Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСНОВНЫЕ

  • ВОПРОС

  • ГЕРМЕНЕВТИКА

  • ПОЧЕМН

  • ЛОГИЧЕСКИЙ

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница11 из 39
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39

    74

    КАК ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ЦЕННОСТИ?
    Ценность это значимость предмета для человека. Так считает феноменолог. Ценность связывает субъект и объект. Применительно к этике это показал немец М. Шелер,а приме- нительно к эстетике француз М. Дюфренн. Для них обоих цен- ность есть феноменологическая интерпретация. Интерпрета- ция, которая направлена против всякого формализма, главенст- вует, как считал Гуссерль, в современных науках и соответствен- но в технике. Он мечтал о том, чтобы наука, техника, этика, пра- во, другие области общественной жизни понимались феномено- логически. Нужно отдать должное феноменологам, они детальнее других анализируют жизнь сознания.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
    Основные положения феноменологии достаточно детально рассмотрены в параграфе, посвященном феноменологическому ме- тоду.- Сейчас мы представляем их в более компактном виде, в форме предписаний.

    • Начиная философствование, на время анализа самого созна- ния абстрагируйтесь от внешнего мира, «заключите его в скоб- ки».

    • Обогатите материал созерцания своим воображением (пред- ставьте себе то, что вы анализируете так и эдак).

    • Воображение приводит к эйдосу, который обозначьте выска- зыванием.

    • На основе полученных эйдосов и высказываний интерпре- тируйте содержание предмета анализа.

    • Избегайте всякого обеднения жизненного мира человека.



      1. . ГЕРМЕНЕВТИКА



    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ГЕРМЕНЕВТИКА»
    По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса,владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса,обеспечивать их понимание.Эта же легенда по-

    75

    вторяется в древнеримской мифологии, где Юпитер то же, что

    Зевс,а Меркурий то же, что Гермес.

    Средневековая евангелияв переводе с греческого есть тоже весть (благая весть). Вначале было слово, но его смысл надо разъ- яснить (в этом состоит первоочередная задача посланников Бо- га, апостолов). Христианские проповеди, а методика их прове- дения была разработана весьма детально еще в средние века, есть уяснение смысла божественного слова, но не столько рацио- нальными, сколько иррациональными средствами.

    Исходя их изложенного герменевтику часто определяют какспособ философствования,центромкоторого являетсяинтер-претация,понимание текстов.Это соответствует тому обстоя- тельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внима- ние. Тем не менее содержание герменевтики много шире приве- денного определения. В связи с последним утверждением обра- тимся к истории становления герменевтики как философского направления.

    СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ
    Современная герменевтика — это прежде всего реакция на фи- лософию Нового времени с ее культом рациональности и чело- века-одиночки, противопоставляемого внешнему миру. Когда такой способ философствования себя исчерпал, то в появивших- ся новациях человек стал пониматься не столько как рациональ- ное, сколько в качестве эстетически, этически, религиозно чув- ствующего существа. Новатором в этом отношении был датчанин Кьеркегор.Он писал об экзистенции (существовании) человека, о связанных с этим переживаниях.

    В то же время новейшая философия не хотела что-либо про- тивопоставлять человеку — ни природу, ни Бога. Отсюда про- исходит на первый взгляд парадоксальное суждение, что чело- веку предшествует принцип ничто,принцип свободы. Так счи- тали наш Н.А. Бердяеви француз Ж.-П. Сартр.Главная книга Сартра называется «Бытие и ничто». Человек свободен, а пото- му он сам ответственен за свои действия.

    Мало-помалу философы стали отказываться от рамок «ничто человек» и поставили в центр своих изысканий «бытие челове- ка в мире», сокращенно «бытие-в-мире», где два дефиса призва- ны отобразить единство человека и мира. Эта позиция единст-

    76

    ва мира и субъекта разрабатывалась особенно тщательно КарломЯсперсоми МартиномХайдеггером.

    Ясперс,бывший врач-психиатр, рассматривает существова- ние человека в терминах переживаний (страсть, смерть, вина, со- мнение, отчаяние). Человек подлинен в пограничных, опасных ситуациях, особенно перед страхом смерти. Ясперс — экзистен- циалист, т.е. на первом месте у него интерес к переживаниям че- ловеком своего существования в мире.

