Главная страница
Навигация по странице:

  • НЬЮТОН

  • ВЫРАБОТКА

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница8 из 39
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39

    СПОР ОБ ИДЕЯХ. ДЖОН ЛОКК ;
    Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк. Он, как и Декарт, придержи- вался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим иде- ям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

    Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек — это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются про- стые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: дан- ный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений;

    3) идеи-понятия (общие понятия).

    Примером идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате про- стого сложения первоначальных идей, непосредственно вызыва- емых ощущениями.

    Примером идеи отношений является идея материнства, по- лучаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

    Примером общего понятия является понятие «человек». Что- бы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдель- ных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и озна- чает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и со- ставят понятие «человек». В определении понятия «человек» ука- зываются лишь идеи, присущие каждому человеку.

    Локк сенсуалист,т.е. он считает, что всякое знание мож- но за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум челове- ка есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов.

    Спор об идеях тянется через всю историю развития филосо- фии, нам еще предстоит не раз к нему вернуться. Если сенсуа- листы (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят знание из чувств, то раци- оналисты (Декарт,Спиноза,Лейбниц) подчеркивают приорите- ты мышления.
    ГАЛИЛЕЙ И НЬЮТОН - ГЕНИИ МЕХАНИКИ
    Новое время — это эпоха, когда превыше всего ценятся рас- судок и его творение, наука. В Новое время наука начинает

    развиваться столь стре лштельно, ее успехи столь велики, что да- лее ставится под сомнение наличие науки в античности и сред- невековье. В связи с обсуждением философских проблем теории познания для нас важн:ейшее значение приобретает философское содержание созданной Галилееми Ньютономтеоретической механики. Они выявил и одно удивительное обстоятельство.

    Читатель, надо полагать, со школьной скамьи знает три зна- менитых закона Ньютона. Для наших целей особенно важное зна- чение имеет соотношение между двумя первыми, основополага- ющими законами. Второй закон Ньютона записывается очень про- сто F=та,где F вектор силы, т масса, а ускорение. Но вто- рой закон Ньютонавыполняется не всегда, а только в тех сис- темах отсчета, где тело., на которое силы либо вообще не дейст- вуют, либо уравновешивазот друг друга, остается в покое или движется равномерно прямолинейно. Первый закон Ньютона определяет условия, при которых справедлив второй, равно как и третий, за- кон Ньютона. Тут и выясняется то удивительное обстоятельст- во, встречу с которым мы обещали выше.

    Оказывается, что, строго говоря, первый закон Ньютонанельзя установить на эксперименте. Вопреки определению пер- вого закона Ньютонаси-лы, действующие на тело, никогда не урав- новешиваются абсолютно точно; невозможно экспериментально и освободиться от сил. Вс е это значит, что Галилей,первооткры- ватель первого закона Н'ъютона, пришел к нему в результате мыс- ленного обобщения всего доступного ему эмпирического и тео- ретического материала-

    Надо отметить, что эксперименты помогли Галилею сделать от- крытие. Он рассматривает мысленные опыты по скатыванию по на- клонным плоскостям тяжелых металлических шаров. Чем мень- ше становился бы угол наклона плоскости, тем меньше была бы величина ускорения шаров. Галилейрассудил, что шар на гори-

    | зонтальной поверхности будет находиться в покое или в состоя- нии равномерного прямолинейного движения бесконечно долго.

    ' Итак, то, что сделал: Галилей,называется идеализацией,она f позволила превратить представление о механических явлениях

    в теорию, объяснить их огромное множество.

    Укажем еще на строение механики Ньютона:

    ! • законы, формируемые математически;

    i • дедукция, подведение под закон условий конкретных ме- j ханических задач;

    • сопоставление теории с результатами экспериментов.

    57

    КАК ПОЛЯЧАЮТ ИДЕАЛИЗАЦИИ?
    Идеализации, вопреки мнению Декарта,не даются нам от рождения, а, как мы видели, являются научным изобретением. Идеализации, вопреки мнению Локка, невозможно вывести и из эксперимента, поставляющего чувственные данные. Если бы идеализации извлекались прямо из эксперимента, то эксперимен- таторы, не дожидаясь теоретиков, сами открывали бы теорети- ческие законы, т.е. идеализации. Идеализация — это итог боль- шого поиска, удачи в упорядочении экспериментального и тео- ретического материала, нахождения их гармонии друг с другом, часто методом проб и ошибок, выдвижения и опровержения ги- потез. Удача приходит к тем, кто упорен, кто дерзает, кому по- везет. Когда АльбертаЭйнштейнаспросили, как ему удалось открыть постулаты теории относительности (а эти постулаты так- же представляют собой идеализации), он скромно ответил: «До- гадался». Почему другие не смогли догадаться?

