Главная страница
Навигация по странице:

  • ЦЕННОСТИ

  • Философия

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница20 из 39
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39

    147

    вует абсолютный нравственный закон, неподчинение которому лишено каких бы то ни было оснований. Кант также много пи- шет о добродетелях, но они имеют у него по сравнению с абсо- лютным нравственным законом вторичный характер. Смыслдействийчеловекасостоит в их причастности к абсолютно-мунравственномузакону.

    Эпоха Нового времени заканчивается Марксом и Ницше. Марксприходит к выводу, что «... всякой общественнойформесобст- венности соответствует своя мораль...». Смысл практики он ви-дит в ценностях экономических (общественный труд измеряет- ся деньгами).

    Ницшеразгадывает основную тайну всякой этики и морали: они представляют собой интерпретации.Толково распорядить- ся этим открытием он не смог (может быть, помешала болезнь).

    Подведем итоги. Ценность практики всегда выясняетсявпроцессе некоторой философскойинтерпретации. Интерпре-тация эта состоит втом,что человек объявляется доброде-тельным, а сами эти добродетели оцениваются спозиций оп-ределенного, выработанного соответствующей философией иде-ала добра.Нетрудно составить таблицу идеалов добра и основ- ных добродетелей.




    148

    В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕННОСТЬ ПРАКТИКИ? НАШИ ДНИ
    Мы продолжаем анализ ценности практики, вовлекая те- перь в него новейшие философские направления.

    Феноменология.Как известно, феноменологи первостепен- ное значение придают выработке феноменологических смыслов.Феноменологов часто обвиняют в том, что они непрактичны, за- цикливаются, мол, на созерцаниях. Эти обвинения не вполне пра- вомерны. Феноменолог не говорит, что не надо действовать, он утверждает, что смыслдействийзаключенне в их природных качествах, а в феноменологическихсмыслах.

    Герменевтика. Герменевты действительно настроены более практично, чем феноменологи. Они считают, что смысл практи- ки заключен в ней самой и может быть выявлен лишь в процес- се осуществления практики. Здесь-то и раскрывается сущность вещей, с которыми человек контактирует, осуществляя свое бы- тие в мире. Ценность практики — в разрешении напряженнос- ти вопрошения, в реализующемся ответе на зов самих вещей. Прак- тика соединяет человека с миром, в этом и состоит ее смысл.

    Что касается аналитиков,то они все согласны в том, что смысл практики выясняется при анализе высказываний о прак- тике. Но дальше появляются разногласия. Одни, их называют натуралистами, склонны приписывать моральные ценности фак- туальному миру, а другие, ненатуралисты, полагают, что мораль есть чувство. Для наших целей достаточно сделать вывод, что для аналитиков смыслпрактикивыясняетсявпроцессеинтерпре-тациивысказыванийоней.Многие аналитики сторонники этики последствий поступков. Они считают, что главное — оце- нить последствия поступков.

    Постмодернисты,оценивая практику, также заняты ин- терпретацией текстов. Они стремятся устоявшиеся этические Ценности окончательно предоставить истории. Но их собствен- ные этические концепции не формируются сколько-нибудь яс- ным образом. Видимо, эстетика возвышенного должна одновре- менно служить заменой прежних как эстетических, так и эти- ческих воззрений.

    В отличие от постмодернистов представители так называ- емой коммуникативной этики готовы говорить о практике и этике с утра до вечера, это их главный интерес. Свою филосо- фию они (Ю. Хабермас, К.-О. Апель) часто называют практиче- ской философией. Как приходят к этическим ценностям? В про-

    149

    цессе дискуссий и выработки общего мнения (все это называет- ся дискурсом). Кант не объяснил, откуда берутся нравственные законы, а они являются итогами дискурса. Маркссчитал, что общество построено на общественном труде, в действительности же его фундаментом является достигнутое в дискуссии согласие, сам общественный труд нуждается в интерпретации.

    Итак:

    • Смысл практики во всех современных философских направ-ленияхвидятвэтическихценностях(все реже используются выражения «этика добродетелей», «этика долга», все чаще го- ворят и пишут об «этике ценностей»).

    • Этическая(моральная)ценностьпонимаетсякакин-терпретация,выработаннаяпосредствомопределенного фило-софскогометода.



    ЧТО ТАКОЕ ДОБРО? КАК ЕГО ИЗМЕРИТЬ?
    Предыдущий анализ поз- воляет ответить на вопрос о природе добра, признаю- щийся остродискуссионным, довольно кратко. Доброэтоположительнаяцен-ностьпоступка,действия.Как и в случае с красотой, можно построить шкалу мо- ральных оценок, используя лингвистические или циф- ровые переменные.

    Мы преднамеренно доба- вили к словам «доброе» и «злое» лингвистические переменные. Можно было использовать другие слова. Так, о добром говорят: отлич- ное, первоклассное, достой- ное восхищения, бесподоб- ное, неоценимое, лишенное недостатков, блестящее, ве- ликолепное, редкое, несрав-

    ненное, совершенное, первостепенное и т.д. Соответственно и для злого (зла) нетрудно привести слова ряда семейного сходства, оце- нивая их затем только положительными или положительными и отрицательными числами.

    Можно ли измерить добро? Разумеется, можно, но, как и в случае с эстетическими ценностями, не с помощью какого- либо прибора. Его должна заменить интерпретационная дея- тельность. Еще лучше, если это делается в процессе дискуссии. Один ум хорошо, а два лучше.

    О том, что этические ценности можно подсчитывать, впервые высказались английские философы-утилитаристы А. Смит,И. Бентам, Дж. С. Милль.Латинский термин «утилитас» озна- чает пользу, выгоду. В рамках утилитаризма важнейшим кри- терием добра оказывается достижение пользы. Бентам сформи- ровал такое требование: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Саму полезность Бентампонимал как наслаж- дение при отсутствии страданий.

    Утилитаристов очень много критиковали. Маркс назвал Бен-тама«оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX века». Критики были недовольны тем, как утилитаристы трактовали полезность, часто сводя ее к сугубо эгоистическому интересу. Но каж- дый волен по-своему понимать добро. Если вы не согласны с Бентамом,дайте свою собственную интерпретацию добра.

    Важно понимать, что представления о добре являются раз- личными и могут быть различными. Но если вы их имеете, а каждый человек действительно их имеет, то добро можно из-меритьи, думается, во многих случаях это как раз и надо де- лать.

    Возьмем простой пример: у вас есть 2 часа свободного време- ни и вы решаете, как их провести: то ли пойти в гости к прияте- лю, то ли выполнить полученное от кого-либо задание. Вы начи- наете сопоставлять и приходите к решению: «сделаю это, ибо оно для меня важнее». Что, собственно, вы проделали? Сравнили два возможных поступка, подвели их под одну и ту же ценность, оп- ределили, как выражаются, вес этих поступков, отклонили тот поступок, у которого вес меньше. Если бы у вас были не две, а, Например, десять возможностей, то вы могли бы поочередно сравнивать по два возможных поступка до тех пор, пока не ос- тался бы один претендент на действительное осуществление.

    Есть теории, которые позволяют математически осмыслить си- туацию выбора решений. Такова, например, теория игр. Но ни од-

    151

    на математическая теория не может объяснить, какие именно цен- ности должны быть признаны в качестве приоритетных. Вот тут- то и заключена главная проблема. Какие ценности мы выбираем? Те, которые мы способны выработать, а это зависит от философ- ского потенциала личности.

    Всякие надежды на то, что можно раз и навсегда определить, что такое добро, неизменно посрамляют себя. Нравственность, как и все в этом мире, имеет историю, одни представления сменяют дру- гие. Мы всегда знаем, что такое добро, но вместе с тем ищем его снова. Такова наша жизнь. Ниже, рассматривая этику ответствен- ности, еще раз обратим внимание на историю проблемы добра.

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ ИЛИ СВОБОДА?

    ЛУЧШЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!
    Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платони Аристотельмечтали о справедливо уст- роенном государстве. Несправедливо, если правителями являют- ся не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего возраста, пронес убеждение о не- справедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, ли- бо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Все, что Маркссчитал несправедливым, современный либерал американец Ро-улз полагает, наоборот, справедливым. Он видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.

    О свободе (независимости и самостоятельности) также мечта- ли с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древ- нем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою во- лю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свобо- ды наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до на- ших дней сопровождается требованием обеспечения для лично- сти разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества. Показа- тельна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сар-тра:«Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А.Бердяев.

    152

    Против требования справедливости и свободы мало кто отважи- вается выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить иде- ал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей урав- ниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справед- ливости и свободы трудно согласовать друг с другом.

    Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Иона-са «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для тех- нической цивилизации». Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности это и есть объединение этики спра- ведливости с этикой свободы.

    Йонас,безусловно, учел уроки герменевтики Хайдеггера:бытийствуя в мире, человек уже в силу самого факта своего су- ществования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственно- сти людей перед живыми организмами.

    Чтобы лучше понять проблематику ответственности, обратим- ся к проблемам техники. Физики, руководствуясь идеалами сво- бодного творчества, открыли, что в ядрах атомов заключена боль- шая энергия. Она находится там в связанном состоянии, но ее мож- но извлечь с помощью цепных ядерных реакций. Так возникла идея создания атомной бомбы. Политики, стремясь прекратить войну, приказали летчикам сбросить бомбу на Хиросиму и Нагасаки (заметим также, что уже простое испытание ядерного заряда в си- лу радиоактивного загрязнения среды несет смерть десяткам ты- сяч людей). Не правда ли, странная ситуация: все умны, все справедливы, все свободны, а в результате смерть и разрушение. В этой связи как раз и возникло представление о том, что на ме- сто этики справедливости и свободы следует поставить этику от- ветственности, а уже в ней учесть достоинства как этики справед- ливости, так и этики свободы. Добро этоответственность.

    ОБЗОР: ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    Философы установили, что период стремительного развития этики ответственности всецело относится к XX веку (последние

    153

    20 лет — это уже нечто вроде бума в области представлений об ответственности), но истоки этого процесса надо искать в древ- ности. Весьма показательно, как проходили становление и раз- витие этики ответственности. Для дальнейшего важно пони- мать, что ответственность есть трехчастное отношение: 1) носи- тель ответственности; 2) адресат ответственности; 3) инстанция ответственности.

    Платон еще допускал ответственность животных. Если, на- пример, корова зашла на чужое поле и там натворила бед, то она достойна наказания (не так ли рассуждают многие воспитатели кошек и собак?). Аристотельсчитает человека ответственным только за его собственные действия, но не за стихийные силы. Древние римляне создают образцовое право и начинают решать проблемы ответственности преимущественно юридическимпутем.

    Это направление мысли было унаследовано от римлян католи- цизмом, а также протестантизмом. Адресат ответственности — Бог, ему противостоит человек. Бог всегда прав, виновным оказывает- ся человек, обвиняемый. Насколько человек виновен, решается су- дом (святым или светским). В Новое время вину понимают свет- ским образом в соответствии с юридическим мировоззрением.

    Именно в Новоевремяскладывается классическая концеп- ция ответственности. Субъект действия, поступка несет ответст- венность перед обществом за его последствия. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих по- ступков, а это возможно лишь при его полной самостоятельно- сти. Вся картина кажется ясной и простой.

    Но там, где субъект выступает участником группы, где раз- деление функций крайне многозвенно, а такие ситуации встре- чаются в технической цивилизации на каждом шагу, классиче- ская концепция ответственности теряет свою привлекатель- ность, ибо вся требуемая ею ясность отсутствует. В этой связи получает развитие неклассическая концепция ответственности.

    Неклассическая концепция ответственности рассматривает че- ловека в мире, наполненном случайностями, риском, неопреде- ленностями, мириадами взаимосвязей, участием в общих де- лах. Складывается сверхпроблематичная ситуация. В рискоем- ком мире отказ от ответственности был бы равносилен самоубий- ству, поэтому требование ответственности и осуждение безответ- ственности звучат как никогда ранее громко. В то же время очень трудно выделить ответственность отдельного человека (кто ви- новат? все виноваты никто не виноват). Налицо проблемная

    154

    ситуация. Люди не могут пройти мимо нее, они вынуждены по- стоянно ею заниматься. Здесь опять ощущается острая потреб- ность в эффективной философии.

    Неклассическая концепция ответственности ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следу- ет ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать че- ловека. Методику измерения добра мы знаем. Что же касается природы ответственности, то она устанавливается в процессе философской интерпретации, другого пути нет. При этом всегда руководствуются некоторыми стандартами, но философски на- строенные люди никогда не довольствуются ими, а подвергают их основательной критике. Так рождается смыслдобра, кото- рый никому не дан раз и навсегда.

    Сотворение добра (увы, порой и зла) — это повседневное за- нятие всех людей, всякой личности. В одних случаях природа добра достаточно очевидна (согрей замерзшего, помоги постра- давшему), в других до его смысла надо добираться.

    Итак,в наши дни в его самом глобальном, емком значениидобропонимаетсякакответственность.

    *•, , | и ИЩИТЕ ДОБРО!
    Не следует опасаться неудач в отыскании добра. Смело бери- тесь за анализ интересующей вас ситуации, поступка. Начи- найте с философии, сверяйтесь с воззрениями великих филосо- фов, используйте представления об известных вам этических цен- ностях, советуйтесь со знакомыми. И успех обеспечен. Вам удастся открыть тайну добра (и зла). Человек не живет по ту сто- рону добра и зла, поэтому он должен уметь расшифровывать их содержание. Человек может сделать больше, чем он имеет пра- во. Значит, надо умело ограничивать себя.

    И последний вопрос: следует ли быть добрым? Широко рас- пространенное мнение гласит: добр человек или зол, зависит от его воли.. Человек с доброй волей добр, а человек со злой волей зол. Но в таком случае вновь возникает вопрос, почему один об- ладает доброй, а другой злой волей.

    Приведем поясняющий пример. Неразумно представлять себе плохо играющим на скрипке Паганини, поющего фальцетом Ле-мешева,истязающую больных мать Терезу,не попадающего мя-

    155

    чом в баскетбольное кольцо МайклаДжордана.Нечто аналогич- ное имеет место и в моральной жизни человека. Добрым становятся и остаются до тех пор, пока ведут интенсивную нравственную жизнь. Тот, кому не удается стать добрым, оказывается злым.

    Дорогукдобруосиливаетидущий.

    ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы


    • Ценность это то, что значимо для человека.

    • Ценность это интерпретация, в которой субъект выража- ет свои предпочтения.

    • Ценность можно измерить.

    • Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необхо- димой степени совершенства.

    • Красота есть эстетическая интерпретация.

    • Многообразию философий соответствует многообразие эсте- тик.

    • Практика есть деятельность человека по достижению цели.

    • Ценность практики определяется в процессе ее нравствен- ной интерпретации.

    • Добродетели человека понимаются в свете нравственных иде- алов.

    • Многообразию философий соответствует многообразие этик.

    • Добро это ценность поступка.

    • Ответственность — это наиболее емкое современное пони- мание добра.


    ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
    Учениеоценности


    ЦЕННОСТЬ ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕННОСТИ ВЕРА

    ЦЕЛЬ


    ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

    Философияискусства


    156

    АКСИОЛОГИЯ ВОЛЯ

    ИДЕАЛ

    КУЛЬТУРА КРАСОТА

    Философияпрактики
    ПРАКТИКА ДОБРО

    СВОБОДА - Г ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    Учениео ценности




    ти?

    1. В чем вы видите ценность стула, математики, искусства?

    2. Почему только в XX веке появилось развитое учение о ценнос-




    1. Кому принадлежит ценность предмету или человеку?

    2. Как вы понимаете утверждение: «Ценность есть интерпрета-

    ция»?

    1. Проведите для себя оценку в лингвистических и цифровых пе- ременных ценности чая, кофе, молока.

    2. Проиллюстрируйте на примерах ваше представление об эмоци- ях (какие вы знаете эмоции?), воле (дайте количественную оценку ва- шей воле), вере (приведите пример нерелигиозной веры), сомнении (в чем вы сомневаетесь?), идеале (какой идеал значит для вас более дру- гих?), цели (какие цели вы ставите перед собой на ближайщий год?).


    Философия искусства


    1. Что такое культура и чем она отличается от цивилизации?

    2. Что вы считаете красивым? Почему?

    3. Какое искусство нравится вам более других и почему?

    4. Сравните два разных философских представления о смысле кра- соты.


    Философия практики


    1. В чем состоит ценность практики?

    2. Назовите свой вариант пяти основных добродетелей.

    3. В чем видят ценность практики в наши дни?

    4. Оцените по шкале доброты поступки ваших знакомых. В ответ на ваши сетования, что вам, видимо, не удастся справиться с кон- трольной работой по математике, друг Петр предложил сесть с ним ря- дом и воспользоваться его помощью, а друг Сергей — перед контроль- ной вместе позаниматься.

    5. Справедливость, свобода, ответственность — что вам ближе, род- нее и почему?

    6. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальник, друзья, другие люди?



    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39


    написать администратору сайта