Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЧЕМЭ

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница17 из 39
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39
    ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ


    7.1. НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ
    ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?
    В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соот- ветственно аксиология это учение о ценностях.

    Человек самим своим существованием выделен из мира бо- лее резко, чем его «меньшие собратья», животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относить- ся к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, чело- век почти всегда находится в состоянии напряженности, кото- рое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сокра-та«Что есть благо?»

    Человека интересует не просто истина, которая бы представ- ляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их зна- чимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Цен-ностью является для человека все, что имеет для него опреде-ленную значимость, личностный или общественный смысл. С цен- ностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, пред- почтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и руга- ем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

    Общепризнанным фактом является различная оценка людь- ми, казалось бы, одних и тех же фактов и ситуаций. Одни счи- тают ПавликаМорозовагероем, другие подлецом. Одни на- слаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши, не находят себе места. Все люди обладают ценностями, но не всегда одина- ковыми. О возможности их согласования мы поговорим ниже.
    ПОЧЕМЭ ТОЛЬКО В XX ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?
    Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в XX веке философы сумели развить уче-

    133

    ние о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы луч- ше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что чело- век далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное поло- жение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое вре- мя, соответственно именно тогда появились первые претендую- щие на полновесность концепции ценности.

    В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, плато- новская идея понималась еще и как идеал. Современный фило- соф сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

    В философии средних вековсчиталось, что человек сущест- вует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

    В Новое времяфилософы выделили разум (точнее, мышле- ние) как главную черту человека. Мышление имеет дело с исти- ной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант,он «развел» ис- тину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценнос- тью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разум- ная воля. К XX веку сложились все условия для развития уче- ния о ценности.

    ФилософскиенаправленияXXвекавыдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, анали- тики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о цен- ностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с метода- ми современной философии, поэтому не будем вновь их описы- вать. Важно, что во всех современных философских направле- ниях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.

    Ценность это интерпретационный конструкт, считает из- вестный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность этоинтерпретация,вкоторойсубъектвыражаетсвоипредпочтения.От- метим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог ис- пользует феноменологическую интерпретацию, герменевт герме- невтическую и т.д.

    Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интере-



    суется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается со- биранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равно- душен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота спол- зает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий,остались равно- душны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

    КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?
    Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жю- ри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Ко-

    личественный характеристикой ценности является оценка.Ваши педагоги, глубокоуважаемый чита- тель, ставят оценки, они, следова- тельно, тоже имеют дело с ценно- стями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности.

    «Отлично», «хорошо», «удовле- творительно», «неудовлетвори- тельно» это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5»,

    «4», «3», «2». Что делает препода- ватель, выставляя эти оценки-ци- фры в зачетку? Он завершает ин- терпретацию знаний студента сво- им окончательным решением.

    Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.

    Лингвистические переменные всегда молено сопоставить с число- в ой осью, состоящей из малых

    135

    или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяй- стве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачте- но — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпре- тация означает посредничество;устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

    Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оцен- ка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате сво- его рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, вклю- чает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ни- ми существует такая-то связь, если сделать так, будет следую- щее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовле- творения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретациявсегдаестьпереплавкастарых цен-ностей вновые установки.В основе интерпретации лежит не- который жизненный импульс, который Кант называл способно-стьюразумногожелания.

    Выше мы отмечали, что безразличие человека фиксирует его отключенность от ценностного отношения к миру. Следует, однако, иметь в виду, что состояние безразличия является край- не неустойчивым, оно не может быть сколько-нибудь длитель- ным. Человек вынужден действовать, а это значит, что он уже принял решение, определился в своих ценностях. Довольно за- бавно, что порой безразличие связывают с философским отноше- нием к миру. Говорят: «Я отношусь к этому философски», т.е. спокойно вплоть до безразличия. Такая позиция, видимо, вос- ходит к раннеэллинистическим воззрениям о невозмутимости му- дреца, философа перед жизненными невзгодами. Позиция антич- ного мудреца связана не с глобальным безразличием, а лишь с из- вестным пренебрежением сущностью, «мелочами» жизни. В прин- ципе античный философ максимально заинтересован в развитии человека, а потому его отношение ко всему окружающему все- гда является обостренно-ценностным.

    Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процес-се интерпретации, которая осуществляется в соответствиисфилософскимиметодами.

    136

    ЧЗВСТВА. ЭМОЦИИ. ВОЛЯ. ВЕРА. СОМНЕНИЕ.

    ИДЕАЛ И ЦЕЛЬ
    В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чув- ства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо це- лостное, постольку все присущие его духовной жизни компонен- ты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело чело- век использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбри- вая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для ут- верждения присущих ему ценностей.

    Итак, все или почти все компоненты духовного мирачело-векаявляются знаками его, человека, ценностей. Это не проти- воречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сфе- ру бессознательного, продолжая существовать в скрытом, неяв- ном виде.

    Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешни- ми раздражителями, проводят различие между чувствами и эмо-циями.Как правило, имеется в виду, что чувства ориентирова- ны на сам раздражитель и не содержат ценностные компонен- ты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их цен- ностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклоне- ние — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь т.п.) положительными эмоциями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции че- ловека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни. Из- вестны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть человека. Что касается понятия чувств, то это представление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочь лишенном эмоционального начала, чувства, думается, не суще- ствуют.

    Среди разнообразных ценностных форм психики человека важ- нейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей де- ятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решитель- ность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля за- нимает среди всех ценностей первое место.

    В мире ценностных ориентации человека непреходящее зна- чение имеет вера,акт принятия чего-либо как ценностно поло- жительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Религиозная вера ча- сто рассматривается как результат откровения, она, мол, не нуж- дается в обосновании. Для философа КарлаЯсперсафилософская

    137
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39


    написать администратору сайта