Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
Систематический курс философииФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОРИМ ФИЛОСОФИЯ OMUCCTM ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ФИЛОСОФИЯ Ш АКСИОЛОГИЯФИЛОСОФИЯ пахший И Н/ЮКИ ФИЛОСОФИЯ яэмю ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ФИЛОСОФИЯВТОРОГОПОЛИ ФИЛОСОФИЯ ОРРДЭОРДНИЯОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ ДВА СПОСОБА АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКИХ ИРОВЛЕМ. МЕНЯЕМ юте! В современной философии широко используют два основ- ных способа интерпретации философских проблем. При первом способе за основу берут определенный тип философствования и уже в его рамках рассматриваются различные проблемы. Этот спо- соб философствования мы уже испробовали. В рамках каждого философского направления существует свой круг излюбленных проблем, которым дается определенная интерпретация. Феноме- нологи все рассматривают сквозь призму познания, герменевты как понимание, аналитики в рамках научно понятного языка, постмодернисты на основе рассеивания текста. Каждый дейст- вует по-своему, на свой страх и риск. Второй способ интерпретации философских проблем состоит в том, что определенные вопросы рассматриваются комплексно, они атакуются со всех сторон — и со стороны феноменологии, и со стороны аналитической философии, и со стороны марксиз- ма. Анализ становится более всесторонним, приходится синте- зировать различные точки зрения. Например, если мы обра- тимся к вопросу, что такое человек, то целесообразно не ограни- чивать себя одной точкой зрения. Ясно, что второй способ ин- терпретации проблем основан на первом. Итак, мы достигли такой точки философствования, когда на- зрело изменение курса. Что мы и делаем. Теперь будем рассма- тривать философские проблемы с различных точек зрения. И еще, в налгу задачу входит анализ определенной последователь-ности проблем. Нам предстоит совершить обход философских вла- дений в определенном порядке. Вот почему вторая часть книги названа «Систематическийкурс философии». ЧТО ИЗЯЧАЕТ ФИЛОСОФИЯ? МИР ФИЛОСОФИИ Что изучает философия, мы уже видели при рассмотрении раз- личных философских направлений. Самый обстоятельный ответ На поставленный вопрос состоит в перечислении основных поло- 113 жений различных философских систем. В результате можно по- лучить довольно большой список проблем. Разумеется, можно по- пытаться обобщить их. Займемся этим. Уже на максимально простом уровне понимания ясно, что фи- лософия занимается миром человека (личность, общество) и ми- ром природы. Несколько сложнее понять, что в некотором роде промежуточное положение между человеком и природой зани- мает мир символов.Речь идет о продуктах деятельности чело- века. Мы назвали их символами, поскольку символ по опреде- лению есть то, в чем дано иное; человек в результатах своей де- ятельности приумножает себя, существуя в этих результатах, ко- нечно же, не буквально, физически зримо, а символически. На- пример, в продуктах труда узнаются их создатели. Таким образом, мир философии — это три сферы бытия: мир человеческого, мир символического и мир природы. Ясно, что эти три сферы бытия связаны друг с другом. Так, нет чело- века без природы, а символов без человека. Мир философии можно представить в виде схемы, где двусторонние стрелки вы- ражают многообразие связей: Мир человека *-* Мир символов <-»• Мир природы. Каждый из этих миров в свою очередь каким-то образом струк- турирован. Мир человека — это многообразие чувств, эмоций, мыс- лей, различного рода общественных отношений; мир симво- лов — это труд, язык, культура; мир природы — физические, химические, биологические явления. Новый ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛ: БЕРИ ПОСИЛЬННЮ НОШЯ В античности, средневековье, Новом времени считали, что фи- лософии все по силам, ее часто называли наукой наук. В наши дни большинство философов придерживаются новой установ- ки: философия не везде всесильна, а лишь там, где она выпол- няет свою главную роль, где речь идет о коренных, фундамен- тальных проблемах человека и человечества. Но и при этом непременноследует иметь в виду символическийхарактер фило- софии. Едва ли найдется такое философское положение, которое бы не являлось сложным символом. Допустим, речь идет об идее;важно понимать, что в идее в сжатом, сконцентрирован- ном, символьном виде дано все богатство идей из области наук (всех), искусств (всех), практик (тоже всех). 114 МОЖЕТ ЛИ ФИЛОСОФИЯ дать вжщню КАРТИНЯ ВЫТЯЯ? Старые философы считали, что философия может дать исчер-пывающую картину мира в целом. Точно так же, как физик да- ет исчерпывающую картину физических явлений, так философ исчерпывающим образом представляет картину *мира в целом». Современные философы более скромны в своих притязаниях. Во- первых, как уже отмечалось, они имеют в виду символьный ха- рактер философии, данные философии должны дополняться сведениями, например, из наук. Во-вторых, современные фило- софы предлагают потребителям философии не окончательные кар- тины, а методы— феноменологический, герменевтический, аналитический, диалектико-материалистический, постмодер- нистский и т.