Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
ВА Канке ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ РекомендованоМинистерствомобразованияРоссийскойФедерации вкачестве учебникадлястудентовсреднихспециальных учебныхзаведений Москва • «Логос» • 2008УДК 1(091) ББК 87.3 К19 Рецензент ы Доктор философских наук профессор В.ИЖог (Московский педагогический государственный университет) Кандидат педагогических наук доцент А.А.Бороздинов(Обнинский художественный колледж) Канке В.А. К19 Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М." Университетская книга, Логос, 2008. - 288 с: ил. ISBN978-5-98704-276-3 Излагается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, по- знания, науки, языка, техники, природы, молодежи, образования Содержание и структура учебника соответствует требованиям Государственного обязательного стандарта среднего профессио- нального образования. Содержит вопросы и задания к каждой гла- ве, методические рекомендации для преподавателей, обширные справочные материалы. Для студентов средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей. А , ББК 87.3 ISBN 978-5-98704-276-3 ©Канке В.А., 1999 © «Университетская книга», 2006 © «Логос», 2008 Посвящаюмоимродителя^ ОТ АВТОРА Философские проблемы неизменно занимают умы на протя- жении всей истории человечества. Но в последние годы инте- рес к ним в нашей стране стал и более массовым, и более глубо- ким. Кроме всего прочего, это выразилось в существенных из- менениях в философском образовании. Преподавание общих курсов философии и философских дисциплин теперь не просто практикуется начиная уже со средних общеобразовательных и специальных учебных заведений, но и кардинально изменяет- ся по содержанию и методам обучения, переориентируясь на реальные жизненные темы. Переход к массовому изучению философии оказался исклю- чительно трудным делом, требующим совершенно новых учеб- ников и учебных пособий. Очевидно, что они должны быть рас- считаны на преподавание философии как универсального уче- ния, а не какой-то отдельно взятой доктрины, отвечать интере- сам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств. Не навязывая готовых схем и решений, современный учебник философии призван как бы усиливать присущую каждому человеку способность суждения — научно- го, морального, эстетического и просто житейского, а также ориентировать в быстроменяющемся и все более многообраз- ном мире. Таковы наиболее существенные соображения, побудившие автора взяться за перо и предложить учащейся молодежи, а значит, и преподавателям философии настоящий учебник. При определении его содержания и подхода к изложению учебного материала в той или иной мере учитывались следующие требования. Во-первых, это доступность учебника студенту сРеднего специального учебного заведения и учащемуся- 3 старшекласснику. Во-первых, доступность не должна дос- тигаться за счет снижения научного уровня излагаемого курса. В-третьих, книга призвана давать достаточно полное пред- ставление о философии, ведь сегодня недопустимо сводить ее содержание к трем-четырем разделам, как бы забывая все ос- тальное. В-четвертых, учебник обязан отражать состояние современной - при самом ответственном отношении к этому тер- мину - философии: хватит пичкать студентов выжимками из декларативно построенных и идеологически окрашенных кур- сов философии прежнего периода. Наконец, в-пятых , книга обязательно должна быть интересной, освещать то, что действи- тельно волнует молодежь. Широкий спектр обсуждаемых, к тому же, как правило, в историческом и практическом контексте, философских проблем может, на мой взгляд, сделать книгу полезной не только для ее прямого адресата - студента среднего специального учебного за- ведения, но и для широкого круга читателей. Хотелось бы на- деяться, что учебник сможет найти заинтересованную аудито- рию в гимназиях, лицеях, школах и классах с гуманитарным уклоном. Автор будет признателен за отклики на настоящий учебник, предложения и рекомендации по улучшению его содержания, которые просит направлять в адрес издательства. , Москва - Обнинск 1998-2005 гг. ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ» В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделяв- шихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но да- же на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сде- ланное не слишком многочисленным, но великим народом Древ- ней Греции. Речь идет, конечно, о философии, ибо она как ничто иное обусловила судьбу всей известной нам культуры, она жизненна сегодня ничуть не меньше, чем вчера. Философия явилась на свет в результате осознания челове- чеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпо- хи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для про- шлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу данной книги. