|
Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
162
таллов» и «Все металлы проводят электрический ток». В первом выражении нет ни утверждения, ни отрицания, оно не являет- ся суждением. Во втором выражении утверждается, что метал- лы проводят электрический ток. Это — суждение. Суждение вы- ражается повествовательными предложениями.
Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключением будет, например, такое рассуждение:
Все металлы — проводники Медь—металл Медь — проводник
Умозаключение должно быть проведено «чисто», без ошибок. В этой связи используют доказательство,в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помо- щью других мыслей.
Три формы рационального познания — понятие, суждение, умозаключение — составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении.Философская традиция после Канта состоит в различении рассудка и разума. Разум — выс- шая ступень логического мышления. Рассудок менее гибок, ме- нее теоретичен, чем разум.
ОБЗОР: КАК ИСКАЛИ ПОНЯТИЕ Бесспорно, что рациональное познание особенно рельефно выражает природу человека. Именно в сфере рационального че- ловек не знает себе равных. Ясно поэтому, что с самого начала возникновения философии рациональному познанию уделялось пристальное внимание. Но разгадать его тайну трудно, по насто- ящий день ведутся острейшие споры. Рассмотрение сути этих спо- ров позволит нам лучше сориентироваться в сфере рационально- го познания. Заметим также, что наука о рациональном позна- нии называется логикой.
• В философииантичностиважнейшее логическое значение имела концепция идей Платона.Выше мы подробно рассмат- ривали, как, по Платону,человек познает идеи. По сути Пла-тон представлял себе понятия как идеи. Он ошибочно полагал, что идеи существуют где-то сами по себе. Аристотельпо праву считается создателем логики, он придал ей теоретическую фор- му.Он понял два важнейших обстоятельства: первое — в логи-
ческих суждениях и умозаключениях не должно быть противо-речий; и второе — важнейшей функцией суждений является ис-тинность или ложность. Природа же понятий для него все еще оказывалась загадочной.
• В философиисреднихвековразгорелся многовековой спор об универсалиях(фактически спор шел о понятиях). Так назы- ваемые реалистыпродолжали линию Платонаи считали, что универсалии — это самостоятельные духовные реальности, они присущи первично Богу, а вторично вещам и мыслям. Такова, например, позиция Фомы Аквинского. Номиналисты счита- ли, что общее не существует, не следует считать имена (ноуме- ны) какими-то невесть как придуманными универсалиями. Су- ществуют единичные вещи, их люди обозначают именами, нет нужды придумывать какие-то другие сущности («бритва Окка- ма»). В «сотрясении воздуха» номиналистов обвиняли концеп-туалисты(например, Абеляр).Имелось в виду, причем спра- ведливо, что номиналисты считают понятия всего лишь слова- ми и тем самым не раскрывают их природы. Концептуалисты расценивали универсалии как концепты — доопытные мыс- ленные образования, необходимые для понимания мира. Каким образом человек получает понятия (универсалии), концептуали- сты объяснить не могли (в средних веках науки были развиты крайне слабо).
• В философииНовоговременивместе со всемерным возра- станием интереса к науке усилилось внимание к рационально- му познанию. Возникло настоятельное желание обосновать его, ясно и четко показать, каким образом человек приходит к по- нятиям. В 1620 г. вышла книга англичанина ФрэнсисаБэкона
«Новый Органон». В ней предлагалась новая теория познания, в основу которой были положены данные экспериментов и на- блюдений, т.е. ощущения. Бэконутверждал, что понятия вы- водятся из ощущений. Это утверждение намного последова- тельнее Бэкона проводил Локк. Его воззрения были рассмотре- ны выше.
Рационалисты (Декарт,Спиноза,Лейбниц)считали воззре- ние о выводе понятий (в ходу также слово «идея») из ощущений ложным. Они авторы концепции врожденных идей. Мысль ра- ционалистов шла в интересном направлении. Они выводили из одних идей другие (дедукция) и лишь на заключительном эта- пе сравнивали полученные суждения с теми чувствами, с кото- рых начинается познание.
164
Из четырех главных философских направлений — феноме- нологии, герменевтики, аналитической философии и постмо- дернизма — проблемами рационального познания занимаются на- иболее продуктивно феноменологи и аналитики.
• Феноменологистремятся вывести понятия из чувств, пред- ставить путь к понятиям как движение по реке чувств, которые (происходит скачок в мышлении) выводят на понятия и все ло- гические составляющие нашей психики. Понятия выступают зна- ками чувств.
