу знаний, положив в ее ос­нование принцип энциклопедичности. Это значит, что в дошкольном возрасте нельзя ограничивать познание ре­бенка какими-либо отдельными сторонами действитель­ности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными (о природе, о тру­де, о небесных светилах, об экономике и др.). Я. А. Комен­ский определил еще одно требование к знаниям для ма­леньких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа (энциклопедичность знаний, их воспитывающий характер) учтены при составлении современных программ для дошкольников.

    В истории отечественного детского сада круг необходи­мых для развития ребенка знаний очерчивался программа­ми воспитания. Условно эти знания делились на знания о природе, о предметном мире, о труде и профессиях, о явле­ниях общественной жизни. В разделе знаний о явлениях общественной жизни преобладали знания политического характера (революция, вожди)

    .В последние годы разработано много новых программ, где определен круг знаний об окружающем мире. Общим для всех программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотвор­ный мир, человек и другие люди, человек и художествен­ные образы, человек и его личность, индивидуальность).

    Любое предметное содержание знаний дошкольник мо­жет усвоить по-разному (А. А. Люблинская): в виде пред­ставлений (образы конкретных предметов), в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединен­ных на основе общих существенных признаков), в виде зна- ний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения, рассказа из литературных произведений, ко­торые ему читают.

    На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад, овладевает двумя категориями знаний. Пер­вую категорию составляют те знания, которые он усваива­ет без специального обучения, в повседневной жизни, об­щаясь со взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблю­дений. Они нередко хаотичны, бессистемны, случайны, а порой и искаженно отражают действительность. Более сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети приобретают самостоя­тельно.

    Исследования А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, П.Г.Саморуковой и др. выявили, что наиболее высокого уровня умственного развития можно добиться в том слу­чае, если давать детям не разрозненные сведения, а систе­матизированный круг знаний, отражающих существенные связи и зависимости в той или иной области действитель­ности (связь между ростом растений и условиями их суще­ствования и др.).

    Усвоение систематизированных знаний развивает у ре­бенка умение вычленять основные стороны действитель­ности и увязывать их в целостные знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами те­оретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе (В. В. Давыдов, Л. Ф. Обухова).

    Условно средства умственного воспитания распределяют­ся на две группы: деятельность детей и произведения духов­ной и материальной культуры.

    На ранних ступенях развития ребенка личный опыт- важнейший путь познания окружающего мира. Но очень Средства умствен- скоро его становится недостаточно.

    ного воспитания £ак обРазно сказал И'М" Сеченов, ре-

    бенку с самых малых лет начинают пре­подносить и делом и словом готовые формы чужого опы­та, снимая с его слабых плеч тяжелый труд познания соб­ственным трудом. Это происходит за счет формирования различных видов деятельности, а также обучения.

    Деятельность детей дошкольного возраста отличает­ся по видам и содержанию, а следовательно, и по воз­можностям оказывать влияние на умственное развитие. Бесспорно, что в различных видах деятельности перед ре­бенком возникают разные познавательные задачи, реше­ние которых составляет органическую часть той или иной деятельности.

    Значительное время, особенно у детей младшего до­школьного возраста, отводится на так называемую бы­товую деятельность, связанную с выполнением ре­жима. Содержание этой деятельности чрезвычайно бла­гоприятно для сенсорного развития. Умываясь, дети различают теплую и холодную воду, познают другие свойства воды, ощущают запах мыла, сухость и влаж­ность полотенца. За завтраком, обедом, полдником мож­но знакомить малышей с особенностями пищи, продук­тов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур дети упраж­няются в пространственных ориентировках (правая, левая рука, нога; сбоку, сзади и т.д.). Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и др. Де­тей учат ценить время свое и других, не опаздывать, не зас­тавлять себя ждать. Таким образом, их подводят к осозна­нию необратимости, текучести времени.

    Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знако­мятся с материалами, из которых они изготовлены, с пра­вилами пользования ими. У опытного педагога ознакомле­ние детей с предметами быта, утвари служит развитию ана- литико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.Усвоение и воспроизведение последовательности дей­ствий, необходимых для умывания, одевания, раздевания, приема пищи, сервировки стола, требуют сосредото­ченности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения. Воспитатель привлекает внимание детей к орга­низованности, культуре деятельности окружающих взрос­лых. Все это расширяет кругозор ребенка и создает возмож­ности для умственного развития.

    Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх (подвижные, дидактические) заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить.

    Творческие игры по своей природе отобразительные: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания, усвоенные ранее. В процессе игры эти знания подни­маются на новый уровень: переводятся в речевой план, сле­довательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуют­ся. Общение дошкольников в игре способствует их взаимно­му обогащению знаниями, поскольку дети обмениваются мнениями, обращаются за советом к взрослым, к иным ис­точникам получения дополнительной информации.

    Игра возможна при активной работе воображения, бла­годаря которому дети комбинируют впечатления, догова­риваясь о содержании предстоящей деятельности, входят в роль, используют самые разные игрушки и предметы.

    Возникающая перед детьми необходимость согласовы­вать свои замыслы, договариваться о том, во что и как они будут играть, способствует развитию у детей планирующей функции мышления.

    Продуктивные виды деятельности (трудо­вая, конструктивная, изобразительная) обладают своими спе­цифическими возможностями для дальнейшего развития пла­нирующей функции мышления. Ребенок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы вы­полнения работы, способы ее организации и т.д.

    Умственное воспитание в трудовой деятельности направ­лено на обогащение сенсорного опыта детей: ознакомление с материалами, их признаками, свойствами, с их изменения­ми под влиянием преобразующей деятельности (песок после поливки становится влажным; перекопанная земля - рыхлой; мыло пенится в теплой воде). У детей формируется система знаний о материалах, об орудиях труда и инструментах, о способах выполнения трудовых операций и др.

    Ручной труд обладает неограниченными возможностя­ми для развития воображения (в том числе и пространствен­ного), смекалки, творчества.
    Труд в природе имеет особую познавательную основу, так как знакомит ребенка с особенностями развития расти­тельного и животного мира, что, в свою очередь, помогает установлению причинно-следственных связей, подводит к выводам, умозаключениям.

    Выращивая растения на грядке, в уголке природы, дети с интересом наблюдают весь цикл развития «от семени до семени», наглядно убеждаются в зависимости роста расте­ния от создания необходимых для этого условий (наличия влаги, света, тепла). Таким образом, труд в природе спо­собствует становлению словесно-логического мышления.

    В жизнь ребенка рано входят как важнейшие средства умственного развития предметы материальной и духов­ной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульпту­ра, предметы декоративно-прикладного искусства и т. п.

    В последние годы все активнее в качестве средств ум­ственного воспитания стали использоваться произведения национальной культуры: народные песни, танцы, фольклор, утварь, костюмы и одежда, украшения; народные традиции, обычаи, праздники. Познавательное содержание нацио­нальной культуры очень велико. На конкретном материа­ле у детей формируются первоначальные исторические представления о жизни и быте народа, о его национальных чертах, о ремеслах и т. п.

    За рубежом, а в последние годы и в нашей стране как комплексное средство умственного воспитания детей ис­пользуются музеи (краеведческие, художественные, исто­рические). Многие музеи организуют на своей базе сту­дии, кружки для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, развертывают специальные экспозиции.

    Задания

    1. Составьте схему «Задачи умственного воспитания дошкольников».

    2. Объясните, что вкладывается в понятие «приобщение детей к сенсорной культуре».

    3. Как вы думаете, может ли отразиться на умственном развитии ребенка недостаточное развитие анализаторов (слабо видит, плохо слышит)?

    4. Какие приемы для развития познавательной активности ребен­ка вы порекомендуете родителям?


    5. 161

      Корней Иванович Чуковский много лет собирал детские воп­росы, которые поместил в книге «От двух до пяти». Прочитайте две первые главы этой книги и ответьте на вопросы:

    6 Козлова


    • что интересует детей, живущих в разные времена, о чем их «веч­ные вопросы»?

