Учебник для студентов средних специальных учебных заведений
Скачать 0.76 Mb.
|
97 но вместе с тем находятся в состоянии борьбы (каждый пресле- дует свой интерес). Вроде бы мы даем правильную интерпрета- цию происходящему, но вряд ли ею удовлетворится экономист. Он объяснит, что для понимания товарно-денежных отношений надо использовать понятия спроса, предложения, денег и т.д. Экономический базис, совокупность производительных силипроизводственныхотношений,определяетхарактерполити-ческих, социальныхи духовных отношений в обществе (это ос- новное положение исторического материализма). Многие фило- софы считают, что далеко не всегда именно экономика играет в об- ществе решающую роль. В зависимости от обстоятельств на пер- вый план могут выходить самые разнообразные, не обязательно экономические общественные отношения. Развитие экономическихотношенийидеятельностьпроле-тариатаобеспечатпобедусоциализму,которыйсменитсякоммунизмом.Эта гипотеза пока не нашла своего подтвержде- ния. Религия — опиум для народаМало кто согласится ныне с та- кой явно упрощенной трактовкой религии. Влияние диалектического и исторического материализма в нашей стране ослабевает. Эта философия перестала быть офи- циальной доктриной нашего государства. Трудно отделаться от мысли, что диалектический и исторический материализм попал в зону затяжного кризиса. В чем скрыты истоки неудач диалектического и историческо- го материализма? Прежде всего в недостаточной философской про- работке достижений наук, искусств и практик XX века. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РНССКОЙ ФИЛОСОФИИ ь В нашей книге не ставится задача рассмотреть в деталях ту или иную национальную философию. Это соответствует тому, что в учебниках математики рассматривается не немецкая или фран- цузская математика, а математика как явление мировой культу- ры. Подобно математике, физике, кибернетике философия есть явление мировой культуры. Разумеется, это не отменяет тот факт, что всякая философия несет на себе печать национально- культурного своеобразия. Столь же неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во мно- гих отношениях смыслообразующую роль играет философия оте- 98 чественных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевско-го, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен боль- шой разброс. Тем не менее ниже мы попытаемся представить тра- диционную российскую философию как нечто целостное. Затем проведем конкретизацию основных черт философии, ориентиру- ющейся на российские традиции, на примере философии B.C. Со-ловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не едино- душно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, по- жалуй, наиболее известный из всех российских философов XX ве- ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутрироссийского масштаба. Итак, о характер- ных чертах традиционной российской философии. Для абсолютного большинства русских философов характе- рен идеалцельности,рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставля- ется фрагментарности, расчлененности культуры индустриаль- ного общества. Но мир — это не просто целостность, а положительное един- ство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понима- ется как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сли- вается с религией, прежде всего с православием. Положительное единство понимается также как нравствен- ность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к прин- ципу соборности. Соборность означает единство людей на осно- ве их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности кладется в основу интерпретации поли- тических и правовых воззрений. Принцип цельности в российской философии применитель- но к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического. Часто основа познания понимается как интуиция, как пости- жение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим. В вопросе об истинности отечественные философы часто стре- мятся соединить теоретический и нравственно-религиозный °Пыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. 99 Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского кос- мизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьеваи Флоренского,Федороваи Циолковского,Вернадскогои Чижевского.Русские косми- сты видят едва ли не основную задачу человека в «распростра- нении совершенства» (Циолковский)по Вселенной. Эта идея по- ражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отече- ственную философию на новом этапе российской действительно- сти целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом. В.