• Философы-аналитикидействуют в манере, которая чужда феноменологам. Большинство аналитиков подозрительно отно- сятся к рассуждениям о том, что происходит в голове человека, о комбинациях чувств или мыслей. Они считают голову челове- ка чем-то вроде черного ящика, внутрь которого лучше не лезть. Достаточно ограничиться тем, что имеется «на входе» и «на выходе». Надо сопоставлять с фактами слова(а не мысли). Ни- какой мистики. Аналитики, как правило, являются прекрасны- ми логиками. Для них философия сродни логике, которая в свою очередь близка к математике,— и в логике, и в математике ис- пользуются формулы и всякого рода доказательства.
Введем такое определение: слово, которое обозначает поня- тие, есть термин. Для аналитиков первейший интерес представ- ляют именно термины. Достаточно говорить о терминах, неза- чем за ними искать мысли. Сами термины понимаются как сло- ва-гипотезы, которым в случае их истинности соответствуют по содержанию факты.
Итак, понятие — это мысль, мысль-обобщение, мысль-гипо- теза, мысль-интерпретация, которая обозначается терминами и позволяет объяснить содержание фактов (и чувств, и предме- тов).
ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рационального чувствен- ное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рацио- нальное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным Жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», Желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цве-
165
та, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цве- та охватывает различные цвета, из которых в данном случае име- ется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством «сладкий». Психический образ ябло-кавыступаеткакпересечениемногочисленныхпонятийиихчувственныхпоказателей.
Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точ- ками, то психический образ любого объекта выступает как не- кий центр пересечения линий и точек.
ПАМЯТЬ и ВООБРАЖЕНИЕ Память — это способность человека сохранять и воспроиз- водить освоенные им чувственные и рациональные формы. Раз- личают кратковременную и долговременную память. Слова и зву- ки обычно запоминаются на более короткие промежутки време- ни, чем ранее усвоенные понятия. Блоки данных ЭВМ служат за- мечательным подспорьем памяти человека, владелец компьюте- ра всегда может свериться с той информацией, которая содержит- ся в его базе данных. А если еще подключиться к сети Интернет, то открываются вообще удивительные возможности. Владельцы компьютеров, однако, должны иметь в виду два неприятных об- стоятельства: во-первых, компьютер не всегда под рукой, во-вто- рых, и это самое главное, понимание компьютерных данных за- висит от уровня чувственного и рационального развития самого человека. Существуют особые приемы развития памяти, базиру- ющиеся, в частности, на повторении информации и ее обобщении.
Воображение — это способность психики человека вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ра- нее, либо являются новыми. Воображение, как правило, всегда содержит элемент новизны. Если этой новизны достаточно мно- го, то говорят о творческом воображении. Фантазия и мечта — это также формы воображения.
Интуиция
Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.
166
Есть философские школы, которые причисляются к интуитивизму.По Лосскому,между человеком и миром всегда есть ко- ординация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отка- за воспринимать явления как целое; разбиение его на части уби- вает «душу» целого. В наши дни интуицию чаще всего понима- ют как нерасчлененныи акт познания и не видят ничего недостой- ного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному анализу; ана- лиз выделяет структуру целого. Интуиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение.
ТВОРЧЕСТВО. ТАЛАНТЫ И ГЕНИИ «Творчество,— подчеркивал НА. Бердяев,— есть всегда при- рост, прибавление, создание нового, не бывшего в мире».\Каж- дый человек является существом творческим. Психика как де- ятельность по выработке нового всегда есть творчество.
Во всяком процессе творчества есть свои стадии. Часто вы- деляют четыре стадии творчества: подготовку, созревание, оза- рение и проверку. Творческие успехи не падают с неба. Это — упорный труд, различные пробы, неудачные попытки, разочаро- вания, неожиданности, случайности, изнеможение и... о чудо! Че- ловек упорный и трудолюбивый, доверяющий своему воображе- нию, которое «забрасывает» его в новое, почти с железной не- обходимостью оказывается талантливым творцом. Хочешь бытьтворцом— meopulHe боги горшки обжигают.
Разумеется, не всем удается добиться успехов в творчестве в рав- ной степени. Это дает основание ввести шкалутворчества. Гении— это те, кто добивается максимальных результатов. Талантыуступают гениям, но превосходят рядовых граждан. Разумеет- ся, учиться лучше всего у гениев. Если же их нет поблизости, то у талантов, а если и они отсутствуют, то у способных людей, но никогда у ленивых и бездарей.
|
|
|