Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫСОКИЙ

  • Диалектика

  • Где расположены идеи

  • Три главных случая использования Платоном концепции

  • Космология

  • Учебник для студентов средних специальных учебных заведений


    Скачать 0.76 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов средних специальных учебных заведений
    Дата29.09.2022
    Размер0.76 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаosnovy_filosofii_kanke_v_a_uchebnik_dlya_ssuzov_2008__288s.docx
    ТипУчебник
    #704559
    страница3 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    Содержимое таблицы показывает, что первые философы на- много успешнее объясняли явления природы, чем духовный мир человека. По этой причине их называют натурфилософами,т.е. философами природы.



      1. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА

    и АРИСТОТЕЛЯ
    ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА
    Духовная революция Сократа. Сократ совершил в филосо- фии коренной переворот. Натурфилософы бились над разреше- нием проблемы: что такое природа й последняя реальность ве- щей? Поняв, что натурфилософия во многом безразлична чело- веку, Сократпереиначивает основное философское вопроша

    Sif>

    ние: в чем природа и главное содержание человека? Не физику, а этику ставит Сократ на первое место. Именно философия че- ловека должна стать ключом к философии природы, а не наобо- рот. В этой связи Сократпридает первостепенное значение то- му, что человек есть существо познающее,разумное.

    Сущность человека душа. Этика Сократа. Человека от- личает от других существ душа,считает Сократ. Душа — это способность человека осознавать, проявлять мыслительную ак- тивность, быть совестливым и моральным, добродетельным. По- тенциал души реализуется в познании, недостаток последнего есть невежество. Тело человека не довлеет над его душой, наоборот, оно является инструментом души. Сократ занимается телесны- ми упражнениями, но еще больше душевными. Без последних нельзя воспитать в себе добродетели, среди которых главные — мудрость, справедливость, умеренность. Развивая свои доброде- тели, человек достигает гармонии души, даже физическое наси- лие не может ее разрушить. А это означает, что человек стано- вится свободным. В этом и состоит его счастье.

    Этика Сократа, описанная в предыдущем абзаце, имела в ста- новлении современного человека, как свидетельствует история, непреходящее значение. Но и она не лишена парадоксов. Заду- маемся над следующими сложными для этики Сократавопро- сами.

    1. Почему много знающий человек, как известно хотя бы из истории преступлений, все-таки совершает зло? По Сократу,толь- ко кажется, что злодей много знает. Это суждение звучит не очень убедительно. Современный философ склонен считать, что преступ- ник не обладает доброй волей. Этика Сократа не содержит пред- ставления о доброй воле.

    2. Почему столь живуч эгоизм? И на этот вопрос невозмож- но найти ответ в этике Сократа. Современные философы пола- гают, что эгоизм коренится не в природе человека, а определя- ется приобретенными им в процессе жизни ценностями. Но уче- ния о ценности будет развито лишь через 2,5 тысячи лет после Сократа.

    Диалектика Сократа. Мы используем слово «диалектика*для обозначения искусства достижения философских истин, этом отношении Сократтакже был большим новатором.

    Для Сократа диалектика являлась искусством постановки во-

    Росов и нахождения ответов на них. При этом достаточно от- четливо выделяются три этапа.

    27

    Первый этап — дисквалификация себя и собеседника. Обыч- но человеку кажется, что он знает ответ едва ли не на любой слож- ный вопрос. Стоит, однако, начать серьезные исследования, как иллюзия начинает рассеиваться. Именно это имел в виду Со-крат,когда он даже про себя говорил: «Я знаю, что ничего не знаю».

    Второй этап ирония. Человек «цепляется» за свои иллю- зии, поэтому, чтобы добиться освобождения от них, уместно сильнодействующее средство. Таковым Сократсчитал иронию. Третийэтап рождение мысли, душа порождает истину.

    Диалектика Сократасохраняет свое значение до настоящих дней.

    Смерть Сократа. Как известно, афиняне послали Сократа на смерть, он выполнил их судебный приговор и выпил яд. Во все это не хочется верить. Увы, свершившееся есть факт. При всей трагичности этого факта уроки его весьма поучительны.

    Сократаобвинили в том, что он не чтит общепризнанных в Афинах богов, вводит новые божества, развращает юношест- во пропагандой своего учения. Подлинной причиной казни Со-крата явилась зависть к его мудрости, тем более что он не ос- танавливался в обличении неразумия ни перед кем — ни перед поэтами, ни перед политиками. Последние были особенно злы на Сократа(тридцать тиранов запрещали ему обучать словес- ному искусству).

    Друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы, но он от- казался. Почему? Он подчинился закону, не хотел насилия над законом. Он подчинился судьбе, ибо его разум не оставлял ему другого пути. Сократ рассуждал так: разум — высшая моя до- бродетель, если она бессильна, то приходится погибать безвин- ным. Особо следует упомянуть об отношении юных к Сократу,они относились к нему вполне благосклонно, но на суде им не предоставили слово.

    К чести афинян нужно сказать, что впоследствии они нака- зали обидчиков Сократа и всячески возвеличили его личность. Однако обвинение философов в создании новых богов будет по- вторяться многократно и всегда заканчиваться одним и тем же: позором обвинителей и славой в веках казненных. Философия даже в просвещенном обществе — удел смелых, она не прием- лет лицемерия, ханжества, чинопочитания, отстраненности от зла.

    Философия, по Сократу, это «экзамен души», экзамен на му- дрость, честность, правду, свободу.

    28

    ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
    Концепция идей. Платон — выдающийся мыслитель антич- ности, ученик Сократа,он развивает его представления. Стра- тегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Серд- цевину же философии Платонасоставляет концепция идей.

    Вещи не рассматриваются Платономтолько в их кажущем- ся столь привычным эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как вы- ясняется, для любой вещи данного класса вещей одна и та же и обо- значается одним именем. Есть множество лошадей, карликовых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответственно можно вести речь о бла- гом вообще, прекрасном вообще, зеленом вообще, доме вообще.

    Идея — это то самое единое, которое составляет суть много- образия. Итак, проблему единого и многого Платонразрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это мно- гое. Идея соотносится как с материальными, так и с душевны- ми явлениями. Универсальность идей показывает, что они пред- ставляют собой мощнейшее философское средство!

    Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смотри, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придет- ся поразмыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

    Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрас- на по-своему, поэтому нельзя прекрасное связывать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность обозначают одно и то же, единое.

    Прекрасное как идея присуще вещам в разной степени, по- этому есть более и менее прекрасные вещи. Прекрасное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, под- вергнуть рентгену, оно есть нечто зафизическое, по-гречески метафизическое.Его нельзя увидеть глазами, но только умом, оно умозрительно. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платонразъясняет.

    Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обратите свое вни- мание на те вещи и явления, которые признаются прекрасны- ми. Установите, что менее и что более прекрасно. По определе-

    29

    нию ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, достигая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема поясняет ситуа- цию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу.



    Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрас- ное. Иначе говоря, она есть образец, модель, или, как часто вы- ражались греки, парадигма. Если мы хотим уразуметь прекрас- ное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, на- чиная от идеи прекрасного, пройти путь в обратном направле- нии (против стрелочек).

    Где расположены идеи? По поводу месторасположения идей возможны три главных ответа.

    Идеи находятся в физических вещах.

    Иде и это творение ума человека, следовательно, они на- ходятся в уме человека.

    Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме че- ловека, а в некоем третьем мире, который Платонназывал Гиперуранцей(дословно: по ту сторону неба).

    Платонпридерживался третьей точки зрения, она пред- ставляется нам парадоксальной. Современные исследователи из- бегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обладают сходными характеристиками. Во-вто- рых, специальные научные методы позволяют вскрыть такие об- щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но суще- ствуют. В этой связи вместо слова «идея» используются терми- ны «понятие», «идеализация». Именно учение о понятиях и иде- ализациях является современным пониманием природы идей.

    зо

    Какая идея наиважнейшая? Платонне считал все идеи рав- значными. Вслед за Сократомон превыше всего ставил идею благаДля него благо было причиной всего прекрасного как в ми- так и в жизни людей. Так, мир познаваем благодаря благу.

    Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные фи- лософы придают благу более земное содержание, они обычно счи- тают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, успешного совместного житель- ства людей.

    Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что созданная им концепция идей является мошным инструментарием в деле понимания, интерпре- тации самых различных явлений.

    Обладая таким инструментарием, можно найти ответы на са- мые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким должно быть общество? Рассмотрим в этой связи учение {логос) о космосе (космологию), о человеке (антро-пологию),об обществе (социологию).

    Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей,получился Космос, существо одаренное совершен- ством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения демиург взял мир идей.

    В рассуждениях Платоназаметна непоследовательность: идеи превыше всего, вместе с тем ими распоряжается бог-деми- ург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независи- мо от идей, лишь в результате усилий демиурга она как бы ожив- ляется идеями.

    Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поколения людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта