Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
Приложение 7ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮ- ЩИХСЯФИЛОСОФОВ(В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) Античность до н.э. Фалес (624-546) Парменид(540-470) Гераклит(535-470) Зенон (510-430) Сократ(469-399) Демокрит(460-371) Платон (427-347) Аристотель (384-322) Эпикур (341-270) Цицерон (106-43) Сенека (4 до н.э.—65 н.э.) Плотин (204-270) Средневековье Августин А. (354-430) Боэций А. (480-524) Авиценна(980-1037) Ансельм (1033-1109) Абеляр П. (1079-1141) Аверроэс (1126-1198) Фома Аквинский (1221-1274) Оккам У.(1280-1349) ВозрождениеиНовоевремяКузанский Н. (1401-1464) Фичино М.(1433-1499) Бруно Дж. (1548-1600) БэконФ.(1561-1626) ГоббсТ. (1588-1679) Декарт Р. (1596-1650) Спиноза Б. (1632-1677) Локк Дж. (1632-1704) Лейбниц Г. (1646-1716) Юм Д. (1711-1776) Гольбах П. (1723-1789) Кант И. (1724-1804) Фихте И. (1762-1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775-1854) Шопенгауэр А. (1788-1860). Фейербах Л. (1804-1872) Маркс К. (1818-1883) Пирс Ч. (1839-1914) Джемс У. (1842-1910) Ницше Ф. (1844-1900) Соловьев B.C. (1853-1900) -"< Новейшеевремя Фрейд 3. (1856-1939) Гуссерль Э. (1859-1938) Бергсон А. (1859-1941) Лосский Н.О. (1870-1965) Рассел Б. (1872-1970) Бердяев Н.А. (1874-1948) Флоренский П.А. (1882-1937) Витгенштейн Л. (1889-1951) Хайдеггер М. (1889-1976) Карнап Р. (1891-1970) Лосев А.Ф. (1893-1988) Гадамер Г. (1900) * Поппер К. (1902-1994) Сартр Ж.-П. (1905-1980) Куайн У. (р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М. (1926-1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935) Примечание.Разумеется, приведенный перечень содержит элементы произ- вола, ибо выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь ука- зано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хро- нику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться. 255 Приложение 8 ВЕЛИКИЕ ФИЛОСОФЫ (ДО XX ВЕКА) Сократ(469-399 до н.э.). Сократ на суде: «Я вам сказал: не шу- мите, афиняне!». Казнен в Афинах, будучи обвиненным в растлении молодежи. От- крыл сущность человека. Человек — это душа, по возможности благая и совершенная. Платон (427—347 до н.э.). «В род богов никому не позволено по- пасть, если он не занимается философией». Платон — это псевдоним Аристокла.Своему псевдониму Платон обя- зан мощным телом и широким лбом. Платон — ученик Сократа. Пы- тался внушить идею о правителе-философе тирану Сиракуз Дионисию I, но был продан им в рабство. По освобождении основал академию. Разработал концепцию идей, без которой немыслима современная цивилизация. Аристотель(384-322 до н.э.). «Искать истину — и легко и труд- но, ибо очевидно, что никто не может ни целиком ее постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к наше- му познанию природы, и из совокупности всех этих фактов складыва- ется величественная картина». Эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне. Учился в академии Платона 20 лет. Был наставником Александра Македонского. Обладал энциклопедическими познаниями. Разработал концепцию формы как динамической сущности единич- ных вещей. Превратил в науку логику и этику. Провел обобщение философских воззрений античных авторов. Эпикур (341-270 до н.э.). «Пусть никто не откладывает философию в юности...». Философией начал заниматься с 14 лет, приобщал к ней рабов. Ос- новал школу своего имени. По преданию перед смертью лег в ванну с го- рячей водой, выпил вина, пожелал друзьям не забывать его учений и скон- чался. На основе атомизма разработал этическую концепцию отсутствия стра- даний, покоя души. Плотин (204—270). «Старайтесь воссоединиться с божественным, которое внутри вас, с божеством, которое есть универсум». Последние слова, сказанные Плотиной перед смертью. 256 В Риме открыл философскую школу. Был добр и легкодоступен, в том числе подросткам. Мечтал создать для философов специальный го- род — Платонополис. Учил своих учеников преодолевать земные изме- рения жизни. Разработал учение о Едином-Благе и достижении его в чувстве экс- таза. Августин Аврелий(Блаженный) (354-430). «Воля в нас всегда сво- бодная, да не всегда добрая». Будучи воспитанным своей матерью Моникой, истой христианкой, Августин вплоть до 30-летнего возраста не понимал Библию. Когда же она стала доступна пониманию Августина, то в его умонастроении про- изошли решающие изменения. Он реализует один из ярчайших вари- антов философствования в христианской вере и делает это с такой страстью, которая стала предметом подражания в веках. Фома Аквинский (1221-1274). «Божественная