Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
T I вера — результат философствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом. Великий Декарттакже был вполне последовательным, ког- да рассматривал приверженность философов к сомнению как не- обходимую черту успешного философствования. Прежде чем по- вторить слова М. Лютера«Я здесь стою и не могу иначе», фи- лософу необходимо провести определенную работу, прийти к убеждению. Сначала сомнение в старой вере,затемпреодо-лениесомненияинаконецубеждение,новаявера. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в выс- шей ее отметке мы находим идеал.Человек в силу своего вооб- ражения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет це- леполагание. Цель—этопредвосхищениерезультатасоциалъногодействия.Идеал— этовысшаяцельстремлений. Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конечной цели, особенно если она находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе ко- торого написаны и еще будут написаны тома. Мир утописта все- гда беден философствованием, а потому наполнен забвением од- них ценностей и необоснованным «выпячиванием» других. Од- ни утописты признают примат свободы, другие не видят ниче- го, кроме справедливости, третьи признают исключительно об- щественную собственность, четвертые, напротив, насаждают вез- де частную собственность. Таким образом, идеалотворчество, если оно осуществляется недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима развитая, совре- менная философия. Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касает- ся современного гуманизма, то он ориентируется на такие цен- ности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответ- ственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономи- чески оправданная планетарная общность людей. Наряду с по- ложительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: че- ловеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозво- ленность. Апостол Иоаннзаканчивает одно из своих посланий знаменательными словами: «Дети! Храните себя от идолов». 138 БУДЬТЕ ТЕРПИМЫМИ ДРЭГ К ДРНГИТ До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процес- се совместной жизни складываются относительно устойчивые цен- ностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности. Но даже в этих условиях неодинаковость ценностей людей раз- личных возрастов, полов, образования, происхождения постоян- но дает о себе знать. Можно ли согласовать ценности различных людей? До изве- стной степени. Достигается это во взаимоуважительном обмене мнениями, дискуссии, налаживании диалога. Тем не менее пол- ное согласие обычно не достигается. Как быть? Негодяям при- ходится противостоять резко и решительно. Но в огромном боль- шинстве других ситуаций достаточно быть снисходительными по отношению друг к другу, ценностнотерпимыми. Одно это снима- ет многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость — не лучшие качества людей, живущих в мире разнообразных ценностей. 72.ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КНЛЬТНРД Цивилизацияи культура— слова латинского происхожде- ния. Цивилизованный — принадлежащий к цивилизации. Куль- турный — воспитанный, образованный, развитой, почитаемый. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие. Цивилизация — это человечество во всем его богатстве. Культура— это достижения цивилизации, самое совершенное в ней — триумф человеческого. Шум оркестра — это еще не культура, хотя уже цивилиза- ция. С культурой мы встречаемся тогда, когда слушаем Чайков-ского и Бетховена, читаем Пушкина, созерцаем иконы Рублева,наслаждаемся игрой лучших актеров мира, пользуемся первокласс- ной техникой. Культура — это мастерство, высочайшая квали- фикация, в ней показывает себя автор — мастер. Его творение 139 предназначено другим. Культура требует общения, вне общения она умирает. В общении реализуется общезначимость культуры. Но здесь есть свои неожиданности. Как наиболее совершенное достиже- ние цивилизации культура не доступна всем в равной степени. Культура обладает общезначимостью лишь для круга людей, ко- торые ее понимают, она не универсальна. Чем выше уровень куль-туры, тем меньше удельный вес членов общества, понимающихее. Всякая цивилизация гордится своей культурой, но испыты- вает трудности в том, чтобы сделать своим фундаментом верх- ние этажи культуры, которые недоступны широким народным массам. Последним доступна массовая культура, культура ниж- них и средних этажей, обедненная по сравнению с высокой культурой, ценностными ориентирами. Культура — это всегда творчество, деятельность, ценностное отношение к себе и другим по законам красоты,истиныи добра.Эта великая троица ценностейзаслуживает детального рас- смотрения. Ближайшим предметом нашего интереса является кра- сота как ценность. Воплощением красоты является искусство. ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА? Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каж- дому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (са- мое красивое). Соответственно мало кто приветствует некраси- вое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некраси- вое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты не- достаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии. Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не при- давали должного значения сфере красоты. Философы античнос- ти, средневековья, Возрождения считали самостоятельными раз- делами философии логику и этику, но не эстетику.Почему? Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чув- ственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и са- мостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках ко- торой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоми- нанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточ- но многочисленные эстетические термины). Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор во- круг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от фи- лософской позиции по-разному понимается природа эстетичес- кого. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точ- ки зрения называют субъективными идеалистами). Современные философы преодолели противопоставление субъ- екта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, на- правленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценнос- ти, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое— эточувство-ценность,направленное на возбудитель этого чувстваи достигшее необ-ходимойстепенисовершенства. Человекпризнаетэстетическимнебезобразное и низмен-ное, а красивое,прекрасное, возвышенное.Вот почему если ар- тист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не ис- кусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство». Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мыс- ли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмо- Ции). « О ЕСЛИ Б МОГ ВЫРАЗИТЬ В ЗВЯКЕ ВСЮ СИЛН СТРАДАНИЙ МОИХ...» Мы взяли строку из известного русского романса, в которой, на наш взгляд, дается нечто вроде поэтического подхода к опре- делению искусства. Искусство естьумение выразить себявкаком-либоматериалепопризнакамэстетическихценностей.Дат- 141 ский философ С. Кьеркегор дал образную характеристику поэту: его губы устроены так, что даже стон превращается в прекрас- ную музыку. Причастными к выражению красоты могут быть звук, свет, цвет, вещество, движение, ритм, тело человека, слово, мысль. Видов искусства, как известно, много: архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, балет, кино, цирк, при- кладное и декоративное искусство. Всякий раз носителем красо- ты является нечто материальное, например звуки, которые извле- каются из инструментов музыкантами. Но ценность искусства за- висит не только от соответствующих материальных носителей, но прежде всего от философских воззрений деятеля искусства. Ценности искусства имеют самое непосредственное отношение к технике. Для конструктора, инженера, техника весьма сущест- венно видеть сходство и различие между произведением искусст- ва и техническими изделиями. Греческое «технэ» означает искус- ство, мастерство. Как художник, так и техник являются искус- ными мастерами, но цели их работы и творчества не совпадают. Предназначение произведения искусства состоит в его функцио- нировании в качестве символа красоты, прекрасного; предназна- чение технического изделия состоит в его полезности для челове- ка. Нельзя исключить того, что в некоторых случаях техническе изделие является произведением искусства, но это имеет место да- леко не всегда. Вместе с тем всякое техническое изделие не вы- падает из мира эстетического. Более того, как выяснилось, полез- ность технического изделия не противостоит его эстетическим достоинствам, а образует с ним своеобразное, желательное для че- ловека единство. Осознание этого факта привело к развитию дизайна,художественного конструирования, в том числе предметов техники. Для дизайнера техника — это не просто железки, а сим- вол красоты, перкрасного. Он, надо полагать, глубоко понимает, что хотя выразительные возможности техники не всегда позволя- ют достичь совершенства произведений искусства, в эстетическом отношении именно они являются идеалом техники. Философияоткрываетдоступкпониманиюэстетическихдостоинствмира,техники в том числе. |