    • можно ли по содержанию детских вопросов составить представ­ление о времени, в которое К. И. Чуковский создавал свою книгу?

    Глава X ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной восприни­мать, чувствовать, оценивать прекрасное Цель эстетичес- и создавать художественные ценности кого воспитания (Б.Т.Лихачев). Такое определение име- детеи дошколь- ет отношение к зрелой личности. Одна- ного возраста ко и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного воз­раста.

    Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспи­тания ребенка. Оно способствует обогащению чувствен­ного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (изве­стно, что для дошкольника понятия «красивый» и «доб­рый» почти идентичны), повышает и познавательную ак­тивность, даже влияет на физическое развитие. Резуль­татом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

    Составляющей этого процесса является художе­ственное образование - процесс усвоения искус­ствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способ- Задачи эстети- ности к художественному творчеству, ческого воспи- Задачи эстетического воспитания дош- тания дошколь- кольников> исходя из его цели, можно ников представить двумя группами

    .Первая группа задач направлена на фор­мирование эстетического отношения детей к окружающе­му. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, по­нимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, по­требность в познании прекрасного.

    Вторая группа задач направлена на формирование худо­жественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движе­ниям под музыку; развитие словесного творчества.

    Названные группы задач дадут положительный резуль­тат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. К сожалению, это важное условие далеко не всегда учитывается и выполняется. В дошкольной педаго­гике довольно основательно представлена вторая группа задач (В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Л.В.Ком- панцева, Л.С.Фурмина, Г.Н.Пантелеев, Е.А.Дубровская и др.). Ученые разработали теорию эстетического воспита­ния и конкретизировали ее для практики.

    Первая группа задач в исследованиях и практике изуче­на в меньшей степени и чаще рассматривается как приклад­ная по отношению ко второй. Рассматривались вопросы восприятия детьми художественных произведений (А.В.За­порожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л.П.Стрелкова и др.), иллюстраций к книгам (В. А.Езике- сва), восприятия музыкальных произведений (К.В.Тарасо­ва, И.Л.Дзержинская, Е.А.Дубровская, Л.Н.Комиссаро­ва и др.) - эти исследования являются весомым вкладом в разработку проблем эстетического развития дошкольников.

    Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Условия и сред- Прежде всего это среда, в которой ребе- ства эстетическо- нок живет и развивается. Она оказывает I о воспитания на Ребенка воздействие, которое по сво­ей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, Краси­на (совсем необязательно - богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т.п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а псе, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество де­талей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружа­ют ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положитель­ные эмоции, желание их сохранять. Теория «белой ска­терти» вполне справедлива: если мы хотим воспитывать | не только аккуратность, но и потребность в эстетичес­ком окружении, мы должны исключить неэстетичность как таковую. С первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе - все это создает эмоциональное настроение, приучает к кра- I сивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так, в дошкольном учреждении, если сре­ди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают ее и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

    Эстетика обстановки - это то, что должно быть постоян­но, а не от случая к случаю (по поводу прихода гостей).

    Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каж- ] додневных отношений между людьми, которые окружают I ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие инто- j нации. И дело не только в том, чтобы речь была правиль- I ной, необходимо, чтобы она была образной, интонацион­но богатой и доброжелательной (и здесь обнаруживается I тесная связь эстетического с этическим). Старенькая пра- I бабушка может произносить какие-то слова неверно, по- своему, но речь ее полна пословиц, шуток, ласкова - и имен- ] но это будет воспитывать в ребенке интерес к образности и красоте родного языка.

    Эстетика быта - это и внешний вид человека. Небреж-1 ность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цве- ] товой гаммы, неумение найти свой стиль - все это проти-1 воречит законам красоты. Родители, как правило, много I внимания уделяют одежде своего ребенка, особенно когда | он еще маленький. Но всегда ли они помнят о том, что было I сказано выше. Эти требования относятся не только к праз-1 дничной, уличной, но и к каждодневной, домашней одеж-1 де. Если мама позволяет себе дома ходить в грязном хала-1 те, забывает причесаться, то трудно будет приучить ребен- I ка быть всегда опрятным (разве только, если сработает ! механизм «от противного», и то это может произойти в бо- 1 лее старшем, не дошкольном возрасте).