С. СОЛОВЬЕВ: «АБСОЛЮТНОЕ ОСНЩЕСТВЛЯЕТ БЛАГО ЧЕРЕЗ ИСТИНН В КРАСОТЕ» В философии Владимира Сергеевича Соловьева основные чер- ты русской философии представлены особенно рельефно. Соло-вьев недоволен позитивизмом, отвлеченными началами рациона- листов, односторонностью эмпириков. Его влекут философские начала цельного знания, он оправдывает добро, развивает иде- алы Богочеловечества. Но что же является абсолютно сущим, абсолютно единым? Для Соловьеваочевидно, что на эту роль может претендовать толь- ко Бог. Сама полнота бытия требует, чтобы сущее было лично- стью — всеблагой, любящей, милостивой, волевой. Но это и есть Бог, который олицетворяет собой положительное всеединство. Фи- лософию Соловьева так и называют: философия положительно-говсеединства. Всякое многообразие скреплено божественным единством, мудростью Бога, Софией. София — это душа мира. Смысл бытия человека — достраивание Софии до органической целостности с аб- солютом, с Богом. Такое восстановление может иметь место в процессе эволюции человечества. В этом случае человечество становится Богочеловечеством. В Боге и причастных к нему вещах заключены в единстве бла- го (как реализующаяся воля), истина (как реализующееся раз- 100 мышление) и красота (как реализующееся чувство). Отсюда сле- дует формула Соловьева: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Три абсолютные ценности — благо, истина и красота — всегда образуют единство, смысл которого — лю- бовь. Любовь — это та сила, которая подрывает корни всякого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна уже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь — это воссоединение в Боге. Это истинная духовность. Хотя любовь по преимуществу есть платоническое чувство, Соловьев угады- вал в ней женское очарование. Блестящий поэт, он описывает од- но из своих мистических видений следующим образом: Все видел я, и все одно лишь было,— Один лишь образ женской красоты... Видимо, неслучайно философию Соловьевачасто называют фи- лософией вечной женственности. Для Соловьева гарантами спасения человечества являются лю- бовь и нравственность. Истину добывает высоконравственный че- ловек. Безнравственная наука служит силам разрушения, вой- ны в том числе. То же относится и к искусству, если оно не на- полнено нравственным смыслом. Жизнь всякого человека есть творчество, свободное движе- ние к добру. Жизнь — это подвиг одухотворения. Пигмалион со- творил статую, и она ожила; так истинный человек, подобно та- лантливому скульптору, одухотворяет свои деяния. Соответствен- но жертва Христаоткрыла путь к спасению человечества. Все личные и общественные коллизии разрешаются при стремлении к совершенному добру. Нравственность имеет пер- венство над правом, политикой, экономикой. Разрушительные силы не всесильны, на пути к Богочеловечеству можно справить- ся с любыми задачами, в том числе и с войнами, и с разделени- ем церквей, и с разделением людей по нациям. ФИЛОСОФИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА: ЧЕЛОВЕК - это ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА и ТВОРЧЕСТВО Центральной темой философии НиколаяАлександровичаБердяева является человек, человек свободный, творческий, а таким он является лишь в свете божественного, точнее, боже- ственного «ничто». Бог сотворил мир из ничто, следовательно, 101 Богу предшествует первичный принцип, не предполагающий какой-либо дифференциации, какого-либо бытия. Это и есть ничто. Бог свободен. И человек свободен. Бог помогает челове- ку стать добрым, но он не в состоянии контролировать ничто,принцип свободы. В своей подлинной свободе человек божестве- нен. Бог и человек есть дух. Будучи свободным, человек творит, оправдание человека в его свободе, его творчестве, его открове- нии. Для Бердяева главное — это оправдание человека, его фи- лософия ярко персоналистична, романтична, расцвечена тыся- чами красок человеческого бытия. Ясно, что философ с таким ми- ровоззрением не мог не быть противником тоталитарных режи- мов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее воскресение дости- гается не в технике, не в революциях, а в божественной духов- ной жизни. Бердяевсчитал, что в этом отношении многого можно ожидать от русской души и русской идеи. Когда в России в 90-х годах этого столетия стали появлять- ся одно за другим произведения Бердяева, а написал он больше, чем любой другой отечественный философ, то россияне откры- ли для себя новый, во многом неведомый мир, они стали иначе оценивать назначение человека, смысл истории, судьбу россий- ского социализма, миссию России. Книги Бердяеваявляют его соотечественникам кладезь мудрости. Не в этом ли состоит на- значение подлинного философа? А.Ф. ЛОСЕВ: «МНЕ НАДО С ГРЕЧЕСКОГО ПЕРЕВОДИТЬ...» Несколько лет тому назад один из студентов автора этих строк получил задание написать реферат о творчестве Плотина.С этой целью студенту было рекомендовано прочитать одну из толстых книг АлексеяФедоровича Лосева.Вскоре выяснилось, что студент бросил учебу. Каково же было наше удивление, когда месяца через два студент принес прекрасный реферат. Его объяснение было простым: «Мне понравился Лосев». Философия Лосева — это мир живости, мудрости, простоты, известной резкости, эстетического изящества и необычайной филологической учености. Его книги, научные-пренаучные, по- хожи на романы. Вместе с тем они столь детальны, в них столь- ко ссылок на отечественных и иностранных авторов, что не ве- рится порой в способность одного человека совершить такую ги- гантскую работу. За свою шеститомную «Историю античной эс- тетики» Лосевзаслуженно получил Государственную премию. 102 Когда Лосев умер в 1988 году, не дожив всего 5 лет до свое- го столетнего юбилея, то поистине «ослабла связь времен». Ло-сев как никто иной связывал нашу культуру с античной. Он без устали переводил с греческого, ибо считал, что это один из ра- дикальнейших путей развития отечественной философии. Лосев соединил в своей философии четыре составляющие: фи- лологию, феноменологию, диалектику и символизм. Лосева ин- тересует в первую очередь пронизанное смыслами живое бытие предмета. Понятие не «схватывает» сущность живой конкретно- сти, это под силу только эйдосу. Однако мир состоит не из не- подвижных эйдосов и их выражений в слове. В соответствии с этим истинная философия приобретает диалектический, подвижный характер. Движение эйдосов и слов приводит к связи с иным, взаимосвязанные реалии свидетельствуют друг о друге, они в этом смысле являются символами. В качестве сфер бытования эйдосов, слов, символов Лосев рассматривает язык, миф, рели- гию, искусство, философию. Ему удалось создать весьма своеоб- разную философскую систему, достоинства которой изучены по- ка недостаточно. Ее можно назвать философией жизненности эй- досов, слов и символов. 4.7 . ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О ФИЛОСОФИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной философией суще- ствуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки фило- софии считают, что нет как таковой западной или восточной фи- лософии. Нет единого «духа» западной или восточной филосо- фии, который определялся бы характером соответствующих на- Родов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преоб- разующую деятельность, а восточная философия религиозна, Мистична, интуитивна, нацелена на эстетико-этическую просве- щенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные разли- чия имеют не регионально ограниченный, а универсальный ха- рактер. Так, мистик — это универсальная фигура. В средневе- 103 ковой философии и ее современных модернизациях мистики сколько угодно; иначе говоря, мистика характерна не только для Индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логических вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада. В философском отношении Запад интересен Востоку, а Вос- ток Западу. Былой обособленности нет больше места. В своем един- стве они призваны сформулировать планетарное философское мы- шление будущего. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Для индуса характерен интерес как к человеку, так и к це- лостности мира. То и другое выливается в единство, которое луч- ше всего выражается формулой: «Атман есть Брахман». Атман — это всепроникающее духовное начало, Я, душа. Брах- ман — безличный духовный абсолют, из которого происходит все остальное. Решающая мысль состоит в том, что Атман и Брах- ман совпадают. Атман — это самосознание Брахмана, они сов- падают, всякой двойственности приходит конец. Многие инду- сы считают, что на Западе слишком резко противопоставляют Бо- га человеку и природе, в то время как весь мир одушевлен од- ним и тем же духом, одним и тем же Богом. Совпадение Я-Атмана с безличным Брахманом открывает человеку путь к высшему блаженству. Для этого человеку сле- дует преодолеть иллюзию эмпирического мира, земного, освобо- диться от него. Достижение человеком вечного Я есть мокша. Представление об абсолютном бытии создается путем сведе- ния всех вещей к единому целому. Эту задачу нельзя