Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
91 Любовь сродни благосклонности, преклонению, привязаннос- ти, сердечному чувству, симпатии, внутреннему влечению, страстности, потребности любви, эро- тике, сексуальности, сексу, половому влечению, верности, пламенности, сердечности, уважению, жертвенности, любовному огню, доказательству любви, душевности, нежности, восхищению, влюбленности, обожествлению, страданию, супру- жескому чувству, отцовскому чувству, материн- скому чувству, заинтересованности и т.д. Надеюсь, молодым людям из числа читателей этой книги ста- ло яснее, почему их подруги жаждут не односложного («Ты лю- бишь меня? — Угу-— И я угу»), а более пространного объяснения в любви: они интуитивно чувствуют достоинства концепции семей- ного сходства слов. Витгенштейн выразил концепцией семейно- го сходства слов одну из сторон нашей языковой практики. Речевые акты. В аналитической философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ран- ний Витгенштейнвидел в языке границу мышления. Поздний Витгенштейн переносит ударение на действия человека, его прак- тическую жизнь. Можно ли считать язык, речь границей наших поступков, действий? На этот вопрос утвердительно ответил сво- ими изысканиями англичанин ДжонОстин. Остин утверждал, что речь состоит из речевыхактов,дей- ствий. Всякая речь — это не просто слова, а принятие решения и само действие, точнее, его смысл. На первый взгляд кажется, что некто обещает сделать нечто, назовем это нечто А, но дела- ет В. Однако при более детальном рассмотрении, учете того, как, в каких условиях, в каком контексте было обещано сделать А, мы разгадываем подлинный смысл обещания, а именно ис- полнить В. Итак, пожалуй, аналитики правы в том, что язык позволя- ет выразить все богатство нашей жизни. Но оно содержится в языке в форме высказываний, а не как таковое. Язык — это богатейший символ нашей жизни, а не сама жизнь как таковая во всем ее многообразии. Что такое философия? Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и со- держащейся в ней логики. Витгенштейнвыразил это образно: цель философии — показать способ, «каким муха вылетает из мухоловки». Без философии человек остается в западне своих ка- жущихся неразрешимыми проблем. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ Нет сомнений в том, что аналитическая философия в наши дни стала интернациональным явлением. Исторически так слу- чилось, что аналитическая философия на определенном этапе сво- его развития была характерной почти исключительно для анг- лоязычного мира. В наши дни аналитическая философия разви- та в США и Англии больше, чем, например, в ФРГ и Франции. Тем не менее влияние аналитической философии в Европе, осо- бенно в скандинавских странах, постоянно возрастает. Как обстоят дела в России? Как и в Европе, влияние анали- тической философии растет. Создаются общества по ее распро- странению, переводятся труды виднейших аналитиков (здесь еще непочатый край работы), все большее число философов от- крыто, не таясь, называют себя философами-аналитиками. Аналитическая философия — это детище XX века. В России в это время господствовала философия диалектического и исто- рического материализма. Общественные условия были таковы, что никто не признавал себя аналитиком в философии. Между тем философы, которые занимались проблемами науки, логики, языка, были далеко не чужды аналитической философии, таким ее составным частям, как неопозитивизм и постпозитивизм. Можно с уверенностью сказать, что российская философия не ос- танется в стороне от аналитической философии. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Язык — граница мышления и действия. Язык дает полней- шую информацию о мышлении и действии. Язык имеет логическую форму. Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн). Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн). 9» Истинность синтетических предложений проверяется их со- поставлением с фактами (тезис неопозитивизма). Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетичес- ких предложений (принцип фальсификации). Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. В процессе роста научного знания происходят научные ре- волюции. Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов). Добро — это предложение, жизненность которого определя- ется последствиями его применения (тезис постпозитивистов). Философия не является наукой (тезис неопозитивистов). Философия научна (тезис постпозитивистов). Философия — это прояснение содержания языковой деятель- ности человека. ПОСТМОДЕРНИЗМ 'я- ПРОГРАММА ПОСТМОДЕРНИСТОЕ . Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм счита- ется многими экстравагантной философией. Но число его сторон- ников неуклонно возрастает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида,ЖанЛиотар,много сторонников постмодернизма также в США. Слово «постмодерн» означает после модерна. Французское слово «модерн» означает современный. Постмодерн — это преж- де всего философия, которая направлена против философии Но- вого времени. Постмодернисты считают, что феноменология, гер- меневтика, аналитическая философия по сути своей не отказались от идеалов нововременной философии. Постмодернисты готовы к са- мым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжи- мает человека в «объятиях тоталитаризма»: жесткие логические схематики, окончательные выводы, всяческий поиск устойчиво- го, преклонение перед авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необос- нованных ценностей, стремление к непременному согласию меж- ду людьми, умаление эмоционального и чувственного, культиви- рование устаревших эстетических и моральных идеалов. 