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота,Гераклита и Пифагора.Его глубокий смысл впервые был под- вергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На рус- ский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весь- ма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «фи- лософия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не ме- нее следует признать, что это слово уже по самому своему про- исхождению удачно выражает сокровенные черты всякого под- линного философствования. Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою при- влекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыс- лие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов наглавныевопросысвоегобытия. ДВА ПРИМЕРА ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесо- образно рассмотреть примеры подлинного философствования. Разумеется, такие примеры мы находим прежде всего в творче- стве великих философов. Ведь их называют великими не случай- но, а потому, что в философствовании они достигли особых вы- сот. Именно у великих философов в первую очередь следует учиться философствованию. Первыйпример:концепцияидей.Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже свое- му народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается про- стым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это по- няли уже упоминавшийся Платони его великий учитель Со-крат. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, по- истине эпохальное значение. Она стимулировала развитие на- ук и искусств, во многом определила характерные черты совре- менной цивилизации. Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека. Идеи выражаются в языке отдельными предложениями и их совокупностями. Предложения могут быть как вопросительны- ми, так и повествовательными или повелительными. Разумеет- ся, не всякое предложение прямо и непосредственно выражает содержание именно философской идеи. Рассмотрим, например, три предложения: Квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов (кстати, это утверждение носит имя то- го самого Пифагора, который придавал слову «философия» осо- бое значение). Кит — это, как и человек, млекопитающее. Идеи связаны между собой. Первое предложение относится к сфере математики, точнее геометрии. Второе предложение принадлежит биологии, точнее зоологии. Только третье предложение имеет очевидное философ- ское содержание, здесь речь идет о любых идеях. Философское— значитмаксимальноуниверсальное,всеохват-ное,основательное,фундаментальное,существенное. Второйпример:концепцияответственности.В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. При- чем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны дей- ствиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает во- прос о согласовании своих действий с интересами других. Ина- че говоря, мы ставим вопрос об ответственности.Только те- перь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в об- щественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех разви- тых стран. Оба приведенных примера показывают, что философия не сто- ит на месте. И две с половиной тысячи лет назад, и сейчас фи- лософия, как и все ценное в жизни людей, есть результат само- отверженной работы энтузиастов. Философские звезды среди нас, они озаряют нас светом философствования. ЕЩЕ РАЗ О ФИЛОСОФСКИХ ВОПРОСАХ , Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кантвопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские во- просы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить ис- ключительно в философии. Шукшинское«Что с нами происхо- дит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспи-ра,вложенное в уста Гамлета: «Быть — или не быть?»... Философия — это обостренно совестливое отношение чело-векакокружающемуегомиру. r> <• ФИЛОСОФСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗА КРАТКОСТЬ, но ПРОТИВ ПОВЕРХНОСТНОСТИ Краткость — сестра таланта, но не его гарантия. В филосо- фии высоко ценится умение кратко, емко, выразительно сфор- мулировать проблему либо ее решение. Выдающийся русский фи- лософ А.Ф. Лосев подчеркивал, что до тех пор, пока он не в со- стоянии выразить одним предложением суть философской про- блемы, она остается для него неразрешенной. Лосев прав, его умо- настроение заслуживает одобрения. В нашем случае это означа- ет, что мы должны там, где это уместно, стремиться к коротким, лаконичным определениям. Однако следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Та краткость, которую мы приветству- ем, непременно включает основательность, точность, тщательность в формулировках, их обоснованность, соответствие фактам. Ес- ли всего этого нет, то краткость никакая не сестра таланта, а его прямая противоположность. Мы приходим к выводу, что краткие философские определения при правильном, а не поверх- ностном философствовании должны дополняться многозвенны- ми, предложение за предложением, рассуждениями. Но как «попасть в цель» в философских определениях, как подобрать, обнаружить точное, правильное слово? Искать это сло- во, размышлять и дерзать. Когда цель близка, то полезно сопо- ставлять значения близких по смыслу слов. Так происходит словесная пристрелка. Разъясним это на примере определения своеобразия философии. Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главнымивопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопро- сы? С учетом многовекового развития философии вполне акту- альны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые мож- но назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фунда- ментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле дейст- вия которого попадает каждый человек. И так далее. Если чи- татель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Жела- ем успеха! Итак, еще раз. Что такое философия? Рисуем таблицу, где в ле- вой части стоит слово, смысл которого мы ищем, а в правой ча- сти приводятся определения, число которых может быть при же- лании приумножено читателем.
Получаем следующее определение философии. Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человекавего обостренно совестливом отношении к окружающему ми-ру вестипоиск и находить ответы на главные вопросы своегобытия. Разумеется, можно дать философии более краткое опре- деление. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец. ФИЛОСОФИИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ Нам бы хотелось развеять одно довольно-таки нелепое пре- дубеждение. Состоит оно в том, что философия это, мол, удел прежде всего старцев-мыслителей, затем ученых и писателей, аспирантов, может быть, студентов вузов, но никак не всех других, в том числе студентов техникумов и училищ. Такое мне- ние еще никому не удалось обосновать, ибо это невозможно. Де- вушка и юноша благодаря своей молодости находятся не где-то сбоку, а в самом центре водоворота жизни. Здесь чуть ли не на каждом шагу возникают те же самые злободневные вопросы, ко- торые выше были названы философскими. А это означает, что девушке или юноше приходится быть философом. Филосо- фия — это удел человека. Вопрос в том, какой философией поль- зуется человек и насколько умело. Неизбежный вывод — фи- лософии следует учиться, только так можно избежать суррога- тов философствования. Великий немецкий философ Гегельпреподавал учащимся гимназии довольно сложную философию. И что же? Он приоб- рел многих благодарных учеников. На наш взгляд, юноши и де- вушки конца XX столетия достойны приобщения к высотам философии не менее своих сверстников прошлых эпох. - НАИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни настаивают на том, что философия — лучшая из наук, другие наоборот ее противопоставляют науке. Нам придется вклю- читься в этот спор, ибо это позволит углубить понимание фи- лософии. Что такое наука? Систематическое, доказательное и прове- ряемое знание. Наука состоит из положений, которые так тес- но взаимосвязаны, что образуют систему. Одни положения не- противоречиво обосновываются другими; так реализуется дока- зательность в науке. Выводы науки должны находить практи- ческую проверку. Это позволяет отметать не относящиеся к на- уке выдумки. Но есть ли в философии систематичность, дока- зательность, проверяемость? Да, есть. Дело в том, что указанные признаки были выработаны именно в философии. Ясно, что фи- лософия руководствуется своими достижениями. Философы стараются быть убедительными, обосновывать свои выводы,проверять их фактами. С этой точки зрения философию мож- но и нужно считать наукой. Но почему же многие отказываются признать за философи- ей статус науки? Потому, что, мол, наука в отличие от филосо- фии безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины,но не озабочена судь- бою человека. Но может наука необязательно должна быть без- личной? Этот вопрос пока не имеет окончательного ответа, он за будущим. Итак, главная ценность науки — истина.Поскольку в фи- лософии этой ценности также уделяют первостепенное внимание, мы имеем полное право утверждать, что она, философия, родст- венница науке. ЭСТЕТИЧНОСТЬ, ЧУВСТВЕННОСТЬ ФИЛОСОФИИ Люди, которые считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «...Философия есть искусство, а не наука»,— подчеркивал А. Шопенгауэр. Искусство отличается от науки, это, пожалуй, трудно оспаривать. Главная ценность на- уки — истина, главная ценность искусства — красота. Ученый может, например, заинтересоваться шарообразностью Земли. 