    Хайдеггер уходит дальше Ясперса от психологического пони- мания бытия человека в мире. Он не желает быть экзистенциа- листом, который преувеличивает значение переживаний. Он на- зывает себя фундаментальным онтологом. Онтология это учение о бытии. Так, Хайдеггер считает, что философия начина- ется с учения не о познании (как считали гении Нового време- ни, например Кант), а о бытии человека в мире. А домом это- го бытия является язык. Хайдеггер по праву должен быть назван основателем современной герменевтики. Таковым часто считают Ганса Гадамера,ученика Хайдеггера,но благодарный и благо- родный ученик не устает ссылаться на своего учителя.

    Крупнейшие представители герменевтики в Германии Хайдеггери Гадамер,во Франции П.Рикер,в Италии Э.Бет-ти,в России С.Н. Булгаков,П.А. Флоренский,А.Ф. Лосев.Булгаков подчеркивал, что в слове «звучит мир». Флоренский счи- тал, что слово «сводит нас лицом к лицу с реальностью». Лосев автор книги «Философия имени», которая насквозь пропитана герменевтической проблематикой.

    Итак, мы получили материал для уточнения определения гер- меневтики. Герменевтика это философия о бытии человекав мире ипонимании этого мирапосредством языкаипережи-ваний.

    КАК МЫ ПОНИМАЕМ?
    Выше при определении герменевтики мы использовали цен- тральный для нее термин «понимание». Что такое понимание? Как понимает человек, бытийствующий в мире? Когда человек Может с полным основанием утверждать, что он понимает? Ес- ли человек задает вопросы, то это свидетельствует о том, что он недопонимает. Вопрошание запускает процесс понимания.
    77

    Но как в нем добиться успеха? Как достичь истины — вот во- прос вопросов.

    В науке понимание часто интерпретируют как подведение под понятие. Так делают, когда решают задачи по математике, фи- зике, другим учебным дисциплинам. Герменевт считает, что здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объ-яснение.Понимание должно быть по-настоящему жизненным, оно должно иметь дело с сущим, а наука от многого просто-на- просто абстрагируется. В критике «бескровных» идеалов науки герменевт согласен с феноменологом. Однако по принципиаль- ным вопросам они расходятся.

    Феноменолог в основном ориентируется на созерцание, он стре- мится к миру посредством конструкции сознания. Но почему же не вступить в прямой контакт с внешним миром? Надо, счита- ет убежденный герменевт, твердо держаться вещи, не убегать от нее в сознание, не довольствоваться всего лишь созерцанием и его обработкой в сознании.

    Человек изначально находится в мире сущего, испытывает ин- терес к нему (на латинском «среди сущего» — интер-ессе, ина- че говоря, быть среди сущего значит интересоваться им). Одна- ко вещи закрыты от человека, у них есть свои границы. С дру- гой стороны, свои границы есть и у каждого человека. Понима- ние будет достигнуто и истина откроется, если удастся добить- ся слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояс- нят нам ситуацию.

    Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему возможность показать себя всесторонне, в совершенст- ве. А для это им надо пользоваться. Но не любым образом, ина- че он просто придет в негодность.

    Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5x4, уче- ник дает неправильный ответ «22». Герменевтически настроен- ный учитель не расценит такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он постарается ее выяс- нить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику. Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.

    Еще пример (самого Хайдеггера): «Картина Ван Гога есть рас- крытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, являетсяв истине. Это сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства действенно про-из-ведена истина су- щего». Перед картиной Ван Гога остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть подлинный зов

    78

    сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по Хайдег-геру,открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим

    «истинный друг», «истинная любовь» и т.п.

    ВОПРОС ГАДАМЕРА: КАК МЫ ПОНИМАЕМ ТЕКСТ?
    Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначаль- но находится среди сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство неопределенности, страха перед не- ведомым, и прежде всего в силу своей конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка, интер-претация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуаль- ную форму. В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.

    Понять текст — это значит найти в нем ответы на ряд вопро- сов, определяемых границами вопрошаемого, его образованием, вку- сом (эстетическим, например), талантом, традиционностью. Соглас- но Гадамеру, тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для на- хождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его ин- терпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъек- тивный произвол, ибо сам текст не произволен. Итак, пониманиедостигается в обеспечении слияния горизонтов текстаичело-века. При этом надо иметь в виду так называемый герменевти-ческий круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих горизонтов понима- ния. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему.

