Главная страница
Навигация по странице:

  • ЖЕНЩИНА

  • ФИЛОСОФИЯ

  • ЛЕГКО

  • ЦЕННОСТИ

  • МОЛОДЕЖНАЯ

  • ОСНОВНЫ

  • ВОПРОСЫ

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница29 из 39
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   39
    ВТОРОЙ ПОЛ И ФИЛОСОФИЯ



    СИМОНА ДЕ БОВЯАР: «ЖЕНЩИНОЙ НЕ РОЖДАЮТСЯ, ЖЕНЩИНОЙ СТАНОВЯТСЯ»

    В 1949 году увидела свет книга «Второй пол» французской пи- сательницы Симоны де Бовуар, жены выдающегося философа ЖанПоля Сартра.В книге было показано, что, во-первых, понима- ние мужского и женского определяется культурными, в том чис- ле и философскими, нормами; во-вторых, с незапамятных времен мужская культура признается положительной, а женская нега- тивной. Писательница дала своей книге название не случайно. Име- ется в виду, что первый пол — это биологические признаки, по ко- торым биологи отличают мужчину от женщины. Самое главное биологическое отличие женщины от мужчины состоит в ее дето- родной способности. Но наряду с первым полом есть еще и вто- рой, сотворение мужественности и женственности в социальной жизни человека, выработка и культивирование мужских и жен- ских ценностей. Вот почему СимонадеБовуарутверждает, что

    «женщиной не рождаются, женщиной становятся».


    I
    Первые книги в защиту женщин появились еще в XV веке. Но вплоть до второй половины XX века женскую проблемати- ку не удавалось поднять на философские высоты. В последние 30 лет это удалось. Теперь женский вопрос становится сквозным для всей культуры. Что значит быть мужчиной, что такое жен- щина? Эти, на первый взгляд, простые вопросы при детальном рассмотрении оказались наполненными философскими тонкостя- ми, разветвленной проблематикой, о которой раньше и не подо- зревали. Из поля зрения философов выпало подлинное значение единства и различия мужественного и женственного. Испод- воль, незаметно для себя традиционная философия не только не поставила под сомнение правомерность подчинения женщины муж- чине, но и способствовала укреплению патриархата (власть от- цов). Тем самым философия неправомерно сузила свои горизон- ты, абстрагировалась от множества проблем, имеющих важней- шее значение не только для женщин, но и для мужчин (мате- ринство и отцовство, семья, общество, неравенство в семье, сек- суальное насилие, проституция и т.д.).
    216

    ЖЕНЩИНА И МНЖЧИНЛ, ЖЕНСТВЕННОСТЬ И МУЖЕСТВЕННОСТЬ
    О качествах женщин и мужчин написаны миллионы страниц.

    Очень часто приходят к следующим двум выводам:

    • Сколько-нибудьуверенноепроведениеграницмеждумуж-чинойиженщинойвозможнолишьнасреднестатистическомуров-не.На индивидуальном уровне признаваемые типично мужски- ми или же, наоборот, женскими качества мигрируют от мужчин к женщинам и в обратном направлении. Так, высокую рациональ- ность и научную дерзость обычно приписывают мужчинам. Но как быть с полькой МариейСклодовской-Кюри,которая дваж- ды удостаивалась Нобелевской премии первый раз по физике, второй раз по химии тому же она была обаятельной женщи- ной)? Говорят, что женщины пасуют перед опасностями, но от- носится ли сие к летчицам и космонавткам? Опять же некоторые мужчины способны соперничать в изяществе с женщинами.

    • Качества «среднестатистических» мужчины и женщины до- полняют друг друга. Нельзя утверждать сколько-нибудь обос- нованно, что качества мужчины непременно лучше качеств женщины.

    Ниже мы приводим в сопоставлении качества (добродетели) сред- нестатистических мужчины и женщины. Речь идет о мужествен- ности и женственности, о второйприроде мужчин и женщин.

