Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
Приложение 5ПРИМЕРНОЕ ПОЧАСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КНРСА ФИЛОСОФИИ (ДЛЯ ВАРИАН- ТОВ I/II/III)
Приложение 6 МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ (ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ) Глубокоуважаемые коллеги! Позвольте в порядке заочного обмена опытом преподавания философии сформулировать ряд суждений и по- желаний. На наш взгляд, часто возобновляемый спор о необязательности и да- же противопоказанности изучения философии в средних специальных учебных заведениях лишен серьезных оснований. Американец М. Липманразработал курс «Философия для детей». Согласно его рекоменда- ции, уроки философии вводятся с первых классов школы. Накоплен уже солидный положительный опыт, о котором хорошо написала Н.С. Юли- на (см.: ЮлинаН.С. Философия для детей // Вопросы философии. 1993. № 9. С. 151—158). В свете этого никак нельзя приветствовать от- лучение от философии юношей и девушек, получающих среднее специ- альное образование. Надо полагать, они способны превзойти детишек в понимании всего того, что можно назвать миром философии. Противники преподавания философии в средних специальных, или, как их теперь принято называть, профессиональных учебных заведе- ниях, возможно, излишне благодушно относятся к тому мировоззрен- ческому хаосу, в который ввергается каждый, кто получает современ- ное образование, высшее или среднеспециальное, с его разветвленной дисциплинарной структурой. На студента чуть ли не ежедневно обру- шивают поток разнообразных сведений, плохо согласующихся ценно- стных установок, противоположных по смыслу призывов и лозунгов. Преподавание философии вряд ли способно навести в этом потоке иде- альный порядок, но по крайней мере снабдит студента инструмента- рием для его более или менее сознательного отношения к миру мно- жащихся частностей, неопределенностей, разветвлений. С этой точки зрения преподаванию философии нет альтернативы. Соответственно нет альтернативы и работе преподавателя философии. Эту работу может вы- полнить только он, никто другой из числа преподавателей нефилософ- ских дисциплин. Преподавать философию следует серьезно и основательно. Друго- го не дано. К сожалению, постоянно множатся попытки предложить студентам какие-то до смешного упрощенные курсы философии. Это приводит к тому, что от подлинной философии ничего не остается. Сле- дует иметь в виду, что за последние два-три десятилетия произошла су- щественная интенсификация преподавания учебных дисциплин в сред- них специальных учебных заведениях. Это относится и к естественным, и к техническим дисциплинам. Студенты изучают интегральное и диф- 250 ференциальное исчисление, теорию информации. Им, как показывает практика, вполне посильна нормальная философия. Философия, адап- тированная к условиям среднего учебного заведения, но не перестаю- щая быть полноценным курсом философии. Авторам учебников и учебных пособий по философии, преподава- телям философии следует быть, на наш взгляд, крайне осторожными в адаптации курса философии. Особенно много негативных последствий несет с собой желание изобрести некоторую синтетическую филосо- фию, которая, якобы, содержит в себе разом достоинства всех философ- ских систем. При ближайшем рассмотрении выясняется в таких слу- чаях, что за мировую философию выдается недостаточно прорефлекси- рованная точка зрения. Современная философия имеет плюралистиче- ский характер. Это — фундаментальный для преподавания философии факт, причем независимо от типа учебного заведения, где это препода- вание осуществляется. Именно поэтому в нашем учебнике плюрализму современной философии уделяется первостепенное внимание. Преподавание философии в различных странах мира сейчас ведет- ся по двум вариантам, которым дали название «немецкого» и «амери- канского». «Немецкий» вариант преподавания философии заключает- ся в историко-философской проблематизации курса философии. «Аме- риканский» вариант состоит в изложении курса аналитическойфило- софии, с позиций которой рассматриваются не столь уж частые вкрап- ления историко-философского материала. В нашем учебнике вполне сознательно используется «немецкий» ва- риант, который характерен для абсолютного большинства европей- ско-континентальных стран. Вместе с тем в учебнике должное внима- ние уделяется аналитической философии. Ее достижения, безусловно, пора включать в российские учебники философии. В то же время вряд ли целесообразно в России, являющейся крупнейшей европейской державой, слепо следовать по пути американского философского изо- ляционизма. Рискуя вызвать на себя огонь безжалостной критики, мы тем не менее считаем необходимым высказать свое мнение об использовании в преподавании философии ориентации на диалектический материализм (ради краткости изложения не упоминаем исторический материализм) и русскую философию. Диалектический материализм сейчас находится в кризисе. Препо- давателю философии истоки такого положения дел, очевидно, хорошо известны. Сложнее понять, что косметический ремонт использовав- шихся в советское время курсов диалектического материализма, изо- биловавших догматическими отсылками к произведениям классиков марк- сизма-ленинизма, мало что дает. Российским философам-профессина- •лам предстоит весьма объемная работа по осмыслению достижений и недостатков диалектического материализма советского периода. На- сколько нам известно, пока такая работа далека от своего завершения, 251 в создавшихся условиях преподавателю философии ничего не остается как на свой страх и риск вырабатывать собственное отношение к диа- лектическому материализму. На наш взгляд, диалектический матери- ализм в современном его виде не является достойной альтернативой до- стигшей высокого уровня развития западной