    Итак, эстетика быта является непременным условием для 1 эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который 1 закрепляет или разрушает складывающиеся у него представ-1 ления о красоте.

    Эстетика быта становится средством эстетического вос­питания, если взрослые обращают внимание ребенка на эс­тетическую сторону быта. Недостаточно, чтобы дети виде­ли красоту вокруг себя в разных ее проявлениях (хотя это и чрезвычайно важно, как было сказано выше). Нужно при­влекать их внимание к этой красоте: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво. Давай еще поставим сюда цве­ты!», «Давай причешемся аккуратно, девочка всегда должна быть красивой». Подобные реплики могут звучать постоян­но. И постепенно они формируют эстетическое сознание.

    Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и дей­ствию на благо красоты: «Посмотри на себя в зеркало, как ты думаешь, что нужно поправить, чтобы было красивее?», «Какого цвета подушечка больше подойдет к нашему зеле­ному дивану желтая или черная?» И здесь не столь важно, что именно ответит ребенок, важно, что взрослый обращает его внимание на то, что цвета могут сочетаться или не соче­таться, что он, ребенок, тоже способен создавать красоту.

    Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эс­тетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

    Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию- основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их со­четании. Сама по себе природа - это условие для всесторон­него воспитания и развития ребенка. Средством она стано­вится, когда взрослый целенаправленно использует ее «вос- 11 итательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Можно много раз пройти по красивейшему скверу и не заме­тить его красоты, а можно пройти всего один раз и остано­виться, и увидеть, как красивы и необычны в нем деревья, как освещены солнцем их верхушки, как ярки на фоне зеленой гравы тюльпаны; услышать, как весело щебечут птицы. Или полюбоваться, как величавы зимой деревья под снегом, а свет от уличного фонаря делает все вокруг таинственным и пере­носит нас в мир сказки. Очень важно заметить все описанное выше и еще многое другое вместе с ребенком. И слов при этом надо не так уж много. Разве только поэтические.

    ... Заколдован невидимкой, Понагнулась, как старушка,

    Дремлет лес под сказку сна, Оперлася на клюку,

    Словно белою косынкой А над самою макушкой

    Подвязалася сосна. Долбит дятел на суку..

    .Есенинские слова проникают в душу и рождают эстети­ческие чувства.

    И в воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

    Условием и средством эстетического воспитания явля­ется искусство: изобразительное, музыка, литература, архи­тектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему вы­сокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. По- чему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступ­но понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое, упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых оста­навливается у картины «Княжна Тараканова». Она пораже­на изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К. Д. Флавицкий пи­сал свое произведение не для детей. И ни в одной методи­ческой книге не найдете рекомендаций к ее рассматрива­нию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.

    Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что имен­но в этот период можно влиять на формирование музыкаль­ности. И уж вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагиру­ет, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, диф­ференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его. Он еще долго не сможет осознавать это воздействие музы­ки, но реагировать будет адекватно: загрустит, даже запла­чет, услышав грустную мелодию; засмеется, начнет двигать­ся под веселую, ритмичную. Влияние музыки на эмоцио­нальную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Несомненно одно - зна­комить детей необходимо с лучшими образцами народной и классической музыки.

    В равной мере это относится к любому виду искусст­ва, с которым знакомится ребенок в детские годы. Еще

    В.Г.Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для них (детей) и хуже и вреднее, чем ничего не читать».

    Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному. JI. С. Выготский в работе «Воображение и творчество в дет­ском возрасте» указывает, что в дошкольном возрасте дети более всего склонны к восприятию музыки, им свойствен­ны желание лепить, рисовать, они овладевают речью. Воз­действие каждого вида искусства в наших программах эс­тетического воспитания и развития ребенка изучается от­дельно. А между тем любое искусство синтезирует в себе возможности гармонического сочетания разных искусств при решении одной задачи. На восприятие произведений изобразительного искусства, например, могут оказывать влияние музыка, художественное слово. Именно благода­ря синтезу искусств может развиваться «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Программа эстетического раз­вития, построенная на основе не изолированных, а взаимо­связанных искусств, более соответствует природе малень­кого ребенка (Н.А.Ветлугина, Е.А.Дубровская).

    Условием и средством эстетического воспитания явля­ется и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Из­вестно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятель­ность называется тогда, когда она непосредственно связа­на с видами искусств: театрализованные игры, словесно- художественное творчество, музицирование, изобразитель­ная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

    В художественной деятельности, как правило, присут­ствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой не­обходимы и взаимосвязаны - ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

    Все названные выше средства эстетического воспита­ния - быт, природа, искусство, деятельность - эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей. При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзязабывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

    Приведем пример удачного сочетания различных средств.

    ЗАНЯТИЕ

    Дети приходят в зал, садятся. Исполняется фрагмент пьесы А.Хачатуряна «Сегодня запрещено гулять» (средняя часть). Дети говорят, как называется пьеса, кто автор, рассказывают о характе­ре музыкального произведения.

    После исполнения пьесы внимание детей обращают на столы в конце зала, где приготовлено все необходимое для рисования.

    Педагог говорит: «А теперь попытайтесь представить себе, что это вас не пустили гулять и вы скучаете в одиночестве. Вам груст­но и тоскливо. Выразите свое настроение в рисунке. Подумайте, кто вместе с вами может быть изображен. Какого цвета небо, зем­ля? Может ли кончиться дождь и появиться солнышко? А чтобы у вас было соответствующее настроение, я сыграю пьесу еще раз. Музыка вам все подскажет и расскажет. Только вслушайтесь: о чем говорят повторяющиеся звуки, а нисходящая интонация - мотив - словно вздохи... А как «светлеет» музыка в конце пьесы. Поста^ райтесь подобрать соответствующие настроению краски.

    Звучит музыка, дети рисуют. После рисования работы помеща­ют на стенд. Проходит их обсуждение. При обсуждении работ глав­ный акцент следует делать на настроении картины, тонах, которые использовал ребенок, и только потом оценивать предметное изоб­ражение...

    В данном примере хочется подчеркнуть следующее. Ве­дущим (доминантным) видом деятельности является слуша­ние-восприятие. Остальные виды художественной деятель­ности помогают его активизации. Однако их подбор не слу­чаен, а педагогически целесообразен. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слу­шании пьесы по известной методике - «цвет - настроение» (см. кн.: Дубровская Е.А. «Раз ступенька, два ступенька- будет ... песенка». - М., 1997).

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

    Ведущими, методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

    Показ как метод воспитания использу-

    Метолы эстетиче-

    ется при первичном знакомстве с пред- с ко го воспитания „ u х

    метом эстетической действительности.

    Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того,чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

    При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств. Выразитель­ность интонации при чтении стихотворения, искренний во­сторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яр­кое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства - подражательность. Бес­страстный, неэмоциональный воспитатель не сможет про­будить в ребенке чувства, отношения. Важная профессио­нальная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, - артистичность.

    Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.Здесь мы укажем общий принцип отбора методов - на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания. Например, воспита­тель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про ко­тенка. Я начинаю, а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послу­шай, что у нас получилось». В этом примере творческое тдание подкреплялось приемами подсказки, побуждения п положительной поддерживающей оценкой. Конечно, стихи сразу не складываются. Нужен предварительный пап - подбора рифмы к словам. (Мама - панама, пыш­ка - книжка и т.п.). Можно использовать и чтение худо­жественного произведения, например главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнай­ки и его друзей». З.А.Гриценко рекомендует для закреп­ления понятия «рифма» и умения ее находить использовать известное стихотворение Д.Хармса.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   26


    написать администратору сайта