Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
43 МАТЕРИАЛЬНАЯ СУБСТАНЦИЯ . АТОМ Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля ИДЕЯ ДЕМИУРГ ДОБРОДЕТЕЛЬ ФОРМА ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ ' КИНИЗМ СТОИЦИЗМ АВТАРКИЯ Философия эллинизма ЭПИКУРЕИЗМ СКЕПТИЦИЗМ АПАТИЯ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИ Я Античная натурфилософия В чем состоит проблема многого и единого? «Все состоит из материальных субстанций». Какие достоинства и какие недостатки вы видите в этом суждении? Что можно и что нельзя объяснить числами? Рассмотрите соот- ветствующие примеры. Догонит ли быстроногий Ахилл черепаху? Пока Ахилл добежит до черепахи, она успеет отодвинуться от первоначального места и так бесконечное число раз. Рассказывают такую легенду. Диогенобъяснял своему ученику, почему элеаты не соглашались признать факт движения. Дело было на берегу моря, ученик сидел на песке, а учитель расхаживал перед ним. Вдруг ученик захлопал в ладоши. Он сказал Диогену, что видит его дви- жение, что движение, в данном случае Диогена, очевидно, глаза не мо- гут обмануть. Диогенпобил ученика палкой. За что? Атомизм принято считать концепцией физики. Объясните, поче- му атомизм является философской концепцией. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля Почему Сократне удовлетворился натурфилософией? На какой вопрос трудно ответить в рамках этики Сократа! Опишите три этапа диалектики Сократа. Как объяснял Сократсвою приверженность философии нена- силия? Как можно прийти к идее «студент»? Что активно по Платону — идея, материя или демург? Видите ли вы какие-либо изъяны в концепции любви Платона! 44 Почему по Аристотелюв единстве материи и формы именно фор- ма играет ведущую роль? Какие добродетели вы цените выше всего? АлександрМакедонскийучился у Аристотеля.Учеником ка- кого философа античности хотели бы быть вы? Почему? Философия раннего эллинизма За что греки были благодарны киникам? Как вы относитесь к цинизму? Какая связь существует между физикой и этикой эпикуреизма? Какая связь существует между физикой и логикой стоиков? Какая связь существует между логикой и этикой скептицизма? Имея в виду кинизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, дай- те характеристику своим знакомым и себе самому. Неоплатонизм Что является, согласно Плотину,сущностью всего мироздания, в том числе человека и общества? Как вы относитесь к мистике? Дайте обоснование своей точке зрения. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ Философские идеи в средние века чаще всего были облаче- ны в религиозные одежды. Строго говоря, религия не является философией. Религия— это богопослушание,сверхъестествен- ная связь человека с богом. Для религии характерны чудеса, бе- зудержная вера в догматы. В философии то и другое ставится под сомнение. В то же время нельзя не видеть и определенное сход- ство религии и философии. Как мы видели на примере анализа воззрений Платона и Аристотеля, тема бога не является чуж- дой для философии. Поиски единого очень часто приводятк теме бога.В религиозных воззрениях, равно как и в любых других воззрениях, всегда содержатся философские идеи. Имен- но с этих позиций рассмотрим христианство. Нас интересуют но- вые философские принципы, развитые в средние века. Средневековая философия выдвинула плеяду выдающихся фи- лософов: Августин,Ансельм, Абеляр, Фома Аквинский. Но да- же на этом фоне выделяется величественная фигура ИисусаХриста. Многие считают его великим философом. Величие это видят в том, что он выдвинул философию не для избранных му- дрецов, а для всех, образно говоря, даже для нищих духом, на- пример для детей. ОСНОВНЫЕ БИБЛЕЙСКИЕ ИДЕИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАЧЕНИЯ Греческое слово «Библиа*означает «книги», они составля- ют Ветхий и Новый Заветы. Завет — это договор Бога с родом человеческим. В случае, если речь идет о божественной лично-сти, слово бог пишется с большой буквы — Бог. Для удобства читателя мы пронумеруем основные библейские идеи философ- ской значимости. Монотеизм. Бог един и уникален (монос по-гречески оз- начает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т.е. политеизму, приходит конец. Не только хри- 46 стиаяство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Ка- ков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Ари-стотельназывали божественными космос, звезды, т.е. нелич- ностное. В библии божественным является только сам Бог. Мо- нотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, по- нимания субъективного. Теоцентризм (центральное положение Бога, на греческий слово «бог» переводится как теос). В соответствии с принципа- ми теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты яв- лялся Бог. Античная философия была космоцентрична, а не те- оцентрична. Теоцентризм по сравнению с космоцентризмом опять же усиливает личностное начало. Креационизм (латинское созидание).Креационизм — уче- ние о сотворении мира Богом из ничто. В философии не счита- ют, что из ничто можно сделать нечто. В креационизме филосо- фы ценят развитие идеи творения, творчества. Демург Плато-на — мастеровой, но не творец. Бог Аристотеля также не тво- рит, он лишь созерцает сам себя. Креационизм содержит в себе идею творчества. Этой философской идее всегда обеспечивается яркая жизнь. Вера.Библия возвышает веру над интеллектом, в то вре- мя как в античности разум сводился к интеллекту, который счи- тался враждебным вере. Вера — слово итальянских корней и буквально означает «то, что обеспечивает истину». Веры бы- вают разные, в том числе и несостоятельные. Для нас важны сей- час не различия в вере, а сам факт их наличия, необходимость их философского осмысления. Каждый человек верит, он что-то считает истинным. Вера — это личностное самоопределение че- ловека, составная часть его внутреннего мира. Именно средне- вековая философия впервые разработала проблематику веры. Добрая воля. Только тот человек соблюдает библейские за- веты, который обладает доброй волей, кто способен за счет соб- ственных усилий исполнить то, чего хочет Бог. Греки считали, вспомним Сократа,что добро совершается посредством интел- лекта и только. Христианство открыло горизонт воли. Этика долга,морального закона.Греки считали, что мо- ральный закон — это закон самой природы, который и на сто- роне бога и человека выступает как добродетель. Христиане 47 считают, что моральный закон дает Бог, человек ответствененперед Богом. Христианская этика — это по преимуществу эти- ка долга перед Богом. Совесть. Нравственность самого человека есть прежде все- го совесть. Совесть — это познание, сопровождающее связь че- ловека с Богом, это со-весть. В Ветхом Завете слово совесть не встречается, а в Новом Завете оно используется около 30 раз. Вет- хий Завет создавался до нашей эры, а Новый Завет — после. Мы приводим этот факт, ибо он показывает, что совесть — это но- вое изобретение. Благодаря совести человек открывает свою гре- ховность, а значит, и пути ее преодоления. Любовь. Согласно библии, Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога, тот, по словам апостола Павла,«медь зве- нящая». Апостол Павел высочайшим образом оценивал все три главные ценности христианства — веру, надежду и любовь, но любовь выделял особо. Это вполне соответствует библии, где символ любви, сердце упоминается около тысячи раз. У Плато-налюбовь — это развитие до предела этического чувства, тяга к сверхъестественному. Христианская любовь — это дар Бога, реализация совести, она не знает исключений: «любите врагов ваших». Надежда и провидение. Надежда — это всегда ожидание, упование на будущее, это переживание времени. В античности время считалось цикличным, повторяющимся. В Святой истории нет цикличности. Рождение, смерть и воскресение Христа не мо- гут повториться. Средневековая концепция времени — это пере- ход к линейному времени и связанному с ним понятию прогрес- са. Время не сводится к природным процессам, его воплощени- ем выступают и надежда и провидение,понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасе- ния человека. Христианское мировоззрение намного историчнее,чем античное. Духовность человека. Человек обладает не двумя измере- ниями, а именно телом и душой, как считали гении античности, а тремя. К первым двум добавляется дух, духовность — прича- стность к божественному посредством веры, надежды и любви. Символизм. Символ — это намек на единство. Символизм — это умение находить скрытый смысл. Символизм пронизывает буквально каждую страницу библии, каждую притчу и аналогию. Но два ключевых символических эпизода — грехопадение Ада- ма и Евы и распятие Христа. Библия учит, что грех Адама 4S и Евы обусловил грешность всех их потомков. Грех Адама вме- няется в вину всем людям. Адам в символическом виде представ- лял всех людей. Соответственно распятие Христа также имеет символическое значение, он заменил собой всех. Символизм, конечно же, не был чужд и античности, доста- точно вспомнить, как философы стремились разглядеть в мате- риальных вещах идеи. Но только в средневековье символизм ста- новится широко распространенным способом постижения дейст- вительности. Средневековый человек везде видел символы. Тем самым он учился распознавать отношения. Действительно, если А указывает на В, то это означает, что А и В находятся в опре- деленном отношении. Итак, в чем же состоит жизненность заключенной в христи- анстве философии? В развитии личностного начала. Она предста- вила новый образ человека, который во многих отношениях превосходил античные представления. Сущность БОГА Приведенная ниже информация сообщается читателю не в качестве философских выводов, а для систематизации его представлений о библии, ее содержании. Бог — это одна сущность, представленная в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух. Бог — это дух (Бог нематериален, бестелесен). Бог невидим (ибо дух нельзя увидеть). Бог жив (он любит, видит, слышит). Бог — это личность (а не природа). Бог самодостаточен (он не нуждается для своего сущест- вования в чем-либо). Бог необъятен (он не имеет пространственных границ). Бог вечен (он не имеет временных границ). Бог неизменен (ему некуда изменяться). Бог всеведущ (он все знает). Бог всемогущ (ему подвластно все). Бог свят (он вне противоположности добра и зла). Бог — истина (он никогда не заблуждается). Бог справедлив и праведен (в том числе, когда наказыва- ет). Бог благ (он любит, благоволит, милосердствует). |