Главная страница
Навигация по странице:

  • Учение Платона

  • ФИЛОСОФИЯ

  • Последняя реальность — бог.

  • Политология Аристотеля. В

  • Аристотель — учитель Александра Македонского.

  • АЛЕКСАНДР

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница4 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

    Антропология Платона. Концепция любви. У каждого че- ловека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, бла- годаря ей он познает идеи, в этом состоит добродетель. Душа ре- ализует себя в добродетелях умеренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто понимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужест- венным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только по- знание, но и любовь.

    Суть любви в движении к благу, прекрасному, счастью, В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным пред-

    31

    ставлениям, платоническая любовь — это любовь, лишенная чув ственных влечений. В действительности же Платон воспевал лю- бовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной простоте. Лю- бовь, по Платону, это мост соединяющий телесное, чувственное с духовно-возвышенным. Читатель, разве тебе не хочется прой- ти по этому мосту?

    Учение Платона об обществе. Главная идея общественного благоустройства — это идея справедливости. Те, в которых пре- обладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренно- сти, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крес- тьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в кото- рых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стра- жами. И только достигшим в своем духовном развитии мудро- сти по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанны- ми выше классами общества должна быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по со- стоянию своей души. Платонжелал построить идеальное госу- дарство. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвергли как несоответствующие сложным жизненным реалиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платонадействительно кажутся не- сколько утопичными, скользящими по поверхности моря жиз- ненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех разви- тых стран часто ставят на первое место именно идею справедли- вости. А это идея Платона!

    Устарел ли Платон? На первый взгляд может показаться, что философия Платона,жившего 24 столетия тому назад, ус- тарела. Если читатель слышал от кого-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона.Берем на себя смелость прогнозировать: либо окажется, что Платон просто-напросто вы- играл соревнование, либо «победа» над Платоном досталась ва- шему собеседнику лишь постольку, поскольку он прекрасно знает философию Платона и сумел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стимулирует развитие человека, общества. В этом, по- жалуй, состоит главная тайна многовековой значимости фило- софии Платона.В центре этой философии находится учение об идеях.

    ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
    учение о форме и четырех причинах. Аристотель — вели- кий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огром- ный потенциал, Аристотельразвил собственное философское уче- ние.

    Выше мы видели, что Платонвстретился с большими труд-

    ностями при осмыслении природы идей. Аристотель стремил- ся разъяснить сложившуюся проблемную ситуацию. Он перенес акцент с идеина форму.

    Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя — это бронза, а форма — очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя — это кости и мясо, а форма — душа. Для животного формой является животная душа, для расте- ния — растительная душа. Что важнее — материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Ари-стотельне согласен с этим. Ведь только благодаря форме ин- дивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть глав-наяпричинабытия.Всего причин четыре: формальная — сущ- ность вещи; материальная — субстрат вещи; действующая — то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целе- вая во имя чего совершается действие.

    Итак, по Аристотелю, единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя — это возможность бытия, а форма есть осу- ществление этой возможности, акт. Из меди можно сделать шар, статую, т.е. как материя медь есть возможность шара и статуи. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием.Понятие справедливо и без материи. Так, понятие шара справедливо и тогда, когда из меди еще не сделали шар. Понятие принадле- жит уму человека. Выходит, что форма — это сущность и отдель- ного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

    Аристотель как первооткрыватель динамизма и телеоло- гии. В своих суждениях о материальных причинах Аристотельво многом повторял Фалеса,Анаксимена,Анаксимандра,Герак-лита,учивших, что в основе всего находятся материальные субстанции. В учении о форме Аристотельсущественно перера- ботал концепцию идей Платона.Еще более оригинален был Ари-

    стотельв развитых им концепциях динамизма и цели.

    33

    Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уде- лять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и тому, что за этим стоит, а именно переходу возмож- ности в действительность. Динамизм Аристотеля знаменует собой появление нового образца понимания. Во всех случаях тре- буют уразумения механизмы происходящих изменений и при- чины, обусловившие эти изменения. Надо определить источник движения, его энергетическое начало, те силы, которые обеспе- чили движение.

    Аристотель по праву гордился тем, что им была развита, при- чем содержательнейшим образом, проблема цели. Цель — по-гре- чески телеос. Исходя из этого учение о цели называют телеоло-гией. Цель есть, по Аристотелю, наилучшее во всей природе. Гла- венствующая наука та, «которая познает цель, ради которой над- лежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной ин- станцией поступков людей оказываются их цели, целевые при- оритеты. Телеология, развитая Аристотелем,оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его дея- ний и общества.

