Главная страница
Навигация по странице:

  • ОБЗОР

  • ЯРОВНИ

  • ПРИРОДА

  • ОСНОВНЫ

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница28 из 39
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39
    ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ



    ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?
    Запишем слово «природа» следующим образом: «при-рода». Природа это то, что находится при роде человеческом,то, из чего рождается сам человек. Особенности, которые при- сущи исключительно человеку (и обществу), в природу не вхо- дят. Человек природен в силу своего физико-биологического со- держания. Он надприроден постольку, поскольку вырабатывает сложные формы психической и социальной жизни. Во взаимо- отношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней,

    «записывает» себя в нее (магнитная плата компьютера содержит

    «записанную» на нее человеком информацию, скульптура сви- детельствует об эстетических ценностях ее создателя).

    Весьма близки по своему значению термины «природа» и «ма- терия». Материя — это объективная реальность. Материя в от- личие от природы не содержит психические явления мира жи- вотных, в остальном природа и материя совпадают.

    Итак,природа это совокупность естественных усло-вийсуществованиячеловекаиобщества.

    ОБЗОР: ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА к ПРИРОДЕ


    • Античнаяфилософия космоцентрична, космос понимает- ся как неразделенность природы и человека. Греческие филосо- фы не противопоставляют природу человеку. Благая жизнь мыс- лится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.

    • Средневековаяхристианская философия понимает приро- ду как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои ду- ховные силы, стремится к возвышению над природой. Иногда де- ло доходит до умерщвления плоти. В глобальном масштабе че- ловек средневековья не меньше, чем человек античности, под- чинен природным закономерностям и ритмам.

    207

      • В Новоевремяприрода впервые становится объектом тща- тельного научного анализа и вместе с тем поприщем активной практической деятельности человека, масштабы которой в силу успехов капитализма постоянно нарастают. Природа понимает- ся как объект приложения сил человека в соответствии с дан- ными естественных наук, физики, химии, биологии.

      • В XX веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В.И. Вернадскими фран- цузскими философами Т.деШарденоми Е.Ле-Руавырабатыва- ется концепция ноосферы. Ноосфераэто область господст-варазума.Имеется в виду, что к XX веку единство природы и че- ловека достигло нового качественного уровня. Теперь человек дол- жен руководить ходом природных процессов. И делать это сле- дует на основе разума. Вера в силу разума объединяет филосо- фов ноосферы с философами Нового времени.

    Из четырех ведущих философских направлений наших дней феноменологии, герменевтики, аналитической филосо- фии и постмодернизма — тема природы занимает достойное ме- сто только в аналитической философии и герменевтике.

    В аналитической философии стремятся реализовать научный, а также научно-технический подход к природе. Ее содержание ин- терпретируется на основе данных естественных наук. Природа — это то, что описывается совокупностью естественных наук. При этом надо иметь в виду, что в XX веке по сравнению с Новым време- нем в естественных науках достигнуты впечатляющие успехи.

    Герменевтырассматривают природу как включенную в бы-тие-в-миречеловека. Человек находится в мире, поэтому ему пред- стоит понять природу, что он делает посредством умеренной, а не хищнической практической деятельности. Надо, мол, понять зов самой природы.

    Наш краткий исторический обзор показывает, что человек все- гда находился и находится в некотором соотношении с приро- дой, которое он определенным образоминтерпретирует.Чело- век изначально находится в условиях, когда в силу самого фак- та своего существования он постоянно вынужден проверять при- роду на «человечность». С этой целью он использует все до- ступные ему средства, в том числе и философию.

    О природе толкуется не только в так называемых естествен- ных науках, к которым относят физику, химию, геологию, би- ологию, но и в философии.

    208
    СИНЕРГЕТИКА - НАНКА О СЛОЖНОМ
    В конце XX века все большее развитие получает синергети-ка — наука о сложном, о том, как в хаосе устанавливается оп- ределенный порядок, который, однако, рано или поздно разру- шается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флукту- ации). Благодаря этим воздействиям система в одних случаях при- обретает упорядоченность, в других эта упорядоченность, исчер- пав себя, разрушается, при этом система попадает в состояние неустойчивости. Смена режимов устойчивости и неустойчивос- ти происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и ин- формации. До развития синергетики наука рассматривала отдель- но хаос и порядок, причем основное внимание уделялось имен- но порядку, ибо его можно описать относительно простыми ма- тематическими уравнениями. Синергетика выявляет пути зарож- дения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

    Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энер- гии вода начинает нагреваться, появляются пузырьки воздуха в во- де. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пузырек образовался, то в уже достаточно нагретой во- де он увеличивается в размерах и поднимается к поверхности во- ды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

    Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отноше- ниях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка ус- танавливаются определенные закономерные отношения, которые изучает экономика как наука.

    Сложной системой с хаосом и порядком является любой ес- тественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случайным образом, одни случайно- сти «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сто- ронников. Язык это шум, хаос, в котором есть порядок.