    ГЕРМЕНЕВТИКА А.Ф. ЛОСЕВА
    Для Лосева каждая вещь обладает сущностью. Сущность — это нуждающийся в разгадке икс, который проявляет себя с по- мощью своих энергем.Благодаря этим энергемам сущность яв-

    79

    ляется в имени.Имя есть символсущности. В «имени средо- точие всяких физических, психических, феноменологических, ло- гических, диалектических, онтологических сфер». Имя мост между субъектом и объектом. Лосеввыделял в имени 67 (!) мо- ментов. Вот что значит видеть в имени (слове) полноту жизни! Любовь к слову приводит герменевтов к тому, что они опас-

    но сближают философию с филологией (любовью к слову), фи- лософия начинает пониматься как нечто среднее между наукой и поэтикой. Герменевтика ориентирована эстетически.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ


      • Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим ос- новные положения герменевтики и ее термины:

      • Бытие человека-в-мире.

      • Соотносительность человека и мира (вещей).

      • Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

      • Потаенность вещи, ее сокрытость.

      • Философия как вопрошание.

      • Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как ис- тинность.

      • Горизонты человека и вещи.

      • Понимание как слияние границ человека и вещи.

      • Герменевтический круг.

      • Понимание как интерпретация на основе образования, вку- са, таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.

      • Историчность интерпретации.

      • Сближение герменевтики с поэтикой.


    КОМ? И ЗАЧЕМ НЯЖНА ГЕРМЕНЕВТИКА?
    Герменевтика имеет своих сторонников и противников. В на- уке она почти не используется, зато в искусстве к ней обраща- ются очень часто. Герменевты озабочены тем, что в нашем ми- ре все меньше думают. Надо не бездумно прославлять или про- клинать, например, технику, науку, повседневные реалии, а во- прошать, вести диалог друг с другом, добиваться согласия, кон- сенсуса. Человек, считают многие герменевты, подвержен безу- мию своих произведений, ему кажется, что философия больше

    80

    не нужна. В этой связи классики герменевтики, и наш Лосев, и не- мец Хайдеггер, трепетно относились к молодежи. Лосев написал для юношества специальную книгу «Дерзание духа». В предис- ловии к этой книге, обращаясь к юным, он писал: «Беритесь за ум, бросайтесь в живую мысль, в живую науку, в интимно-тре- петные ощущения перехода от незнания к знанию и от бездей- ствия к делу, в эту бесконечную золотистую даль вечной проблем- ности, трудной и глубокой, но простой, здоровой и усладитель- ной. Певучими радостями овеяна живая мысль, бесконечной готовностью жить и работать, быть здоровым и крепким. Весе- льем и силой заряжен живой ум».

    Хайдеггер также хотел бы способствовать молодым. «Самое важное сегодня это молодежь, которая переживает новые проблемы, которая строит новый мир. Я ее очень люблю, и лишь она интересна». Слова Хайдеггерабыли сказаны в 1969 г., ло- севское предисловие относится к 1988 г.

    Герменевтика, равно как и любая хорошая философия, нуж- на тем, кто смел, кто дерзает духом, а это может быть и млад, и стар.



      1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


    ПОЧЕМН ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
    Философия наших дней включает в себя не только те направ- ления, которые с некоторым предубеждением относятся к науч- но ориентированной философии, например герменевтику. Гран- диозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языкове- дения), математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более того, эти изменения оказались впечат- ляющими, к их рассмотрению мы как раз и переходим. Но преж- де необходимо определиться с тем, что понимается под аналити- ческой философией.

    Аналитическаяфилософия этофилософствованиепо-средством детального анализа используемой логики и языка. Ло- гика и язык выдвигаются на самый передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много, укажем два глав- ных.

    Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математи- ки в начале XX в. (равно как и в его конце). В науке образцом

    81

    строгости всегда считалась математика. Но довольно неожидан- но математики стали все чаще встречаться с различного рода па- радоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими за- труднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеж- дение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый ис- кусственный язык, а также философия. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец ГоттлобФреге и англичанин Бертран Рассел,пришли к выводу (особенно рез- ко высказывался на этот счет Рассел),что прежняя философия устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

    Во-вторых,аналитизм возник как реакция на засилье иде- ализма в английских университетах начала XX века. Для анг- лийских философов, вспомните Локка,всегда был характерен эм- пиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Мож- но даже сказать так: англичане меньшие идеалисты, чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возоб- ладал идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное по- ложение дел. В философии надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со стремле- нием к ясной философии. Ясность философии связывалась преж- де всего с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека фак- тах. Сравните выражения: «У меня острая зубная боль» и «На улице идет дождь». Только второе выражение является общезна- чимым. Отметим также, что англичанин ДжонМури австриец ЛюдвигВитгенштейнбыли теми, кто поставили в центр фило- софского анализа не искусственные языки математики и логи- ки, а естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу вполне определенных оснований.

    ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МНР
    Укажем на основные идеи основателей аналитического дви- жения в философии.

    82

    • Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это задача логики.

    • Логика занимается высказываниями, предложениями, со- стоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые фи- лософские вопросы: что есть слово? что есть предложение?

    • По Фреге,собственное имя обладает значениеми смыслом.Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние вавилонские астрономы знали, что «утрен- няя звезда» и «вечерняя звезда» это планета Венера. Два рас- сматриваемых выражения имеют одинаковое значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют различную ин- формацию. Часть логической путаницы заключается в отожде- ствлении значенияимени и его смысла.

    • Фрегеввел в логику понятие функции.Сравним выражения:

    «2+3» и «Сергей играет с Татьяной». В первом выражении 2 и 3 — это аргументы, а знак «+» есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные х, у, то мы получим эффективней- шее средство для описания множества математических выраже- ний с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а пред- ставление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение «Сергей играет с Татьяной» тоже можно представить как связь аргументов («Сергей», «Татьяной») с функцией («игра- ет с»). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисле- ние высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге букваль- но преобразило логику и аналитическую философию в целом.

    • Редукция,сведение к предельным элементам реальности поз- воляет избежать, считает Рассел,ложных представлений. Пред- метное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо (это, по Расселу,есть его вариант «бритвы Оккама»; британский философ Оккамвы- ступал против преумножения сущностей).

    • Мурвыступал в «защиту здравого смысла» в философии.

    • Мурпредлагал неясные, спорные суждения переформули- ровать в более ясные.


    РАННИЙ ВИТГЕНШТЕЙН: «ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ»
    Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна«Логико-фи-

    83

    лософский трактат». Основные положения этой первой хресто- матии аналитической философии следующие.

      • Язык есть граница мышления (язык и мышление совпада- ют; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком это химера).

      • Есть только один мир — мир фактов, со-бытий (сосущест- вование фактов), которые описываются совокупностью естествен- ных наук.

      • Предложение — картина мира, оно имеет с последним од- ну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

      • Смысл предложения выражает со-бытие.

      • Сложные предложения состоят из элементарных предложе- ний, которые соотносятся непосредственно с фактами.

      • Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения эти- ки, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире,— пишет Витгенштейн, все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

      • «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше мол- чать.

      • Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

      • Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не осо- бое учение, а деятельность по прояснению языка.

    Перед нами философия, которая вплоть до середины XX ве- ка считалась образцом ясности. Казалось, на горизонте никог- да не появятся облака предвестники новых бурь.

    ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
    Если местом становления аналитического направления в фи- лософии по праву можно считать Англию (Кембридж), где ра- ботали Мур,Рассели Витгенштейн,то позднее центр движе-

    8*

    ния переместился в Вену и Берлин (М. Шлик, Ф. Франк, О. Ней-ратп, Р. Карнап, К. Гедель, Г. Рейхенбах, К. Гемпель). Всех упо- мянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и фи- зики. Много внимания уделялось «Логико-философскому трак- тату» Витгенштейна. Вторая мировая война вынудила абсолют- ное большинство философов эмигрировать в США, где они про- должали работать весьма продуктивно. Эмиграция способствова- ла тому, что аналитическая философия стала популярной в США, а в Англии она доминировала и до упомянутой эмиграции. Ана- литическая философия стала философией англоязычных стран. Потребовались годы для возвращения ее на европейский конти- нент.

    Рассмотрим основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют не-опозитивизмом (дело в том, что в XIX веке тоже был позити- визм, его представителями являлись О.Конти Э.Мах).

    Отрицание философии как учения о первых принципах.По мнению Карнапа, истинность философских предложений не- возможно обосновать. От философии следует отказаться в поль- зу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

    Аналитические и синтетическиепредложения.Это разли- чение имело важное значение в неопозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. При- меры аналитических предложений: «В квадрате все углы пря- мые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все уг- лы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. При- меры синтетических предложений: «На столе лежит книга»,

    •Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определе- нию стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливает- ся эмпирическим путем.