философии. Немало методических затруднений связано с осмыслением педаго- гической ценности русской философии. Особенно неуместны две край- ности. Во-первых, противопоставление России с философской точки зре- ния остальному, особенно западному, интеллектуальному миру. Во- вторых, отрицание за русской философией ее смыслообразующей функ- ции в российском менталитете. Неуместны как слепое преклонение перед философией Запада, так и российский философский ура-патрио- тизм. В этой связи нам представляется разумным рассматривать рус- скую философию в контексте мировой философской мысли. О дефиците учебного времени. Абсолютное большинство препода- вателей философии жалуются, причем вполне справедливо, на дефицит учебного времени. Часто слышится риторический вопрос: разве можно за 32 часа обучить философии. Действительно, отводимые на изучение философии 32—40 учебных часов лекционно-семинарских занятий ста- вят преподавателя философии в положение своеобразного цугцванга: не хо- чется как обеднять курс философии (с тем чтобы «уложиться» в отве- денное на занятия учебное время), так и преподавать полноценный курс философии, который окажется изученным лишь частично. Положение трудное, но не катастрофическое. Во-первых, успешное преподавание философии, рост авторитета преподавателя философии, безусловно, открывает путь к увеличению объ- ема учебного времени, отводимого на изучение философии. Во-вторых, всякий дефицит учебного времени не закрывает пути педагогического творчества, поиска наилучших путей преподавания. На наш взгляд, даже в условиях бесспорного дефицита учебного времени не следует отказываться от ориентации на изучение не иско- верканного, а полноценного учебного материала. В этой связи часть материала должна быть предоставлена студенту для простого чтения. Студент должен ознакомиться с каждой главой учебника, но отнюдь не обязательно включать в вопросники к зачетам и экзаменам все со- держание учебника. Многое может быть использовано в качестве ма- териала для сообщений, докладов, рефератов, конференций. В связи с различным почасовым планированием курса философии мы приве- ли три варианта указанного планирования. Разумеется, каждый пре- подаватель, руководствуясь федеральным компонентом Государствен- ного образовательного стандарта среднего профессионального образо- вания, волен по-своему проводить почасовое планирование курса ос- нов философии. Об относительно самостоятельных структурных компонентах учеб- ника. Главы и темы учебника скомпонованы таким образом, что они об- 253 разуют относительно самостоятельные структурные компоненты. Это, в частности, две части учебника: «Основные этапы философии» (темы 2-5) и «Систематический курс философии» (темы 6-13). Так как вто- рая часть является во многих отношениях продолжением первой, то ее неразумно изучать в качестве самостоятельного курса философии. В случае острейшего дефицита учебного времени мы рекомендуем счи- тать основойучебника именно первую часть. При трехчастном делении материала учебника выделяются три большие структурные единицы: темы 1—5, темы 1—8, темы 1—13 (весь учебник). Темы 1—8 дают достаточно исчерпывающие сведения о состо- янии современной философии, ее основных «болевых» точках. Против безымянной философии. Преподавание многих учебных дис- циплин является в значительной степени безымянным. Имя того или иного ученого упоминается разве что в случае, когда оно присвоено за- кону (например, законы Ньютона,Менделяи т.п.). Практика препо- давания философии показывает, что безымянная философия скучна и ли- шена значимых ориентиров. Имена философов должны быть на слуху. Это справедливо по отношению к выдающимся философам, к тому же приводимые имена философов запоминаются, иногда бессознательно, сту- дентами и позволяют им даже спустя годы иметь представление о струк- туре философии. Мы доводим до сведения читателя достаточно много имен выдаю- щихся философов. Имеется в виду, что для студента учебник являет- ся маленькой энциклопедией. Думается, преподаватель должен опреде- литься: вклад каких именно философов в современную культуру дол- жен знать студент. Наш минимальный список имен философов видит- ся таким: Сократ, Платон, Аристотель (античность), Христос (нача- ло новой эпохи), Декарт, Локк, Кант, Гегель, Маркс, Ницше (Новое вре- мя),Гуссерль,Хайдеггер,Витгенштейн,Деррида(XXв.),Соловьев,Бердяев,Лосев(русская философия). О языке философии. Язык философии достаточно специфичен, он содержит много слов греческого и латинского происхождения и уже по этой причине многим кажется трудным. Практика препода- вания философии показывает, что совершенно неразумно стремиться во всех случаях греческие и латинские термины переиначивать на рус- скоязычный манер. Поступив таким образом, мы бы отлучили студен- тов от оригинальной философской литературы. И это вместо того что- бы, наоборот, предоставить им необходимый инструментарий для чте- ния философских книг и статей. Языку философии следует учить со всей тщательностью филологов, не оставляя без разъяснения ни один термин. Преподавание философии должно быть интересным. Это аксиома. Но когда именно преподавание философии является интересным? Хай-деггер как-то разъяснял, что философский интерес имеет место там, где Человек встречается с сущим. Речь идет не об эмоциях, которые тут же сменяются равнодушием и безразличием, а об устойчивом интересе. Ког- да философский энтузиазм преподавателя находит не случайный, а впол- не оправданный отклик в душе студента. Когда для обоих, преподава- теля и студента, философия становится откровением, поднимающим на новые научные, эстетические и нравственные высоты. Глубокоуважаемые коллеги! Из тех многочисленных инстанций, пе- ред которыми мы ответственны, наиглавнейшей является студент. Де- ло наше относится к числу благороднейших. |