    Исходяизуспеховсинергетикиученыеобъясняютвозник-новениеи развитиеупорядоченных систем перестройкой хао-са. Все возникает из хаоса. Поскольку система «забывает» свои прошлые состояния, то неизвестно, что было до хаоса и в прин- ципе это невозможно узнать.

    209
    КАК ВСЕ БЫЛО? БЫЛ БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ
    Откуда вер взялось — звезды, планеты, жизнь, сообщества лю- дей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом.

    Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неустойчивом со- стоянии. Произошел Большой взрыв, вакуум разогрелся до 101 9 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не мог- ли существовать современные молекулы и элементарные части- цы. Взорвавшийся вакуум стал расширяться и вследствие это- го охлаждаться.

    Уже в первую секунду произошло очень много явлений, в ча- стности появилось вещество, началось образование химических элементов. Позднее возникли звезды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому на- зад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали способны к членораздельной речи, мышлению, широкому использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет.

    Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, при- вели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до наших ценностей, которые вызывают столь большое удивление своей закономерностью.

    Интересно, что возникновение жизни могло бы не состоять- ся, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной степени другим. Крайне специфические условия обеспечили воз- можность появления жизни и ее последующую эволюцию.

    Природа такова,что она обладала и обладает возможнос-тьюпорождатьживыеорганизмыичеловека.

    ЯРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИРОДЫ 1.
    Природа бывает неживой и живой.Уровни организации не-живой природы: вакуум, элементарные частицы, атомы, молеку- лы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным ас- трономическим методам исследования). Уровниорганизацииживой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, бел- ки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи од-

    210

    ного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном уча- стке суши или водоема).

    Уровни организации природы, как правило, находятся в оп ределенной соподчинительной связи друг с другом. Болеепро-стойуровеньсоставляетфундаментболеесложного уровня.Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содер- жат клетки и т.д. Для всякого сложного уровня организации ма- терии справедливы две вещи: 1) законыпростогоуровняорга-низацииматериинеотменяются,онипродолжаютсущест-вовать;2) назаконыфундаментанадстраиваютсяновыеза-коны.Так, в организме человека атомы следуют законам физи- ки и химии, клетки же и органы подвержены биологическим закономерностям.

    ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ ( »=
    В мире природы важнейшее значение имеют пространствен- ные и временные характеристики объектов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотношений типа «слева», «справа», «ни- же», «выше», «под углом» называется пространством. Совокуп- ность длительностей и соотношений типа «раньше», «одновре- менно», «позднее» называется временем.Пространство характе- ризует сосуществование явлений, а время — их сменяемость.В современной физике не считают, что пустота существует.

    То, что раньше считали пустотой, в действительности оказа- лось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомни- ли о пустоте в связи с пространством, пространство не есть ни пустота (ибо она не существует), ни вакуум (вакуум — это сре- да, обладающая пространственными характеристиками).

    В наши дни невозможно обосновать данными науки устарев- шее представление, согласно которому пространство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в фи- зике А. Эйнштейна стало особенно очевидным, что пространст- венные и временные характеристики зависят от тех процессов, проявлениямикоторых они являются. Например, длина предме- та определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пассажира ракеты, проно- сящейся мимо Земли со скоростью, сравнимой со скоростью света, его рост в зависимости от скорости ракеты может оказать- ся равным и 150 и 25 см.

    21l

    Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмечали свой день рожде- ния. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в кос- мическое путешествие на аппарате, который движется со ско- ростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с мину- ты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что по- ка люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в срав- нении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се- кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ускорителе элементарных частиц, ситуация с близнецами крайне правдо- подобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» вре- мени. Свойства физического пространства и времени изучают- ся в физике. Время одномерно (в формулах оно обозначается од-нойпеременной t)и необратимо(его нельзя повернуть вспять). Пространство трехмерно формулах для его обозначения ис- пользуются три переменные х,у,г).Описанные нами свойства физического пространства и времени характерны для макроми- ра мира объектов, обладающих масштабностью человеческо- го тела. В микромире пространство и время обладают другими характеристиками, например пространство может быть девяти- мерным.

    Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физиче- ское пространство и время приобретают дополнительно к физи- ческой биологическую значимость. Поясним ситуацию примером. Представьте себе старика 30 лет, который вел здоровый об-


    щ

    1
    раз жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий алкоголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у стари- ка. Физический возраст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический возраст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти из- менения посредством количественных данных, они-то и зададут величину биологического возраста (в данном случае печени)- Биологический возраст человека обычно задают степенью веро- ятности его смерти.

    212

    Ясно, что для нас, людей, пространственно-временная опре- деленность мира имеет огромнейшее значение. Причем по доста- точно простой причине наши пространственные и временные ре- сурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — сущест- во смертное. В этих условиях человек стремится выиграть вре- мя и пространство, сделать максимально эффективным исполь- зование каждой единицы времени и пространства.

    Выиграть время и пространство значит добиться совер-шенствавжизни.

    ПРИРОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ, БИОЛОГИЧЕСКАЯ, МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
    Для современности характерно стремление вернуть единство человека и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение, мож- но сказать, что философия XX века решительно покинула харак- терное для Нового времени противопоставление субъекта и объ- екта, человека и природы. Природа стала пониматься как дом, в котором живет человек. Экология в дословном переводе с гре- ческого означает наука о доме.

    Увы, развитие экологии происходит под постоянный акком- панемент грозящих человеку экологических катастроф, связан- ных с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселени- ем, разрушением системы «человечество природа».

    Умудрившееся попасть в экологический кризис человечест- во не знает четких путей выхода из него. Несмотря на реализа- цию программ по развитию безотходных производств, усовершен- ствованию экологического законодательства экологический кри- зис продолжается. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно- этических представлениях человека и общества.

    Казавшиеся столь незыблемыми принципы гуманизма долж- ны соотноситься не только с человеком, но и с природой. В та- ком случае гуманизм теряет свое прежнее содержание и стано- вится экогуманизмом.Любовь человека, эгоистически направ- ленная только на него самого, привела в конечном счете к эко- кризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма ви- дит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынуж- ден относиться к ней так же бережно, как к самому себе.

    213


    ш
    Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.

    Нельзя забывать о том, что природа в соответствии с синер- гетическими представлениями может отреагировать взрывом на незначительное воздействие на нее человека. Маленький крово- пийца-комар надоел всем, но его полное уничтожение обернулось бы для человека катастрофой, ибо в биосфере Земли он занима- ет предостойнейшее место.

    Перед человеком стоит очень трудная задача — обеспечить совместную эволюцию общества и природы. Но для этого необ- ходима, как отмечает академик НЛ. Моисеев (на наш взгляд, это справедливо), обновленная нравственность. Эта новая нравствен- ность представляет собой, по мнению многих, конкретизацию эти- ки ответственности применительно к природе. Относясь ответ- ственно к природе, человечество тем самым относится ответст- венно к самому себе.

    У экологической этики обширнейшее поле проблем: от экс- пертизы строительства нефтепроводов и атомных электростанций до заботы об одиноком дереве, которое стремится срубить вла- делец престижного коттеджа. Столь же многогранны проблемы биоэтики, обсуждающей отношения человека с живой природой. В токийском зоопарке поставлен памятник умирающим в нево- ле животным. Но всегда ли человек сознает свою вину перед жи- вотными? Кстати, в США издана пятитомная (!) энциклопедия по биоэтике. Объем энциклопедии показывает, сколь внима- тельно относятся американские ученые к проблемам биоэтики. Особое внимание привлекают вопросы медицинской этики, сре-

    ди них отношение врача к пациентам, умирающим, дефектив- ным новорожденным, дебилам, проблема эвтаназии (убийства из милосердия).


    I
    Имеет ли человек право на смерть, право на аборт? Однознач- ных ответов на эти вопросы не существует. Здесь требуется очень детальный, кропотливый анализ, равно как и в случаях с клонированием — размножением животных и людей бесполым образом (особь выращивается из биоклеточного материала доно- ра, в итоге она вырастает в биологическом отношении идентич- ной своему донору). Если одни высказываются за клонирование, то другие против. Дискуссия, кажется, еще только начинается.

    Отметим в качестве вывода главную мысль: этика ответ-ственности предполагает тщательный философский анализ, со-поставлениеразличныхточекзрения,учетнеобходимыхислу-

    чайных связей. Интересы человека должны быть защищены все-сторонне.Человек существуетне сампо себе,апосредствомприроды.Экогуманизм этоответственность.

    ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы


    • Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.

    • Природные системы существуют в соответствии с законами синергетики, описывающими соотношение хаоса и порядка.

    • Выиграть время и пространство, значит добиться совер- шенства в жизни.

    • Экогуманизм — это ответственность.



    ОСНОВНЫ Е Т Е Р М И Н Ы ,-. ,
    г i

    ПРИРОДА СИНЕРГЕТИКА t

    ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ

    ЭКОГУМАНИЗМ

    ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я


    1. Как изменялись философские представления о природе?

    2. Попытайтесь привести пример сложной системы, в которой есть хаос и порядок.

    3. Что (кто), на ваш взгляд, сотворил наш мир?

    4. Подчиняется ли человек законам физики?

    5. Пустота и пространство это одно и то же?

    6. Аристотельсчитал, что время есть число движения. Дайте ва- ше определение времени.

    7. В чем состоит отличие экогуманизма от гуманизма?

    8. Считаете ли вы допустимым «убийство из милосердия»? Обоснуй- те свою точку зрения.

    9. Как вы понимаете право женщины на свободное и ответственное материнство?

    10. Вы вегетарианец? Считаете ли вы допустимым употреблять в пи- щу мясо?

    11. В чем вы видите основную причину экологических кризисов?



    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39


    написать администратору сайта