    Мужественность Женственность
    Интуитивность Склонность к анализу Интерес к конкретному Чувствительность Сентиментальность Осторожность Сострадательность Изменчивость Послушание Тщательность
    Фактически как в левом, так и в правом столбце указаны цен-


    1; п
    носпги.Сложите все мужские ценности (М ..., М ) и вы получи-

    217

    те то, что можно назвать мужской философией. Соответственц< сумма Ж],..., Жп даст женскую философию.

    Возьмите теперь какую-либо философскую систему, напри мер рационализм. Он попадет под рубрику мужской философии. Если же мы изберем в качестве объекта ту или иную конкрет- ную личность, то в ней наверняка обнаружатся как мужские, так и женские качества. Мы получим записи типа: Сидоров Алек- сей (Mj, М4, Ж 3 , Ж 7 ), Иванова Марина 2, М5, Ж^ Ж 3 ).

    В качестве вывода отметим: так называемая женская фило-софия составляет органическую часть современной философскойкартинымира.

    ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
    «Любовь,— отмечал писатель А.П. Платонов,— есть соедине- ние любимого человека со своими основными и искреннейшими идеями осуществления через него (любимого любимую) своего смысла жизни». Любовь — это взаимное влечение мужчи- ны и женщины, это биологические инстинкты, одухотворенные и нравственно, и эстетически. Нет такой ценности человека, ко- торая бы не входила так или иначе в нежное таинство любви. Са- мое, пожалуй, короткое определение любви гласит: любовь — это одухотворенная плоть. Любовь — это, по В.Г. Белинскому, не про- сто каприз чувств или прихоть сердца, а уважение достоинств че- ловека.

    О любви много размышляли философы. Платон был первым, кто в систематически развитой философии возвысил духовную любовь над чувственной (отсюда выражение — «платоничес- кая» любовь, т.е. духовная, а не физиологическая). В средние ве- ка любовь считалась главной добродетелью Бога. В Новое вре- мя любовь по преимуществу приписывалась человеку, но доста- точно часто символ любви — сердце противопоставлялся симво- лу разума — уму. В XX веке любовь то низводят до физиологи- ческих инстинктов (как у Фрейда),то приравнивают к ценнос- тям эстетики или этики. «Любовь — это цветы нравственности...» (ВЛ.Сухомлинский).

    Отметим одно весьма любопытное обстоятельство. Довольно часто на фоне поэтической лирики философские рассуждения блек- нут, им недостает свежести, проникновенности. Чтобы не быть
    218

    голословным, послушаем поэта. Вот что писал А.С. Пушкинолюбви соответственно в 14, 25 и 36 лет:
    Сердце страстное пленилось; Признаюсь и я влюблен!



    И сердце бьется в упоеньи, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.

    ' :

    Я думал, сердце позабыло

    ' Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты...

    Но вот опять затрепетали

    Пред мощной властью красоты.
    Вряд ли возможно перевести строчки Пушкинав философ- ский текст. Мы и не будем пытаться сделать это. Нам остается пожелать философии достичь поэтического совершенства (не обязательно в стихах, ведь поэтика в прозе тоже отнюдь не за- казана).

    Сформулируем теперь основные выводы.

    • Любовь философская тема постольку, поскольку она в жизни человека занимает наиважнейшее место.

    • Любовь — это одухотворенная плоть, путь к совершенству посредством природно данных инстинктов. Любовь — критерий духовной красоты.

    • Понимание любви зависит от духовного уровня эпохи и от- дельного человека.

    • В любви, как и в других делах, человек сам кузнец своего счастья: хочешь быть любимым совершенствуй себя.

    • В философии любви так называемой мужской философии недостаточно, ее необходимо дополнить женской философией.

    • Обсуждение многочисленных дискуссионных вопросов фи- лософии любви (проблема первой любви, выбор объекта любви, трагедии любви, целомудрие, роль танца, музыки, искусства), рас- смотрение которых выходит далеко за пределы этой книжки, тре- бует должной философской подготовки.


