Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
49 ,, МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ СЯЩЕСТВОВАНИЕ БОГА? • Доказать существование Бога нельзя. Существование Бога при- нимается на веру, на основе божественного откровения, интуи- тивно, без доказательства, в силу авторитета библии. В курсах богословия считается, что в пользу существования Бога можно привести ряд заслуживающих внимания аргументов, суждений. Это не доказательства, а всего лишь аргументы «в пользу». На- иболее часто приводятся следующие из них. Космологический аргумент: все, что существует, имеет причину, бесконечная серия причин немыслима, поэтому долж- на быть первопричина, это — Бог. Богословский аргумент: Вселенная — неживое и живое — характеризуется системностью, она разумна. Бог и есть этот ра- зум. Онтологический аргумент: все люди обладают идеей Бога, этой идее по необходимости должно нечто соответствовать, это нечто и есть сам Бог. Нравственный аргумент: каждый человек несет в себе представление об абсолютном нравственном законе, этот закон и есть Бог. Аргумент согласованности: вера в Бога лучше всего объ- ясняет все факты нашей жизни, поэтому необходимо признать реальность Бога. В рассмотренных аргументах есть изъяны (предлагаем чита- телю составить на этот счет свое собственное мнение), именно по- этому они даже богословами, не говоря о философах, не счита- ются доказательствами. ДА ИЛИ НЕТ? ВЕРЯГЮЩИЙ ИЛИ АТЕИСТ? Многовековая история развития религии и философии пол- на взаимных обвинений, грубых споров, неоправданных крайно- стей, нередко дело доходило до казней. Казнили и за религию, и за философию, от имени религии и от имени философии. Вспомните хотя бы бесславные так называемые крестовые похо- ды. Исповедующие насилие никогда, берем на себя смелость утверждать это, не были по-настоящему сведущими в религии и философии. Они всегда были невеждами. Невежество рядит- 50 ся в различные одежды. Его излюбленным приемом является про- стое, упрощенное: «Да или нет? Отвечай! Третьего не дано». Если нашими читателями являются, с одной стороны, веру- ющие, а с другой — атеисты, то нам бы не хотелось их проти- востояния. Они вполне могут найти почву для единения, а имен- но — оценивая религиозное учение как яркое философское со- бытие, значение которого сказывается по настоящий день. ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы • В средневековой философии все интерпретируется исходя из одного принципа, принципа абсолютной личности, Бога. • Человек понимается как единство веры, надежды и любви. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИН Ы '' ' ' 'ч МОНОТЕИЗМ ТЕОЦЕНТРИЗМ ' ' КРЕАЦИОНИЗМ ВЕРА ДОБРАЯ ВОЛЯ НАДЕЖДА СОВЕСТЬ ЛЮБОВЬ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Сопоставьте представления о боге Платона,Аристотеляи Ии-сусаХриста. Немецкий философ К. Ясперс считал, что наряду с религиозной верой существует вера научная и вера философская. Приведите приме- ры научной и философской веры. Во что верят, например, математики? Чем отличается этика долга от этики добродетелей? Приведите примеры символического понимания из библии и из изучаемых вами учебных дисциплин. Рассмотрите аргументы в пользу существования Бога. Считаете ли вы их доказательствами (обоснуйте свой ответ)? Приведите примеры с соответствующим обоснованием против воинствующего теизма и атеизма. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ зл. ФИЛОСОФИЯ эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ ДВА ЦЕНТРА: БОГ И ЧЕЛОВЕК Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двух- вековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступа- ет Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, те- перь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового време- ни в центре философских изысканий ставят человека (по-грече- ски человек называется антропосом). В философии же эпохи Воз- рождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Но- вому времени. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожден- ческих философов направлено по преимуществу на человека, имен- но он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколь- ко сам человек, его природа, его самостоятельность, его творче- ство, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от фе- одально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и ин- дустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности. Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусст- ве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения 52 стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонар-до да Винчи — живописец и изобретатель, Микеланджело — жи- вописец и поэт, оба к тому же талантливые философы. Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрож- дения. В средние века была широко распространена моралисти- ка, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природ- ному, способному, как считалось, умалить достоинство божест- венного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено. Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита сла- бо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достига- ет живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (напри- мер, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватика- не), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), АльбрехтаДюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он де- лил на 1800 (!) частей. Эстетическое, что в переводе с греческого означает относяще- еся к чувству, доминирует в возрожденческой философии. Гуманизм (от латинского гуманос — человечный) — есть воз- зрение, основывающееся на самоценности человека как личнос- ти, его праве на свободу, счастье, благополучие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важнейшие полити- ческие, социальные и нравственные приложения, он складыва- ется впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел принципи- альный — о новом мировоззренческом, нравственном и полити- ческом идеале. Критике и осмыслению подвергалась схоластика, т.е. бесплодное, оторванное от жизни умствование. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государственного устрой- ства в Италии вводилось парламентское правление. Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Гуманизм, в этой связи показательно творче- ство Данте,ставит вопрос об истинном благородстве человека. 53 О ФИЛОСОФСКОМ СМЫСЛЕ ТЕРМИНА * ВОЗРОЖДЕНИЕ» Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, ита- льянской почве античное культурное наследие, особенно фило- софию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-кура. А для этого необходимо было детально изучить греческий язык. В эпоху Возрождения греческий язык изучали с не мень- шим рвением, чем сейчас английский. В термине «возрождение» (по-французски ренессанс) отчетливо слышатся мотивы преем- ственности. Презрительное раннесредневековое отношение к ан- тичной философии изживает себя. Ему на смену приходит столь же несостоятельное понимание средневековья как исключитель- но мрачной и темной эпохи, европейской ночи. Лучшие же из гуманистов в полной мере сознавали, что предстоит синтезиро- вать античные, средневековые и возрожденческие идеи. Новые философские идеи не возникают на пустом месте, они сохраняют преемственность со своими историческими пред- шественниками. Старые идеи не канут в вечность, их жизнь про- должается. В истории развития философских идей всегда име- ется то, что часто называют связью времен. Чтобы не быть го- лословными, приведем пример. Разве не античные мыслители под- готовили основу для средневековых теоцентрических представ- лений? Это, в частности, выработка строгого стиля мышления, умения развивать единый логический принцип, понимание еди- ного как блага. Без всего этого вряд ли мог появиться моноте- изм. Далее. Возрожденческие идеи об активности человека, его творческой сущности явно определяются представлениями о твор- ческой силе и всемогуществе Бога. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Выдающийся французский философ Рене Декартсчитается основателем нововременной философии. Рассмотрим его филосо- фию. Философское знание должно удовлетворять требованиям ис- тинности, его следует обосновывать, причем настолько убедитель- но, чтобы оно было приемлемым для всякого критика и скепти- ка. Раз так, то оно должно быть ясным, очевидным. Именно в этой связи Декарт приводит свое знаменитое: «Я мыслю, следователь- но, существую». Две вещи очевидны, я существую и я мыслю. Исходнаяточка философии Нового времени — мыслящий субъ-ект,человекразумный(Homo sapiens). Само мышление, будучи процессом, имеет начало, середину (процессуальность) и конец. Все должно быть предельно ясным. Начало:им должны быть самые простые, очевидные идеи, присущие мышлению человека. С таких очевидных идей начи- наются науки. Откуда берутся эти идеи? Из сознания, благода- ря интуиции.Слово «интуиция» произошло от латинского гла- гола «всматриваться». По Декарту, ясные идеи человек обнару- живает, пристально всматриваясь в свое сознание, они изначаль- но присущи сознанию. Середина: исходя из ясных, простых идей следует по зако- нам дедукциивыводить более сложные идеи. Дедукция означа- ет выведение частного знания из общего. Частное знание уже со- держится в общем, человек в процессе дедукции лишь вычленя- ет его из общего. Дедукция ясна и очевидна, она не может обма- нуть. Если все А (т.е. аъа2, ..., ап) есть В, то каждое а есть В. Наш пример: все студенты хороши собой, следовательно, и студент С хо- рош собой. По правилам дедукции строятся многие доказатель- ства в математике, в которой Декартбыл очень силен. Конец: полученное в результате дедукции знание надо срав- нивать с чувственным опытом, с результатами эксперимента. Итак,дляистинынеобходимметод, т.е. определенный способ познания. При встрече с затруднениями надо разделить его «на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления»; сложное объясняйте простым; «предполагайте порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи». Пользуясь своим методом, Декарт заложил основы аналити- ческой геометрии, ввел понятие переменной величины и функ- ции, обнаружил закон сохранения импульса, ввел представление о рефлексе (Декартсобственноручно оперировал животных), объяснил движение и образование небесных тел вихревым дви- жением материальных частиц. А некоторые говорят, что фило- софия бесплодна! |