Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
37 софии они взяли практическую мораль Сократа,присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не под- крепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практиче- ской жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиями аскезы,по- стоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела. Диоген,согласно легенде, жил в глиняной бочке, обходился малым, вел себя вызывающе, не раз выставлял себя на посме- шище. Легенда гласит, что когда Александр Македонский сказал ему: «Проси у меня, чего хочешь», Диоген ответил: «Не засло- няй мне солнца». Однажды он стоял голый под дождем, привле- кая всеобщее внимание. Платон называл Диогена собакой, про- тив чего никто не возражал. Греки воздвигли Диогену памятник в виде собаки в благодарность за то, что он «указал наипростей- ший путь к жизни». Латиняне называли киников циниками. Постепенно слово «циник» приобрело негативное значение. Неприемлемым в циниз- ме обычно считают попрание общественных нравственных норм. В основе такого попрания всегда обнаруживается духовная нище- та. В наши дни цинизм не имеет оправданий, это просто-напрос- то очень бедная, жалкая, вырожденная форма философствования. Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анали- зе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части филосо- фии: физику,логикуиэтику. 1 ' 1 ЭПИКНРЕИЗМ: СЧАСТЬЕ — ЭТО УМЕРЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ Основателем эпикуреизма является Эпикур. Физика.Все состоит из атомов. Атомы могут самопроиз- вольно (случайно) отклоняться от прямолинейных траекторий. Логика.Мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные по- знавательные реалии — не идеи Платонаили формы Аристо- теля, а чувства. Этика. Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему бо- гатство чувств и удовлетворений. Человек существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении ато- мов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не до- 38 пускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для сча- стливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония),невозмутимость души (атараксия),дружба (как альтернатива политическим отноше- ниям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразлич- ны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире. Стоицизм: СЧАСТЬЕ - это жизнь в СООТВЕТСТВИИ С КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ Основателем стоицизма является Зенон из Кития.Учеников Зенона называли стоиками. Дело в том, что Зенон Китийский фи- лософствовал в портике, который был выстроен на торговой пло- щади. Портик (по-гречески — стоя) представлял собой архитек- турное сооружение с открытым входом. Во времена тридцати ти- ранов там проходили судебные заседания. Позднее это место за- нималось Зеноном и его учениками для проведения жарких фи- лософских дискуссий. В нашем изложении стоик — это тот, кто является последователем стоицизма как философского учения. Сто- иком часто называют также того, кто мужественно переносит жиз- ненные испытания. В таком смысле стоиками были и киники, и эпи- курейцы, и скептики, и собственно стоики. Физика. Космос — это огненный организм, огненная всепро- никающая пневма. Природа это бог, бог есть вся природа (пан-теизм). Логика. Посредством чувств человек постигает ощущения, по- средством ума выводы, центр же познания находится в представ- лении, в согласии ощущений и выводов, а это — смысл слова и пред- ложения. Этика.Человек существует в рамках космических законов, он подвержен космической судьбе. Смысл мира познается осо- бенно четко в представлении. Познанное представление приво- дит к атараксии, душевному спокойствию, невозмутимости. Сча- стья можно достигнуть не в вечной погоне за благом летучим, а в сознательном следовании космическим, или, что то же, бо- жественным законам. Все люди ходят под одними и теми же бо- жественно-космическими законами. Разница в том, что, как вы- разился Сенека,«хотящего судьба ведет, нехотящего — та- щит». 39 тицизм: ВОЗДЕРЖИВАЙТЕСЬ от догм ИВЯДЬТЕБЕЗМЯТЕЖНЫМИ Основателями скептицизма являлись Пиррон Элидскийи Секст Эмпирик.Греческое слово скепсис соединяет в себе как бы три смысла — это и рассмотрение, и сомнение, и воздержа- ние (греческое эпохе) от суждений. Скептики всегда видели и поныне видят свою цель в опровержении догм всех философ- ских школ. Физика. Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, ил- люзорен. Логика. Текучесть физического мира не позволяет считать ис- тинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека не- состоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик со- гласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека, — голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный ха- рактер. Этика.Перед лицом постоянно изменяющегося мира скеп- тик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается од- но: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молча- ние. НЕОПЛАТОНИЗМ Если киники, стоики и эпикурейцы основали свою филосо- фию на идеях Сократа,то в поздней античности возрождаются идеи Платона.Так возник новый платонизм, или — неоплато- низм. Виднейшим из неоплатоников был Плотин(не путать с Пла-тоном)),живший в третьем веке, т.е. значительно позднее из- вестных событий, происшедших с Христом.Значительную часть своей жизни Плотинпровел в Александрии — городе, который часто характеризуется как место встречи греческой философии с восточным, в частности индийским, мистицизмом. Переехав в Рим, Плотинучил философии, в которой платонизм дополнялся вос- точного происхождения мистикой. 40 Мир един, считал Плотин, но не таким образом, что везде, в каждой области вселенной присутствует одно и то же в равной степени. Душа прекраснее косной материи, совокупность идей, Мировой Ум прекраснее Мировой Души (т.е. всех душ), а Еди- ное—Благо прекраснее Мирового Ума. Источником всего прекрас- ного как раз и является Единое-Благо. «Все идущее от Блага,— с пафо- сом замечает Плотин,— прекрасно, само же оно — выше прекрасного, выше даже высочайшего — царст- венно содержит в себе весь умопо- стигаемый мир, являющийся обла- стью умного Духа». Итак, есть иерархия:Еди- ное-Благо — Мировой Ум — Миро- вая Душа — Материя. Будучи пере- полненным самим собой, Еди- ное—Благо, изливаясь, переходит последовательно в Ум, Душу, Мате- рию. Этот процесс мнимого изливания Единого—Блага не явля- ется чем-то вещественным. Речь идет о сущностной связи; сущ- ность находится везде, она реализуется посредством Ума, Души, Материи. Там, где нет сущности (Единого-Блага), нет добра. Человек может избежать зла в той мере, в какой ему удаст- ся подняться по лестнице, ведущей вверх, к Единому—Благу (Пло-тин иногда называл его богом). Это возможно посредством та- инственного переживания и слияния с Единым—Благом. На гре- ческом языке таинственноеозначает мистическое. Неоплатонизм является последним всплеском античной фи- лософии. Плотинзвал к Единому—Благу, к объединению бла- годаря мистическому единству. Античная философия заканчи- валась на высокой ноте Единого—Блага. Но звучала эта нота не столь убедительно, как раздавшийся с христианских высот воз- глас Бога: «Я — сущий». Но этот возглас относится уже не к античной, а к средневековой философии. О ЗАПАДНОМ И ВОСТОЧНОМ МИСТИЦИЗМЕ Мистическое, по определению, это сверхразумное и сверхчув- ственное переживание человека, связывающее его с тем, что 41 для него является более совершенным, чем он сам (чаще всего имеются в виду Бог и Вселенная). Похоже, что без мистики не обходится ни одна из религий. Но при этом существует доволь- но значительная разница между западной и восточной мистикой. В западной мистике, а сюда относят обычно христианство, а по- рой также иудаизм и даже ислам, мистик утверждает, что он встре- тился с Богом; Бог стал существовать в его душе, но вместе с тем он существует над миром. В восточной мистике, к ней относят индуизм, буддизм и некоторые разновидности китайских рели- гий, мистик утверждает свое полнейшее растворение в Боге или мире: Я есть Бог и Бог есть Я. Западный мистик оставляет меж- ду собой и Богом некоторую щель, которую восточный мистик напрочь отрицает. Западный человек более рационален, чем его восточный оппонент. Более подробный анализ природы мистического не входит в на- шу задачу. Отметим лишь, что в ведущих современных философ- ских направлениях к мистическому относятся без особого энту- зиазма. Современные философы чаще всего относят мистическое к компетенции религии. • , СЭДЬБА АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ , Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вме- сте с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рас- смотренных нами философских школ, платонизма, аристотелиз- ма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма, то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но дав- ление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстинианзапретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться «в лоно нашей свя- той церкви». На продолжительное время античной философии бы- ло суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Античная философия синкретична,это означает, что для нее характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующей философии. В современной философии про- водится обстоятельное расчленение мира, например на мир при- роды и мир человека. Для каждого из этих миров характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет при- роду доброй, для него добрым может быть лишь человек. Антич- ный философ, как правило, распространял этические категории на весь космос. Античная философия космоцентрична:ее горизонты все- гда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной фи- лософии. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы Аристоте-ля, понятие смысла у стоиков. Однако она почти не знает зако- нов науки. Этика античности — это по преимуществу этика доброде-телей,а не этика долга или ценностей. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое зна- чение и поныне. О С Н О В Н Ы Е В Ы В О Д Ы • Натурфилософы видели единое многообразие мира в его ве- щественной основе. Им не удалось объяснить социальные и ду- ховные явления. • Школа Сократа — Платона развила концепцию идей, на основе которой можно было объяснять не только природу, но и че- ловека и общество. • Аристотель развил учение о форме, что позволило лучше понять сущность отдельной вещи. • Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты по- исками удела, смысла жизни человека. Их общий призыв: будь мудрым. ОСНОВНЫ Е Т Е Р М И Н Ы Античнаянатурфилософия МНОГОЕ ЕДИНОЕ |