    219

    Забавную телевизионную передачу довелось автору этих строк наблюдать в Германии. Там в престижном дамском клубе ежене- дельно разыгрывается звание «Мужчина недели», победителя прилично награждают. В конкурсе участвуют 10 молодых людей, судьи девушки, неудачников под общий хохот сталкивают в бас- сейн. Каково же было наше удивление, когда однажды среди кра- савцев оказался довольно тщедушный паренек с лысиной и от- топыренными ушами. Он оказался студентом-философом. И — на- стоящее чудо! — философ выиграл приз! Дамы полюбили его за ум, юмор, умение превращать свои слабости в силу.

    Хорошая философия — это всегда любовь, а подлинная лю- бовь — это всегда философия, сложный слалом на пути к жела- емым призам.

    ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?
    •Легко ли быть молодым?» — это название фильма, который был очень популярен в конце 80-х годов. Оказывается, быть мо- лодым точно так же нелегко, как быть взрослым мужчиной или взрослой женщиной. Во всех случаях, молод ты или стар, дорожи человеческим достоинством. С ним не рождаются, оно не достается по наследству, его вырабатывают, лелеют, за него приходится бороться. Молодым не становятся в потоке времени, который, вроде бы, увлекает каждого от детства к юности. Мо- лодым нужно уметь стать.

    С философским осмыслением молодости дело обстоит прибли- зительно так же, как с философским осмыслением женственно- сти. Подобно женщинам и молодежь является социальной груп- пой. В обществе всякая биология нагружается социальностью. Это относится как к молодым, так и к пожилым, как к мужчи- нам, так и к женщинам.

    Итак, молодежь — это особая социальная группа людей, вы- деляющаяся как своей биологией, так и ценностями. Эта вроде бы простая мысль, как ни странно, была выработана не где-то в глу- бине истории, а в конце 60-х — начале 70-х годов нашего столе- тия. Решающее значение имели три обстоятельства: 1) достигшее апогея в середине 60-х в США движение молодежи против вой- ны во Вьетнаме; 2) молодежные волнения во Франции в мае 1968 года, когда недовольство молодых своим положением выли- лось в массовые беспорядки; 3) создание особой молодежной

    220

    культуры с ее акцентом на рок- и поп-музыке, рок-н-ролльном стиле танца, модной одежде с ее игрой в обнаженность, кожу и про- зрачность, наконец, откровенной сексуальной революции. Во всех трех случаях налицо самостоятельность молодежи, невозможность втиснуть ее в старый стереотип: молодежь — это всего лишь лю- ди, еще не ставшие взрослыми. Если пластинки Майкла Джек- сона и Элтона Джона расходятся 30-миллионными тиражами, то это очевидным образом указывает не только на своеобразие молодеж- ной культуры, но и на ее размах, массовость. Об этом же свиде- тельствуют заполненные фэнами спорта и поп-музыки стадионы и огромные концертные залы.

    Первоначально молодежную культуру считали исключитель- но формой протеста против тех или иных устоявшихся общест- венных порядков (отсюда название «контркультура»). Впослед- ствии стало ясно, что хотя молодежной культуре действитель- но присущ пафос протеста и бунтарства, она вместе с тем есть просто новая культура. Когда в начале 1998 года Борису Гребен-щикову,лидеру российских рок-музыкантов, была присуждена престижная премия «Триумф», то тем самым отмечался его вклад в музыкальную культуру страны.

    Итак, молодежь это самостоятельный субъект социаль-ноготворчества.

    ЦЕННОСТИ МОЛОДЫХ
    Между ценностями молодых и пожилых нет резкой грани- цы. Что же касается самих ценностей молодых, то там на каж- дом шагу встречаются неопределенности, все максимально подвиж- но, крайности то и дело сходятся. Это затрудняет характеристи- ку ценностей молодых. Даже перечислить их непросто.

    Итак, среди ценностей молодых, на наш взгляд, доминиру- ют следующие:

    • стремление к максимальной жизненной непосредственнос- ти, противостоящей чопорности и надменности;

    • поддержка групповой, формальной или неформальной общ- ности («мы это мы, а они это они»);

    • непрактичность, переходящая порой в свою противополож- ность прагматичность;

    • изобретательность и новаторство, сменяющиеся непракти- следованием стандартам;

    221

    • бунтарство и экстремизм, сменяющиеся социальной пассив- ностью;

    • безудержное стремление к свободе и анархии, то и дело до- полняемое иждивенчеством;

    • опора на воображение, фантазию, конструирование виртуаль- ной (ускользающей) реальности в противовес строгой логичности;

    • игривость, противопоставляемая плановости;

    • ирония, смех, карнавальность культуры;

    • переплетение мужского и женского (парни похожи на де- вушек, а девушки на парней).



    МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРЕД НОВЫМ ВЫЗОВОМ

    Совокупность ценностей молодых образует основу того, что можно назвать философией молодых. Из всех философских си- стем философия молодых больше всего напоминает постмодер- низм. Их роднит стремление наполнить новое сверхновым, про- тест против строгой логики, придания эстетическим и этическим ценностям характера обязательных норм. Естественно, при со- поставлении философии молодых и постмодернизма следует учитывать, что в первом случае речь идет об умонастроении, скла- дывающемся не за письменным столом ученого-философа, а в об- щении молодых; во втором же случае мы имеем дело с глубоко профессиональной философией.

    И, наконец, еще одно очень важное обстоятельство. В фило- софской культуре молодых указанные выше ценности не обяза- тельно доминируют, чаще всего они дополняются веером дру- гих философский ценностей, всех тех, которые обсуждаются с пер- вых страниц этой книги. В конечном счете молодые задумыва- ются над теми же проблемами, что и взрослые. Тем и другим нет резона отказываться от достижений философии как едино- го целого.

    Наше время — вызов каждому, и молодому, и пожилому. Что- бы ответить на вызов достойным образом, нужна хорошая фило- софия. С этой точки зрения сами по себе ни мужская, ни жен- ская, ни молодежная философия не являются самодостаточными.

    Итак:

    • Молодежь изначально находится в философском поле, где она проявляет известное своеобразие.


    222

    • Сложность современной ситуации требует от молодежи включения в мировую философию (молодостью жизнь не за- канчивается).

    ЛеонардодаВинчисправедливо заметил: «Приобретай в юно- сти то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старо- стью».
    ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы


    • Быть женщиной, мужчиной, а также молодым (или пожи- лым) означает не только обладать некоторой биологией, но и со- ответствующим социально-ценностым содержанием.

    • Традиционная философия недостаточно учитывает особен- ности философствования женщин и молодежи.

    • Новации так называемых женской и молодежной филосо- фий вполне возможно обогатят современную мировую философию.


    ОСНОВНЫ Е Т Е Р М И Н Ы
    МУЖЕСТВЕННОСТЬ ЖЕНСТВЕННОСТЬ

    ЛЮБОВЬ МОЛОДЕЖЬ

    ЖЕНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МОЛОДЕЖНАЯ ФИЛОСОФИЯ

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


    1. Согласно греческой мифологии, по воле Зевса в наказание людям за похищение Прометеем огня у богов Гефест создал из воды и земли Пандору. Пандора пленила красотой брата Прометея Эпиметея и ста- ла его женой. Увидев в доме у мужа ящик, любопытная Пандора откры- ла его. Ящик был наполнен бедствиями, которые распространялись по земле. Дайте философскую характеристику мифу о ящике Пандоры.

    2. В христианстве есть Бог-отец и Бог-сын, но нет Бога-матери. При- думайте возможное объяснение этому факту.

    3. Назовите по три главные черты мужественности и женственно- сти.

    4. Как вы понимаете смысл выражения: любовь — это одухотворен- ная плоть?

    5. Почему, на ваш взгляд, влюбленные, поженившись и даже про- счастливо несколько лет, вдруг расходятся?

    6. Каковы особенности так называемой женской философии?

    7. Что значит быть молодым?

    8. Каковы особенности так называемой молодежной философии?



    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   39


    написать администратору сайта