разрешить рациональным образом, ибо интеллект всегда пребывает в мире множества. Есть более могущественная сила в постижении аб- солютного бытия, чем абстрактное мышление,— это интуиция, выступающая как погружение во всеобщее сознание и сопряже- ние со всем существующим. В результате человек совпадает с Богом, с абсолютным бытием. Индийская мысль довольно мистична. С мистикой органич- но связана сосредоточенность индусов, которая также признает- ся одним из необходимых достоинств человека. Индусы счита- ют, что именно искусство мистики, духовных переживаний 104 и медитаций (сосредоточенных размышлений) не раз позволяло им противостоять превратностям истории. Медитация ведет к состоянию нирваны, к избавлению от земных желаний и привязанностей, боли, страданий и удоволь- ствия. В этой связи очень показателен разработанный йогами спе- циальный комплекс приемов и упражнений для достижения состояния нирваны. Индийскую философию часто обвиняли в пессимизме, догма- тизме, излишнем традиционализме, переходящем в консерватизм, чуждости идее прогресса, абсолютизации психического, равно- душии к этике. Эти обвинения не многого стоят в свете того, что на протяжении двух с половиной тысячелетий индийская фило- софия достойно выполняет свое назначение — направляет дея- тельность своих почитателей. Индусы всегда относились к своим философам с почтением. Отнюдь не случайно одним из первых президентов независимой Индии стал философ С.Радхакришнан. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Главный интерес китайской философии — это отношения меж- ду обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не те- ория познания, не логика, не эстетика, а этика стоит на первом месте в размышлениях основных представителей китайской фи- лософии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской — более 2,5 тысяч лет. Китайские философы, равно как и их коллеги из других ре- гионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой свя- зи вводилось представление тянь (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в од- ном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы),в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — без- личная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения ве- Щей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны Религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и ин- Дийской философией они приглушены. Состояние всеобщего благоденствия требует подчинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам при- Роды. Человек должен избавиться от личных стремлений, почув- ствовать дао. 105 Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низ- менным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешен- ное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, нена- вязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отноше- ний в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — млад- ший брат) и на службе (старший — младший; начальник — под- чиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравно- вешенность; сяо— покорность воле родителей. Конфуцийвидел осуществление своей программы в умело ор- ганизованном процессе образования и воспитания молодых. Его влияние на китайскую историю часто сравнивают с влиянием Сократана Западе. Заключая наш краткий обзор философии Востока, отметим роль традиции в философии. Сколь бы причудливым образом не изменялись окрашенные в национальные тона философские си стемы, устоявшиеся философские традиции в той или иной фор- ме дают о себе знать. Вот характерный пример. Конфуцианство как философское учение сложилась за пять веков до нашей эры. В XI-XII веках достигает расцвета неоконфуцианство. А в на- ши дни среди китайских философов много сторонников так на- зываемого нового конфуцианства. Похоже, что философские традиции не умирают. „,. , ( ОСНОВНЫ Е ВЫВОД Ы I- ' - ' / Современная философия состоит из направлений, которые вацимно дополняют друг друга. , • Феноменология рассматривает специфику «работы» созна- ния человека. Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в ми- ре. Философы-аналитики интерпретируют мир на основе ана- лиза языка. Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тек- сты в том числе. Диалектический и исторический материализм считает ба- зисными реалиями в универсальном смысле материю, а приме- ню нительно к обществу совокупность производительных сил и про- изводственных отношений. Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и кра- соты. Главная формула индийской философии: Атман есть Брах- ман. Основной интерес китайской философии — этическое регу- лирование отношений между людьми в обществе. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ФЕНОМЕН ЭПОХЕ БЫТИЕ-В-МИРЕ СУЩНОСТЬ ВЕЩИ ЗНАЧНИЕ СЛОВА ВЕРИФИКАЦИЯ ПИСЬМО ВОЗВЫШЕННОЕ Феноменология ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ РВДУКЦ* ЭЙДОС *»'•' »( Герменевтика ВОПРОШАНИЕ ПОНИМАНИЕ J ' > Аналитическаяфилософия СМЫСЛ СЛОВА ФАЛЬСИФИКАЦИЯ Постмедфшзм ПРАКТИКА Диалектическийиисторическийматериализм ПЕРВИЧНОСТЬ МАТЕРИИ ВТОРИЧНОСТЬ СОЗНАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Русскаяфилософия ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВСЕЕДИНСТВО АТМАН Индийскаяфилософия 107 СОБОРНОСТЬ КОСМИЗМ БРАХМАН Китайская философия ТЯНЬ , , ДАО ДОБРОДЕТЕЛИ «СОВЕРШЕННОГО МУЖА» ВОПРОС Ы И ЗАДАНИ Я Феноменология Чем отличается понятиестудента от эйдосастудента? Как человек приходит к эйдосу «человек»? Почему в науке и технике жизненный мир человека обедняется? Сравните теорию познания по Локку,Кантуи Гуссерлю.Какие различия вы подметили? Что такое ценность? Ценность автомобиля — что это такое: мысль человека, свойство ав- томобиля или интерпретация человеком свойств автомобиля? Герменевтика В чем состоит главное отличие понимания от объяснения в на- уке? Что значит понять пылесос? Феноменологически это значит вос- принимать его на основе эйдосов. А герменевтически? Что есть, согласно герменевтике, истина? Изложите свое представ- ление об истинном друге. Вы рассматриваете фотографию дорогого вам человека. В чем смысл слияния горизонтов фотокарточки и ваших собственных? Что значит понять текст? Означает ли это проникновение в со- знание творца текста или же понимание содержания текста не зависит от автора? А может, ни то и ни другое? Возьмите слово «предрассудок». Сначала покритикуйте его: «Фу, предрассудок!», затем расхвалите: «О, перед рассудком!». Рассмотрите, как происходит понимание в различных ситуациях, почему одни понимают лучше других? Вспомните, перед Бородинской битвой генералы предлагали много вариантов предстоящего сражения. Как поступил Кутузов!Кто понимал лучше суть происходящего? Аналитическая философия Почему аналитики поставили в центр своего анализа проблему язы- ка? Что есть значение слова? Покажите на примерах, что значение слова зависит от его упо- ¥ребления. Проведите игру-соревнование на звание лучшего философа-ана- литика. Возьмите слово, например «инженер», и подыщите к нему слова семейного сходства. Кто больше таких слов подберет, тот побе- дитель. Готовясь к соревнованию, загляните в словарь синонимов. Сопоставление теории с фактами необходимо. Что доказывается таким сравнением? Что теория верна на вечные времена или же что она покане опровергнута? Почему аналитики считали добро всего лишь эмоцией? Согласны ли вы с тем, что речь есть действие? Постмодернизм Против чего выступают постмодернисты? Почему постмодернисты считают текст более богатым, чем речь? Что значит деконструировать, рассеять текст? Что вы считаете возвышенным? Совпадает ли ваше мнение с мне- нием постмодернистов? Содержатся ли элементы постмодернистской философии в моло- дежных танцах, полных импровизаций и виртуозности? Если да, то ка- кие? Если вы компьютерфэн, то постарайтесь дать себе отчет, какую именно философию вы культивируете. Если вы не компьютерфэн, то по- просите кого-нибудь рассказать вам о кибернетических играх и гипер- пространстве и их эстетическом значении. Диалектический и исторический материализм Как вы понимаете суждение «Практика — критерий истины»? Что образует, на ваш взгляд, базис общества? Производительные силы, производственные отношения или духовные ценности? Как, на ваш взгляд, можно избавиться от эксплуатации одних людей другими? Русская философия Какой идеал вам ближе — цельности или расчлененности? Каков ваш идеал положительного единства: Бог, этика, единст- во истины, красоты и добра? Как бы вы охарактеризовали так называемую русскую душу? В чем состоит ее философское содержание? Философия какого российского автора вам нравится больше все- го? Почему? Почему, как вы думаете, нас, россиян, все время тянет в космос? Уж не потому ли, что мы в философии космисты? Индийская философия В чем состоит различие между Брахманом и христианским Бо- гом? Что тренирует йог в первую очередь — тело или дух? Кто такой йог — спортсмен или философ? Китайская философия В чем вы видите специфику китайской философии? Видите ли вы связь между современными экономическимя пре- образованиями в Китае и принципами конфуцианства? РАЗДЕЛ 2 |