94 Призывпостмодернистовтаков:больше хаоса, дискретно- сти, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуити- визма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутст- вия единообразия, иронии по отношению к признанным ценно- стям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. ДЕРРИДА: МЕТОД ДЕКОНСТРЭКЦИИ Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно до- стичь, считают постмодернисты, в определенном варианте линг-вистической философии. Снова в центр философствования ста- вится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою пози- цию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций.С этой целью Дерридакак раз и настаивает на деконструкции. Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части струк- туры — философские, политические, культурные. Для каждо- го слова надо искать его заменители (с этим мы отчасти уже зна- комы по семейному сходству слов). Нужно показать, что имен- но ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом ши- роко используются метафоры, символы, описания слов в словар- ных статьях. Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Перепи- сывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я говорю об этом написании другого, которое окажется бо- лее красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точ- ке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт, ко- торый понимал текст как «никакой власти, немного знания, то- лика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Ко- роче, текст должен доставлять удовлетворение,наслаждение. ЛИОТАР: ЭТИКА И ЭСТЕТИКА ВОЗВЫШЕННОГО Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Лиотар,один из лиде- ров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно поня- 95 тую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как един- ство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Эстети- ка возвышенного состоит, по Лиотару,в том, чтобы «зримыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть мож- но красивое и прекрасное, но не возвышенное. Квадрат Малеви-ча не является иллюстрацией к геометрии, он намекает на то не- уловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного. Постмодернизм давно завоевал себе право на существова- ние, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозна- чимостью (в этой связи мы предлагаем компьютерфэнам пораз- мыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсре- да, гиперпространство и так называемая виртуальная реаль- ность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого). ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА Язык — главная среда человеческого существования. Письмо богаче речи, оно более многозначно. Слова, текст надо деконструировать (Деррида),рассеивать (Фуко). Назначение текста — доставлять удовольствие (Барт),чув- ство возвышенного (Лиотар). Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерно- го согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности. 4.6 . ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее раз- вития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-пер- вых, сохранением идущей от Маркса,Энгельсаи Ленинадиа- лектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии B.C. Соловьева,ПЛ.Флоренского,С.Н. Булгакова,Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева,Н.О. Лосского.Так как философия марксизма рассматривалась выше (см. стр. 64-66), ограничимся перечислением и кратким 96 комментарием основных положений диалектического и истори- ческого материализма. Основнойвопросфилософии— этовопрососоотношениима-терииисознания.Материалистысчитаютпервичной мате-рию. Идеалисты считаютпервичными идеи, сознание. Матери- алисты правы: лет эдак 10 миллионов тому назад планета Зем- ля была, а людей с их сознанием не было. Трудно найти среди современных философов кого-либо, кто бы отрицал этот факт. К со- жалению, противопоставление материалистов и идеалистов ма- ло что дает для решения действительно актуальных проблем. Важ- но понять природу сознания, его активность (благодаря которой, кстати, человек и узнал, что Земля существовала до человека). Но в указанном отношении простой рецепт — «материя первич- на»-не «работает». Мирпознаваем.Имеется в виду, что нет таких тайн, кото- рые рано или поздно не будут раскрыты и изучены человеком. Многие философы вслед за постпозитивистом Карлом Попперомпредпочитают рассуждать просто о «росте знания» (зачем, мол, ссылаться на некие тайны). Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания. Познание— это отражение действительности впроцессевосхожденияот живого созерцанияк абстрактному мышлениюи отнегокпрактике. Практика — критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отра- жение действительности, а конструирование ее моделей, образ- цов, в которых присутствует активность сознания (вспомните фе- номенологов, их внимание к процессу воображения). Материяисознание развиваются диалектически, от одно-го противоречия к другому; противоречия — это единствоиборьбапротивоположностей.Тезис о противоречивости мира У многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия. Познание про- блемно, но непротиворечиво. Закон единства и борьбы противо- положностей, известный, между прочим, с античности, не поль- зуется уважением в современной науке. Дело в том, что содер- жание законов физики, биологии, социологии, других наук нельзя втиснуть в узкие рамки представлений о единстве и борь- бе противоположностей. Представьте себе на основе закона про- тивоположностей товарно-денежные отношения. Вам придется Утверждать, что все едины (не могут обойтись друг без друга), |