    Последняя реальность бог. Для Аристотеля форма в своей динамике выражает иерархичностьбытия. Из меди можно изготовить много вещей, но медь остается медью. Намно- го более иерархично ведет себя форма. Сравним: форма нежи- вых предметов — растительная форма — животная форма — фор- ма (душа) человека. Это сравнение поднимает нас по лестнице форм, причем значение материи ослабевает, а формы — возра- стает. А если сделать еще шаг и заявить, что есть чистая фор- ма, освобожденная от материи? Аристотель твердо убежден, что этот шаг, предельный переход, вполне состоятелен и необ- ходим. Почему? Потому что тем самым мы обнаружили перво- двигатель всего, а значит, принципиально объяснили все мно- гообразие фактов движения. Бог, как и все доброе и красивое, притягивает, влечет к себе, это не физическая, а целевая, фи- нальная причина.

    Бог Аристотеля — это перводвигатель. Это еще и ум. Поче- му ум? Аристотель рассуждает по аналогии: что главнее всего в ду- ше человека? Ум. Бог же есть сплошное совершенство, потому он тоже есть ум, но более развитой, чем человеческий. Бог не- подвижен. Как источник движения он не имеет причину движе- ния, ибо нам пришлось бы за одной причиной движения откры- вать другую и так далее, без конца. Бог конечная причина дви-

    34



    Последней целью и последним благом является счастье. Но что такое счастье? Счастье для Аристотеля — это не жизнь, растраченная на удовольствия, наслаждения и развлечения, это не почести и успех и не богатство, а совпадение добродетели че- ловека с внешней ситуацией.

    Добро связывается с обилием добродетелей, зло с их скудо- стью. Аристотель особенно высоко ценил следующие добродете- ли: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.

    Превыше всего Аристотель ставил разумную мудрость, ибо это та добродетель, с помощью которой постигается любая реаль- ность, благодаря ей постижим и бог. Гармоническим сочетани- ем всех добродетелей является справедливость.

    Добродетелям можно и нужно научиться. Они всегда высту- пают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ни- чего слишком...». Великодушие есть середина между тщеслави- ем и малодушием, мужество — середина между безрассудной от- вагой и трусостью, щедрость — середина между расточительно- стью и скупостью и т.д.

    Политология Аристотеля. В своих политических воззрени- ях Аристотель во многом повторяет Платона.Формы государ- ственного устройства Аристотельделит на правильные (дости- гается польза для всех) и неправильные (имеется в виду лишь польза для некоторых).



    Аристотелькритически относился к демократии, ибо счи- тал, что ее принципами являются неоправданная свобода и ни- щета, в том числе духовная. Современному слову «демократия» больше соответствует античный термин «полития».

    Аристотель — учитель Александра Македонского. Аристо- тель в течение пяти—шести лет был воспитателем АлександраМакедонского. Нам не слишком многое известно о их взаимоот- ношениях. Но имеющиеся свидетельства показывают, что отно- шения двух великих строились на искреннем чувстве привязан- ности и дружбы. Из своих походов Александрпривозил Аристо-

    телю в подарок диковинные растения и животных, письменные свидетельства, которые служили Аристотелюв егонаучной работе. Аристотель никогда не лебезил перед Александромиимел мужество говорить ему правду, не всегда приятную.

    Для своего старшего сына Никомаха Аристотель написал спе- циальную книгу «Никомахова этика», которой суждено было стать в веках книгой длямногих миллионов.



      1. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


    АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ ОТКРЫВАЕТ НОВНЮ ЭПОХИ
    Древние греки называли себя эллинами, они защищали се- бя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Алек-сандраМакедонскогорезко изменили ситуацию, возникла им- перия, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванны- ми племенами и расами. Греческие города-государства приходи- ли в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистиче- скую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платонаи Аристотелядля этих це- лей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и сча- стье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автар-кии(самодостаточности человека), апатии (безразличии), ата-раксии(невозмутимости).

    Кинизм(цинизм)

    Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен,а его ярким представителем — Диоген Синопский (сам он назы- вал себя Диогеном-собакой). Антисфенвел свои беседы в гим- насии при храме Геракла. Гимнасий (слово гимнасий мужского Рода) имел название Киносарг, что дословно означает «злые со- баки» (собака кине). Отсюда произошло название кинизма.

    Киники считали своим учителем Сократа, но они не смог- ли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей фило-
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта