Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАНКИ8.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ ; 1 ДВА ТЕРМИНА •Философская теория познания» в переводе на греческий на- зывается эпистемологией или, что почти то же самое, гносеоло-гией. Термин «эпистемология» по сравнению с термином «гно- сеология» имеет более явно выраженный научный смысл, речь идет о научном знании. Оба термина широко используются в фи- лософской литературе. ЧНВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ «НА ВХОДЕ», «В СЕРЕДИНЕ» И «НА ВЫХОДЕ» ПСИХИКИ И.Кант писал: «Без сомнения, всякое наше познание начи- нается с опыта...». Имеется в виду, что познание начинается с чувств. С этим трудно не согласиться; в наши дни абсолютное большин- ство философов придерживается именно такой точки зрения. Че- ловек обладает органами чувств, зрением, осязанием, слухом, вку- сом, обонянием. Благодаря им человек обретает чувства. Чувст- венное познание осуществляется в трех формах: ощущениях, вос- приятиях, представлениях. Ощущение— это наиболее элемен- тарная форма чувств. Восприятие — это целостное чувство, со- держащее в себе несколько ощущений («это яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое»; яблоко дано как восприятие). Представление — это чувство, которое вспоминается или вооб- ражается (например, я представляю себе моего друга, въезжаю- щего в аудиторию на голубом коне). Итак, познание начинается с чувств. Но что я могу знать бла- годаря чувствам? Какова их роль в походе за знанием? (Позна- ние — это поход за знанием). Каждому ясно, что чувства связы- вают нас не только с внешним миром, но и с воображаемыми яв- лениями. Рассмотрим для начала чувственную связь человека с внеш- 158 ним миром. Познание есть процесс, потому имеет смысл проана- лизировать чувства в различных стадиях этого процесса. Чувства «на входе» психики. При оценке познавательного со- держания чувств «на входе» психики высказывались различные мнения, из которых приведем три главных. Самая простая точка зрения состоит в том, что внешний мир буквально впечатываетсяв нашу психику. Отсюда произошло русское «впечатление», которое переводится на основные язы- ки мира без потери своего исходного значения. Чувство есть «след» предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке). Более сложная точка зрения: чувства являются всего лишь приблизительными отражениями предметов, своеобразными «ко- пиями». Допустим, некто пробует на вкус неизвестный ему про- дукт питания, который вызывает ощущение сладости. Можно пред- положить с высокой долей вероятности, что продукт'содержит глюкозу. Еще более сложная точка зрения: чувства — это знаки пред- метов, смысл которых предстоит расшифровать. Нельзя доверять, как выражаются, впечатлениям — чувства «обманывают». Са- мый простой на этот счет пример: преломленность прямой пал- ки на границе воды и воздуха. А миражи? А сложные вообра- жаемые и внушаемые чувства? Разумеется, они о чем-то свиде- тельствуют, но о чем? Воображаемые чувства особенно часто яв- ляются сложными знаками. Необходимость расшифровки, выяснения смысла, чувств по- казывает, что нам следует сделать шаг «внутрь» психики. В ис- ходных чувствах содержится не вся тайна познания. Часть этой тайны содержится в том, что «встречают» чувства «на входе» пси- хики. Но что именно встречают чувства на входе психики? На этот новый вопрос мы имеем снова три наиболее распространен- ных ответа, причем все они нам хорошо известны из истории фи- лософских идей: • Локк: чувства попадают во власть способности человека их комбинировать, соединять, сравнивать; • Кант:чувства попадают под власть внечувственных апри- орных принципов; • Гуссерль:чувства встречаются со способностью человека (бла- годаря воображению, воспоминанию и фантазии) строить цепи Феноменов. Теперь становится ясно, что происходит с чувствами «в се- редине» познания: 159 по Локку:чувства комбинируются (возникают сложные чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них выделяется благодаря абстракции общее (идея); по Канту:чувства упорядочиваются на основе принципов; по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток воображения, ко- торый ведет к эйдосу — намного более сложному чувству, чем его исходный материал. «На выходе» из психики имеем: по Локку:идеи; по Канту:чувства, упорядоченные на основе априорных прин- ципов; по Гуссерлю:эйдос,т.е. идею с богатым чувственным содер- жанием. Но не будем забывать, что чувственное познание начиналось с некоторорых исходных чувств, которые являются знаками, ре- альных или воображаемых явлений. А это означает, что полу- ченные «на выходе» чувства надо вернуть исходным источникам чувств, исходным предметам. Благодаря процессу чувственного познания мы получили: согласно Локку,— то самое знание, которое содержалось в исходных чувствах, но не было прояснено. Чувства дают ис- черпывающее знание о предметах (это — сенсуализм); • согласно Канту,— новое знание, которое содержалось в исходных чувствах и получено во многом благодаря принци- пам психики (это знание нельзя прямо приписывать предметам, но оно позволяет нам успешно оперировать ими); согласно Гуссерлю,— новое знание, позволяющее интерпре- тировать исходные чувства и уже эти «проинтерпретирован- ные» чувства соотносить с предметами (если меня спросят, по- казывая на конкретное яблоко: «Что это?», то я не отвечу про- сто указанием на исходные ощущения — это, мол, круглое, желтое, кисло-сладкое, а скажу: «Это яблоко (т.е. представитель класса всех яблок), обладающее такой-то формой (используется понятие формы), вызывающее такие-то ощущения (использует- ся понятие ощущения))». Кто прав: Локк,Кантили Гуссерль!Однозначного ответа на этот прямой вопрос не существует. Мы выскажем наше мнение. На наш взгляд, в одних случаях действуют по Локку(когда, на- пример, выделяют общее сравнением идей), в других — по Канту(когда, например, принципы уже известны и их не надо вы- водить, доказывать), в третьих — по Гуссерлю(когда стремят- 160 ся всесторонне обосновать богатое чувственное содержание пси- хики, не оказаться в плену блеклых, лишенных чувственности рассуждений). В плане уразумения хода чувственного познания наиболее обстоятелен Гуссерль, а вместе с ним и его сторонни- ки, феноменологи. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФИИ Мы не стали рассматривать чувственное познание в свете ан- тичной и средневековой философии по очень простой причине: оно представлено в этих философиях очень скудно. Нововремен- ное понимание чувственного познания проанализировано нами в связи с воззрениями Локкаи Канта. Из новейших философских направлений рассмотрено фено- менологическое понимание чувственного познания. А как же гер- меневты, аналитики, постмодернисты? • Герменевтыс самого начала выхода на философскую сце- ну не интересовались чувственным познанием. Основатель гер- меневтики Хайдеггер был учеником Гуссерля,основателя совре- менной феноменологии. Казалось бы, Хайдеггердолжен был продолжить дело Гуссерля.Но он резко отошел от феноменоло- гии. Его влекли другие ориентиры. • Аналитики также не проявляли какого-либо особого внима- ния к чувственному познанию, их преимущественно интересова- ли слова и факты, а не переработка чувств в психике человека. • Постмодернистытакже не дали какой-либо заслуживаю- щей упоминания теории чувственного познания. Их привлека- ют в первую очередь тексты и борьба с тоталитаризмом. Итак, благодаря чувственному познанию человек получает све- дения обо всем том, что способно вызывать чувства. Человек об- ладает уникальнейшей способностью вчувствования в мир, бла- годаря этому возможно познание. Но вчувствование, как изве- стно, сопряжено у человека с мышлением, объяснением. То и дру- гое относится к рациональному познанию. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ Рациональное познание осуществляется в форме понятия,суж- дения и умозаключения. 161 Для дальнейшего весьма полезно провести различие между собственным и общимименем. Собственное имя означает один предмет — этот стол, та книга, Платон. Общее имя обозначает класс предметов — студенты группы А2, бюджетники, деревья. Предметы данного класса обладают общим признаком (свойст- вом или отношением). Например, студенты группы А2 — это об- щее имя, ибо всем им присущ общий признак — они учатся в груп- пе с условным названием А2. До сих пор, надо полагать, у чи- тателя не возникало особых недоразумений по поводу собствен- ного и общего имени, все понятно. Но теперь нам необходимо об- ратиться к центральной проблеме всего рационального познания. Что такое понятие? Попробуем разобраться с этим труднейшим вопросом на при- мере анализа понятия «студент» (речь идет не о слове «студент», которое используется в русском языке, а о понятии, о том, что обозначается словами «понятие студент»). Давайте спросим, кто такой студент, пятилетнюю девочку, которая живет поблизости от техникума, разухабистого подростка 14 лет, служащую бан- ка, опытного преподавателя. Девочка: «Студенты — это молодые веселые дяди и тети, они еще иногда говорят нехорошие слова». Подросток: «Студенты любят балдеть». Служащая банка: «Сту- дент — это тот, кто учится в среднем или высшем учебном заве- дении». Преподаватель: «Студент — это тот, кто учась в техни- куме или вузе, ответственно относится к своим занятиям». Мы видим, как неодинаково оценивают студента разные люди. По- нятие есть особая мысль, не любая, а максимально действенная, которая позволит многое объяснить. Понятие есть главная мысль о чем-либо, обобщение, интерпретация. Преподаватель утверж- дает, что моральное лицо студента определяет его отношение к учебе, от этого зависит, сколько в студенте студенческого. Ра- зумеется, студент не только учится. У него много дел, много за- бав, но этим он не отличается от других молодых людей. Итак,понятие — это мысль-обобщение,позволяющее объ-яснитьсмыслданногоклассавещей. Подлинная природа понятий выясняется в науке, где как раз в предельно действенном виде даны понятия в их объясняющей силе. Суть всех явлений объясняется на основе понятий. Поня- тиями являются также идеализации. После того как определено, что такое понятие, на очереди суж- дение. Суждение — это мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. Сравним два выражения: «Электропроводность всех ме- |