Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
263 участником французского сопротивления фашизму, активно поддер- живал в мае 1968 года бунт парижской молодежи. В философии Сартр сторонник максимальной жизненной непосред- ственности. Рассказывают, что серьезная философская деятельность Сартра началась с эпизода в кафе, где он проводил вечер с женой, пи- сательницей Симоной де Бовуар, и другом, социологом Ароном. Арон рассказывал о своей поездке в Германию, философии Гуссерля. Ука- зав на стакан с коктейлем, Арон сказал Сартру: «Если ты феномено- лог, то ты можешь судить об этом коктейле, а это настоящая фило- софия». Сартр побледнел от волнения. Да, он хотел постичь филосо- фию не космических, а земных дел. Сартр стал усердно штудировать философию, посетил Германию, написал свои первые философские ше- девры. В философии Сартр известен как один из основателей экзистенци- ализма. Исключительное внимание он уделил теме свободы, о чем, кста- ти, свидетельствует и эпиграф к данной статье. Хайдеггер Мартин (1889—1976). «Все же, возможно, что человек до сих пор веками слишком много действовал и слишком мало мыс- лил». Хайдеггер — один из оригинальнейших философов XX века. Большую часть своей жизни провел во Фрейбурге (Германия). В нем видели философа, который сумеет противопоставить научно-техниче- скому натиску глубокую мысль. Так и случилось. В 1933 г. Хайдеггер был избран ученым советом Фрейбургского уни- верситета на пост ректора. Хайдеггер вступает в ряды нацистской пар- тии, поставив при этом условие, что он не будет выполнять каких-ли- бо партийных функций. Хайдеггеру, по его собственным подсчетам, понадобилось 10 месяцев, чтобы полностью разувериться в нацизме. Он не порвал своих связей с философами еврейского происхождения, несмотря на непрекращающиеся требования нацистов размежеваться с ними продолжал открыто использовать их труды, а когда министер- ство культуры стало настаивать на увольнении по политическим мо- тивам одного социал-демократически настроенного профессора, отка- зался от ректорского поста. Тем не менее немецкие демократы не про- стили Хайдеггеру его нацистское прошлое. Философию Хайдеггер понимал как радикальное вопрошание, ле- карство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а мож- но достичь лишь в результате глубоких раздумий. Хайдеггер — осно- ватель герменевтики. ХабермасЮрген(род. 1929). «Модерн — незавершенный проект». Хабермас на сегодняшний день — самый известный философ Гер- мании. Известность Хабермаса объясняется не только содержанием мно- 264 гостраничных философских работ, но и его публицистической деятель- ностью, откликами на важнейшие события в стране и мире. Хабермас пользуется в ФРГ огромным уважением, с ним советуются самые из- вестные политические деятели, он неоднократно награждался престиж- ными премиями. В философии Хабермас известен более всего благодаря разрабаты- ваемой им теории коммуникативного общества. Он считает, что совре- менность, модерн всегда требует работы по наращиванию открытос- ти общества, налаживанию продуктивного рационального диалога, кри- тике различного рода не оправдывающих свое назначение идеологий и бюрократий. ЛИТЕРАТОРА" К введению Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 10-73. ВольфР.П. О философии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 15-52. ДиогенЛаэртский.О жизни, учениях и изречениях великих фило- софов. М.: Мысль, 1986. ЛосевА.Ф.Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. Мирфилософии.М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10-129. СагатовскийВ.Н.Вселенная философа. М.: Мол. гвардия, 1972. К главе 1 Аристотель.Никомахова этика // Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. Доиген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях великих фило- софов. М.: Мысль, 1986. Лосев А.Ф.История античной философии в конспективном изложе- нии. М.: Мысль, 1989. ЛосевА.Ф.История античной эстетики. М.: 1963—1992. Т. I—VIII. МотрошиловаН.В.Рождение и развитие философских идей. М.: По- литиздат, 1991. Новый Завет. Платон.Государство // Сочинения: В 3 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. Плотин.О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 155-172. Плотин. Эннеады. Киев: Уцим-Пресс, 1995. РеалеДж.,АнтисериД.Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб.: Петрополис, 1994. Т. 1. К главе 2 АврелийАвгустин.Исповедь блаженного Августина, епископа Гип- понского. М.: Ренессанс, 1991. БлинниковЛ.В.Великие философы. Словарь-справочник. М.: Логос, 1997. Введениевфилософию.М.: Политиздат, 1989. Ч. 1. С. 115-134. * Указанная литература используется в соответствии с рекомендациями преподавателей философии. Она не является обязательной. 266 ГвардиниР.Конец HoBdro времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-135. Историяфилософии:Запад — Россия — Восток. М.: Греко-латин- ский кабинет, 1995. Кн. 1. ЛеГоффЖ.Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс, 1992. С. 302-337. Мирфилософии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615. РеалеДж.,АнтисериД.Западная философия от истоков до наших дней. Средневековье. СПб.: Петрополис, 1994. Т.2. К главе 3 - • Вопросыфилософии.1995. № 1. С. 118-158 (подборка статей о со- временном состоянии диалектики). Гегель.Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т. 1. ДекартР.Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. Историяфилософии:Запад — Россия — Восток. М.: Греко-латин- ский кабинет, 1996. Кн. 2. КантИ.Сочинения: В 4 т. М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993. Т.1. ЛосевА.Ф.Эстетика Возрождения. М.: Политиздат, 1978. МарксК.Предисловие. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6-7. МарксК.Тезисы о Фейербахе // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 3. С. 1—4. НицшеФ.Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Реале Дж.,Антисери Д.Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. СПб.: Петрополис, 1996. Т. 3. СоколовВ.В.Европейская философия XV—XVIII веков. М.: Высшая школа, 1996. К главе 4 Аналитическаяфилософия: избранные тексты. М.: Изд. МГУ, 1993. Бердяев Н.А.Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. БуровВ.Г.Современная китайская философия. М.: Наука, 1980. Взгляд на русскую философию (подборка статей) // Вопросы фило- софии. 1994. № 1. С. 54-72. ВитгенштейнЯ. Философские работы. Ч. 1. Ч. 2. М.: Гнозис, 1994. Гадамер XS. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 267 ГадамерХ.Г.Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. ГуссерльЭ.Кризис европейских наук и трансцендентальная фено- менология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176. ГуссерльЭ.Феноменология. М.: Логос, 1991. № 1. ЗамалеевА.Ф.Курс истории русской философии. М.: Логос, 1995. Западнаяфилософия XX века. М.: Интерпракс, 1994. ИльинИ.П.Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. ЛосевА.Ф.Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990. ЛосскийН.О.История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. ЛюдвигВитгеншнейн: человек и мыслитель. М.: Изд. группа «Про- гресс»; Культура, 1993. МалявинВ.В.Конфуций. М.: Мол. гвардия, 1992. ОткрытиеИндии. Философские и эстетические воззрения Индии XX века. М.: Художественная литература, 1987. С. 455—522. ХайдеггерМ.Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991. ФукоМ.Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996. СартрЖ.П.Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319-344. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. Изд. 3-е. М.: Наука, 1987. Современная философия науки: знание, реальность, ценность в тру- дах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Ло- гос, 1996. СоловьевB.C.Оправдание добра. М.: Республика, 1996. СоловьевB.C.Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1, 2. Философы России XIX—XX столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1995. ЧаггерджиС,ДаттаД.Индийская философия. М.: Селена, 1994. ЯсперсК.Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. К главе 5 Мирфилософии. М.: Политиздат, 1991. Ч. 1. С. 10-129. К главе 6 БарулинB.C.Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М.: Логос, 1997. 268 ВеберМ.Основные социологические понятия // Избранные произ- ведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-643. Кемеров В.Е.Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс 1996. МомджянК.Х.Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. Проблемачеловека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. Россияи Запад: взаимодействие культур (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии, 1992. № 6. С. 3—49. СорокинП.Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. Философияистории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. Эточеловек. Антология. М.: Высш. школа, 1995. К глаГве 7 ВитгенштейнЛ.Логико-философский трактат // Философские ра- боты. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 3-73. ИльинИ.П.Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодер- низм. М.: Интрада, 1996. ЛосевА.Ф.Философия имени. М.: Изд. МГУ, 1990. НалимовВ.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979. СтепановЮ.С.В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: Наука, 1985. К главе 8 МитчемК.Что такое философия техники? М.: Аспект Пресс, 1995. Новаятехнологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. СтепинB.C.,ГороховВ.Г.,РозовМ.А.Философия науки и техники. М.: Контакт-Альфа, 1995. Философиятехники // Вопросы философии, 1993. № 10. С. 24—151 (подборка статей). Философиятехники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989. К главе 9 БанфиН.А.Философия искусства. М.: Искусство, 1989. БуткевичО.Красота. Природа. Сущность. Формы. Л.: Художник РСФСР, 1983. ГулыгаА.В.Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987. ГуревичП.С.Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1994. ГусейновА.А.Великие моралисты. М.: Республика, 1995.' 369 ГусейновА.А.,ИрлитцГ.Краткая история этики. М.: Мысль, 1987. Ортега-и-ГассетX.Эстетика. Философия культуры. М.: Искусст- во, 1991. СтоловичЛ.Н.Красота. Добро. Истина. М.: Республика, 1994. Этика:словарь афоризмов и изречений. М.: Аспект Пресс, 1994. К главе 10 Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. М.: Наука, 1994. Кн. 1, 2. ГолдстейнМ.,ГолдстейнИ.Ф.Как мы познаем. М.: Знание, 1984. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в тру- дах мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост. А.А. Печенкин. М.: Ло- гос, 1996. Традициии революции в истории науки. М.: Наука, 1991. Философияи методология науки. М.: SvR-Apryc, 1994. Ч. 1. 4.2. ФроловИ.Т.,ЮдинБ.Г.Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. ЧудиновЭ.М.Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. К главе 11 <ъг Биоэтика:проблемы, трудности, перспективы (Материалы «круг- лого стола») // Вопросы философии. 1992. № 10. С. 3-28. ВернадскийВ.И.Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. Глобальныепроблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. Концепциясамоорганизации: становление нового образа научного мышления. М.: Наука, 1994. МоисеевН.Н.Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. МолчановЮ.Б.Проблемы времени в современной науке. М.: Наука, 1990. ПанченкоAM.Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988. Философияприроды: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. ХеслеВ.Философия и экология. М.: Изд. фирма «Ками», 1994. К главе 12 ВасилевК.Любовь. М.: Прогресс, 1982. 270 МилеттК.Теория сексуальной политики // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 147-172. ЮлинаН.С.Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминист- ской мысли США // Вопросы философии. 1994. № 9. С. 132-146. К главе 13 ДолженкоО.В.Очерки по философии образования. М.: Компания Кво- рум; Примо-Медиа, 1995. ЛосевА.Ф.О пользе философии // Студенческий меридиан. 1982. № 4. Образованиев конце XX века (Материалы «круглого стола») // Во- просы философии. 1992. № 9. С. 3-21. ' К заключению s, , '«, НалимовВ.В.Размышления о путях развития философии // Вопро- сы философии. 1989. № 9. С. 85-93. ХоружийС.С.После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. |