    Идеализация,не любая, а научно оправданная, есть пости-жениеодинаковостиизучаемыхявлений. К ней не ведет пря- мая асфальтированная дорога, она не является результатом аб- стракции.

    ВЫРАБОТКА НОВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
    Новый стиль философствования, где бы его не применяли в политике, педагогике, морали, везде давал новые плоды. Но- вации шли рука об руку с ясными и разумными началами по- знания. Показательна в этом смысле выработка нововременно- го юридического мировоззрения. В отличие от своих античных и средневековых коллег правоведы Нового времени стремились защитить права каждой личности. Совершенно непонятная для юристов старых школ новая идея состояла в признании всех лю- дей в юридическом отношении равноправными: «Перед законом все равны». Эту идею развивали, в частности, Томас Гоббси ДжонЛокк.

    На первый взгляд, идея юридического равноправия людей, отличающихся полом, происхождением, богатством, умственны- ми и физическими возможностями, кажется чуть ли не абсурд- ной. Даже философам-новаторам было трудно ее обосновать, но они пытались это сделать. Говорили, что все равны по рож-

    58

    дению. Но ведь и по рождению равенства нет, ибо один родит- ся больным, другой здоровым и т.д. Утверждали, что люди рав- ны по своим возможностям, но и это не подтверждается прак- тикой. Тем не менее положение о юридическом равноправии бы- ло принято и имело в деле становления демократического и спра- ведливого общества важнейшее значение. В чем состоит смысл этого положения? Каким образом оно было достигнуто?

    Положение о равенстве людей является идеализацией,кото- рую невозможно получить непосредственно из опыта, за счет чув- ственных представлений. Первоначально она возникла в качест- ве гипотезы. Использование ее оказалось благотворным, поэто- му гипотеза стала восприниматься как закон общественной жиз- ни (т.е. не просто как пустая выдумка), каковым она и являет- ся. Выходит, что юридическое равноправие выражает важней- шую сторону общественной жизни людей, демократического общества, забвение этого закона разрушает саму целостность общества.

    Обратите внимание на то, как реализуется новый стиль фи- лософского мышления. Если физики Нового времени постули- ровали посредством физических законов одинаковость механи- ческих явлений при различных значениях физических пере- менных, то правоведы настаивали на подчинении всех людей од- ним и тем же юридическим законам при естественном несход- стве разных индивидов.

    Нечто аналогичное мы увидим и в теории морали. Обратим- ся в этой связи к философии Иммануила Канта, бесспорно вы- дающегося философа.

    НОВАЦИИ И. КАНТА
    В центра внимания Канта — человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант,надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искус- ство, мораль возможны благодаря уникальным способностям Души (сознания) человека. Схематически сам Кантизображал свою философскую систему в следующем виде (два последних столб- ца добавлены нами. В.К.).

    В первом столбце приведены три способности души, не суще- ствует у души других способностей. Совокупная познавательная

    59

    Способности души в сово- купности

    Познава-

    тельные способно- сти

    Априор- ные прин- ципы

    Примене- ние их к

    Получае- мые суж- дения

    Основ- ные цен- ности

    Познава- тельная способность

    Рассудок

    Законо- мерность

    Природе

    Теорети- ческие

    Истина

    Чувства

    Способ-

    Целесо-

    Искусству

    Эстети-

    Красота

    удовольст- вия и неудо- вольствия

    ность суждения

    образ- ность




    ческие




    Способность

    Разум

    Конечная

    Свободе

    Практи-

    Добро

    желания




    цель




    ческие,
















    или нрав-
















    ственные






    способность состоит из трех познавательных способностей, кото- рые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудо- вольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверж- дать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания со- провождается разумом, разум определяет, что человек желает и ка- ким образом он будет добиваться желаемого. Разум — это выс- шая познавательная способность души.

    В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, бла- годаря которым человек является тем, чем он является, социаль- ным существом. Эти принципы Кантназывает априорными,что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Мы уже объясняли, как человек при- ходит к ним.

    Первый принцип — закономерность, благодаря этому прин- ципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку).

    Второй принцип — целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удов- летворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетичес- ких суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   39


    написать администратору сайта