п. Философствование, говорят современные фило- софы, — это процесс, для которого мы вырабатываем инструмен- тарий. Вот инструментарий, берите его и дерзайте. О ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНАХ И КАТЕГОРИЯХ Выше мы каждую главу заключали списком основных тер-минов. В переводе с латинского термин означает границу, пре- дел. С учетом этого мы задавали границы, особенности философ- ских школ (Платона,например) и направлений (например, аналитической философии). В философии очень часто ведут также разговор о категори-ях. Под этим греческим словом понимают наиболее общие фи- лософские понятия или, более широко, философские слова, об- ладающие, в том или ином значении, универсальным содержа- нием. В слове категория слышится отзвук далеких философских времен, когда думали, что философию можно построить точно так же, как всякую науку, на основе понятий, но только поня- тий универсальных. Последний из великих, кто пытался реали- зовать этот идеал знания, был Гегель. Но при обращении с категориями надо быть очень осторож- ными, иначе можно попасть впросак, незаметно для себя реали- 3Уя устаревший способ философствования. Проиллюстрируем Сказанное на примере анализа категории бытия, или, что то же самое, существования. , U5 *"• • ЧТ О ТАКО Е ВЫТИЕ ? « ' Что значит быть, существовать? На первый взгляд кажется, что это совсем простой вопрос. Есть нечто существующее, и все тут. Но давайте вдумаемся в ситуацию. Если мы скажем, что «не- что существует независимо от нас», то остается непонятным, как мы можем судить о том, с чем никак не вступаем в контакт. Ес- ли мы примем этот контакт во внимание, то вроде бы можно ска- зать так: «Существует то, что воспринимаемо». Но тут же по- является феноменолог, который говорит, что судить о чем-ли- бо, в том числе о существовании чего-то, на основе восприятия — это по меньшей мере наивно. Восприятие может обманывать (вспом- ните миражи в пустынях), надо подключить к проблеме фено- менологический метод (и поехало!). Аналитик тоже заговорит о наивном понимании проблематики существования. Он станет объяснять, что о существовании можно нечто сказать не иначе, как анализируя наш язык. Кстати, Фреге, Рассел, Куайн — все трое бились над проблемой существования. Они рассуждали приблизительно так (мы несколько упрощаем логику их рассуж- дений). Возьмем уравнение 5=JH-2 . Существует ли решение данного уравнения? Да, это х=3.Существовать, значит быть значением связанной (а не предоставленной самой себе) переменной, кото- рая превращает уравнение в тождество. Усложним пример. Су- ществует ли автор «Тихого Дона»? Аналитик запишет этот во- прос в форме высказывания «д: — автор "Тихого Дона"». Он ска- жет, что предложение «Фадеев — автор "Тихого Дона"» ложно, а предложение «Шолохов — автор "Тихого Дона"» истинно. Функция истинности относится к описанию, где есть перемен- ная. Существовать — значит быть связанной переменной. При об- суждении вопроса о существовании аналитик исходит из пред- ложений, построенных по форме: «я есть А». Он говорит, что су- ществуют те х, которые есть А. А вот утверждение «Шолохов су- ществует» построено плохо, а именно, по формуле «х есть». Здесь не с чем сравнивать х. Герменевт Хайдеггервсю жизнь занимался вопросом суще- ствования. Он отлично сознавал, что нет простого разрешения это- го вопроса. Вывод из нашего анализа такой. Надо оставить всякие надеж- ды на бездумный простой универсализм. Следует анализиро- вать проблемы обстоятельно, по тем методам, которые вам из- вестны, в соответствии с теми терминами, которые известны из истории развития философской проблематики. ВЫБОР НАЧАЛА СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В тройке человек — его творения — природа главным зве- ном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении фи- лософии человека раньше философии природы. Характеристи- ка человека, анализ, например, его сознания позволит понять, каким образом человек познает природу, как он обнаруживает ее законы. Началом систематического философствования может быть и природа (так поступают многие натурфилософы), и мир сим- волов, но избранный нами путь представляется предпочтитель- ным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интере- сует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому луч- ше с самого начала иметь перед глазами философский образ че- ловека, его прошлое, настоящее и будущее. (Глава 5 дана для оз- накомления, поэтому мы не сопровождаем ее выводами, переч- нем основных терминов, вопросами и заданиями.) ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ |