Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
ОБЗОК КАК ИСКАЛИ КРАСОТЭ История эстетики представляет собой полный драматизма, восторгов и разочарований поиск эстетически совершенного, 142 которое мы, следуя философской традиции, называем красотой (в этом случае красота не сопоставляется с прекрасным и воз- вышенным). Главный вывод из истории эстетики, который мы прокомментируем ниже, таков: понимание красоты определя-етсяиспользуемойфилософией,меняетсяфилософия,меняет-сяипредставлениеокрасоте. Красотаестьэстетическаяин-терпретация. • Для эстетики античностихарактерен подчеркнутый ко- смизм, но это — принцип всей античной философии. Воплоще- ние красоты — космос, все остальное красиво настолько, насколь- ко оно приближается к гармонии космоса. В искусстве надо под- ражать природе. Искусство не выделено из других видов дея- тельности, не случайно одним и тем же словом «технэ» обозна- чали и искусство и ремесло. Платон считал чувства затемня- ющими красоту идей. Для него красивыми поэтому являлись не чувства, а идеи. Философия, занимающаяся идеями, краси- вее искусства; искусство не очищает душу человека от вредных страстей. С ним не согласен Аристотель,опять же философ- ски отнюдь не случайно. По Аристотелю, душа человека есть форма, искусство, например трагедия, возбуждает психику, слушатели получают удовольствие, что равносильно очище- нию души. • Для эстетики средневековья характерен принцип абсолют- ной духовной личности. Теперь все земное, красивое есть сим- вол, отблеск духовной красоты Бога. Меняется характер всех ис- кусств. Красота зримая есть проявление красоты незримой. Цель искусства — приближение человека к Богу. • В эстетике Нового времени внимание переносится на субъ- ект. Сначала, в эпоху Возрождения, образцом красоты провоз- глашается сам человек, его тело. Позднее, вследствие развития чувственного и рационального познания эстетическое сводится либо к чувствам, либо к рассудку. Как прямая реакция на фи- лософию Декартас ее идеалом ясности и рационализма дости- гает расцвета классицизм с его требованием гармонической яс- ности и благородства стиля, четкой логической организованно- сти, простоты и строгости форм, верности природе. Класси- Цизм проникнут пафосом политической свободы, национальной Независимости, социальной справедливости, идеями социально- го и естественного равенства людей. Представителями класси- цизма в искусстве считаются Шиллер и Гёте, Гайдн, Моцарта Бетховен,Фонвизин,Державин,Казаков(архитектор здания 143 Московского университета). Выступившие против формализма и прямолинейно-рассудочного понимания искусства романти-ки (Гюго,Лермонтов,Вагнери др.) стремились к раскрепоще- нию многообразных способностей личности. В философском от- ношении они оставались в рамках философии Нового времени. Высшим достижением эстетики Нового времени стало искусст- во романа. В XX веке происходят новые «сдвиги» в философии и вме- сте с ней (иногда позже) в искусстве. В герменевтике осуществляется сдвиг в сторону произведе- ния искусства, оно выступает символом таинственной сущности,которую вскрывает полноценная герменевтическая интерпрета- ция. В феноменологии«сдвиг» осуществляется в сторону эстети- ческого смысла, субъект наделяет произведение искусства смыс-лом,выработанным во многом им самим. Аналитики «сдвигаются» в сторону языка, они анализиру- ют так называемые эмотивные (эмоциональные) суждения и в них видят суть искусства. В постмодернизме смысл искусства становится многозначным, что соответствует рассеиванию, деконструкции текста. При та- кой интерпретации реализм считается разновидностью устарев- шего понимания искусства, развивается этика возвышенного, а оно само трудноопределимо. Что касается России, то здесь в эстетике длительное время господствовал так называемый социалистический реализм — пе- ревод на эстетический язык философии исторического матери- ализма. Материализму ставится в соответствие реализм, а исто-рическомуматериализму — социалистическийреализм. В на- стоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетичес- ких ориентиров. Итак, смысл различных эстетических направлений опреде- ляется их философией, многообразию философий соответствует многообразие эстетик. Разумеется, мы не упомянули целый ряд эстетических кон- цепций. Тем не менее взглядом охвачено обширное поле эстети- ки. Для философии это очень важно, ибо она по определению не должна замыкаться в узкие горизонты. Философию можно срав- нить с телескопом, который позволяет видеть далеко. Для рас- смотрения же деталей нужен микроскоп (эту функцию часто вы- полняют науки и искусства). 144 7.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ ЧТО ТАКОЕ ПРАКТИКА? Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. При этом имеется в виду деятельность, всегда направленная на достижение цели. Практика есть деятельность человека по до-стижениюцели. Практика обладает структурой, строением. Составляющими структурами являются: 1) субъект практики (один человек или группа людей, цели которых определяют смысл совершаемого); сама цель как субъективный образ желаемого будущего; 3) це- ленаправленная деятельность; 4) средства практики; 5) объект практического действия; 6) результат практики. Положим, Иван и Степан делают вместе табуретку. Здесь субъ- ектами практики являются они оба, цель практики — заиметь табуретку, деятельность — пиление, строгание, средства прак- тики — пила, рубанок, молоток, объект делания — древесный материал, результат действия — табуретка. Наш пример очень прост. Ясно, что могут быть куда более сложные практические ситуации, когда, например, субъектом практики являются огром- ные социальные общности людей, а средствами практики — сложные машинные комплексы. В то же время возможны весь- ма вырожденные случаи практики. Допустим, студент на экзамене взял билет и готовится к от- вету, но делает это несколько странным образом, ничего не пи- шет, думает. Это тоже практика, ибо у студента есть цель и он стремится ее достичь. Необычность рассматриваемой ситуации заключается в том, что здесь объектом практического действия является сам субъект практики, нет каких-либо материальных внесубъектных средств практики, а результатом ее является подготовленный на экзаменационный вопрос ответ. В практике принимает участие и студент, и рабочий, и ин- женер, и деятель искусства, и ученый, короче, каждый человек. Непрактикой является не умственная или какая-либо другая ин- теллектуальная деятельность, а отсутствие деятельности в ее спе- цифически человеческих чертах. Если природные процессы не вовлечены в среду деятельности человека, то они не относятся к сфере практики. Что касается форм практики, то их в соответствии со струк- турой человеческой деятельности достаточно много. Есть прак- 145 тика экономической, политической, социальной, научной, куль- турной жизни. Философия ищет смыслы практики, причем на- иболее фундаментальные. Заметим, что философский термин «практика» не следует отож- дествлять с так называемой учебной практикой, которая пони- мается как непосредственное применение добытых знаний. С фи- лософской точки зрения приобретение знаний в учебной аудито- рии тоже есть практика. ОБЗОР: В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ, СМЫСЛ ПРАКТИКИ? Выше практика определена как целенаправленная деятель- ность. Кажется, что этим уже дан ответ на вопрос «Что такое прак- тика?». Но это впечатление весьма обманчиво. Ведь мы еще не дали ценностной оценки практике. А без этого предыдущие разъяснения следует расценивать как всего лишь введение в те- му практики. Но ценностное измерение достигается не иначе, как в процессе философской интерпретации. Поэтому нам предсто- ит отправиться в поход по дорогам философских интерпретаций. Философ — это неугомонный путник со времен зарождения фи- лософии, т.е. от античности и до наших дней. В античномобществетяжесть физического труда была уде- лом прежде всего рабов. К физическому труду и даже иногда к ис- кусству культивировалось пренебрежительное отношение. Наи- высшей формой деятельности считалось созерцание мудрецом смыс- ла космоса. Учение о практике (праксиология) выступает как эти-ка.Этика — характерная черта как античной, так и древнеки- тайской и древнеиндийской философии. Черезвсюмировуюфи-лософиюпроходиттрадицияэтическойинтерпретациипрактики. Древние греки считали, что все существа активны в соответ- ствии со своим предназначением. Человек не является исключе- нием, он также обладает активностью, которую греки называли добродетелью (делать добро, благо). Часто говорят поэтому, что античная этика — это этика добродетелей. Современный изве- стный американский этик А.Маккинтайропределяет доброде- тель следующим образом: «Это качество, усвоенное личностью, обладание и пользование которым дает ей возможность достичь благ, внутренне ей необходимых, заложенных в ее практической деятельности. Поэтому отсутствие данного качества лишает лич- 146 ность возможности добиться хотя бы одного из этих благ». Воз- вратимся к античности. Смысл добродетелей человека здесь видят не в них самих, а, как это делает Платон, в космической идее блага — благо пре- выше всего. Главная добродетель человека — мудрость, ибо она есть проявление идеи блага и, будучи задействованной, при- ближает к ней. В списке аристотелевских добродетелей на пер- вом месте стоит опять же разумная мудрость. Человек счастлив, если ему удалось эффективно задействовать свои добродетели. Итак, этика добродетелей соответствует философии идей Пла-тонаи философии форм Аристотеля. Ценность, смысл прак- тики состоит в том, что она объединяет человека в гармоничес- кое целое с космосом. Достигнув этого, человек счастлив. В средниевекахристианство первоначально рассматрива- ло труд как проклятие, наложенное Богом на человека. Впослед- ствии труд в качестве благородной деятельности был отчасти ре- абилитирован. Тем не менее главной формой деятельности счи- тается служение Богу, а это прежде всего молитва и все, что с ней связано. С этих позиций как раз и оценивается всякая практи- ческая деятельность, а именно, выясняется ее богоугодность. Смыслпрактики— еебогоугодность. На новой основе культивируется этика добродетелей. На одной стороне Господь, на другой — причастный к его царству индиви- дуум с соответствующими добродетелями, среди которых наиваж- нейшие — вера, надежда и любовь. Это этика божественного от- кровения. Счастье человека определяется его близостью к Богу. Этика Новоговременипо преимуществу рационалистична. Она стремится избавить человека от потусторонних сил. На сто- роне человека признаются изначально данные природой две си- лы: разум и чувственность. Решение вопроса о смысле практиче- ской деятельности берет на себя разум. Смыслпрактики,деятель-ностичеловекасостоитвееразумности.Декарт,Спиноза,Гоббснедовольны хаосом страстей, который они мечтают упоря- дочить рациональным путем. По-другому рассуждают мыслите- ли, которые склонны отдавать должное чувственности человека. Принципом морали (нравственности человека) провозглашается правильно понятый интерес (Мандевиль, Гельвеции).Но что зна- чит правильно понять интерес человека? Это значит подклю- чить к его оценке разум. По возможности надо все посчитать. Гений Новоговремени И. Кантсчитается основателем эти- ки долга.Человек должен быть моральным, потому что сущест- |