истина есть мера вся- кой истины...». Обладал поразительной способностью к учению, усидчивостью и це- леустремленностью. Умел соединять различные знания в едином под- чинении философии и религии. «Разложив по полочкам» как учение Ари- стотеля, так и учение о религии, сумел объединить их. По настоящее время там, где речь идет о единстве религии, философии и науки, при ведущей роли религии, католическая мысль своим «полномочным представителем» считает именно Фому Аквинского. И это несмотря на то, что незадолго до своей смерти Фома назвал свои многотомные тео- ретические работы «сплошной соломой», «трухой». БруноДжордано(1548—1600). «Сжечь — не значит опроверг- нуть!». Возглас Бруно на костре его смерти. Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником. В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность усто- явшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это об- стоятельство затрудняет характеристику философии Бруно. В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепции множественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра. За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на ко- стре, что и было осуществлено на Поле цветов в Риме 17 февраля 1600 г. Декарт Рене (1596-1650). «Все науки настолько связаны между со- бой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в от- дельности от всех прочих». Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а по 257 сути новаторские решения. Это относится к философии, математике, фи- зике, космологии, физиологии. Главный вклад Декарта в философию — это развитый им метод на- учных размышлений. Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкнове- ний. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Де- карта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете про- тив Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и пе- реехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный бе- седовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел вос- палением легких, что и послужило причиной его смерти. Локк Джон(1632-1704). «Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, по- лезными или бесполезными,— благодаря воспитанию». Локк принимал активное участие в общественно-политических со- бытиях в Англии конца XVII в. Прекрасно ориентировался в филосо- фии, общественных науках, педагогике. Автор широко известной концепции чувственного познания. СпинозаБарух(1632—1677). «Не плакать, не смеяться, не ненави- деть, а понимать!». Спиноза был исключен из иудейской общины. Шлифовка линз да- вала ему заработок и возможность заниматься любимой философией. «Этика» Спинозы — это книга, в которой делается попытка изло- жить этику так же строго, как математическую науку. Многих из вы- дающихся философов программа Спинозы воодушевляет по сей день. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716). «Каждая субстанция с точностью выражает сущность всех остальных в силу существующих между ними связей». Лейбниц — великий эрудит, во многом предвосхитивший развитие наук. Основатель кибернетики Норберт Винер писал: «Если бы мне при- шлось выбирать в анналах истории наук святого — покровителя кибер- нетики, то я выбрал бы Лейбница». Лейбниц — философ, физик, ма- тематик, техник, языковед, логик. Лейбниц независимо от Ньютона от- крыл дифференциальное исчисление. Основной вклад Лейбница в философию — это его учение о мона- дах, единичных сущностях, обладающих духовной и творческой энер- гией. Вынесенные в эпиграф слова Лейбница можно расценить как гимн символизму: в одном дан весь мир. Как-то Лейбниц выразился в том духе, что нельзя уничтожить одну пылинку, не уничтожив при этом весь мир. КантИммануил(1724—1804). «...Обязанность говорить правду... это безусловная обязанность, которая имеет силу во всяких отношени- ях». Кант всю свою жизнь прожил в Кенингсберге, в Восточной Прус- сии (ныне Калининград). Кант был равнодушен к богатству и славе, ког- да ему предлагали переехать в другой город, суля многократное повы- шение жалования, он отказывался. Но в научных вопросах i вопросах морали был максимально щепетилен. Кант знал себе цену: он не без ос- нования утверждал, что совершил коперникианскую революцию в фи- лософии, имея в виду созданную им философию априорных принципов. ГегельГеоргВильгельмФридрих(1770-1831). «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». Гегель считается самым умелым системосозидателем в истории фи- лософии. В одиночку он сумел создать энциклопедию философских на- ук, главное содержание которой составляет диалектика идей. Жизнь Гегеля оборвала эпидемия холеры. Говорят, что Гегель один из немногих философов, кто ушел из жизни, не познав горечи масси- рованного критического наступления на свое учение. Маркс Карл (1818—1883). «Философы лишь различным образом объ- ясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить». С юных лет решил посвятить свою жизнь делу установления спра- ведливого общественного порядка. Жил страстно. Уже после помолв- ки семь лет ждал возможности создать семью со своей возлюбленной Жен- ни фон Вестфален. От ЭТОГО брака родилось семеро детей, из которых взрослыми стали только три дочери. Маркс, не колеблясь, жертвовал свои личные сбережения на борьбу рабочего класса за свои права. Со- здал международную организацию рабочих и длительное время возглав- лял ее. Вклад Маркса в философию определяется проведенной им трансфор- мацией гегелевской философии в диалектический и исторический ма- териализм. Ницше Фридрих (1844-1900). *— Почему ты такой твердый? — сказал однажды уголь алмазу. — Разве мы не близкие родственники?... — О, братья мои, так спрашиваю я вас: разве вы — не братья мне?». С молодых лет Ницше выделялся своей талантливостью. Любимцу студентов-филологов предложили место профессора еще тогда, когда он был студентом, в 24 года. А Лейпцигский университет присудил Ниц- ше степень доктора без защиты диссертации, да и без самой диссерта- ции. В талантливости Ницше его педагоги не сомневались. Но когда на свет одно за другим стали появляться произведения Ницше, наступи- 259 ло замешательство. Любезный и скромный человек пошел в настоящее наступление на все общепризнанные ценности, от науки до христиан- ства. В таланте Ницше причудливо соединились филологическая утончен- ность, философский скепсис и буйство музыкальной стихии, импрови- зации. Все это вылилось в пропаганду сверхчеловека. Последние 11 лет жизни Ницше был сумасшедшим. Нацисты использовали воззрения Ницше в своих целях. Этому спо- собствовало знакомство его сестры Элизабет с Гитлером. Современные философы находят у Ницше много оригинальных идей, разработка которых ведется по сей день. СоловьевВладимирСергеевич(1853—1900). «В тумане утреннем неверными шагами я шел к таинственным и чудным берегам». Соловьев — самый видный русский философ XIX в. Его философия считается визитной карточкой всей русской философии. Соловьев оста- вил профессорскую должность после того, как призвал на публичной лек- ции не казнить убийц Александра II (1881). Для Соловьева на первом месте была не работа кабинетного ученого, а возможность отклика на животрепещущие вопросы русской общественно-политической и рели- гиозной жизни. Вклад Соловьева в философию определяется его философией поло- жительного единства. Приложение 9 ВЫДАЮЩИЕСЯ ФИЛОСОФЫ XX ВЕКА Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «Душа есть твор- ческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя транс- цендировать, подыматься к тому, что выше человека». Бердяев в молодости участвовал в социалистическом движении. По- зднее он отошел от него и занялся разработкой философско-экзистен- циального миросозерцания. В 1922 г. был выслан из Советской Рос- сии. С 1926 по 1939 г. был главным редактором религиозно-философ- ского журнала «Путь». Скончался за рабочим столом. В своих многочисленных трудах Бердяев отстаивал примат лич- ности над обществом. Личность характеризуется в горизонтах свобо- ды, духовности, творчества. Бердяев многократно давал свою трактов- ку судьбы России. Он считал, что России принадлежит мессианская роль. Витгенштейн Людвиг (1889-1951). «Философская проблемати- ка имеет форму: "Я попал в тупик"». «Какова твоя цель в философии? — показать мухе выход из мухоловки...». Витгенштейн — одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экс- травагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, от- казывается от огромного наследства, строит сестре по своему проек- ту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфоничес- кого оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику. В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка. Гадамер Ханс Георг (род. 1900). «Кто хочет мыслить, должен спра- шивать». «Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий за- тронут преданием и слышит его зов». Гадамер — ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском универси- тете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу «Истина и метод», которая принесла ему славу. Гадамер считается главой современной герменевтической школы. ГуссерльЭдмунд(1859-1938). «Философия должна всегда выпол- нять в европейском человечестве свою функцию — архонта (высше- го должностного лица. — ВК)всего человечества». 