10 Для него важно узнать, является ли Земля шаром или нет. Ему, строго говоря, нет дела до того, красива ли Земля в каче- стве шара. Художник, изображающий на полотне Землю, так- же захвачен ее шарообразностью, ибо она вызывает чувства и эмоции, значимые в свете таких ценностей, как красота, пре- красное и возвышенное. Но как обстоят дела у философии насчет красоты? Ставит ли она, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос не следует отвечать простым «да» или «нет». И вот почему. Философия намного меньше, чем на- ука, отстраняется от явления красоты. В своем порыве понять человека, обеспечить ему благородное будущее философия в чув- ственно-эмоциональном плане призвана постоянно обогащать се- бя. Иначе говоря, она имеет ярко выраженный эстетический, т.е. чувственный характер. В ее внимании к чувственной, эстетиче- ской стороне больше человеческого, чем в науке, она похожа на искусство. Но при этом всегда надо иметь в виду, что искусст- во по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском не наиболеезначимого, а худо-жественнозначимого. ПРАКТИЧНОСТЬ, ИЛИМОРАЛЬНОСТЬФИЛОСОФИИ Вступает ли философия в непосредственный контакт с прак- тической деятельностью человека? Старое-престарое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это? Практика — это действия, поступки людей. Действуя, чело- век преследует некоторые цели. Какие? Самые различные, но главный практический ориентир — это ценность добра. Ес- ли в науке в противовес заблуждению возвышают истину,а в искусстве противопоставляют безобразному красивое, то в сво- ей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра.(Заметим в скобках, что беда преступников определяет- ся не тем, что они изначально злобны, а узким, бандитским по- ниманием добра.) Человек в отличие от животного прежде чем действовать вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как Раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос «Что я могу и что я должен делать?», человек занимается раз- решением типичной философской проблемы. Философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. Именно в этой области реализуются практические потенциалы филосо- фии. За бездумные поступки людей, либо стремящихся к сию- минутным удовольствиям, либо просто не умеющих предвидеть последствия своих действий, философия не несет ответственно- сти. Философы сознательно выступают против засилья легкомыс- лия, отказа от всестороннего анализа состоятельности намечае- мых планов практических действий и столь же основательного рассмотрения последствий уже сделанного. Философия поступка находит свое наиболее яркое выраже- ние в морали человека, в его этических ценностях. Практичность философии состоит в ее этической направленности, в морально- сти. Нет ничего практичнее, моральнее, чем хорошая филосо- фия. Человек — существо моральное, он призван жить по за- конам морали, которые осмысливаются в этике, а не по зако- нам джунглей. На наш взгляд, во всех случаях, когда человеку приходит- ся принимать ответственные решения, он вынужден становить- ся философом. Кажется, это правило не знает исключений. Чи- тателю нетрудно убедиться в справедливости сказанного. Для это- го следует просто-напросто вспомнить ситуации, когда кому-то приходилось принимать судьбоносные решения. К выдающемуся французскому философу Жан-Полю Сарт-рукак-то пришел его ученик, который просил совета. Ему хо- телось стать участником «Сражающейся Франции», но его бес- покоила судьба матери, тяжело переживающей смерть своего стар- шего сына. Что делать,— вопрошал юноша,— остаться с мате- рью или уйти в ряды вооруженных сил? У юноши было много доводов в пользу как первого, так и второго решения. Никакая наука, никакая писанная мораль не давала ему ответа на вопрос. К тому же Сартр был по-философски суров: «Вы свободны, вы- бирайте, т.е. избирайте». Смысл совета таков: каждый сам от- ветственен за свой поступок, а гарантия от безответственности, по крайней мере в данном случае,— полноценное философство- вание. Другого пути нет. Таким образом, хорошая философия не только не чужда прак-тической деятельности человека, а наоборот, придает ей эти-ческую,благороднуюосмысленность. 12 ФИЛОСОФИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Мы провели сравнение философии с наукой, искусством, практической деятельностью человека, накопили материал для обобщения. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни прак- тике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практи- ка более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с ис- тиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы заб- вению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя де- ятели искусства и практики. В первом случае под светом юпи- теров оказывается красота, во втором — добро, все остальное за- тенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философияесть реализацияпол-ноты жизни человека. Она объединяет ценностиистины, кра-соты и добра в единое целое. В этом состоит еще одна ее особен- ность. Приведенная схема объясня- ет некоторые, хотя и не все, вза- имоотношения философии, науки, искусства и практики. Малый круг символизирует философию и ее единство с наукой, искусством и практикой. Сегменты ABED, ЕВСК, ADKC символизируют со- ответственно своеобразие науки, практики и искусства, их отличие от философии. Иногда задают такие вопросы: что лучше — философия или на- ука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимо-дополняютдруг друга, они имеют различные назначения, реа- лизуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но тем не менее неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармонич- 13 ности развития ему нет равных. Философ — это многоборец в деле единства истины, красоты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой как в науч- ном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реали- зовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обыч- но доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских на- правлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией (такова философия Ари-стотеля, Декарта,Гегеля,Гуссерля,многих современных фи- лософов из числа так называемых аналитиков); сэстетически-ориентированнойфилософией (такова фило- софия Бердяева,Шопенгауэра,Ницше,Шеллинга,Хайдеггера,мно- гих современных философов из числа герменевтов и постмодер- нистов); спрактически-ориентированнойфилософией (такова фило- софия Канта,Маркса,Пирса). Фннкции (ЗНАЧИМОСТЬ) ФИЛОСОФИИ В чем состоит значимость философии, какие функции она ре- ализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре глав- ные. Мировоззренческаяфункция философии состоит в ее способ- ности давать картину мира в целом, объединять данные наук, ис- кусств, практик. Методологическаяфункция философии состоит в определе- нии способов достижения какой-либо цели, например эффектив- ного конструирования научного познания, эстетического творче- ства, социальной практики. В соответствии со спецификой фи- лософии речь идет о таких методах, принципах действия, кото- рые обладают фундаментальным, а не узколокальным значени- ем. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересу- ющих вас проблем. В философии многое делается в плане про- яснения содержания основных принципов науки, искусства, практики. Гуманистическаяфункция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отноше- нии к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута лю- 14 бовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи пока- зательно, что философия не ограничивает себя научным подхо- дом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический под- ходы. Практическая функция философии состоит, как уже отме- чалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей. НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ Для чего нужна философия?» Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии че- ловек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббсполагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггерхарактеризовал философию как последнее выговаривание и последний спор человека». Наш со- отечественник B.C.Соловьеввидел назначение философии в стрем- лении «к духовной целостности человеческого существования». Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состо-ит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении егосовершенствования.Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезья- ной цивилизации», чем без нее. О С Н О В Н Ы Е ВЫВОД Ы Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия — это обостренно совестливое отношение чело- века к окружающему миру. •Философия научна, эстетична, моральна. Назначение философии — возвышение человека, обеспече- ние универсальных условий его совершенствования. О С Н О В Н Ы Е Т Е Р М И Н Ы ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ НАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ПРАКТИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ 15 ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ ••• 1 . Какое из трех предложений является философским? Энергия не исчезает, а сохраняется. Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее. Делай по утрам зарядку. В чем состоят преимущества и недостатки коротких определений? Какие главные ценности присущи науке, искусству, практике, фи- лософии? Поясните, почему мировоззренческая функция выражена в фи- лософии ярче, чем, например, в биологии. В чем состоит назначение философии? Что такое философия? Назовите известных вам философов. Произведения каких фило- софов вы читали? РАЗДЕЛ 1 |