Главная страница
Навигация по странице:

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КДЖВЮ ПРОБЛЕМН

  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница10 из 39
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39
    ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ


      1. . О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ



    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
    Современная философия представляет собой единое, но раз- нородное целое. Изучающему философию следует ориентиро- ваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно фи- лософское направление, ибо в таком случае теряются достоин- ства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни филосо- фы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или мо- рально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетли- во дана разнородность философии.

    Еще отчетливее на разнородность современной философии ука- зывает наличие четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует ана-литическаяфилософия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменологияи герменевтика. Во Франции и США больше чем в других стра- нах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно вы- делить четыре главных направления философии интернацио- нального содержания — это аналитическая философия, феноме- нология, герменевтика и постмодернизм.

    х"1 ' О ФИЛОСОФСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
    При оценке философской ситуации в России следует иметь в виду три обстоятельства.

      • Многие философы, ученые и преподаватели, люди, прошед- шие их школу, являются сторонниками, сознательными или бессознательными, диалектического материализма той самой философии, которую развивали Маркс,Энгельси Ленин.


    70

    • Значительная часть наших людей приобщается к упомяну- тым выше философским направлениям — аналитической фило- софии, феноменологии, герменевтике и постмодернизму, приоб- ретших статус признанных составляющих мировой философии.

    • Третью, также большую по численности группу наших со- отечественников составляют те, кто является сторонником осо- бого, русского, российского пути в философии. При этом под рус- ской понимается прежде всего та философия, которая существо- вала в России до 1917 г. и которая была продолжена вынужден- ными и добровольными эмигрантами. Речь идет о философии В.С. Со-ловьева, П.В. Флоренского (погиб в сталинских застенках), НЛ.Бердяева,А.Ф.Лосеваи др.



    О ПЛЮРАЛИЗМЕ В ФИЛОСОФИИ
    В переводе с латинского плюрализм означает признание пра- вомерности не одного, а многих, в данном случае философских, воззрений. Плюралисты выступают против однопартийности в фи- лософии. Именно такая точка зрения проводится в этой книге, что, как мы полагаем, соответствует состоянию современной мировой философской мысли, не совместимой с изоляционизмом, где бы он не проводился в Америке, Англии, ФРГ или России.

    В наши дни открыто выступать против плюрализма отважи- ваются редко, никто не хочет прослыть ретроградом. Тем не ме- нее антиплюрализм жив, часто его маскируют в красивые одеж- ды. Предлагают, например, изучить главное в философии, а не- существенное опустить. Глядь, а оказывается, культивируется толь- ко одна точка зрения, плюрализма-то и нет. В старых советских учебниках философии изучались воззрения многих философов, но интерпретация их проводилась односторонне, исключитель- но с диалектическо-материалистических позиций. Что не со- гласовывалось с этой позицией, отвергалось; этот не диалек- тик, тот не материалист и т.д. Такая позиция напрочь исклю- чает плюрализм.

    Особо следует сказать, что плюрализм пронизывает собой всю науку, принципиальные споры ведут между собой не толь- ко гуманитарии, но и математики, и физики, т.е. представите- ли тех наук, в которых, казалось бы, сама их строгость исклю- чает разброс мнений. Действительное положение дел свидетель- ствует в пользу реальности плюрализма во всех науках.

    71

    Увы, в преподавании многих наук плюрализм обычно даже не упоминается. Наученные таким образом студенты вузов и тех- никумов считают плюрализм чем-то экзотическим, уместным раз- ве что в практической жизни. Плюрализм в философии тогда вос- принимается чуть ли не как ее недостаток. Между тем плюра- лизм в образовании — это всегда противовес догматизму. По этой причине изучение различных философских систем очень благо- творно, ибо здесь как раз и заключено основное противоядие от догматизма. В философии потенциал плюрализма очень велик, он выявлен давно, и, конечно же, его использование — благо- творное дело.



      1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ



    КДЖВЮ ПРОБЛЕМН СТРЕМИТСЯ РЕШНП ФЕНОМЕНОЛОГИЯ?
    Феномен это в переводе с греческого то, что является. В на- шем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Фе-номенология этоучение о сознании,офеноменах и их смыслах.Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается ЭдмундГуссерль.Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стра- не. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпети А.Ф. Лосев.Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действи- тельно важную проблему, которая беспокоит многих.

    Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мирчеловека, наполненный красками, запахами, разнообразными впе- чатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализации, оказывается чрезвычайно обед- ненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это про- исходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо по- нимаем само сознание. Забвение жизненного мира — это резуль- тат плохого философствования. Феноменология как раз и стре- мится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что

    73

    их коллеги, представители других философских направлений, не об- ращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненно- го знания, не только не избегает кризисных явлений, а наобо- рот, плодит их (бесконечные войны, конфликты, экологические катастрофы, обезличивание жизни человека).

    Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать заб- вения жизненного мира. С этой целью вырабатывается особый феноменологический метод.

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД
    Соотносительностьсубъектаиобъекта.Гуссерль недово- лен жестким (как, например, у Канта) противопоставлением субъ- екта объекту. При таком противопоставлении преувеличивают либо значение субъекта (что приводит к субъективизму), либо объ- екта (что приводит к натурализму). Субъективизм приводит к психологизму, полагают, что содержание науки берется исклю- чительно из сознания. Натурализм понимает сознание как пас- сивное отражение реальности, а между тем оно активно. Правиль- ная точка зрения состоит в том, что в явлениях сознания субъ-ектиобъектданывихсоотносительности.

    Эпохе,феноменологическая редукция, интенция. Внешний для человека предмет дается ему в ощущениях, восприятиях, созерцаниях. Но этим познание не закончено, а только начина- ется. Теперь наступает черед специальной работы сознания. Не навсегда, а на время надо внешний мир «заключить в скоб- ки», воздержаться от поспешных суждений о нем (такое воздер- жание со времен древних греков называется эпохе). На время анализа внешний мир «замкнут», сведен (редуцирован) к явле- ниям сознания. При этом нельзя забывать, что в стратегичес- ком смысле сознание всегда ориентировано, направлено на предмет. Это и означает, что сознание интенционально, т.е. на- правлено на предмет.

    Идентирование.Эйдос. Интуиция.Рассмотрим феноменоло- гический метод на конкретном примере. Как воспринять и ос- мыслить, что такое яблоня? Человек рассматривает конкретную яблоню и синтезирует получаемые от нее восприятия. Человек имеет дело с восприятиями от одной и той же яблони, поэто- му синтезирование выступает как идентирование, т.е. «схваты-

    73

    вание» одинакового. Так субъект формирует представление «об этой яблоне».

    Но как составить себе идею (по Гуссерлю, эйдос) о яблоне во- обще? Кстати Гуссерль не случайно использует слово эйдос. Эй- дос — это идея, не потерявшая своей конкретности, образности. На пути к эйдосу «яблоня» субъект воображает (фантазирует), представляет себе различные яблони, в том числе и такие ее свой- ства, которые присущи всякой яблоне. В результате достигает- ся эйдетическое описание. Оно формируется в сознании, без ка- кого-либо вмешательства предмета.

    Акту переживаниясоответствует высказывание.Динамике пе- реживаний соответствует динамика высказываний. Все дело в том, чтобы высказывание обладало подлинным значением. Есть слова и выражения, которые всего лишь указывают на не- что, это бедные знаки. И есть высказывания-подлинные, полно- весные знаки, в которых человек выражает свое отношение к происходящему, делает себя ответственным за происходящее. Феноменолог стремится сохранить и преумножить полноту бы- тия, которая реализуется в динамике созерцаний, пережива- ний, их смыслов (эйдосов), высказываний. Но благодаря чему уда- ется совершить переход от созерцания отдельных предметов

    к их смыслу? Благодаря интуиции.

    Существенное обстоятельство состоит в следующем: едва ли не во всяком высказывании содержится больше того, на что ука- зывает содержание. Допустим, я, указывая пальцем на книгу, утверждаю: «На этом столе лежит книга». Я вижу два предме- та стол и книгу. Я никогда не увижу в словах «на», «этом»,

    «лежит» тот смысл, который вкладываю в слово «книга». Че- ловек образует смысл не на пустом месте, а благодаря исходным созерцаниям. Но в смыслах заключено больше, чем в созерца- ниях.

    Итак,феноменологберетпредметсозерцания«вскобки»,затем он обогащает созерцание смыслами и только после этогополученныйэйдосвозвращаетсяпредмету,что и означает со- хранить полноту жизненного мира. В этом смысле очень пока- зательно, что Алексей Лосев,высоко оценивая гегелевскую ди- алектику идей, настаивал на замене идей эйдосами. Эйдосы по сравнению с идеями более конкретны, более жизненны, более смыс- ловмки.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   39


    написать администратору сайта