261 Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихо- да к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского проис- хождения был лишен возможности принимать участие в официаль- ной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми сво- ими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случай- но посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец ван Бреда, к своему огромному удивлению обнаружил ру- кописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левен. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы. Гуссерль — основатель феноменологии. Он мечтал сделать фило- софию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества. Деррида Жак (род. 1930). «...Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей «современности»... Все мои усилия — это усилия разо- браться с этим необъятным вопросом». Деррида — лидер современной французской философии. Он попу- лярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря раз- работанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее. Карнап Рудольф (1891—1970). «...Объяснения с помощью фактов в действительности являются замаскированными объяснениями с по- мощью законов». Карнап — австрийский философ, участник знаменитого Венско- го кружка. В 1935 г. эмигрировал в США, где имел многочисленных учеников. Один из основателей логического позитивизма. Мечтал о создании такой логической системы, которая представляла бы если не все, то как можно больше эмпирических фактов. КуайнУиллардванОрман(род. 1908). «Быть — значит быть зна- чением связанной переменной». Куайн — старейшина американских философов-аналитиков, пре- красный логик, ученик английского философа Рассела. Успешно по пуляризирует свои работы в США. Согласно Куайну, философия должна основываться на экспериментальных фактах, иметь ясную ло- гическую форму. Что и как существует, человек может понять только на основе теории, ее законов, которые формируются в виде уравнений с переменными. Отсюда его знаменитое определение, приведенное на- ми в качестве эпиграфа. 262 ЛенкГанс(род. 1935). «Никогда ранее западно-западноевропей- ский человек не должен был быть столь ответственным, как сегодня». Ленк — типичный западный философ конца XX в., причем фило- соф новой формации. Став в 25 лет олимпийским чемпионом по греб- ле (в составе восьмерки гребцов), он затем всецело посвятил себя фи- лософии. Объездил весь мир, написал около сотни монографий, внес существенный вклад, может быть, больший, чем кто-либо другой, в де- ло объединения усилий философов различных континентов и стран. Он много сделал для взаимообогащения немецкой и американской фи- лософии. Очень доброжелателен по отношению ко многом россий- ским философам. Философию Ленка отличает ее практическая направленность, ори- ентация на самые злободневные вопросы науки, техники, социологии, обостренное, совестливое отношение к жизни. ва». Поппер Карл Раймунд (1902-1994). «...Свобода важнее равенст- Поппер родился в Вене, спасаясь от нацизма переехал в Новую Зе- ландию, а знаменитым философом стал в Англии. В 17 лет переселил- ся в ветхое студенческое общежитие, многие годы проработал в соци- альной службе, помогая нуждающимся детям. Стал учителем и лишь в 35-летнем возрасте занялся философией профессионально. Длитель- ное время считал себя социалистом, но критически оценивая социа- лизм в России, подвергал теорию Маркса критике Поппер считается основателем постпозитивизма. Он показал как, каким образом происходит рост научного знания. Рассел Бертран (1872—1970). «Ты не должен следовать толпе в ее злых делах». Запись, которую сделала в подаренной Расселу библии его бабушка. Этой заповеди Рассел следовал всю свою жизнь. Рассел — выдающийся британский философ, математик, полити- ческий деятель, лауреат Нобелевской премии (по литературе). Всю свою жизнь бунтовал против всякой неправды, не раз попадал в тюрьму. Уже будучи стариком, вместе с молодежью выступал против прояв- лений милитаризма. Рассел — основатель аналитической философии. СартрЖан-Поль(1905-1980). «Вне зависимости от обстоя- тельств, времени и места человек свободен избрать себя предателем или героем, трусом или победителем». Сартр для Франции — это то же самое, что Рассел для Англии, а имен- но, философская совесть нации. Сартр не только философ, но и писа- тель (в 1964 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литера- туре, которую он отказался принять), политический деятель. Он был |