    Неопозитивисты считали, что все предложения науки явля- ются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитиче- ские предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью), синтетические предложения эм- пиричны, они отражают экспериментальные данные. В соот- ветствии с этим можно разделить все науки на эксперименталь- ные (физика, химия, психология, история, социология) и неэк-

    85

    спериментальные (логика и математика). А предложения фило- софии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны.Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

    Пройдут годы, прежде чем рассматриваемое воззрение будет подвергнуто аргументированной критике. Современный амери- канский философ Уильям Куайн обвинит неопозитивистов в том, что они слишком жестко отделили друг от друга аналитические и синтетические предложения. Следует учитывать их взаимосвязь. А это означает, что в эксперименте проявляется теория в целом, в том числе и правомерность аналитических, равно как и фило- софских предложений. Философские предложения не являются бессмысленными, они тоже научны.

    Верификация(проверяемость).Согласно принципу верифика- ции, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря: не доверяй, а проверяй; проверяй каждое суждение. С этой целью сложный текст надо разложить на элементарныепредложения (их также называли протоколь- ными предложениями, или предложениями наблюдения). Элемен- тарное предложение проверяется фактами. Допустим, мне надо удо- стовериться в истинности утверждения: «Все студенты группы "Эко номика" ростом выше 160 см». Это утверждение будет сведено к пред- ложениям: «Рост студента X группы "Экономика" выше 160 см». Вместо X надо будет подставлять имена из списочного состава груп- пы. Если в группе 22 человека, то мы получим 22 элементарных предложения, истинность которых легко установить в эксперимен- те, т.е. в нашем случае измеряя рост студентов.

    Казалось, что найдена суть истины. Все просто, все ясно. Но вдруг гром среди ясного неба: самый главный призыв «Все проверяй фактами» нельзя проверить фактами. Что делать? Не отказывать- ся же от главного принципа, ибо ему не видно замены. Выход один — согласиться с тем, что в основе научного понимания ле- жат философские принципы («Все проверяй фактами» — типич- ный философский принцип, ибо он обладает универсальным со- держанием), которые невозможно проверить фактами непосред- ственно. Нельзя поставить эксперимент, который бы явился обоснованием философского принципа. Как уже не раз подчер- кивалось, философские принципы являются обобщениями все- го массива экспериментов.

    История с принципом проверяемости показывает, что при всем желании от философии не избавиться. Стремление к ясности и про

    86

    стоте должно включать философские положения. Без философии так называемое простое и ясное объяснение сродни простовато- сти, научной поверхностности.

    Физикализм.Физикализм это убеждение, что в эмпири- ческих науках все предложения должны в конечном счете сво- диться к предложениям физики. В основе физикализма лежит все то же стремление к ясности. Что такое биологическое, жизнь, социальное, политическое? В конечном счете физическое, утверж- дали неопозитивисты.

    На первый взгляд физикализм вполне состоятелен. Но после- довательно проводить этот принцип за пределами физики, напри- мер в биологии или политологии, еще никому не удавалось. Почему? Потому что физическое это не само биологическое и со- циальное, а лишь его фундамент. Известно, например, что демо- кратия — это вполне реальное политическое состояние общест- ва. Но в свойствах элементарных частиц политическую демокра- тию не разглядеть. Либо потому, что само развитие материи вклю- чает необъяснимые переходы (например, от неживого к живому), либо в силу недостаточно высокого уровня современной науки. Пока у нас нет достаточных данных для выбора между двумя эти- ми «либо».

    Добро эточувство, его нельзя обосновать фактами, счи- тали неопозитивисты, особенно четко защищал эту позицию ан- гличанин А. Айер.Моральные предложения, считал он, не мо- гут быть истинными или ложными, они являются выражения- ми эмоций. Этика, как и все гуманитарные дисциплины, чуж- да идеалам науки.

    Итак, неопозитивизм, или логический позитивизм, сущест- венно прояснил содержание научного знания, вызвал к жизни многие новые проблемы, в том числе и философского порядка. Что касается философского знания, то оно было существенно ре- абилитировано уже в работах постпозитивистов (после неопози- тивистов), являющихся, как и неопозитивисты, сторонниками научного построения знания.

    Постпозитивизм
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   39


    написать администратору сайта